Научная статья на тему 'Обзор рынка индийскихлс и БАД в России'

Обзор рынка индийскихлс и БАД в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET / ИНДИЙСКИЕ ЛС И БАД / INDIAN DRUGS AND DIETARY SUPPLEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикбова Майя, Прожерина Юлия

С подписанием в мае 1992 г. межправительственного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве начался новый этап развития торгово-экономических связей между Россией и Индией, дипломатические отношения которых к тому моменту насчитывали более 40 лет [1]. В 1995 г. Индия стала членом Всемирной торговой организации, а в 2007 г. признала рыночный статус российской экономики [2]. Фармацевтическая продукция доминирует в ряду товаров индийского экспорта в Россию, опережая по объему поставок пищевые продукты, предметы одежды, оборудование, механические устройства, электрические приборы и другие товары. Индийские партнеры считают фармацевтическую продукцию приоритетной с точки зрения экспорта в Россию [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An overview of the indian segment of drugs and dietary supplements in Russia

The intergovernmental agreement on trade and economic cooperation signed in May 1992 marked a new stage in the development of trade and economic ties between Russia and India, the diplomatic relations of which at that time lasted for more than 40 years. [1] In 1995, India became a member of the World Trade Organization, and in 2007 recognized the market status of the Russian economy. [2] Pharmaceutical products dominate in the variety of Indian exports to Russia, by volume outstripping food products, clothing, equipment, mechanical devices, electrical appliances and other goods. Indian partners consider pharmaceutical products to be a priority in terms of exports to Russia.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка индийскихлс и БАД в России»

ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА

PEME0UUM 1 5 20171 11

Майя БИКБОВА, Юлия ПРОЖЕРИНА, к.б.н., «Ремедиум»

10.21518/1561-5936-2017-5-11-13

ОБЗОР РЫНКА

ИНДИЙСКИХ ЛС И БАД В РОССИИ

С подписанием в мае 1992 г. межправительственного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве начался новый этап развития торгово-экономических связей между Россией и Индией, дипломатические отношения которых к тому моменту насчитывали более 40 лет [1]. В 1995 г. Индия стала членом Всемирной торговой организации, а в 2007 г. признала рыночный статус российской экономики [2]. Фармацевтическая продукция доминирует в ряду товаров индийского экспорта в Россию, опережая по объему поставок пищевые продукты, предметы одежды, оборудование, механические устройства, электрические приборы и другие товары. Индийские партнеры считают фармацевтическую продукцию приоритетной с точки зрения экспорта в Россию [1].

В настоящее время Индия занимает 7-е место в рейтинге стран по объемам продаж лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке (табл. 1). За период 2015—2016 гг. объемы реализации индийских ЛС в России выросли на 4% в натуральном и на 12% в денежном выражении, а к концу 2016 г. было реализовано около 256 млн упаковок ЛС индийских фармпроизводи-телей на сумму 39 млрд рублей. Положительную динамику продаж можно объяснить высокими показателями производства дженериков, доля которых на местном рынке Индии около 70%. Индия поставляет 20% мировых

Ключевые слова:

Индия, российский фармацевтический рынок, индийские ЛС и БАД

генерических ЛС, что делает страну крупнейшим поставщиком этой продукции [3].

За 2016 г. в России через розничный сегмент рынка было реализовано 87% индийских препаратов в упаковках и 77% в рублях, в госпитальном секторе — 12 и 18% соответственно (рис. 1). Многие индийские компании участвуют в торгах на поставки препаратов из списка ЖНВЛП, цены на которые регулируются государством [4].

Keywords: India, Russian pharmaceutical market, Indian drugs and dietary supplements.

The intergovernmental agreement on trade and economic cooperation signed in May 1992 marked a new stage in the development of trade and economic ties between Russia and India, the diplomatic relations of which at that time lasted for more than 40 years. [1] In 1995, India became a member of the World Trade Organization, and in 2007 recognized the market status of the Russian economy. [2] Pharmaceutical products dominate in the variety of Indian exports to Russia, by volume outstripping food products, clothing, equipment, mechanical devices, electrical appliances and other goods. Indian partners consider pharmaceutical products to be a priority in terms of exports to Russia. Maya BIKBOVA, Yulia PROZHERINA, PhD in biology, Remedium. AN OVERVIEW OF THE INDIAN SEGMENT OF DRUGS AND DIETARY SUPPLEMENTS IN RUSSIA.

