ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ КОГНИТИВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ
ЗДОРОВЫХ ИНДИВИДОВ: КОМПЕНСАЦИЯ КОГНИТИВНОГО ДЕФИЦИТА ИЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ? / МАЙЕР Л.Дж., ВУНДЕРЛИ М.Д., ВОНМООС М., РЁММЕЛЬТ А.Т., БАУМГАРТНЕР М.Р., ЗЕЙФРИЦ Э., ШАУБ М.П., КУЕДНОВ Б.Б.
(Реферат)
Ref. ad op.: Pharmacological cognitive enhancement in healthy individuals: A compensation for cognitive deficits or a question of personality? / Maier L.J., Wunderli M.D., Vonmoos M., Rommelt A.T., Baumgartner M.R., Seifritz E., Schaub M.P., Quednow B.B. // PLoS one. - 2015. - June 24, N 10(6):e0129805. - P. 1-14. -D01:10.1371/journal.pone.0129805.
Статья, опубликованная в журнале открытого доступа «Public Library of Science One», написана междисциплинарным авторским коллективом швейцарских биологов, медиков и психиатров.
Назначение стимуляторов, таких как метилфенидат (MPH), вызывает много споров в связи с использованием этого лекарства как средства фармакологического когнитивного улучшения (PCE) для здоровых индивидов. Все более частое назначение MPH в последние два десятилетия, по мнению ученых, совпадает с его возросшим немедицинским применением для PCE, а относительно высокое распространение PCE среди студентов колледжей, видимо, подтверждает это предположение. Однако во многих исследованиях нет четкого определения термина «немедицинское применение»; считается, что использование для PCE различных субстанций затрудняет интерпретацию результатов. Хотя в США значительно чаще прибегают к PCE, чем в Европе, но в обоих регионах чаще всего злоупотребляют назначением именно MPH в целях PCE.
Поскольку MPH возбуждает нейротрансмиссию допамина и норадреналина, было выдвинуто предположение о его влиянии на исполнительные функции и рабочую память у здоровых индивидов. Однако потенциальные выгоды и риски PCE модулируются индивидуальными различиями в реакции на лекарства, которая, в свою очередь, зависит от дозы лекарства и требований задачи. Соответственно, когнитивные эффекты MPH зависят от базовой линии (например, улучшение исполнения на уровне ниже этой линии и ухудшение на уровне выше) и связаны с некоторыми издержками (например, улучшение в одной когнитивной области ценой ухудшений в других когнитивных областях), а также с психиатрическими побочными эффектами. MPH уже давно широко применяется для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности, и его потенциальные побочные действия оправданы доказанной эф-фективностью1. Это, однако, не является обоснованием для использования его здоровыми индивидами без когнитивных дефицитов. До сих пор неясно, влечет ли регулярное употребление здоровыми индивидами MPH в целях PCE негативные долгосрочные когнитивные, психопатологические и нейробиологические последствия. Предыдущие исследования показали, что плохо успевающие студенты чаще прибегают к PCE. В целом злоупотребления назначением стимуляторов можно было бы связать с нейропсихологиче-скими дефицитами как предшественником или последствием PCE. Было показано, что иногда назначение стимуляторов улучшает беглость речи, но вместе с тем вызывает дефициты в обучении речи, памяти и когнитивной гибкости по сравнению с контрольной группой, не получавшей стимуляторов. Поэтому исследователи предположили, что уже имеющиеся когнитивные дефициты и незначительные исполнительские дисфункции могут быть предикторами использования стимуляторов . Однако само PCE может вызывать индуцируемые лекарством когнитивные нарушения, что
1 Effects of stimulants on brain function in attention deficit / hyperactivity disorder: A systematic review and meta analysis / Rubia K, Alegria A.A., Cubillo A.I., Smith A.B., Brammer M.J., Radua J. // BiolPsychiatry. - 2013. - N 76^61628. -DOI:10.1016/j.biopsych.2013.10.016PMID:24314347.
