Научная статья на тему 'Фармацевтическая индустрия: инновации и цены'

Фармацевтическая индустрия: инновации и цены Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE POLICY / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. / ASSESSING THE QUALITY OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазков В.Г.

Исследуются сложившиеся тенденции и перспективы развития одной из наиболее инновационных отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность всех слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes trends and prospects of one of the most innovative industries which sustains life for all layers of the population.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая индустрия: инновации и цены»

В. Г. Глазков

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ: ИННОВАЦИИ И ЦЕНЫ

Исследуются сложившиеся тенденции и перспективы развития одной из наиболее инновационных отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность всех слоев населения.

Ключевые слова: российский фармацевтический рынок, фармацевтическая индустрия, ценовая политика, оценка качества лекарственных средств.

Разворачивающийся глобальный финансово-экономический кризис обладает не только мощной разрушительной силой, но и создает благоприятные условия для модернизации российской экономики, переводя ее на инновационную траекторию развития. Сжимающиеся под давлением глобального кризиса государственные финансовые ресурсы следует направлять прежде всего в сферы новой экономики, ориентированной на инновационный путь развития. К таким отраслям относится фармацевтическая индустрия. На ее долю приходится более 20% всех инвестиций в инновационное развитие мировой экономики. Это обусловлено стратегической ориентацией фармацевтической индустрии на мировую «дорожную карту» биотехнологии здоровья, переходом на нелекарственную фармацевтику, расширением биологических возможностей организма человека.

Приоритетное финансирование должны получить разработки в области расшифровки геномов различных вирусов, генного кода человека, переход на этой основе от массового, индустриального производства лекарств к созданию новых поколений лекарственных препаратов с учетом индивидуальных особенностей пациентов.

Необходимость преимущественного развития фармацевтической промышленности в России обусловлена не только ее высокой иннова-ционностью, но и исключительной социальной значимостью. Она входит в число отраслей, определяющих качество и уровень жизни населения, базовые социальные гарантии и жизненно важные интересы всех слоев общества. Обеспеченность населения доступными лекарствами в полном ассортименте составляет основу его здоровья, развития человеческого потенциала.

В развитии современной российской фармацевтической промышленности следует выделить два этапа. До 90-х гг. в Х1Х в. фармацевти-

ческая деятельность и лекарственное обеспечение населения осуществлялись в организационно-правовых условиях жесткой централизации производства лекарств на государственных предприятиях, в централизованном порядке проводились закупки лекарств за рубежом. По такому же принципу осуществлялось распределение отечественных и импортных лекарственных средств в аптечной сети. Потенциал фармацевтической промышленности позволял на 75% обеспечивать потребность здравоохранения бывшего СССР в лекарствах.

С 1991 г. начался процесс формирования российского фармацевтического рынка. Он сопровождался децентрализацией фармацевтической деятельности, приватизацией государственных фармацевтических предприятий и аптек, либерализацией цен. Выбор ускоренного (шокового) варианта реформирования экономики и формирования рынка лекарственных средств привел к резкому снижению участия государства в лекарственном обеспечении населения России и ослаблению отечественной фармацевтической промышленности.

Так, объем отечественного производства лекарственных субстанций за 1991-2000 гг. снизился более чем в 5 раз, а номенклатура выпускаемых субстанций - в 2,7 раза. Однако под влиянием смены вектора экономической и социальной политики, роста мировых цен на российские энергетические и сырьевые товары начался процесс ускоренного развития фармацевтического рынка России (рис. 1).

Млрд. руб.

365

360 330 300 270 240 210 180 150 120 90

96

149

172

228

252

312

-1_1-1—1-1—1-1-1-1-1-1-1--►

1999 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Год

Рис. 1. Динамика фармацевтического рынка России

По данным Росстата и Минэкономразвития России, за 19992008 гг. объем российского фармацевтического рынка увеличился в

3,8 раза. Темпы его развития опережали рост мировой фармацевтической индустрии. С 2005 г. в России вступила в действие программа дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). Однако даже с учетом государственных закупок лекарств для инвалидов и других льготников за счет государственного бюджета потребление лекарств в России в настоящее время составляет около 60 евро на одного человека в год. В Германии этот показатель в 5 раз выше, а во Франции и Швеции - в 6 раз. Более того, в 2003-2008 гг. потребление лекарств в натуральном выражении все больше отстает от динамики их стоимости. По данным Фармэксперта, потребление лекарств в России в этот период в натуральном выражении снизилось в 1,2 раза (с 4,5 до 3,6 млрд. упаковок), а стоимость их потребления, напротив, увеличилась в 2 раза (с 5 до 11 млрд. долларов).

