Научная статья на тему 'Фармацевтическая промышленность Индии'

Фармацевтическая промышленность Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1350
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИНДИИ / PHARMACEUTICAL PRODUCTION IN INDIA / ЭКСПОРТ / EXPORT / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СУБСТАНЦИИ И ГОТОВЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / PHARMACEUTICAL SUBSTANCES AND FINISHED MEDICINES / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / REGULATION OF THE TURNOVER OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешковский А.П., Пятигорская Н.В., Аладышева Ж.И., Ивашечкова Н.С., Шабалина М.М.

Индия крупнейшее государство Южной Азии. По численности населения, составляющей около 1,330 млрд человек, она занимает второе место в мире. Страна является федеративной республикой, состоит из 29 штатов и 7 союзных территорий. В прошлом Индия британская колония, получившая независимость в 1947 г. Индия, как и Россия, входит в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) группу стран со схожими параметрами экономического развития и приоритетами внешней политики. Представители Министерства промышленности и торговли РФ неоднократно отмечали интерес к развитию контактов с отраслевыми регуляторными органами стран этой группы и к ознакомлению с их опытом работы. Ниже приведены краткие данные о развитии и положении фармацевтической промышленности и о регулировании оборота лекарственных средств в этой стране [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical industry in India

India is the largest state in South Asia. With a population of about 1,330 billion people, it ranks second in the world. The country is a federal republic consisting of 29 states and 7 union territories. In the past, India was a British colony that gained independence in 1947. India, like Russia, is a member of BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) a group of countries with similar profiles of economic development and foreign policy priorities. Representatives of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation have repeatedly noted expressed interest in developing contacts with industry-specific regulatory bodies of BRICS and learning more about their work experience. Below is a summary of the current state and development of the pharmaceutical industry, regulation of the turnover of medicines in India.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая промышленность Индии»

А.П. МЕШКОВСКИЙ, Н.В. ПЯТИГОРСКАЯ, Ж.И. АЛАДЫШЕВА, Н.С. ИВАШЕЧКОВА, М.М. ШАБАЛИНА

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России

10.21518/1561-5936-2017-5-6-10

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНДИИ

Индия — крупнейшее государство Южной Азии. По численности населения, составляющей около 1,330 млрд человек, она занимает второе место в мире. Страна является федеративной республикой, состоит из 29 штатов и 7 союзных территорий. В прошлом Индия — британская колония, получившая независимость в 1947 г. Индия, как и Россия, входит в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) — группу стран со схожими параметрами экономического развития и приоритетами внешней политики. Представители Министерства промышленности и торговли РФ неоднократно отмечали интерес к развитию контактов с отраслевыми регуляторными органами стран этой группы и к ознакомлению с их опытом работы. Ниже приведены краткие данные о развитии и положении фармацевтической промышленности и о регулировании оборота лекарственных средств в этой стране [1].

• ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОК

Объем фармацевтического производства Индии в 2016 г., по данным разных источников, оценивался в 32—36 млрд долл., что составляет не более 2% мирового производства лекарственных средств (13-е место в мире). Однако по объему фармпродукции в физических единицах страна занимает 3-е место в мире. Основная часть продукции отрасли — воспроизведенные лекарственные препараты (объем производства в 2016 г. составил около 26 млрд долл.). На Индию приходится примерно 20% мирового производства дженериков, что делает страну крупнейшим в мире поставщиком этой категории лекарств.

В стране насчитывается до 20 тыс. производителей лекарственных средств (ЛС). Значительная часть из них — мелкие предприятия, не входящие в так называемый организованный сектор. Они не участвуют в отраслевых объединениях, слабо контролируются государством, в связи с чем информации об их деятельности недостаточно. Костяк отрасли составляют крупные и средние предприятия, в том числе 4900 производителей готовых лекарственных средств (ГЛС), 1500 производителей активных фармацевтических ингредиен-

Ключевые слова:

фармацевтическое производство Индии, экспорт, фармацевтические субстанции и готовые лекарственные средства, регулирование обращения лекарственных средств

тов (АФИ), 30 производителей вакцин, 1 000 производителей гомеопатических препаратов и 4 800 производителей традиционных ЛС. На долю филиалов транснациональных корпораций приходится около 35%

рынка; они наиболее активны в сегменте фармацевтических субстанций. Национальные компании специализируются в основном на выпуске ГЛС. Крупнейшими центрами фармпроиз-водства в стране являются Хайдарабад, Мумбаи, Бангалор и Ахмедабад. Ведущие индийские фирмы имеют дочерние предприятия в 60 странах мира. В стране широко развито контрактное производство.

