Результаты исследования и их обсуждение. Пырей ползучий (Elytrigia repens) семейство Злаковые (Grammeae) -травянистое многолетнее растение высотой 30-150 см. Корневище горизонтальное, шнуровидное. Листья плоские, 5-10 мм шириной, голые. Соцветие - колос длиной 7-15 см. Колоски 5-7-цветковые, сжатые с боков, сидящие по одной стороне колоса. Две остроконечные колосковые чешуи, нижняя - голая. Цветёт в июне - июле [5].
При рассмотрении листа с поверхности (Рис. 1) видны плотно прилегающие вытянутые прямоугольные клетки эпидермиса с ровными стенками. Клетки мезофилла листа округлые, изредка овальные, с крупными межклетниками. Тип устьичного аппарата - парацитный, то есть сопровождающие клетки располагаются параллельно замыкающим и устьичной щели. Устьица вытянутые, расположены ровными рядами на всем протяжении листовой пластинки около проводящей жилки. В стебле пырея ползучего имеются закрытые коллатеральные проводящие пучки (Рис. 2), расположенные радиально. На давленном микропрепарате стебля отчётливо видна проводящая жилка с ярко выраженными кольцевыми отложениями лигнина. Также была проведена микроскопия цветковых чешуек. Клетки эпидермиса имеют резко извилистые края и парацитные устьица. Пыльца пырея имеет шарообразную форму. Рисунок 1. Микропрепарат с поверхности листа (Ув.800 крат) 1 - парацитное устьице 2 - клетки эпидермиса
Рисунок 2. Поперечный срез стебля (Ув.800 крат)
1 - Закрытый коллатеральный проводящий пучок Результаты качественного химического анализа сырья представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты качественного анализа надземной части пырея ползучего.
БАВ Используемые реактивы Аналитический эффект
Кумарины 1 н раствор гидроксида натрия Буровато-красная флуоресценция (низкое содержание кумаринов)
Сапонины Реакция пенообразования Образование устойчивого столба пены
0,5 н раствор гидроксида натрия 0,5 н раствор соляной кислоты Образование устойчивой пены (сапонины стероидной природы) Пена не образуется (отсутствие сапонинов тритерпеновой природы)
Флавоноиды Реакция по Брианту (соляная кислота, магниевый порошок и н-бутиловый спирт) Жёлтое окрашивание, переходящее в органическую фазу (присутствие флавонов, флавононов, флавонолов)
10% раствор ацетата свинца (среднего) Жёлтый осадок (присутствие флавонов, флавононов, флавонолов)
10% спиртовой раствор гидроксида натрия Жёлтое окрашивание (присутствие флавонов, флавононов, флавонолов)
2% хлорида алюминия Жёлтое окрашивание с жёлто-зелёная флуоресценция
Дубильные вещества 1% раствор железоаммонийных квасцов Чёрно-зелёное окрашивание (конденсированные дубильные вещества)
10% раствор уксусной кислоты, 10% раствор ацетата свинца (среднего) Осадок не образовался (отсутствие гидролизуемых дубильных веществ)
Кристаллический нитрат натрия, раствор соляной кислоты Коричневого окрашивания не наблюдалось (отсутствие гидролизуемых дубильных веществ)
Заключение. В результате проведённого исследования выявлены основные анатомо-диагностические признаки надземных органов пырея ползучего. К ним относятся ровные вытянутые клетки эпидермиса листа, расположение парацитных устьиц вдоль проводящей жилки, радиально расположенные закрытые коллатеральные проводящие пучки, резко извилистые края клеток эпидермиса цветочной чешуи.
Качественный химический анализ водных и спиртовых экстрактов подтвердил присутствие следующих групп БАВ: кумарины, сапонины (стероидные), флавоноиды (флавоны, флавононы, флавонолы агликоновой природы), дубильные вещества (конденсированные). Литература
1. В.В. Телятьев. Полезные растения Центральной Сибири - Иркутск, 1985, С. 52 - 53.
2. Большая энциклопедия народной медицины. - М.: «Издательский дом АНС», 2004. - С. 154, 225, 281.
3. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 229.
4. В. П. Преображенский. Современная энциклопедия лекарственных растений - Донецк: ПКФ «БАО», 2001. - С. 289.
5. Губанов И. А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР / отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1976. — С. 54.
6. Государственная фармакопея XIII изд. - вып. 1 — Москва, 2015. УДК 616.127-005.8
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЙ ИНФАРКТ МИОКАРДА, В Г.ВОРОНЕЖ
А.Д. Гайворонская, Ю.А. Котова, О.Н Красноруцкая, Н.В. Страхова
Воронежский Государственный Университет им. Н.Н. Бурденко, кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
Научный руководитель: профессор, д.м.н. А. А. Зуйкова Россия, 394036, Воронеж, ул.Студенческая, 10. mail@,vmgmu.ru
Россия, 394049, Воронеж, ул. Елецкая, 13. [email protected] - Гайворонская Анастасия Дмитриевна. Резюме. Исследование, в ходе которого методом сплошной выборки были отобраны 46 пациентов, проводилось для оценки эффективности реализации реабилитационной образовательной программы для больных, перенесших острый инфаркт миокарда. Для оценивания были использованы тест 6-минутной ходьбы, в ходе которого производилось мониторирование различных показателей, а также опросник SF-36. По результатам исследования более высокие показатели в группе пациентов, посещавших школу для больных перенесших острый инфаркт миокарда и их родственников, что требует повышения мотивации к ее посещению.
Ключевые слова. Инфаркт миокарда, реабилитация пациентов, постинфарктный период, образовательная программа, школа для больных.
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PATIENTS WITH ACUTE MYOCARDIAL INFARCTION IN VORONEZH
Gayvoronskaya A.D., Kotova Yu.A., Krasnorutskaya O. N., Strakhova N. V
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Department of Polyclinic Therapy and General Practice. Scientific adviser - Doctor of Medicine, professor A.A. Zuykova
10,.Studentskaya St., 394036, Voronezh, Russia, [email protected] 13, Eletskaya St., 394049, Voronezh, Russia [email protected] -A.D. Gaivoronskaya
Abstract. The study, in which 46 patients were selected by continuous sampling, was used to evaluate the effectiveness of the rehabilitation educational program for patients with acute myocardial infarction. For the evaluation, a 6-minute walk test was used, during which various parameters were monitored, as well as the SF-36 questionnaire. According to the results of the study, higher rates were observed in the group ofpatients attending the school for patients with acute myocardial infarction and their relatives, which requires an increased motivation to visit it.
Keywords: myocardial infarction, patient rehabilitation, post-infarction period, educational program, school for patients Введение. Согласно клиническим рекомендациям повышение эффективности реабилитации пациентов в постинфарктном периоде основывается на их непрерывном обучении с момента госпитализации до конца поликлинического этапа восстановления [2,3]. Для последнего компонента актуальным является создание специальных программ - «Школ для больных, перенесших острый инфаркт миокарда (ОИМ), и их родственников» (далее Школа). Однако, далеко не каждый пациент проходит занятия в рамках этой образовательной методики [1]. Цель нашего исследования — это оценка эффективности реализации программы Школы в рамках работы участкового терапевта.
Материалы и методы. Методом сплошной выборки нами были обследованы 46 пациентов на базе 4ой городской поликлиники, из которых 31 человек мужчины и 15 человек женщины в возрасте, средний возраст составил 65,5 ± 12,4 лет. Средняя длительность постинфарктного периода составила 3,5 лет. Чрескожное коронарное вмешательство было проведено только 10 больным (21,7%).
Для оценки качества жизни пациентов мы использовали опросник SF-36. В ходе исследования была разработана оригинальная анкета, направленная на выявление вредных привычек и факторов риска у пациентов, перенесших ОИМ. Всем больным был проведен тест шестиминутной ходьбы (6 MT). В ходе 6МТ мы проводили измерение пульса и
сатурации кислорода при помощи пульсоксиметра до теста, на 3 минуте в тесте, сразу после него, на 3 и 6 минутах после теста.
