Научная статья на тему 'Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации'

Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / АВС АНАЛИЗ / СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА / СЕГМЕНТАЦИЯ АССОРТИМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасев М.М., Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Белоусов П.Е.

В данной статье представлены результаты фармакоэкономического исследования (АВС-анализ методом сумм) ассортимента ополаскивателей для полости рта на локальном фармацевтическом рынке в ООО «Новая аптека 2+» г. Орёл с 1 июля по 29 декабря 2019 г. Сделаны выводы. Даны рекомендации по оптимизации товарного ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карасев М.М., Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Белоусов П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации»

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №1 2020

УДК 614.31

ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ОПОЛАСКИВАТЕЛЕЙ ДЛЯ

ПОЛОСТИ РТА В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Карасев М.М.,

к. фарм. н., доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармации ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Белоусова О.В.,

к. фарм. н., преподаватель медицинского колледжа ФГАОУ НИУ «Белгородский государственный университет»

Белоусов Е.А.,

к. фарм. н., преподаватель медицинского колледжа ФГАОУ НИУ «Белгородский государственный университет»

Белоусов П.Е., ГАУЗ «Брянская областная больница №1»

В данной статье представлены результаты фармакоэкономического исследования (АВС-анализ методом сумм) ассортимента ополаскивателей для полости рта на локальном фармацевтическом рынке в ООО «Новая аптека 2+» г. Орёл с 1 июля по 29 декабря 2019 г. Сделаны выводы. Даны рекомендации по оптимизации товарного ассортимента.

Ключевые слова: локальный рынок, АВС - анализ, средства по уходу за полостью рта, сегментация ассортимента

Введение

Воспалительные заболевания пародонта на сегодняшний день являются одной из наиболее распространенных стоматологических проблем [1,3].

Необходимо учитывать, что ополаскиватели применяются как вспомогательное средство для ухода за полостью рта. Они не должны применяться вместо чистки зубов. Жидкое средство помогает избавиться от частичек пищи и микробов, которые не удается устранить во время обычной чистки [2,3,4].

Ежедневное употребление зубных ополаскивателей решает проблему с устранением большей части бактерий, остающихся после чистки зубной щеткой. При использовании жидкостей погибает абсолютное большинство бактерий, при этом баланс микрофлоры не нарушается [1,2,5,6].

Результаты и обсуждение

В ходе исследования проанализированы отчеты о движении товара за период с июля по декабрь 2019 года. Из товарных отчетов для проведения анализа взяты данные об объеме продаж в рублях. Перечень средств ранжирован в порядке убывания значений. Определены для каждого наименования доли реализованного товара от общей суммы дохода. В методе сумм границы

групп (А, В, С) определяются по значению суммы двух показателей: доля куммулята и доля по количеству с нарастающим итогом. Таким образом, суммарная доля равна 200%. Группа «А» имеет границу до 100%, группа «В» — до 145%, группа «С» — всё оставшееся количество.

После анализа полученных результатов, выявили общее число средств по уходу за полостью рта, проданных «ООО Новая аптека 2+» в период с июля по декабрь 2019 года. Оно составило 17 средств, из них группа «А» — 5 наименований, группа «В» — 5, группа «С» — 8.Таким образом, ополаскиватели для рта группы «А» составили 24,5% ассортимента, группы «В» — 28,5%, группы «С» - 47% (рис.1.).

Установлено, что группа «А» составляет 24,5% ассортимента и приносит 80% прибыли. Сюда входят: «Президент антибактериал», «Лесной бальзам с экстрактами прополиса и зверобоя», «Президент профи», «Президент сенситив плюс», «MEXГОOLdent» и др. Эта группа очень важна, так как приносит максимальный доход, значит данные средства являются приоритетными при определении товарных запасов.

Группа «В» определяет 28,5% от ассортимента и приносит 15% прибыли. Сюда входят: <^аса1шЬазк», «Lacalutactive», «ШеяпеТОТАЬСАКЕ», «ListermeEXPERT Защита десен», «Лесной бальзам природная све-

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис.1. Сегментация ассортимента ополаскивателей по группам А,В,С

жесть» и др. Данная категория средств по уходу за полостью рта необходима для поддержания ассортимента, отдельные средства могут мигрировать как в группу «А», так и в группу «С». Требуется постоянное внимание к наличию товаров этой группы.

Группа «С» составляет 47% ассортимента и приносит 5% прибыли. К этой группе относятся: «Лесной бальзам с экстрактом ромашки и березовым соком», «Лесной бальзам с маслом кедровых орешков и экстрактом шалфея», «Со1§^еР1ах Лечебные травы для десен», «ListerineEXPERT экспертное отбеливание», «Фтородент кедровый», «Фтородент прополис» и др. Спрос на данные средства необходимо стимулировать различными способами: скидками, рекламными акциями.

Выводы

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что товарная группа «А» обеспечивает максимальный доход и требует 100% наличия средств данной группы, группа «В» также является важным звеном в получении прибыли и могут перейти в группу «А», товары группы «С» требуют дополнительного стимулирования для увеличения своей доли в увели-

чении прибыли организации, возможен способ

реализации «по предварительному заказу».

Литература

1. Артамкина, Т. Применение противовоспалительных бальзамов при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта /Dental Tribune. — 2007. — Т.6, — №2 (апрель). - С. 8-9.

2. Лукиных, Л.М., Косюга, С.Ю. Изменение количественного состава микробной флоры зубного налета при интенсификации гигиены полости рта/ Стоматология. 1998. — Т.77, — №6. — С.7-8.

3. Артамкина, Т. Эффективность применения лечебно-профилактического противовоспалительного геля для полости рта /Dental Tribune. 2007. - Т.6, — №3 (май). — С. 5-6.

4. Унанян, А. А. Обоснование комбинированного антибактериального и иммуномодулирующего лечения хронических болезней пародонта: диссертация кандидата медицинских наук: 14.01.14 / А. А. Унанян. — М., 2011. — С. 26.

5. Торговая компания LACALUT [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lacalut.ru/

6. Colgate [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.colgate.ru/

© Карасев М.М., Белоусова О.В., Белоусов Е.А.,

Белоусов П.Е., 2020

Karasev M.M., Belousova O.V., Belousov E.A., Belousov P.E.

PHARMACOECONOMIC ANALYSIS OF THE RANGE OF RINSERS FOR THE ORAL CAVITY IN

A PHARMACY ORGANIZATION

This article presents the results of a pharmacoeconomic study (ABC analysis by the sum method) of an assortment of mouthwashes on the local pharmaceutical market in «New Pharmacy 2+» LLC, Orel, from July to December 2019 inclusive. The conclusions are drawn. Recommendations are given on optimizing the product mix.

Keywords: local market, ABC analysis, oral care products, assortment segmentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.