Научная статья на тему 'Современные инструменты формирования и реализации стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли'

Современные инструменты формирования и реализации стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1003
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / INNOVATION / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Йованович М.

В статье рассматриваются инструменты формирования и реализации стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли. Сегодня от государства требуется проведение срочных мер по возрождению отечественной фармацевтической промышленности, так как способность страны воспроизвести и обеспечить своих граждан всеми необходимыми лекарствами является одной из составляющих частей национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE STRATEGIES FOR PHARMACEUTICAL DEVELOPMENT

This article discusses an instrument for shaping and implementing strategies for innovative development of the pharmaceutical industry. Today the State is required for urgent measures to revive the domestic pharmaceutical industry, as the country's ability to reproduce and provide its citizens with all essential drugs is one of the components of national security.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты формирования и реализации стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли»

Выводы

1. Как видно из изложенного, предлагаемая методика позволяет за счет эвристической генерации различных субоптимальных сценариев получить оценку вариативности основных параметров технологического терминала.

2. С помощью предлагаемой методики оказывается возможным оценить влияние на требуемые параметры таких факторов, как возможность управлять расписанием или ее отсутствие, распределение судов по вместимости, влияние расписания на интенсивность операций АГФ и многое другое.

3. В то же время, трудоемкость проведения соответствующих экспериментов оказывается значительно ниже, чем трудоемкость традиционных статистических расчетов.

4. Исходя из сказанного, данная методика может быть рекомендована как инструмент технологического проектирования, позволяющий оперативно получать более точные оценки параметров.

Литература:

1. А.Л.Кузнецов, Е.Ю.Козлова. Базовая модель логистических потоков через контейнерный терминал «Эксплуатация морского транспорта»: СПб, ГМА им адм. С.О.Макарова, Ежеквартальный сборник научных статей. N 2(52) 2008.-С.18-20

2. А.Л.Кузнецов, Е.Ю.Козлова Сравнение различных методик оценки требуемой вместимости склада при технологическом проектировании контейнерных терминалов: СПб, ГМА им адм.С.О.Макарова, Ежеквартальный сборник научных статей. N 4(54) 2008.-С.18-20

3. А.Л.Кузнецов, Методология технологического проектирования современных контейнерных терминалов, 2008, СПб., Академия транспорта России. Издательство «Феникс»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Йованович М., аспирант ВЗФЭИ, кафедра менеджмента

В статье рассматриваются инструменты формирования и реализации стратегии инновационного развития фармацевтической отрасли. Сегодня от государства требуется проведение срочных мер по возрождению отечественной фармацевтической промышленности, так как способность страны воспроизвести и обеспечить своих граждан всеми необходимыми лекарствами является одной из составляющих частей национальной безопасности.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, инновации, национальная безопасность.

MODERN TOOLS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE STRATEGIES FOR PHARMACEUTICAL DEVELOPMENT

Yovanovich M., The post-graduate student, management chair, VZFEI

This article discusses an instrument for shaping and implementing strategies for innovative development of the pharmaceutical industry. Today the State is required for urgent measures to revive the domestic pharmaceutical industry, as the country s ability to reproduce and provide its citizens with all essential drugs is one of the components of national security.

Keywords: pharmaceutical industry, innovation, national security.

Сегодня, очевидно, что состав лидирующих отраслей изменится. В XX веке технологическими лидерами были военная индустрия, электротехника, химия, во второй половине века - электроника, информационная техника, биотехнология, сфера услуг. Стратегические интересы России не совпадают с наращиванием сырьевого сегмента экономики. Требуется постепенный переход к экономике инноваций, к созданию национальной инновационной систе-мы1, как важнейший фактор роста эффективности фармацевтического производства и улучшения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Сегодня от государства требуется проведение срочных мер по возрождению отечественной фармацевтической промышленности, так как способность страны воспроизвести и обеспечить своих граждан всеми необходимыми лекарствами является одной из составляющих частей национальной безопасности.

Гуманизация и ноосферизация воспроизводства означают, что на передний план выдвинутся отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность и здоровье человека, сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды2.

Стратегический важной задачей социальной политики России является необходимость более активного внедрения конкурентной национальной фармотрасль, обеспечение населения квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи и лекарственными средствами (ЛС) является важнейшей составной частью политики Российского государства и одним из показателей состояния здравоохранения в стране. Достижение поставленной

цели во многом зависит от устойчивого развития фармацевтической отрасли на основе национальной лекарственной политики (НЛП) и стратегии инновационного развития.