Изменение курса валют на развивающемся рынке России может создать трудности для производителей лекарств в Индии, которые поставляют фармацевтические препараты в нашу страну, поскольку они не в состоянии генерировать высокие доходы из-за

таблица 1 Топ-10 стран по объемам продаж ЛС в России

Объемы продаж в ценах Объемы продаж, Прирост продаж в 2016 г.

Рейтинг Страна закупки, млрд руб. млн упак. относительно 2015 г.

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. % руб. % упак.

1 Россия 232 274 2 944 3 008 18% 2%

2 Германия 120 126 367 391 5% 7%

3 США 108 117 160 158 8% -1%

4 Франция 60 62 121 120 3% -1%

5 Швейцария 58 58 42 41 -1% -2%

6 Великобритания 46 50 132 134 9% 1%

7 Индия 35 39 246 256 12% 4%

8 Австралия 29 31 123 120 4% -2%

9 Словения 27 30 112 120 11% 7%

10 Нидерланды 26 29 46 51 12% 11%

Источник: QuintilesIMS

12

512017

PtMtDUUM

ЭКСПЕРТНАЯ ЗОНА. ФАРМПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИНДИИ: УВЕРЕННОСТЬ И СИЛА

продажи препаратов по низкой цене. Ожидается, что в дальнейшем экспорт индийских фармацевтических препаратов в Россию будет расти медленнее из-за ужесточения правил на нашем рынке [3].

Количество фармкомпаний в Индии превышает 20 тыс. и имеет тенденцию к росту, что говорит о продолжающемся освоении фарминдустрией Индии мирового рынка [3]. При этом, по данным QuintilesIMS, только 88 индийских компаний реализовывали ЛС на территории РФ в 2016 г. Лидером по объему продаж препаратов является компания Dr. Reddy's c долей на рынке в 2016 г. 27% (в рублях). Вторую строчку рейтинга занимает компания Unique, доля которой составила 11% (в рублях). В топ-5 индийских компаний по объемам продаж препаратов в России также вошли Ranbaxy, Glenmark, Sentiss Pharma. Все ключевые игроки в 2016 г. продемонстрировали положительную динамику продаж ЛС в денежном выражении на российском рынке относительно показателей предыдущего года; сре-

таблица 2 Топ-5 ЛС индийского производства по объемам продаж в России в 2016 г.

Рейтинг Торговое наименование (компания) Объемы продаж в ценах закупки, млн руб. Объемы продаж, тыс. упак. Прирост продаж в 2016 г. относительно 2015 г.

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. % руб. % упак.

1 Найз® (Dr. Reddy's) 2 741 2 670 16 866 16 623 -2,6% -1,4%

2 Омез® (Dr. Reddy's) 1 691 1 859 11 151 12 774 9,9% 14,6%

3 Аскорил экспекторант (Glenmark) 995 1 183 4 348 4 745 18,8% 9,1%

4 Кеторол® (Dr. Reddy's) 1 067 1 046 22 048 22 708 -2,0% 3,0%

5 Доктор МОМ® (Unique) 866 1 024 9 578 9 555 18,2% -0,2%

Источник: QuintilesIMS

таблица 3 Топ-5 БАД, продвигаемых или производимых индийскими компаниями, по объемам продаж в России в 2016 г.

Рей Торговое Объемы продаж в ценах Объемы продаж, Прирост продаж в 2016 г.

тинг наименование конечного потребл., млн руб. тыс. упак. относительно 2015 г.

(компания) 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. % руб. % упак.

1 Фемибион® Наталкер II (Merck/Dr. Reddy's) 664 785 621 738 18,1% 18,8%

2 Фемибион® Наталкер I (Merck/Dr. Reddy's) 332 367 609 682 10,5% 11,9%

3 Бион® 3 (Merck/Dr. Reddy's) 243 225 341 320 -7,4% -6,3%

4 Горпилс® (Gepach International) 24 53 240 464 124,9% 93,0%

5 Фитолор (Mareechi Exports) 22 13 147 86 -39,7% -41,4%

Источник: QuintilesIMS (розничный сегмент)

рисунок Соотношение объемов продаж индийских ЛС по сегментам российского фармацевтического рынка в 2016 г.