Критически велика зависимость России от импорта лекарственных средств. В настоящее время 80% жизненно важных антибиотиков, инсулинов, кардиологических и онкологических препаратов ввозится в Россию из-за границы. К тому же большинство отечественных лекарственных средств изготавливается из китайских и индийских субстанций. В конечном счете Россия теряет огромные финансовые ресурсы от диктата ведущих игроков мирового фармацевтического рынка при поставках лекарственных средств в нашу страну.

Стратегия развития фармацевтической промышленности России до 2020 г. предусматривает принципиальные изменения в этой области экономики. Конечная цель стратегии - достижение более высокого уровня обеспечения населения традиционными лекарственными средствами, а также препаратами нового поколения. Она предусматривает пятикратное увеличение объема отечественного рынка лекарственных средств, выход по потреблению лекарственных средств на душу населения на уровень развитых стран, производство стратегически важных лекарств и вакцин исключительно в России, увеличение доли инновационных препаратов в портфелях крупных производителей до 75% в стоимостном выражении. Эти ключевые ориентиры возможно достичь в два этапа.

На первом инвестиционном этапе государство создает благоприятные условия для массового производства на территории России лекарств известных торговых марок так называемых дженериков, на втором - на основе накопленного потенциала осуществляется переход к разработке и производству собственных инновационных препаратов, а затем к их экспорту.

Ключевую роль в создании новой модели отечественной фармацевтической индустрии в меняющейся системе здравоохранения играет лекарственная ценовая политика. Она как совокупность ценовых мето-

дов и инструментов должна обеспечивать ускоренное развитие отечественной фармацевтической промышленности, постоянное расширение и обновление ассортимента лекарственных средств, создание условий для комфортной жизнедеятельности индивидов и т. д.

Действующая отечественная система ценообразования не соответствует этим критериям. Во-первых, темпы роста цен на лекарственные средства в России в последние годы опережают высокие темпы инфляции (таблица).

Среднегодовой уровень инфляции и индекс цен на лекарственные средства в России* (в % к предыдущему году)

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Инфляция 84,4 36,5 20,2 18,6 15,1 12,0 10,0 10,9 9,0 11,9 13,5

Индекс цен 20,9 14,0 11,6 13,6 11,3 11,1 14,0 13,6 12,9 12,4 12,8

* Составлено по данным Росстата и Минэкономразвития России.

Смена тренда в динамике цен на лекарственные средства в 2004 г. связана с введением в том же году федерального закона № 122 (закон о монетизации льгот), предусматривающего резкое сокращение льгот и перевод их на принципы платности; с укреплением валютного курса рубля, усиливающего конкурентные позиции импортеров лекарственных средств; со стремительным расширением системы посредничества между производителями лекарственных средств и аптечной сетью, сопровождающейся увеличением торговых наценок.

Во-вторых, рост цен на лекарственные средства не сопровождается соответствующим повышением их качества. Это связано с низким уровнем отечественного технологического производства и контроля качества как импортных, так и отечественных лекарств. В настоящее время только 12% фармацевтических предприятий работают в соответствии с требованиями международных стандартов, а проверки лишь 2% серий лекарств явно недостаточно для защиты рынка от проникновения на него недоброкачественных и фальсифицированных лекарств. Не отработана методика формирования тарифов на услуги экспертизы и оценки качества лекарственных средств.

В-третьих, процесс формирования цен на лекарственные средства строится на основе модели «затраты +». Она практически не связана с инвестициями на создание фармацевтической продукции, не стимулирует экономное использование материальных и трудовых затрат.

В-четвертых, действующая система цен на лекарственные средства практически не связана с другими финансовыми инструментами регулирования фармацевтической индустрии (бюджетным финансированием, налогообложением и кредитованием).

Таким образом, формирование и развитие отечественного рынка лекарственных средств, его особенности оказывают влияние на процессы ценообразования в этой сфере экономики и в то же время зависят от них.

Возможности торможения роста цен на лекарственные средства в России связаны прежде всего с повышением эффективности государственного регулирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Это достигается за счет ориентации огромного арсенала государственных финансовых инструментов на стимулирование приоритетного развития отраслей и производств инновационного типа, формирование конкурентной среды и инвестиционной привлекательности российской экономики, сдерживание монополизма и избыточного роста тарифов естественных монополий, снижение дифференциации населения по уровню благосостояния и других макроэкономических государственных мер.

В фармацевтической индустрии замедление роста цен возможно за счет повышения эффективности государственного регулирования цен: расширения перечня лекарственных средств, на которые распространяется государственная регистрация предельных отпускных цен, и установления предельных торговых надбавок для всех организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, усиления государственного контроля за соблюдением этих предельных оптовых цен и торговых надбавок.

