Научная статья на тему 'Фарфоровые образы старой России'

Фарфоровые образы старой России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1246
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЫ РОССИИ / СКУЛЬПТУРА / ФАРФОР / IMAGES OF RUSSIA / SCULPTURE / PORCELAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хмельницкая Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются основные этапы обращения и пропаганды темы много- национальности российского государства с помощью фарфора. Последовательное обращение к этой актуальной проблематике на Императорском фарфоровом заводе мгновенно нашло отклик и на частных фарфоровых производствах. На заводах исполнялись как единичные фигуры, расска- зывающие про людей разных профессий и разных национальностей, проживающих на территории Российской Империи, так и целые серии, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers a comprehensive creative work and activity of the Imperial Porcelain factory as well as the private Russian factories, promoting the theme of the multinational Russian country and introducing with the help of porcelain figurines different types and nationalities of people living in Russia. Within the 18th and throughout 19th century porcelain factories produced single figures as well as the big series, which have not lost their relevance today.

Текст научной работы на тему «Фарфоровые образы старой России»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

Е. С. Хмельницкая ФАРФОРОВЫЕ ОБРАЗЫ СТАРОЙ РОССИИ

В историко-культурном контексте XVTII-XIX вв., когда тема России, по наблюдению Г. Г. Поспелова, была «почти всеохватывающей», обращение к ней скульпторов и художников было неизбежным. Поиски национального идеала с учетом всего многообразия народностей, населяющих Россию, остро волновали мастеров различных направлений, в том числе и на Императорском фарфоровом заводе. Вслед за ведущим фарфоровым производством страны, на эту тему откликались и частные отечественные заводы. Художественный критик и писатель И. С. Лукаш отмечал: «Все образы империи и стили оставили свой хрупкий след на фарфоре, и если бы от России остались одни только фарфоровые черепки, то и по ним можно было бы представить ее величие и благородство, гармоническую красоту и мужество, светлую силу и приятную женственность <.. .> Старинная Россия была не только пудреной: она была и фарфоровой. В малоизвестном и полузабытом керамическом художестве — особая благородная прелесть Российской империи, ее нечаянно-нежное дыхание, легчайшая поступь. Тяжкая Россия всегда была украшена хрупкой гирляндой фарфора»1.

В конце XVIII в. идея культурного многообразия, «этнической пестроты» проникла в различные сферы художественной жизни, а фарфоровые произведения, отражающие эту тему, стали неотъемлемой частью ассортимента всех отечественных производств. Ее популярности во многом способствовали иллюстрированные издания русских и европейских ученых XVIII-XIX вв. В 1771-1776 гг. на немецком языке вышел в свет пятитомный труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768-1774 гг.» (русский перевод опубликован в Петербурге в 1773-1788 гг.). По материалам «физических»

1 Лукаш И. С. Фарфоровая Россия. На выставке в Севре. Париж, 1929. С. 3.

258

Фарфоровые образы старой России

экспедиций Академии наук 1768-1774 гг. были изданы «Путешествие по России для исследования трех царств естества» (СПб., 1771-1785. Ч. 1-3) С. Г. Гмелина, «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1771-1805. Ч. 1-4) и др. В XIX столетии большой популярностью пользовались «Рассказы карандашом. Карикатурный альбом» П. Анненского2, «Картины русской жизни» А. Разина3, «Живописные изображения нравов и обычаев, праздников русских в ста раскрашенных рисунках» А. Аткинсона и Д. Уокера4. В XIX в. к иллюстрированным изданиям добавился и спрос на фотографические снимки, в особенности на «Русские типы» В. А. Каррика, исполненные в формате «карт-визит». Эти и другие книжные издания и фотографии стали источниками для создания фарфоровых фигур, выпущенных как на Императорском фарфоровом заводе, так и на частных предприятиях.