Под НЛП понимают, прежде всего, курс государства, направленный на комплексное решение проблем фармацевтического сектора, охватывающий исследования в области лекарств, их производство, распределение и увязывающий эти направления с реальными нуждами охраны здоровья населения.

Такое восприятие НЛП, по сути, было заложено в резолюции 28-й Всемирной ассамблеи здравоохранения ^НА 28.66) еще в 1975 г. В последующие годы Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) постоянно уделяли внимание обогащению и совершенствованию понятия НЛП.

В наиболее общем плане НЛП преследует цели обеспечения социальной справедливости в сфере лекарственного снабжения и устойчивой работы фармацевтического сектора. Более конкретно, речь идёт о гарантии доступности лекарственных средств, их качества и рационального применения. По данным ВОЗ к настоящему моменту более 100 стран-участниц ВОЗ имеют разработанные и в установленном порядке утвержденные национальные лекарственные политики.

Неизменной остается целевая направленность этой политики, которую кратко можно выразить словами: «Здоровье для всех на основе принципа всеобщей социальной справедливости и доступность медицинской помощи вне зависимости от социального статуса граждан»3.

1 Понятие введено в научный оборот на рубеже 1980-1990-х гг. в работах Г. Нельсона, К. Фримана и др.

2 См.: Условия развития России в XXI веке, Б. Н. Кузык, с. 351

3 См.: Никулина С. В. «Формирование стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли», Диссертация на соискание учёной степени: к. э. н., М.: 2006 стр. 9

Взаимоотношения государства и фармацевтической отрасли по самой природе своей отличаются особенно тесным сочетанием взаимных интересов. Для Правительства фармация - это не просто один из многих компонентов национальной экономики, вносящих свой вклад в создание рабочих мест, насыщение рынка товарами и пополнение государственного бюджета налогами4. Успешно работающий российский фармбизнес это главный союзник государства в деле реализации его конституционной обязанности гарантировать охрану здоровья человека и обеспечить право граждан на медикосоциальную помощь. Для фармкомпаний государство - это не только нормотворческие и регулирующие инстанции, но и крупнейший потребитель фармацевтической продукции, а также деловой партнер, в ведении которого находится система лечебно-профилактических учреждений, целый ряд фармацевтических производств, научно-исследовательских учреждений, аптек5.

Государству необходима конкурентная национальная фармот-расль, обеспечивающая население эффективными безопасными медикаментами, развивающая научные исследования, предлагающая на экспорт продукцию высокой степени переработки.

В плане поддержки российской фармацевтической промышленности, в том числе и с учётом обеспечения биобезопасности России, должен быть предложен комплекс государственных мер, способных создать максимально благоприятные условия для ускоренного развития крупных национальных фармацевтических компаний, разрабатывающих новые ЛС.

Развитие российской фармпромышленности и интеграция её в мировую экономику невозможны без возрождения собственной научной и производственной базы, способной обеспечить российский и мировой рынок медицинской продукции оригинальными запатентованными препаратами и современными высокоэффективными медицинскими изделиями. Ведущими научными учреждениями медпромышленности России за последнее время создано немало новых, оригинальных ЛС и медизделий, превосходящих по эффективности и безопасности известные в мировой практике аналоги. Таким образом, научная база для выполнения программы стратегического направления развития медицинской промышленности и науки (разработка, создание и внедрение в медицинскую практику инновационных препаратов, наукоёмкой медтехники и изделий медназначения) в России пока есть.

В фармацевтическом бизнесе можно выделить следующие типы продуктовых инноваций:

1. Разработка оригинального препарата - новой молекулы с новым механизмом действия.

2. Создание «ше-1:оо» препаратов - молекулы «похожей» на уже существующую на рынке молекулу. Механизм действия этих препаратов одинаков, отличия - в силе эффекта и профиле безопасности.

3. Создание «квази-оригинальных» препаратов - комбинирование существующих на рынке молекул, разработка новых форм доставки действующего вещества.

4. Расширение спектра показаний - проведение клинических исследований для доказательства эффективности существующей на рынке молекулы в новых терапевтических группах.

Проблемы фармацевтической отрасли

Следует отметить две системных проблемы российской фармацевтической промышленности:

1. Неспособность обеспечивать население Российской Федерации основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории РФ (неспособность обеспечить в текущий момент времени).

2. Низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве ЛС (неспособность обеспечить в «перспективе»). Эта общая проблема российской экономики особенно актуальна для фармацевтического сектора.