■ Розничный сегмент ■ ДЛО

■ Госпитальный сегмент ■Региональная льгота

Источник: QuintilesIMS

ди них наибольший прирост показала компания Glenmark (+34,6%) (рис. 2). Основные группы реализуемых индийских ЛС в России: противовоспалительные и противоревматические препараты (доля 16% в руб.), антибактериальные препараты системного действия (12% в руб.), анальгетики (10% в руб.), противокашлевые препараты и средст-

ва для лечения простудных заболеваний (8% в руб.) (рис. 3). В топ-5 индийских препаратов по объему продаж в денежном выражении в 2016 г. вошли бренды Найз®, Омез®, Кеторол® от компании Dr. Reddy's, а также Аскорил экспекто-рант от Glenmark и Доктор МОМ® от Unique (табл. 2). Объемы продаж БАД, продвигаемых или производимых индий-

ОБЗОР РЫНКА ИНДИЙСКИХ ЛС И БАД В РОССИИ

РШШиим|5|2017| 13

рисунок Топ-5 индийских компаний по объемам продаж ЛС в России, руб. (в ценах закупки)

Источник: Quinti'LesIMS

рисунок Соотношение объемов продаж индийских ЛС АТС-групп 2-го уровня в России в 2016 г.,% руб.

Источник: Quinti'LesIMS

порту фармацевтической продукции, но и внедрению методов аюрведической медицины. Однако, несмотря на то, что в нашей стране интерес к этому направлению появился еще в конце 80-х годов прошлого века в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, ряд вопросов, связанных с отношением к аюрведической медицине, до сих пор не решен. В частности, не приняты учебные и лечебные аюрведические стандарты. По мнению специалистов ВОЗ, для качественного и безопасного применения аюрведиче-ских методов необходимо, чтобы традиционные медицинские системы в России, как и в других странах, имели свою собственную кодификацию, регулирование, чтобы они преподавались открыто и системно, применялись в лечебной практике с учетом тысячелетнего опыта. Индийские аюрведические товары в России можно купить в специализированных магазинах [5]. Россия является одним из крупнейших импортеров индийских фармацевтических продуктов [5]. Более того, индийская сторона проявляет заинтересованность в участии в реализации Стратегии «Фарма-2020» [6]. Так, создание российско-индийского предприятия Auro-spharma Company по производству ЛС, преимущественно дженериков, позволяет России экономить бюджетные средства за счет отказа от закупок дорогостоящих оригинальных препаратов [7]. Все это способствует тесному сотрудничеству государств и улучшению отношений между ними [5].

скими компаниями, в розничном сегменте фармацевтического рынка России за 2015—2016 гг. выросли на 6% в упаковках и на 9% в рублях, за 2016 г. в общей сложности было реализовано 2,6 млн упаковок БАД на сумму порядка 1,5 млрд рублей. Лидером по объемам продаж также является компания Dr. Reddy's, доля которой среди индийских компаний, поставляющих на российский рынок БАД, составляет 90% в рублях и 67% в упаковках. В топ-5 самых продаваемых БАД на территории России вошли Фемибион® Наталкер I, Фе-мибион® Наталкер II, Бион® 3, Горпилс® и Фитолор (табл. 3). Индия завоевывает интерес России и других стран благодаря не только экс-

ИСТОЧНИКИ

1. Коновалова Ю.А. Российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество на современном этапе. Интернет-журнал «Науковедение», 2015, 7(2).

2. Обзор торгово-экономических отношений Индии и России за 2014 год. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. Ссылка: ved.gov.ru. Дата обращения: 26.05.2017.

3. В 2016 году объемы продаж индийских дженериков достигнут 26,1 млрд долларов. Электронный портал «Новости GMP»». Ссылка: gmpnews.ru. Дата обращения: 26.05.2017.

4. Калиновская Е. Экспорт индийских препаратов будет расти медленнее из-за ужесточения правил на рынках России, США и Африки. Электронный портал «Фармацевтический вестник»». Ссылка: pharmvestnik.ru. Дата обращения: 25.05.2017.

5. Щербакова К.В. География фармацевтической промышленности Индии. Научно-методический электронный журнал «Концепт»», 2016, 11: 726-730.

6. Стратегическое партнерство России и Индии. Проекты и перспективы. Центр международной торговли Москвы. Ссылка: wtcmoscow.ru. Дата обращения: 25.05.2017.

7. «ДИОД»» (Россия) и Aurobindo Pharma Limited (Индия) создали совместное предприятие по производству и реализации препаратов-дженериков в России. Официальный сайт компании «ДИОД»». Ссылка: diod.ru. Дата обращения: 26.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.