Первая серия «народностей России» была исполнена на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII в. французским скульптором Ж.-Д. Рашеттом (илл. 1, 3). Созданная в период правления Екатерины II, она способствовала прославлению повелительницы огромной и богатой страны, императрицы, которую уже в ХХ в. И. С. Лукаш назвал «матерью фарфорового народа, заселившего Россию»5. Так появились на свет «целые поколения глазурных человечков, которые с изумительной правдивостью запечатлели физиономию и самый дух России»6. Эти фигуры в ярких национальных костюмах передают не только этнический тип, но и род занятий представителей разных народов империи. Их высота составляет около 25 см. Первоначально фигуры предназначались для декори-ровки парадного стола, по образцу торжественного surtout-de-table, исполненного на Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре. Фридрих Великий преподнес его русской императрице в 1772 г. в ознаменование дружественного альянса, заключенного между Россией и Пруссией в 1770 г. Украшение «Десерт-Триумф», выполненное скульпторами-моде-льерами Ф. Э. и В. Х. Майерами, состоит из сорока фарфоровых фигур: императрица, сидящая на троне под балдахином, а вокруг нее, на сту-

2 Анненский П. И. Рассказы карандашом. Карикатурный альбом. СПб., 1858.

3 Разин А. Е. Картины русской жизни: В 4 т Т. 1-4. СПб.; М., 1869.

4 Atkinson J. A., Walker J. A picturesque representation of the manners, customs and amusements of the Russians, in one hundred coloured plates; with an accurate explanation of each plate in English and French. London, 1803-1804.

5 Лукаш И. С. Фарфоровая Россия. На выставке в Севре. С. 5.

6 Там же. С. 6.

259

Е. С. Хмельницкая

пенях, фигуры, представляющие все народы России в национальных костюмах, и аллегорические композиции. Визуальным источником фигур послужили изображения, исполненные немецким математиком Л. Эйлером (L. Euler), членом Петербургской Академии наук. В 1745 г. он принял участие в работе над созданием иллюстрированного атласа Российской империи, который и стал пособием для разработки первых фарфоровых статуэток на этнографические темы. Императрица очень гордилась этим подарком и, как свидетельствуют записи в Камер-фурьерском церемониальном журнале, с нескрываемым удовольствием демонстрировала «Десерт-Триумф» гостям в августе 1772 г.7 Впоследствии Екатерина поместила его в Эрмитаже и приглашала своих посетителей пить кофе и любоваться этим фарфоровым чудом8.

Фигуры представителей разных народностей, выполненные на Императорском фарфоровом заводе во времена правления Екатерины, можно назвать «объемными воспроизведениями» иллюстраций из фундаментального труда известного ученого и путешественника, академика И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» (СПб., 1776-1777. Ч. 1-3) (илл. 4). Это уникальные очерки об истории расселения, языке, хозяйстве, обычаях и верованиях многих народов империи. 74 красочные иллюстрации показывают жителей страны в национальных костюмах. Гравюры для книги были изготовлены мастерами Гравировальной палаты Академии наук и раскрашены вручную. Первое сводное этнографическое сочинение о России до конца XVIII в. выдержало еще два издания. Оно не утратило своего научного значения и в последующие времена.

«Замечательно, что этнографические типы, курьезные и странные лица и костюмы, — писал исследователь русского фарфора М. В. Фар-маковский, — раньше обратили на себя внимание мастеров, чем типы из близкой действительности <.. .> В это время Россия стала великой державой: она как бы обрела свой путь в мировой жизни, ощутила свои силы и вступила равноправным участником общей европейской политической жизни. Неизменный успех, хотя бы и покупаемый рядом годов тяжелого испытания сил, укреплял сознание своей мощи, мощи того народа, неза-

7 Камер-фурьерский церемониальный, банкетный и походный журнал 1772 года. СПб., 1858. С. 113.

8 Там же. С. 114.