3. Низкий уровень обеспечения лекарственной безопасности Российской Федерации, в том числе Вооруженных Сил Российской Федерации, по номенклатуре лекарственных средств, используемых в военное время для оказания медицинской помощи и лечения, пораженных ионизирующим излучением и боевыми отравляющими веществами6.

Российский рынок фармацевтических услуг считается молодым, и, по разным оценкам, его возраст колеблется от 15 до 20 лет. Развитие рынка происходит волнообразно, но является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникающей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) - часть рынка потребительских товаров и услуг. Структура фармацевтического рынка может быть представлена как система взаимодействующих субъектов и объектов, а также факторов, воздействующих на них. Объектами фармацевтического рынка являются фармацевтические товары и услуги, парафармацевтические товары, идеи, фармацевтическая информация, вкусы и предпочтения потребителей. Субъекты фармацевтического рынка - это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют. Схематично они представлены на рис. 1.

Специфичность развития фармацевтического российского рынка обусловлена высоким уровнем потребления лекарственных средств в условиях низкого качества жизни населения, высоким уровнем доходности, минимальной регулирующей ролью государства на начальном этапе становления рыночных отношений. Современное состояние российского фармацевтического рынка характеризуется рядом противоречий, нерешение которых приведет к кризису всего рынка и ухудшению качества жизни населения.

Данные противоречия можно связать с рядом проблем, суть которых состоит в первую очередь в отсутствии эффективного государственного регулирования фармацевтического рынка. Данный факт проявляется в отсутствии продуманной экономической политики, о чем свидетельствуют структурные изменения в сфере производства и обращения лекарственных средств. Прежде всего, следует обратить внимание на диспропорцию Российского производства и потребления лекарственных средств. В период с 2003 по 2006 гг. объём Российского фармрынка увеличился с 5,5 млрд. долл. до 10,7 млрд. долл. США. См.: рисунок № 2. Динамика роста российского фармацевтического рынка в 2004—2009 годах и прогнозы роста до 2020 года (млрд. рублей, цены конечного потребления, с учетом НДС).

Рис. 1. Элементы среды фармацевтического рынка

Рис. 2. Динамика роста российского фармацевтического рынка в 2004—2009 годах и прогнозы роста до 2020 года (млрд. рублей,

цены конечного потребления, с учетом НДС).

Источник: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (МИНПРОМТОРГА России от «23» октября 2009 г. №965) стр. 15

Положительные тенденции развития рынка очевидны, однако в 2006 году доля национальных лекарственных средств составила лишь 22%7.

До кризисный российский фармацевтический рынок, является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Период с 2000 г. по настоящее время характеризуется устойчивым и непрерывным ростом. В 2009. г. российский фармацевтический рынок вырос на 10,57% в сравнении с 2008 г. и составил 387 млрд. руб. К числу основных причин такого роста можно отнести введение Программы дополнительно лекарственно обеспечение (ДЛО).

Изменение структуры рынка возможно через правовую регуляцию сферы производства и обращения лекарственных средств, создание соответствующих институциональных структур с участием государства в распределении ресурсов.

Попутно заметим, что государственные меры воздействия на национальное фармацевтическое производство уже реализуются через создание системы ДЛО, что, безусловно, дает дополнительные импульсы развития производителям. Однако в 2006 году доля Российских лекарственных средств в системе ДЛО составила всего 11%. Сегодня большая часть бюджетных средств, направленных на финансирование системы ДЛО, уходит на оплату затрат крупнейших импортных производителей лекарственных средств; этим

фактом объясняется их заинтересованность в сохранении своих лидерских позиции на российском рынке. Так, в 2006 году объём импорта лекарственных средств в Россию увеличился с 4,17 млрд. долл. США до 6,03 млрд., т.е. на 45%8. Проявлением неэффективности государственной политики является отсутствие чётких финансовых механизмов стимулирования научных исследований и разработок в фармацевтической сфере. Низкая доля национальных лекарственных средств объясняется низкими конкурентными преимуществами (в большей степени ценовыми) Российских фармацевтических производителей. Технологическое отставание, неэффективность системы управления большинства национальных фармацевтических производителей не позволяет удовлетворить растущие потребности российского потребителя. Намерение государства финансировать нанобиотехнологии может в значительной степени изменить ситуацию в пользу национальных производителей.