Внутренний рынок ЛС оценивается в 15 млрд долл., что говорит о крайне низком душевом потреблении: около 13 долл. в год, что в 100 раз меньше, чем в США. В настоящее время две трети живущих в стране не имеют доступа к важнейшим лекарственным препаратам. На импорт приходится порядка 5 млрд долл., или около 1/3 внутреннего рынка. Доля дже-нериков на местном рынке — порядка 70%. Его функционирование обеспечивается работой 800 тыс. предприятий оптовой и розничной торговли. В последние годы темп роста фармпро-изводства в стране (12—17% в год) почти вдвое превышает темпы роста мирового

Keywords: pharmaceutical production in India, export, pharmaceutical substances and finished medicines, regulation of the turnover of medicines.

India is the largest state in South Asia. With a population of about 1,330 billion people, it ranks second in the world . The country is a federal republic consisting of 29 states and 7 union territories. In the past, India was a British colony that gained independence in 1947. India, like Russia, is a member of BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa) - a group of countries with similar profiles of economic development and foreign policy priorities. Representatives of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation have repeatedly noted expressed interest in developing contacts with industry-specific regulatory bodies of BRICS and learning more about their work experience. Below is a summary of the current state and development of the pharmaceutical industry, regulation of the turnover of medicines in India.

A.P. MESHKOVSKY, N.V. PYATIGORSKAYA, Z.I. ALADYSHEVA, N.S. IVASHECHKOVA, M.M. SHABALINA, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, MoH RF. PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN INDIA.

фармацевтического рынка (7—9%). Ожидается дальнейший рост этого показателя до 22% и выше, в связи с чем к 2020 г. объем продаж фармацевтической продукции, по некоторым оценкам, может достичь 55 млрд долл. Вместе с тем высказывается мнение о том, что в перспе ктиве на темпы роста показателей экспорта окажет негативное влияние наметившееся повышение требований к качеству лекарственных средств в странах-импортерах: США, государствах Западной Европы, России. Для развития отрасли изначально существовало огромное препятствие: крайне низкая покупательная способность населения. С учетом этого отрасль развивалась преимущественно в сторону экспорта. Экспорт фармацевтической продукции осуществляется в 200 стран ми-ра1. Его объем оценивается в 17 млрд долл., что составляет примерно половину объема производства. Этот показатель быстро растет: 10 лет назад он не превышал 20%. Вакцины экспортируются в 170 стран. На Индию приходится почти половина глобального экспорта вакцин по числу упаковок. В стоимостном выражении объем экспорта вакцин превышает 1 млрд долл. В ближайшие годы этот показатель планируется довести до 4,6 млрд долл. В таблице приведены данные по объему экспорта фармацевтической продукции из Индии в 10 стран с наибольшими показателями (доллары США, 2014 г.). Отметим, что Россия занимает в этом перечне 3-е место.

Индия является крупнейшим поставщиком лекарственных препаратов в США. По имеющимся данным, 74 предприятия отрасли положительно оценены американским регулятором (US FDA), что больше аналогичного показателя в любой другой стране, за исключением самих США. Несколько лет назад до 20% сокращенных заявок на регистрацию воспроизведенных препаратов (ANDA) поступали в FDA от индийских компаний.

Нацеленность индийских производите-

1 В их числе 193 государства - члена ООН и несколько мелких государств, не получивших широкого международного признания).

лей на американский рынок нетрудно объяснить. США — единственная страна, в которой цены на лекарственные препараты не регулируются государством, соответственно, они выше, чем в других странах. В середине нулевых годов Индия планировала заключить соглашение с США о взаимном признании ре-гуляторных решений, учитывая большой объем поставок фармпродукции в эту страну. В связи с тем, что эти планы не были реализованы, американское регуля-торное агентство открыло свои отделения в Индии, чтобы снизить затраты на переезды инспекторов по GMP из США в страну и обратно.

тентного законодательства. В 1970 г было отменено патентование состава лекарственных препаратов и продуктов питания (патенты на продукты); принцип патентования методов производства был сохранен, но в сокращенном виде срок действия патентов на процессы ограничивался до 5—7 лет. Это сделало индийский лекарственный рынок менее привлекательным для иностранных компаний, которые начали сокращать свое присутствие в стране. В результате у национальных фирм появилась возможность занять освобождающуюся нишу. Многие из них, используя метод обратного инжиниринга, смогли организовать производство дженериков с низкой себестоимостью, что позволило им также выйти на мировой рынок.