260

Фарфоровые образы старой России

метного прежде, откуда выходили герои блестящих войн, положившие к ногам императрицы грозные турецкие бунчуки и ключи неприступных крепостей. Невозможно было не увидеть за плечами блестящих генералов сплоченных рядов непобедимых воинов, а за ними — самого народа»9. «Народная тема» начинает занимать все больше и больше места в произведениях Императорского фарфорового завода. Так, появляется серия «Торговцы и ремесленники», представляющая типы русских людей в повседневной жанровой трактовке, и другие произведения (илл. 2). Творческую эстафету в разработке «народной темы» подхватил частный завод Ф. Б. Гарднера в Вербилках, создав серию статуэток, которые завоевали симпатии многих жителей России. Изделия, «сюжеты» которых идеализируют жизнь и быт русского крестьянства, занимают особое место в ассортименте этого производства. Завод выпустил серию фигур по гравюрам чрезвычайно популярного в то время ежемесячного издания «Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». Разнообразные варианты этих статуэток выпускались в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других частных заводов, послужив им образцами. Несмотря на очевидную идеализацию, гарднеровские фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, правдивостью образов.

Поистине «неисчислимы копии и варианты этих фигурок, перешедших в мастерские не только крупных заводов, но и к простым кустарям», — писал о серии «Народы России» М. В. Фармаковский10. На протяжении XVIII-XIX вв. гравюры Ж. Б. Ле Пренса, Л. Луара и других мастеров служили основой при создании фарфоровых статуэток представителей разных народностей и профессий как на Императорском фарфоровом заводе, так и на частных предприятиях11.

9 Фармаковский М. В. Скульптура Государственного Фарфорового Завода // Русский художественный фарфор: Сб. статей о Государственном Фарфоровом Заводе / Под ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. Л., 1924. С. 11.

10 Там же. С. 84.

11 См., например: Le Prince J.-B. Divers ajustements et usages de Russie... Dessinees en Russie d’apres nature et graves a l’eau forte. Paris, 1775.

261

Е. С. Хмельницкая

Фарфор фабрики А. Попова «особенно интересен в бесконечно разнообразных русских типах. Тут и деревенские типы, и горожане <...> Наиболее красивы и удивительно ритмичны фигуры танцующих простолюдинов; <...> а вот очаровательная девушка в синем сарафане такого глубокого тона, до которого доходили только Гарднер и Попов: закинув грациозно над головой руки, как в старину говорили, “калачиком”, пристукивая каблуками сафьяновых сапожек, идет в плавном, но так захватывающем темпе “русской”...»12 Кроме собственно декоративной, такие фигурки выполняли еще и информативную функцию: они «сообщали» зрителю о природных условиях, образе жизни, роде занятий и промыслах разных народностей. Исполненное поэзии описание этих колоритных персонажей оставил нам И. С. Лукаш: «Изумительны по гармонической нежности раскраски знаменитые екатерининские фигурки народов России <.> Екатерининские фигурки — киргизку, мордвинку, татарку, черемиску, бухарца — следовало бы признать шедевром <...> Совершенно, например, превосходен по сочетанию бледно-желтых и зеленых тонов молодой казанский князь в тюбетейке <...> За витринами толпится фарфоровый русский народ: мороженщики, сбитенщики, сапожники, девки, купчихи, петиметры, маскарадные арлекины и нагие прелестницы с муфтами. И все смотрят на вас с навсегда замершей, волнующей полуулыбкой.»13

Отечественная война 1812 г. послужила мощным импульсом развития национального самосознания в России. Блистательная победа над Наполеоном нашла отражение не только в многочисленных изображениях прославленных генералов русской армии на сувенирных чашках, сервизах и других изделиях из фарфора. Характерная для той эпохи идеализация народных типов в мелкой пластике производит впечатление не стилизации, не попытки искусственно облагородить модель, а искреннего стремления воспроизвести действительность такой, какой она виделась простым мастерам, убежденным в великом назначении собственной родины. «Воистину чудесны своей дивной красотой несколько фигурок народных типов, вышедших из мастерских фарфорового завода во времена Александра I: всем известен юноша-атлет, идущий с ведрами в руках, с радостным открытым лицом <...> скромной богиней выступает девушка с коромыслом на плечах; движения ее плавны, и вся фигура

12 [Б. п.]. Собрание фарфора А. В. Морозова // Столица и усадьба. 1916. 1 сент. № 64-65. С. 10.