Все фармацевтические предприятия России должны прейти с 01.01.2010 г. на стандарт GMP9 (правила доброкачественного производства). Поддержка Государства может осуществляться через систему льготного кредитования, льготного налогообложения, государственного заказа. Государственного внимания требует процесс разработки и внедрения лекарственных средств в медицинскую практику. Необходимо создание системы эффективного взаимодействия между научными разработками, профессиональной подготов-

4 Доклад В.Л. Хайкина «Национальная лекарственная доктрина и перспективы развития фармацевтической промышленности в России» на Конференция «Российская фармацевтическая промышленность. Сегодня и завтра». Москва, 30 - 31 марта 2004 г

5 Там же.

6 См.: Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (МИНПРОМТОРГА России от «23» октября 2009 г. №965) стр. 19

7 Власова И. Фармбизнес в России: итоги 2006 года. Фармацевтический вестник. — 2007. № 9 (456). С.4.

8 Барышникова Г., Суворовцев В.: «РФТ» поможет восстановить производство важнейших лекарственных субстанций. Фармацевтический вестник. — 2007. № 12 (459). С. 14.

9 Стандарт GMP («Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика) — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов. В отличие от процедуры контроля качества путём исследования выборочных образцов таких продуктов, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих этих образцов (и, возможно, партий, изготовленных в ближайшее к данной партии время), стандарт GMP отражает целостный подход, поскольку регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки. Стандарты GMP приняты как обязательные для исполнения в большинстве развитых стран, например, в США, странах ЕС и Японии.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 129

кой кадров и фармацевтическим производством. Эта система должна постоянно приспосабливаться к изменяющейся внешней среде: технологиям, рыночной конъюнктуре, национальным программам и т.п. Помимо вышеуказанных проблем, следует отметить, что достаточно сложно осуществляется процесс доведения готовой продукции до конечного потребителя (чрезмерная перегруженность оптового звена). Неоправданно большое количество оптовых поставщиков делает систему распространения лекарственных средств непрозрачной и неэффективной. Регламентация данной сферы обращения в сторону уменьшения количества оптовых фирм и усиления государственного контроля позволит улучшить организацию данного процесса, что отвечает интересам, как производителя, так и потребителя.

Проблема современного фармацевтического рынка выражена озабоченностью усугубляющимся многоаспектовым кризисом мировой цивилизации, проявившемся рядом негативных явлений и тенденций на мировом и российском фармацевтическом рынке, в том числе проникновением на фармацевтические рынки надежно не охарактеризованных лекарственных средств, пищевых добавок, другой фармацевтической продукции; фальсифицированной, контрафактной и некачественной продукции; снижением уровня контроля за безопасностью аптечных товаров; продолжающимся давлением на институциональных и конечных потребителей, манипулированием их психикой, восприятием и потребительским поведением; использованием «опион-лидеров» среди врачей, тенденциозно продвигающих аптечные товары, в том числе лекарственные средства; утаиванием информации о возможных побочных эффектах.

Отсутствие единой системы контроля за деятельностью всех субъектов рынка, создает ряд негативных процессов, связанных с производством и обращением лекарственных средств. В большинстве стран борьба с фальсификацией ведется в соответствии с нормами ВОЗ. В России оборот фальсифицированных лекарственных средств законодательно не признан правонарушением. По оценкам экспертов, около 60% фальсификатов - Российского происхождения, около 30% - из стран дальнего зарубежья, до 10% поступают из стран СНГ10. Правовое регулирование данной деятельности неадекватно сложившейся ситуации: ответственность за изготовление и распространение фальсифицированных лекарственных средств ни в Уголовном, ни в Административном кодексах не предусмотрена.

Таким образом, решение основных проблем фармацевтического рынка не может быть обеспечено чисто рыночными инструментами.

Анализ исследуемых проблем позволил сформулировать основные направления создания системы эффективного производства и обращения лекарственных средств:

1. Усиление правового регулирования сферы производства и обращения лекарственных средств;

2. Разработка государственной программы поддержки национальных производителей лекарственных средств;

3. Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей созданию рациональной системы доведения лекарственных средств до потребителя.

Мировой экономический кризис и его влияние на состояние отечественной фармацевтической отрасли. Уменьшение возможностей кредитования, произошедшее в результате мирового экономического кризиса, в значительной мере повлияло на работу фар-мпроизводителей, дистрибьюторов и аптек - изменились условия поставки, сократились отсрочки платежей.