таблица ! Экспорт фармацевтической продукции из Индии

Страна Стоимость Доля

США 3,8 млрд 32,9%

Южная Африка 461,1 млн 3,9%

Россия 447,9 млн 3,8%

Великобритания 444,9 млн 3,8%

Нигерия 385,4 млн 3,3%

Кения 233,9 млн 2%

Танзания 225,2 млн 1,9%

Бразилия 212,7 млн 1,8%

Австралия 182,1 млн 1,6%

Германия 178,8 млн 1,5%

Индия занимает ведущее место в мире по числу производителей лекарственных средств и вакцин, прошедших процедуру предквалификации ВОЗ, — это несколько сотен предприятий [2].

• ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Значительные успехи индийских производителей лекарственных средств в немалой степени связаны с поддержкой государства. Она начала осуществляться с 60-х гг. прошлого века, прежде всего, путем создания госкорпораций по производству АФИ, что позволило в последующий период уско ренными темпами развивать выпуск ГЛС.

Существенную роль в этом сыграло также ослабление па-

Развитию отрасли содействовала общая либерализация экономики. Совершенствование медицинского обслуживания населения путем расширения охвата медстрахованием, облегчения доступа к медицинской помощи в городах и сельской местности и улучшения лекарственного обеспечения населения также создавало условия для роста внутреннего лекарственного рынка. Наряду с этим, в рамках лекарственной политики в 1986—1994 гг. были приняты следующие специфические меры поддержки фармпроизводства:

+ снижение налога на прибыль, сокращение перечня препаратов, для которых устанавливается предельный уровень цен, льготное кредитование экспортных операций;

ф развитие образовательных программ отрасли, подготовка преподавателей профильных вузов и менеджеров для отрасли, образовательные гранты;

4 содействие в поиске зарубежных партнеров и продвижении продукции на зарубежные рынки. В связи с этим нельзя не отметить, что в 50-х гг. прошлого столетия СССР на основании межправительственных соглашений оказал существенную помощь стране в строительстве заводов по производству антибиотиков и других лекарственных средств. Один из таких заводов был построен в г. Хайдарабаде. Ответственным за строительство был известный организатор советского фармпрома Хайдар Чи- д биляев2.

В нулевых годах правительство Индии в связи с обязательствами перед ''Л ВТО было вынуждено восстановить патентное законодательство до уровня, согласованного в рамках этой международной организации (патенты на продукты и процессы, двадцатилетний срок защиты). С учетом этого в 2002 г. была определена фармацевтическая политика, основным элементом которой была поддержка НИОКР, она предусматривала:

4 поддержку совместных с национальными научными и образовательными учреждениями исследований; гранты размером до 70% от стоимости исследовательских проектов; 4 привлечение международных исследовательских центров к работе с индийскими партнерами; + снижение импортных пошлин на оборудование для НИОКР; 4 создание информационной базы данных о ведущихся отраслевых исследованиях.

В результате отдельные компании начали заниматься созданием новых препаратов, в частности, в сфере биофармацевтического производства, объем которого быстро рос и в настоящее время превышает 3 млрд долл. Вместе с тем продолжают действовать дотации, льготы и другие формы стимулирования бизнес-активности в сфе-

ре экспорта фармацевтической продукции из Индии. По инициативе Министерства торговли и промышленности страны в этих целях создан Совет (Pharmaceutical Export Council, сокращенно Pharmexcil). Эта автономная структура, в частности, организует внутренние и международные семинары по различным вопросам, касающимся фармацевтической отрасли, бизнес-встречи, приглашает делегации заинтересованных лиц в Индию и направляет представителей индийских производителей в страны — импортеры фармацевтической продукции.

• СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА

Развитие экспортного потенциала отрасли было бы невозможно без внедрения I г международных стандартов у качества продукции. В колониальный период в стране действовала Британская фармакопея (BP). Ее требования были взяты за основу при создании национальной Индийской фармакопейной программы. Как известно, BP была и остается ведущим в мире сборником отраслевых нормативов качества. В связи с этим можно отметить, что первые издания Международной фармакопеи ВОЗ практически полностью базировались на материалах Британской фармакопеи, хотя этот факт не афишировался.