2 Nondependent stimulant users of cocaine and prescription amphetamines show verbal learning and memory deficits / Reske M., Eidt C.A., Delis D.C., Paulus M.P. // Biological psychiatry. - 2010. - N 68. - P. 762; Reske M., Delis D.C., Paulus M.P. Evidence for subtle verbal fluency deficits in occasional stimulant users: Quick to play loose with verbal rules // Journ. of psychiatric research. - 2011. - Vol. 45, N 3. -P. 361-368. - D0I:10.1016/j.jpsychires.2010.07.005PMID:20673916.
было показано в недавнем лонгитюдном исследовании1. Соответственно, употребление MPH может влиять на нейропластичность и, таким образом, изменять когнитивную функцию, поведение и личность пользователя.
Биоэтические дискуссии относительно нейроулучшения основываются на допущении о том, что употребление стимуляторов, у которых предполагается наличие нейроулучшающего эффекта, уже стало очень популярным и что в дальнейшем использование PCE будет распространяться все шире. Однако не так давно эти допущения были оспорены. Один аргумент против будущей эпидемии PCE состоит в том, что не все в равной мере заинтересованы в когнитивном улучшении: допускается, что характер личности оказывает значительное влияние на выбор в пользу использования PCE. Влияние личности на готовность прибегать к PCE почти не изучалось. Б. Куеднов2, однако, полагает, что более заинтересованными в использовании PCE будут нарциссистски настроенные и амбициозные люди. Недавние предварительные данные позволяют предположить, что PCE позитивно ассоциируется с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности, поиском сенсаций и импульсивностью. Как показало исследование так называемой «темной триады» черт личности, субклинический нарциссизм тесно связан с макиавеллизмом и субклинической психопатией3, манипуляторским, оппортунистическим и антисоциальным поведением - теми чертами, которые могут быть характерными и для личности пользователей PCE.
Главной целью проведенного авторами исследования было определение широкого ряда характеристик недавних пользователей PCE - их когнитивного, поведенческого и личностного профиля. Авторы выдвинули гипотезу, что злоупотребление MPH в целях PCE ассоциируется с более низким уровнем когнитивной деятельности. Ожидалось также, что для пользователей PCE характерны повышенные уровни психопатологических нагрузок и
1 Cognitive impairmentin cocaine users is drug-induced but partially reversible: Evidence from a longitudinal study / Vonmoos M., Hulka L.M., Preller K.H., Minder F., Baumgartner M.R., Quednow B.B. // Neuro-psychopharmacology. - 2014. - N 39. -P. 2200-2210. - DOI:10.1038/npp.2014.71PMID:24651468.
2 Quednow B.B. Ethics of neuroenhancement: A phantom debate // Biosocieties. -2010. - N 5. - P. 153.
3 Rauthmann J.F., Kolar G.P. How «dark» are the Dark Triad traits? Examining the perceived darkness of narcissism, machiavellianism, and psychopathy // Personality and individual differences. - 2012. - Vol. 53, N 7. - P. 884.
специфическая структура личности, что они более склонны демонстрировать нарциссизм, оппортунизм, макиавеллизм и импульсивность и менее продвинуты в том, что касается форм социального поведения.
Исследователи сделали два главных вывода: 1) недавно прекратившие употребление PCE испытуемые и не принимающие стимуляторов участники контрольной группы были равны в решении большинства когнитивных задач, но пользователи были лучше в стратегическом мышлении и принятии решений; 2) пользователи PCE проявляли больше импульсивности, больше искали новизну, в большей мере демонстрировали макиавеллизм, больше проявляли антисоциальные и негативистские черты личности, а также меньшую зависимость от признаков социального признания. В соответствии с таким личностным паттерном они вели себя более оп-портунистски в социальном взаимодействии, меньше проявляли когнитивную эмпатию и были меньше включены в социальные сети. Важно, что эти результаты нельзя объяснить эффектом прекращения приема препарата, поскольку средняя продолжительность воздержания от MPH составляла 41 день, и только у одного испытуемого при анализе мочи были обнаружены незначительные следы препарата. В целом, как показало исследование, общий личностный профиль пользователей PCE весьма специфичен, что не подтверждает часто высказываемое предположение о широком распространении этой технологии в будущем.
Б. Г. Юдин