Одним из основных признаков кризисных явлений, наблюдаемых в настоящее время в отечественной фармацевтической отрасли, является повышение цен на лекарства. Анализ цен на ЛС на фармрынке, проведенный по всей цепочке от аптеки до производителя, показал, что ситуация очень неоднородная и колебания в цене весьма значительные (от 1-1,5% до 18-19%). В период с января по сентябрь 2008 г., т.е. за 9 месяцев 2008 г., произошло увеличение розничных цен на ЛС в среднем на 3,6-4%; в октябре 2008 г. - на 57%; в ноябре 2008 г. - на 11,6%; в декабре 2008 г. - на 11%. В регионах имеет место повышение цен на сезонные ЛС из ОТС-группы, на препараты из программы ОНЛС, закупаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В то же время, по данным аналитических компаний (DSM Group, «Фармэксперт»), средняя стоимость упаковки за октябрь выросла на 4,9%. Средняя стоимость упаковки в 2008 г. составила 57 руб., что на 10% выше прошлогодних показа-

телей. В основном увеличение цен связывают с ситуацией на валютном рынке. Действительно, за последние 9 месяцев доллар США вырос на 28%, евро стал дороже на 18%, таким образом, бивалютная корзина подорожала на 23%, что более чем в 3 раза превышает рост цен на ЛС11.

Мной определёны признаки, указывающие на наличие кризисных явлений в отечественной фармацевтической отрасли, которые условно можно разделить на прямые и косвенные.

Последствия выше обозначенных явлений очевидны - это сокращение объёмов производства, закрытие аптек, увольнение специалистов, снижение доступности в лекарственном обеспечении, отсутствие ЛС или невозможность населения их приобрести из-за высокой стоимости.

Говоря о сценариях дальнейшего развития фармацевтической отрасли, аналитики прогнозируют беспрецедентный рост лекарственного рынка России в 2009 г. - его объём увеличится на 27%, а ёмкость превысит 450 млрд. руб. Однако в долларовом выражении рост будет значительно скромнее - около 5%, и общий объём рынка лекарств достигнет 15 млрд. долл.

Инструменты инновационного менеджмента в развитии фармацевтической отрасли

Взаимодействие двух миров - медико-фармацевтического и экономического - далеко не всегда проходить бесконфликтно. Постоянно раздаются жалобы на то, что безупречные с точки зрения научной медицины рекомендации не исполняются или извращаются по причинам экономического порядка. С другой стороны, не счесть примеров того, как слабая экономическая подготовка участников приводит к краху проекты, которые при грамотной реализации могли бы поднять систему здравоохранения страны на качественно новый уровень.

Инновационный менеджмент стал самым эффективным методом механизма рыночного хозяйствования, особенно в России. Хотя и считается, что здесь уже функционирует рыночная экономика, но фактически сегодня она носит переходный характер (транзитивная экономика), когда происходит переход от «жесткого» администрирования и директивно-командного управления к гибкой системе управления хозяйственным процессом. Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он простирается от зарождения идеи до её коммерческой реализации, включая в себя весь комплекс отношений: производство, обмен, потребление.

Инновационный фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации - обеспечение населения эффективными, жизненно необходимым, безопасным и качественным лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, пара - фармацевтической продукцией - именно поэтому его именуют главной составляющей и руководящей силой фармацевтического рынка.

Необходимая для совершенствования фармацевтической отрасли России стратегия на приоритетное развитие фармацевтического рынка практический представляет прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего уровня, интеллектуализации всего народного хозяйства.

Инновационный фармацевтический менеджмент призван переломить кризисную ситуацию по доминированию инновационных продуктов зарубежного производства на национальном рынке, так как из тысячи лекарственных препаратов, выпускаемых российскими заводами, только единицы можно считать оригинальными.

По оценке экспертов затраты на разработку и продвижение одного инновационного препарата в мире составляют 500-800 млн. долл., а в ближайшие годы достигнут 1 млрд. долл. В России же эти затраты в настоящее время примерно в 100 раз ниже, т.е. около 1 млн. долл.

Поиск успешной, эффективной инновационной идеи связан с использованием различных методов и средств. Инновационный процесс в фармацевтическом менеджменте можно разделить на восемь источников инновационных идей12 :

1. неожиданное событие для отрасли (предприятия) - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

2. неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какова она на самом деле, и нашими представлениями о ней (какой она «должна быть»);

130 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Стратегическая цель фармацевтической отрасли

Создание высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса по производству ЛС, обеспечивающего укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны. Наполнение 70% фармрынка жизненно необходимым, качественными, эффективными и безопасными ЛС национального

Обратная связь

Диагностика

С тратегических областей внутренней

среды фармацевтической отрасли: кадры, оргструктура, технологии и ноу-хау, ресурсы, инвестиции и маркетинг.