Переход фармпромышленности Индии на работу по правилам GMP начался в 70-х гг. прошлого века. За основу были взяты правила ВОЗ. При этом инициатива внедрения правил исходила не от регуляторных органов, т. е. не от государства, а от самой отрасли с учетом ее ориентации на экспорт. Значительную роль в деле распространения информационных и методических материалов по GMP сыграли объединения производителей и СМИ.

Отраслевой журнал Eastern Pharmacist (Восточный провизор) в 70—80-х гг. регулярно публиковал обзорные статьи

2 Следует отметить, что город был назван не в честь Хайдара Шихаповича Чибиляева, как могли бы подумать некоторые читатели, а в память жившего в VII веке полководца Али ибн Абу Талиба https://ru.wikipedia.org/wiki/ 24_% D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F, получившего прозвище Хайдар (Лев).

по общим проблемам обеспечения качества лекарственных средств: TQM (Total Quality Management), стабильности и др. Существенное место на страницах журнала занимали рекламно-информационные материалы производителей передового технологического оборудования, использование которого содействовало внедрению правил GMP. Официально правила GMP были введены в Индии в 1988 г в виде Перечня М, дополнявшего Предписание о лекарствах и косметических товарах 1945 г. Приложение было пересмотрено в 2001 г. [3]. Соблюдение его начали контролировать в 2004—2005 гг. Согласно заключению специалистов, текст национальных требований GMP в целом основывался на Руководстве по GMP ВОЗ, однако отличался от него меньшей детализацией [4].

В масштабах отрасли степень внедрения правил GMP оставляет желать лучшего. Государственный надзор в этой сфере затруднен, с одной стороны, огромным числом производителей, с другой - децентрализованным характером регуляторной системы, в рамках которой контроль производства делегирован на уровень отдельных штатов. Отрицательную роль играют слабость судебной системы и коррупция в надзорных органах. Тем не менее, как показывают приведенные в таблице данные об объеме экспорта ЛС из Индии, значительное число индийских производителей соблюдают требования FDA США и Руководства ЕС по GMP. По приблизительным оценкам, в Индии насчитывается порядка 250 таких предприятий.

• РЕГУЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА ИНДИИ

Существующая в настоящее время отраслевая регуляторная система начала формироваться около 10 лет назад. Основной целью реформы было укрепление центрального звена системы, поскольку до этого практически все регу-ляторные функции осуществлялись на уровне отдельных штатов. Национальный регуляторный орган по лекарственным средствам — Central Drugs Standard Control Organization (сокращенно CDSCO) — подчиняется Мини-

стерству здравоохранения и соцобес-печения, имеет внутреннюю систему качества, использует риск-ориентированный подход к инспектированию предприятий отрасли. Бюджет регуля-торной системы — 300 млн долл. — поделен на две примерно равные части. Одна из них приходится на центральный аппарат, вторая расходуется на уровне штатов, имеющих собственные регуляторные структуры. Возглавляет CDSCO Генеральный контролер по лекарственным средствам, функционирующий от имени Центрального правительства. Помимо выполнения собственной программы, CDSCO координирует работу, проводимую на уровне отдельных штатов, а также осуществляет все международные контакты по тематике регулирования оборота ЛС. В структуру CDSCO входит Штаб-квартира (иначе Секретариат), 10 территориальных отделений, 13 отделений при транспортных терминалах и 7 контрольно-аналитических лабораторий. Планируется создание еще 16 стационарных лабораторий (6 в центре и 10 на местах), а также свыше 20 передвижных лабораторий для экспресс-анализа.

Штаб-квартира отвечает за регистрацию лекарственных препаратов и фар-маконадзор, контролирует клинические исследования, устанавливает отраслевые нормативы, требования и правила. Территориальным отделениям поручено инспектирование по GMP и GCP; при этом координация данной функции осуществляется Штаб-квартирой. Также на уровне территорий отбираются образцы ЛС для последующего контроля качества в лабораториях CDSCO. Отделения при транспортных терминалах контролируют качество импортируемых и экспортируемых препаратов в части проверки сопроводительной документации и отбора образцов для лабораторного анализа. Функции лицензирования фармацевтического производства и контроля каналов распределения (оптового и розничного звеньев) делегированы органам государственного управления отдельных штатов.