13 Лукаш И. С. Фарфоровая Россия. На выставке в Севре. С. 7.

262

Фарфоровые образы старой России

неотразимо обаятельна»14. Исследователь И. С. Лукаш назвал их «российскими Дианами с изумительно гармоническим поворотом тела и головы — крестьянскими богинями с коромыслами, в золотых кокошниках и синих сарафанах, которые отличаются одна от другой только тоном башмаков: то красных, то бледно-желтых, то зеленых. Их раскраску — тайну сочетания глазури с бисквитом — Европа не знает и теперь»15.

С этого времени вопрос сближения и взаимообогащения различных культур стал для России, пожалуй, самым животрепещущим, поскольку имел прямое отношение к поиску собственного пути, к самопознанию и самоутверждению в стремительно меняющемся мире. Своеобразным итогом, отражающим в фарфоровом производстве образы народов Российской империи, стала серия «Народности России», созданная П. П. Каменским на Императорском фарфоровом заводе. Эта серия была не только самым масштабным проектом скульптурного отделения казенного производства, но и великолепным примером того, как столь непростая задача может быть решена пластическими средствами. Неслучайно его идеологический посыл — продемонстрировать величие и мощь России — оказался созвучным и советскому времени. Сейчас, когда обе империи уже канули в Лету, на первый план выступает другая заслуга авторов-создателей серий фигур «Народности России», особенно актуальная для современного российского общества: «Фарфоровый учебник этнографии сыграл свою скромную роль в культурном сближении народов России, способствовал воспитанию в обществе уважения к их национальной самобытности»16.

Информация о статье

ББК 85.12; УДК7.027.1

Автор: Хмельницкая Екатерина Сергеевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия, tinakhmelnitskaya@ gmail.com

Название: Фарфоровые образы старой России

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы обращения и пропаганды темы многонациональности российского государства с помощью фарфора. Последовательное обращение к этой актуальной проблематике на Императорском фарфоровом заводе мгновенно нашло отклик и на частных фарфоровых производствах. На заводах исполнялись как единичные фигуры, расска-

14 Там же. С. 8.

15 Там же. С. 5.

16 Зиновьева Т. А. Этнографические фарфоровые фигурки // Декоративное искусство СССР. 1982. № 11. С. 47.

263

Е. С. Хмельницкая

зывающие про людей разных профессий и разных национальностей, проживающих на территории Российской Империи, так и целые серии, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Ключевые слова: образы России, скульптура, фарфор

Литература, использованная в статье

Анненский, П. И. Рассказы карандашом. Карикатурный альбом. Санкт-Петербург, 1858. 147 с. Зиновьева, Тамара Александровна. Этнографические фарфоровые фигурки // Декоративное искусство СССР 1982. № 11. С. 47-48.

Лукаш, Иван Созонтович. Фарфоровая Россия. На выставке в Севре. Париж, 1929. С. 3-29. Разин, Алексей Егорович. Картины русской жизни: В 4 т. Т. 1-4. Санкт-Петербург; Москва: Издание товарищества М. О. Вольф, 1876. 362 с.

Русский художественный фарфор: Сборник статей о Государственном Фарфоровом Заводе / Под ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. Ленинград: Гос. изд-во, 1924. 182 с. Atkinson, John Augustus; Walker, James. A picturesque representation of the manners, customs and amusements of the Russians, in one hundred coloured plates; with an accurate explanation of each plate in English and French. London, 1803-1804. 142 р.