Стратегический анализ, прогнозирование и планирование фармацевтическо й отрасли

Диагностика

Стратегических областей внешней среды фармацевтической отрасли: рынки, потребители, дистрибьюторы, политикоправовые, экономические, социокультурные факторы.

Концепция стратегии фармацевтической отрасли

Г осударственные стратегические приоритеты в фармацевтической отрасли

Стратегии производства отдельных ФТГ* и фармацевтических субстанций

Стратегии остальных фармацевтических предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система

государственных стимулов и санкций

Стратегическая программа

Система управленческих кадров (менеджеров)

Реализация стратегии

т

Обратная связь

Система мониторинга и ^ ^ информационного обеспечения

Рис. 3. Модель стратегического менеджмента фармацевтической отрасли * ФРГ - фармакотерапевтических групп

3. нововведения, основанные на потребности процесса (недостатках и слабых местах, которые должны быть устранены);

4. внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. демографические изменения;

6. изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7. знания (как научные, так и ненаучные);

8. Создание системы венчурного инвестирования в фармацевтической промышленности.

Использование этих источников инновационных идей позволяет разработать и внедрить инновации в фармацевтическую промышленность.

Реализация инновационной стратегии развития фармацевтической отрасли в системе стратегического менеджмента, должна охватывать процесс выработки основополагающих целей развития, поиск стратегий развития в результате анализа и прогнозирования

возможных альтернатив, обеспечивающих быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры, комплексное планирование для разных горизонтов и различных иерархических уровней структуры отрасли и контролируемую реализацию выработанных стратегических программ.

Модель системы стратегического менеджмента фармацевтической отрасли представлена на рис. 3. Основными элементами этой системы являются определение стратегических приоритетов фармацевтической отрасли, интеграция стратегий и механизмов управления деятельностью отдельных предприятий, стратегий специализированных видов деятельности, формулирование стратегической программы действий фармацевтической отрасли в целом.

Этап осуществления стратегического менеджмента является главным образом административным и должен состоять в обеспечении хорошего согласования между выбранной стратегией и деятельностью в сфере фармацевтической отрасли. Для того, чтобы

10 Мазеин В. Т. // Проблемы фальсификации на фармрынке России. Фармацевтический вестник.— 2006. №11 (416). С. 26.

11 Юргель Н.В., Тельнова Е.А. Указ. соч. С. 8.

12 См.: Друкер, Питер Фердинанд (1909-2005.).

Задачи менеджмента в XXI веке = Management Challenges for the 21st Century / Питер Ф. Друкер; [Пер. с англ. Н.М. Макаровой]. - М.

[и др.] : Вильяме, 2000. - 70 с.

Таблица № 1. Стратегия развития фармацевтической отрасли

№ п/п Разделы стратегии

1 Институциональные преобразования в отрасли с целью повышения эффективности производства

2 Развитие корпоративных структур, в том числе научно-производственных

3 Повышение инвестиционной активности

4 Активизация инновационной деятельности. Совершенствование инновационной инфраструктуры по следующим направлениям: - развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в экономике России (инновационно-технологических центров, инкубаторов, инновационно-промышленных комплексов и т.д.); - подготовка кадров менеджеров для управления инновациями, приведение норм российского менеджмента фармацевтических производств к уровню, сравнимому с международным; - развитие механизмов управления и регулирования, адаптирующих применительно к российским экономическим условиям мировой опыт организации и финансирования высоко рисковых инновационных проектов (лизинг, страхование инвестиций, венчурное финансирование и др.); - развитие сети информационных услуг, включая информационные системы и базы данных по инновационным проектам, информацию о конъюнктуре на рынках рискового капитала и целесообразности вложения средств в те или иные проекты и др.; - обеспечение протекционизма инноваций, связанных с государственными приоритетами, через механизмы таможенных тарифов и пошлин, налогов, кредитов, страхования, тендеров на закупку для государственных нужд

5 Развитие технологической базы, с учётом обеспечения по критическим направлениям наукоёмких технологий комплексного решения задач совершенствования технологического оборудования, эталонной базы, средств измерений, контроля и испытаний: - внедрение национальных правил ИМР; - развитие производства непатентованных лекарственных средств (дженериков); - развитие производства фармацевтических субстанций.

6 Совершенствование законодательного и правового регулирования, внедрение методов экономического регулирования.

7 Совершенствование управления госсобственностью и бюджетным обеспечением сферы здравоохранения.