В ходе обследования все пациенты были разделены на две группы в зависимости от посещения программы Школы. Из группы обследуемых Школу посещали только 23 пациента (50%).
Статистическая обработка данных проводилась с использованием SPSS Statistics 20.0. Все значения представлены в виде средней ± стандартное отклонение. Были рассчитаны параметры описательной статистики, проведен частотный анализ. При сравнительном анализе использовался U-критерий Манна-Уитни, при корреляционном анализе -коэффициент корреляции Спирмена. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05. Результаты исследования
В ходе анкетирования пациентов было выявлено, что в качестве основного источника информации о своем заболевании 24 человека (52,2%) указывали образовательную программу «Школа для больных, перенесших инфаркт миокарда, и их родственников», 18 (39,1%) обследованных получали все сведения от своего участкового терапевта или лечащего врача в стационаре. И только четверо (8,7%) отметили, что источником информации об ОИМ были знакомые с таким же диагнозом.
До ОИМ среди опрошенных курили 27 пациентов (58,7%), а 10 пациентов (21,7%) часто употребляли спиртное в дозах, превышающих безопасные. Из других вредных привычек 21 пациент (45,7%) отмечали, что не следят за своим рационом и переедают, 26 человек (56,5%) ведут малоподвижный образ жизни, 22 пациента (47,8%) указывали на свой неорганизованный режим дня и плохой сон, и еще 16 человек (34,6%) пьют кофе больше 3 раз в день. На графиках 1 и 2 представлено процентное соотношение изменения в образе жизни после ОИМ в зависимости от посещения образовательной программы.
Посещавшие Школу Не посещавшие Школу
Отсутствие изменений в образе жизни
Частичный отказ от вредных привычек
Полный отказ от вредных привычек
17.50%
5
2 6%
56.50%
Отсутствие изменений в образе жизни
Частичный отказ от вредных привычек
Полный отказ от вредных привычек
39.20%
39.10%
22%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Посещавшие Школу
0% 10% 20% 30% 40% 50% Не посещавшие Школу
График 1. Изменения в образе жизни пациентов, посещавших Школу
График 2. Изменения в образе жизни
пациентов, не посещавших Школу
Среднее значение ИМТ для обученных больных равно 26,96±3,29, для не обучавшихся пациентов 28,45±3,12. Окружность талии среди пациентов, посещавших Школу, составила 87,5±11,7см, среди больных, не посещавшими образовательную программу 90,9±10,7 см соответственно.
После проведения теста шестиминутной ходьбы (6 MT) все пациенты были распределены по функциональному классу (ФК) в зависимости от посещения Школы. ФК 0 определен у 3 человек, посещавших программу, среди не посещавших не определяется. ФК 1 определен у 4 пациентов, посещавших Школу, среди не посещавших не определяется. ФК 2 определен у 2 человек, посещавших образовательную программу, и у 2 пациентов, не посещавших ее. ФК 3 определяется у 11 человек, посещавших Школу, и у 15 человек, не посещавших ее. ФК 4 определяется у 3 человек, посещавших образовательную программу, и у 5 пациентов, не посещавших ее. Выявлена статистическая взаимосвязь средней силы между посещением больным Школы и ФК по результатам 6МТ (х2(4)=8,097, р=0,088, ф=0,424). Выявлена отрицательная корреляционная связь средней силы между ФК и посещением Школы (г = - 0,337, р=0,024). Полученные результаты 6 MT, а также проводимых в нем измерений АД и пульсоксиметрии для наглядности отражены в виде таблиц 1-2.
Таблица 1. Результаты 6 MT и динамика артериального давления в зависимости от посещения образовательной программы
Группа Дистанция 6МТ, м САД до 6МТ, мм.рт.ст. ДАД до 6МТ, мм.рт.ст. САД после 6МТ, мм.рт.ст. ДАД после 6МТ, мм.рт.ст.
Не посещали Школу 191,0±20,6 139,5±19,5 79,1±11,1 155,5±11,9 93,0±8,2
Посещали Школу 329,5±36,2 127,4±15,1 78,0±9,9 147,6±13,3 91,0±9,5