Не менее важно введение в этой социально значимой отрасли и других инструментов государственного регулирования цен: предельных нормативов рентабельности, фиксированных цен и тарифов, декларирования цен, рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Использование этих ценовых инструментов сдерживания роста цен должно сопровождаться применением компенсирующего бюджетного финансирования для ускоренного развития рынка лекарственных средств.

Одно из важных направлений развития ценообразования на рынке лекарственных средств - формирование тарифов на услуги экспертизы и оценки качества лекарственных средств, прежде всего инновационного типа. В настоящее время в международной практике используются различные методы фармаэкономического анализа при формировании тарифов на экспертизу и оценку качества лекарственных средств. Среди них стоимость лечения болезни (Cost of Illness Analysis), стоимость-эффективность (Cost-Effectiveness Analysis), стоимость-минимизация

(Cost of Minimization Analysis), стоимость-польза (Cost-Utility Analysis), стоимость-выгода (Cost-Benefit Analysis) и др. Сравнительный анализ этих методов показал, что расчет тарифов на экспертизу и оценку качества лекарственных средств целесообразно осуществлять на основе нормативов трудовых затрат на их проведение.

Нормативы трудовых затрат на проведение экспертизы и оценки качества лекарственных средств определяются технической оснащенностью, уровнем организации производства и инновационностью технологических процессов, составом рабочей силы и другими условиями проведения экспертизы и оценки качества лекарственных средств. Величины материальных затрат, амортизационных начислений и накладных расходов на проведение экспертизы и оценки качества лекарственных средств рассчитываются пропорционально трудозатратам. При определении тарифов на оценку качества лекарств дополнительно учитываются коэффициенты повторов, анализ качества лекарств и погрешности при проведении этого анализа.

При формировании цен на инновационные фармацевтические препараты в порядке эксперимента целесообразен переход от модели «затраты + рентабельность» к принципиально иной модели - доходности на задействованный капитал (Regulatory Accet Base - RAB). В отличие от действующей системы ценообразования RAB учитывает не только операционные расходы, но и гарантированную доходность на новые инвестиции. Применение системы RAB ценообразования в Великобритании, Германии, Венгрии, Швеции, Чехии и других странах показало ее преимущества. Они состоят в стимулировании этой системой ценообразования снижения операционных расходов, привлечения инвестиций, полного изменения идеологии и мотивации работы всех участников инновационных процессов, снижения цен и др.

Эффективность лекарственной ценовой политики во многом зависит от сопряжения ее с бюджетным финансированием, налоговым стимулированием и введением лекарственного страхования. Необходимость усиления бюджетного финансирования фармацевтической промышленности связана с высокой капиталоемкостью отрасли. Инвестиции на строительство современного фармацевтического предприятия начинаются с 50 млн. долларов, а затраты на разработку оригинального, инновационного препарата доходят до 100 млн. долларов. С учетом этого предусмотренные в стратегии развития российской фармацевтической промышленности бюджетное финансирование технического перевооружения отрасли (0,9 млрд. долларов) и производство не имеющих аналогов инновационных лекарств (2,3 млрд. долларов) явно недостаточны для ускоренного развития этой инновационной сферы и обеспечения лекарственной безопасности страны.

В определенной мере недостаточность бюджетного финансирования может быть компенсирована использованием в фармацевтической отрасли системы налоговых стимулов: льгот по земельному налогу, налогу на имущество, налогу на прибыль; амортизационной премии; инвестиционного налогового кредита для предприятий, строящих или модернизирующих фармацевтические предприятия, а также субсидирование процентных ставок по длинным кредитам.

Заметную роль в повышении ценовой доступности лекарств для российского населения и прежде всего малообеспеченных групп может сыграть введение в систему обязательного медицинского страхования лекарственной составляющей. Включение медикаментозной помощи в систему обязательного медицинского страхования, с одной стороны, гарантирует любому застрахованному гражданину получение лекарств либо бесплатно, либо со скидкой. С другой стороны, лекарственное страхование расширит рынок сбыта лекарственных средств для фармацевтических предприятий-производителей.

Использование потенциальных возможностей ценообразования, бюджетного финансирования, налогообложения и медицинского страхования как единой системы может стать особенно эффективным в условиях глобального финансово-экономического кризиса, создающего уникальные возможности для глубокой структурной модернизации экономики и приоритетного развития инновационных производств.

Список литературы

1. Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. -2008. - № 12.

2. Зверев А. В. Проблемы перехода к инновационной экономике // Финансовая аналитика. - 2008. - № 9.

3. Стратегия развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 г. (проект) // www.minpromtorg.ru

4. Ценообразование : учебник / под ред. В. А. Слепова. - М. : Экономистъ, 2005.

5. World Economic Outlook. IMF. - 2008. - July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.