реализация стратегии, выбранная руководством отрасли от состояния идеи развилась до зрелой системы функционирования системы эффективного фармацевтического производства в отрасли, проявляющейся на всех уровнях иерархии, необходимо задействовать следующие инструменты:

- структура отрасли, определяющая рамки, внутри которых формулируются, принимаются и выполняются решения;

- менеджмент, с помощью которого облегчается процесс принятия решений (мотивация персонала, повышение культуры системы, анализ результатов деятельности и осуществление соответствующих изменений);

- организационные и личностные ценности, направляющие выполнение целей и задач, точно и в полном объёме;

- персонал отрасли, исполняющий стратегию и участвующий в переменах, которые могут произойти при её осуществлении (профессионализм);

- финансовый и физический капитал фармацевтической отрасли, который может быть использован для достижения оптимального синергизма (т. е. состояния, когда эффективность объединения превышает эффективность суммы отдельных частей).

В настоящее время стратегической целью развития отрасли является структурная перестройка фармацевтического производства на базе новых технологий, позволяющих увеличивать выпуск конкурентоспособной по качеству и потребительским свойствам продукции (даже при снижении объёма выпуска фармпродукции из-за прекращения производства устаревшей продукции).

Стратегия развития отрасли должна обеспечить разработку основных механизмов регулирования национальных и зарубежных инвестиций в фармацевтическое производство. В инвестиционной сфере должны быть проведены мероприятия по двум основным направлениям: непосредственное участие в капитальных вложениях и формирование благоприятного инвестиционного климата. При этом необходимо учитывать прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Стратегия развития отрасли должна предусматривать (табл. 1.).

Теперь о правовом обеспечении.

Состояние нормативно-правового поля в сфере обращения лекарств и других аптечных товаров, носит фрагментарный характер

132 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

- системообразующие законы и нормативные акты, регулирующие фармацевтическую отрасль, нуждаются в совершенствовании и развитии.

Выделим только пять позиции, свидетельствующие о недостаточности законодательной базы для обеспечения перехода к инновационной модели развития фармотрасли:

1. Практически отсутствуют нормы государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности.

2. Не регламентируется механизм взаимодействия органов власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении инновационной политики.

3. Отсутствует правовой механизм привлечения средств (кроме бюджетных) в научно-техническую, инновационную и образовательную сферы.

4. Не создано правовых условий для развития информационной базы, обеспечивающей доступ к глобальным системам информации и связи, к использованию новых информационных технологий.

5. Необходимость переработки Федерального Закона «О лекарственных средствах», который бы закреплял философию фармацевтической деятельности XXI-го века. Совершенствование нормативно-правового регулирования является непременным условием решения важнейших проблем, стоящих перед страной, в том числе разработки национальной лекарственной политики.

Но самая серьезная проблема состоит в том, что право и экономика работают в различных системах терминологических координат, а это затрудняет принятие жизнеспособных законодательных актов.

Для преодоления отечественной фармацевтической отраслью последствий мирового экономического кризиса, на мой взгляд, можно предложить следующий комплекс антикризисных мер:

- предоставление преференций для российских производителей при закупке ЛС для государственных нужд;

- изменение системы ценообразования с переходом на референтное ценообразование и созданием механизмов контроля за ценами;

- предоставление возможности отсрочки платежей по НДС и таможенным пошлинам при поставке ЛС в рамках государственных закупок;

- создание государственного холдинга с полным циклом производства от субстанций до готовых лекарственных средств для производства жизненно важных и необходимых лекарственных средств (ЖНВЛС);

- введение обязательной регистрации предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, а также пересмотр данного Перечня.

В заключение хотелось бы отметить, что все изменения, которые произойдут в российской фармацевтической отрасли в 2009 г., заложат основные тенденции развития отрасли на ближайшие 5 лет.

Реализация предложенных комплексных мер позволит приблизиться к решению важнейшей государственной задачи - производству жизненно необходимых, безопасных, эффективных и качественных ЛС и медицинских изделий, созданию современной медицинской индустрии, способной реагировать на запросы общества, как в обычное время, так и в период эпидемий, чрезвычайных ситуаций, обеспечивая национальную безопасность страны.

Литература:

1. Доклад В.Л. Хайкина «Национальная лекарственная доктрина и перспективы развития фармацевтической промышленности в России» на Конференция «Российская фармацевтическая промышленность. Сегодня и завтра». Москва, 30 - 31 марта 2004 г.

2. Друкер, Питер Фердинанд (1909-2005.). Задачи менеджмента в XXI веке = Management Challenges for the 21st Century / Питер Ф. Друкер; [Пер. с англ. Н.М. Макаровой]. - М. [и др.]: Вильяме, 2000. - 270 с.; 20 см. ISBN 5-8459-0127-8 (рус.)