В лабораториях CDSCO ежегодно проверяется качество примерно 90 тыс. образцов лекарственных средств. Кроме

того, десятки тысяч образцов анализируются в рамках целевых исследований. Образцы для анализа отбираются инспекторами в присутствии представителей негосударственных, т. е. общественных, организаций. В 2016 г. регуляторная система насчитывала 475 сотрудников на центральном уровне и 1 700 человек на уровне штатов. В ближайшие три года намечено увеличить эти цифры на 1 000 и 2 500 человек соответственно. В 2015 г. была создана Национальная академия регуляторных кадров, готовящая специалистов для работы как в центре, так и на уровне штатов. В настоящее время ведется свыше 20 образовательных программ, включающих занятия в аудитории, посещение предприятий и обучение в процессе выполнения реальной работы. Всего подготовлено около 600 специалистов. Осуществляется анализ потребностей и слабых сторон (Gap-анализ) существующей системы подготовки регуляторов; на этой основе разрабатываются новые программы. Оценивается уровень полученных слушателями знаний; рассматривается вопрос введения системы сертификации специалистов, прошедших подготовку. CDSCO активно участвует в программах международного сотрудничества. Для этой цели в его структуре создано специальное подразделение. Подписаны соглашения о сотрудничестве с регуляторами США, Великобритании, России, Швеции и других стран. Наибольшее внимание уделяется контактам с ВОЗ, которая положительно оценила регуляторную систему страны. На базе CDSCO открыт сотрудничающий центр ВОЗ по безопасности лекарств и вакцин. Фармпромышленность и государственные органы Индии сотрудничают с Международной фармацевтической федерацией (ИГ). В Хайдарабаде в сентябре 2011 г. прошел 71-й конгресс ИР. На церемонии открытия конгресса с приветственным словом выступала президент Индии г-жа Пратибха Патил. В ее выступлении была выражена полная поддержка деятельности ИР, с которой связаны успехи индийских производителей дженериковых препа-

ратов. По словам президента страны, экономическая доступность дженери-ков позволила снизить стоимость лечения многих заболеваний, в т. ч. таких как ВИЧ/СПИД.

• НЕКОТОРЫЕ СРАВНЕНИЯ

Сравним приведенные выше данные с соответствующими российскими показателями, почерпнутыми из последнего отчета Минпромторга [5]. По итогам сравнения можно заключить, что отечественная фармацевтическая промышленность вдвое превосходит индийскую по темпу роста объема продукции (27% в России против 12—17% в Индии), но уступает ей по: ф числу крупных и средних производителей (связь с рабочими местами и базой налогообложения) — более чем в 10 раз;

ф объему продукции — в 8—9 раз; ф объему экспорта (связь с торговым балансом) — в 24 раза; ф доле на внутреннем рынке (связь с проблемой импортозамещения) — в два с лишним раза.

Очевидны преимущества индийской отрасли в сфере обеспечения качества продукции. Как отмечено выше, более чем 70 предприятиям дана положительная оценка американскими инспекторами по результатам проверки; несколько сотен фирм получили одобрение программы предквалификации ВОЗ. Российские предприятия не могут похвастаться такими достижениями. Сравним также результаты оценки международными организациями контрольно-разрешительных систем Индии и России, а также других стран БРИКС. Регу-ляторное Агентство Индии, как отмечено выше, получило положительную оценку ВОЗ. В 2014 г. аналогичная оценка была дана порядку обеспечения качества вакцин и других биологических препаратов Китая. При этом гендиректором ВОЗ был отмечен высокий уровень всей отраслевой регуля-торной системы этой страны. В 2015 г. уполномоченные органы Индии и Китая информировали Секретариат PIC/S о своей заинтересованности

в присоединении к Схеме сотрудничества. В обеих странах были проведены курсы подготовки специалистов по инспектированию производства АФИ, что также позволило представителям PIC/S укрепить контакты с указанными структурами [6].

Регулятор Южной Африки — Совет по контролю лекарств — является членом PIC/S с 2007 г. Бразильское агентство ANVISA подало заявку на вступление в Схему сотрудничества и включено в официальный список кандидатов на участие в ней. Ситуация в России в этом плане не вполне ясна. Решение о вступлении в PIC было принято еще в 1991 г., т. е. до ^ образования PIC/S. Попытки выполнить его предпринимались неоднократно, последняя — в начале 2016 г В июле того же года российские специалисты участвовали во встречах, проведенных PIC/S в г. Манчестере (Великобритания). Проект по ознакомлению специалистов ВОЗ с отечественной регулятор-ной системой длится уже около трех лет. В его рамках оказывалось содействие в подготовке российских специалистов. Однако информации об итогах проекта нет.

• НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Опыт Индии говорит о возможности создания силами национальных компаний мощной, ориентированной на экспорт фармпромышленности при отсутствии традиционно считавшихся необходимыми для этого условий, а именно: большого внутреннего рынка, используемого в качестве трамплина для преодоления национальных границ, а также регуляторной системы со строгими требованиями, способствующей завоеванию зарубежных рынков. Рассмотрим с этих позиций показатели экспорта отечественной фармпромыш-ленности. По имеющимся данным, ее объем оценивается в 700 млн долл. в год, что составляет 13% внутреннего производства. Продукция отрасли поставляется в основном на традиционные рынки Украины и Казахстана. Вместе с тем осуществляются поставки в страны с развитой регуляторной систе-

мой: во Францию и Финляндию, что говорит о возможности выхода на глобальный рынок.

Как известно, стратегическими документами отрасли (Стратегия ФАРМА-2020, ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу») предусмотрено существенное увеличение экспорта фармацевтической продукции. Решению этой задачи способствует осуществляемое в последние годы внедрение правил GMP на предприятиях отрасли, создание новых мощностей с учетом современной технологии, совершенствование порядка подготовки кадров, аттестация специалистов на право выполнять функции уполномоченных лиц и др. С этих же позиций осуществляются контакты с профильными международными организациями: ВОЗ, PIC/S, ICH. Нормативные документы, разрабатываемые в рамках ЕАЭС, также нацелены на повышение конкурентоспособности фармпродукции государств-участников на мировом рынке. Вместе с тем провозглашенный курс на импортозамещение в случае его реализации без учета специфики фармотрас-ли может негативно сказаться на развитии ее экспортного потенциала. При таком подходе экспорт иногда рассматривается как придаток к поставкам на локальный рынок. Иначе говоря, на

экспорт могут поступать в основном лишь «излишки» продукции, которые не удалось реализовать внутри страны. Подобная трактовка курса на импорто-замещение не нацеливает отрасль на создание экспортоориентированных производств, без чего часто невозможно в полной мере использовать преимущества известного закона экономии на объемах производства (economy of scale).

Следует также учитывать, что экспорт лекарственных средств отечественного производства отвечает не только интересам самой отрасли и государства с точки зрения освоения прогрессивной технологии, получения иностранной валюты и т. п., но и интересам пациентов и здравоохранения России в целом. Если отечественный производитель конкретного препарата регулярно экспортирует его, причем не только в Монголию или Сомали, но и в Западную Европу, российский потребитель этого препарата может быть уверен в его высоком качестве. Работники отечественной фармпро-мышленности и органов здравоохранения иногда жалуются на сложившуюся неблагоприятную с точки зрения эффективности и качества репутацию российских лекарств. Вне зависимости от причин возникновения подобной ситуации единственный надежный способ ее преодоления — последовательное завоевание мирового рынка. Представляется, что опыт индийских компаний в этой сфере заслуживает изучения.

ИСТОЧНИКИ

1. Good Regulatory Practices. India's experience. 17 th International Conference of Drug Regulatory Authorities (ICDRA), Cape Town, S. Africa, 27 November-2 December 2016. http://www.icdra.co.za/images/Presentions.

2. https://extranet.who.int/prequal.

3. Government of India. Good Manufacturing Practices and Requirements of Premises, Plant and Equipment for Pharmaceutical Products. Schedule M of the Drug and Cosmetics Rules. Revised Schedule implemented 2005. http://wwwcdsco.nic.in/html/GMP/ Schedule M(GMP).pdf.

4. van Zyl AJ et al. Making Medicines Better. International and national trends with a focus on WHO, PIC/S, China and India. 2007. Pharmacy Training and Development project, Department of Pharmacy, Medical University of Southern Africa.

5. Полный отчет по фармпромышленности за 2015 год и задачи на 2016 год. Минпромторг, 30.05.2016. http://gmpnews.ru/2016/05/polnyj-otchet-po-farmpromyshlennosti-za-2015-god-i-zadachi-na-2016-god/.

6. Pharmaceutical Inspection Convention. Pharmaceutical Inspection Co-operation Scheme. Annual report 2015. PS/W 11/2016. 4 July 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.