3. Друкер, Питер Фердинанд (1909-2005.). Практика менеджмента = The practice of management / Питер Ф. Друкер. - Москва [и др.] : Вильяме, 2000. - 397 с; 24 см. - (Classic Drucker). ISBN 5-84590085-9

4. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономика и управления / А. И. Базилевич; под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 231 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Б. Н. Чернышёва. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 464 с.

6. Колипова, Юлия Викторовна. Стратегия интеграции механизмов управления фармацевтическим производством: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Москва, 2004. -166 с.: ил.

7. Менеджмент инноваций : [журнал] / учредитель: ЗАО «Издательский дом «Гребенников». - Москва: Гребенников, 2008 - 27 см. №1 (5) февраль 2009; №2 (6) май 2009;

8. Менеджмент: теория и практика: межрегиональный научнопрактический журнал / Ин-т экономики и упр., Удмуртский гос.. ун-та. - Ижевск: Изд-во Ин-та экономики и упр. УдГУ, 1998-. -25 см.

9. Настольная книга КМВС о фармацевтическом рынке России ... / [Л. П. Абраменко и др.]. -Москва : Ремедиум, 2007-. - 30 см. ISBN 978-5-9900969-1-2

10. Настольная книга КМВС о фармацевтическом рынке России ... / [Л. П. Абраменко и др.]. -Москва : Ремедиум, 2007-. - 30 см. 2006. - 2007. - 94, [1] с. : ил., табл. ISBN 978-5-9900969-1-2

11. Настольная книга о фармацевтическом рынке России, 2007 [Звукозапись] / [Вахранева Е. и др.]. - Москва: Эр Эм Би Си Им-пэкс, 2008. - 110, [1] с. : ил.; 30 см. ISBN 978-5-9901354-1-3

12. Никулина, Светлана Викторовна. Формирование стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Москва, 2006. - 160 с. : ил.

13. Нильва, Илья Ефимович. Развитие процессов саморегулирования на фармацевтическом рынке России : научное издание / И. Е. Нильва. - Санкт-Петербург : Агентство «ВиТ-принт», 2008. - 267 с. : ил., табл., цв. ил., портр.; 21 см. ISBN 978-5-903722-10-5

14. «Стратегия развития российской фармации», конференция (2008; Москва). Меморандум конференции «Стратегия развития Российской фармации» в рамках ХУ-го Российского национального конгресса «Человек и лекарство» : 17-18 апреля 2008 г. / ГОУ ВПО Московская медицинская акад. им. И. М. Сеченова, Фармацевтический фак., Каф. организации и экономики фармации [и др.].

- Москва : [б. и.], 2008. - 6 с; 21 см.

15. «Стратегия развития российской фармации», конференция (2008; Москва). Материалы конференции «Стратегия развития российской фармации» в рамках ХУ-го Российского национального конгресса «Человек и лекарство», 17-18 апреля 2008 г. / ГОУ ВПО «Московская медицинская акад. им. И. М. Сеченова», Фармацевтический фак., Каф. организации экономики фармации, Научное об-во фармацевтов Москвы, Отд-ние «Лекарственные средства и фор-мацевтическая деятельность» Международной акад. информатизации, Российская ассоциация аптечных сетей. - Москва : [б. и.], 2008.

- 188 с. : ил., табл.; 20 см.

16. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. (МИНПРОМТОРГА России от «23» октября 2009 г. №965) - 70 с.

17. Фармацевтический вестник: Информ. - аналит. газ./ Учред.: ТОО «Редакция газ. «Фармацевтический вестник». - М., 1994-. - 42 см. - 2006. №11 (416). С. 26.; - 2007. № 12 (459). С. 14.

18. Фармацевтический маркетинг : принципы, среда, практика / Микки С. Смит [и др.] ; пер. с англ. Н. Г. Мефодовская; ред. Ю.А. Крестинский, В.А. Мефодовский. - М. : Литтерра, 2005. - 383 с. : ил., табл.; 24 см. - (Серия «ФармМаркетинг»). ISBN 5-98216-019-9: 3000

19. Фармацевтический маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности 060108 (040500) - Фармация / А. Ю. Юданов [и др.] ; Финансовая акад. при Правительстве РФ, Московская мед. акад. им. И. М. Сеченова. - Москва : Ремедиум, 2007. -589 с. : ил., табл., цв. ил.; 22 см. ISBN 5-901-302-25-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.