Le Prince, Jean-Baptiste. Divers ajustements et usages de Russie... Dessinees en Russie d’apres nature et graves a l’eau forte. Paris, 1775. 312 р.

Information about the article

Author: Khmelnitskaya Ekaterina Sergeevna — Ph. D. in Art History, senior researcher, curator of Russian porcelain collection, Department of Russian Culture, State Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia, [email protected] Title: Рorcelain images of the old Russia

Summary: The article considers a comprehensive creative work and activity of the Imperial Porcelain factory as well as the private Russian factories, promoting the theme of the multinational Russian country and introducing with the help of porcelain figurines different types and nationalities of people living in Russia. Within the 18th and throughout 19th century porcelain factories produced single figures as well as the big series, which have not lost their relevance today.

Keywords: images of Russia, sculpture, porcelain

References

Annenskiy, P I. Rasskazy karandashom. Karikaturnyj albom [Stories written by pencil. Cartoon album]. St. Petersburg, 1858. 147 p.

Zinov’eva, Tamara Aleksandrovna. Etnograficheskie farforovye figurki [Ethnographical porcelain figurines], in Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1982. № 12. P 47-48.

Lukash, Ivan Sozontovich. Farforovaya Rossiya. Na vystavke v Sevre [At the Sevres exhibition]. Paris, 1929. P. 3-29.

Razin, Aleksey Egorovich. Kartiny russkoy zhizni [Images of the Russian life]: In 4 vols. Vol. 1-4. St. Petersburg; Moscow: Tovarishchestvo M. O. Volf Publ., 1876. 177 p.

Hollerbach E. F., Farmakovskiy M. V. (eds). Russkiy khudozhestvennyj farfor: Sbornik statey o Gosudarstvennom Farforovom Zavode [Russian artistic porcelain: Articles about State Porcelain factory]. Leningrad: State Publ., 1924. 182 p.

Atkinson, John Augustus; Walker, James. A picturesque representation of the manners, customs and amusements of the Russians, in one hundred coloured plates; with an accurate explanation of each plate in English and French. London, 1803-1804. 142 р.

Le Prince, Jean-Baptiste. Divers ajustements et usages de Russie... Dessinees en Russie d’apres nature et graves a l’eau forte. Paris, 1775. 312 р.

264

Фарфоровые образы старой России

Илл. 1. Скульптуры из серии «Народности России» (камчадалка, камчадал, казанский татарин, татарка, курилец, самоедка, самоед, лопарь, финка, финн). Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Модели Ж. Д. Рашетта. 1780-1790-е гг. Частное собрание К. Дердин, США

Илл. 2. Скульптуры из серии «Торговцы и ремесленники» (продавец мороженого, разносчик фруктов, птичник). Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1780-1790-е гг. Частное собрание К. Дердин, США

265

Е. С. Хмельницкая

Илл. 3. Скульптуры из серии «Народности России» (казанская татарка, самоед, армянка, киргизка, курилец, ингерская баба, казанский татарин, баба татарская, монгол, камчадалка, казак, якутская баба, армянин, лопарь, калмычка, чухонская баба, грузинка, казачка, камчадал, казак, сибирский бухар, лопарская баба). Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Модели Ж. Д. Рашетта. 1780-1790-е гг. Источник воспроизведения: Императорский фарфоровый завод. 1744-1904 / Сост. Н. Б. Вольф, С. А. Розанов, Н. М. Спилиоти, А. Н. Бенуа. СПб., 1906 (цветная вклейка)

266

Фарфоровые образы старой России

О IIII С Л II I Е

1С( \ |

РЖСИКНОМЪ VOCJ'AArcnrt»

О I К Г I Г Гч>1 1 к

II А Р О Д О В Ъ,

П V * * Т I *г ь Mtt <»*|'ДДПМ. » \ р\

ДИЛИ , t Д А л\

ЧАСТЬ ИТОГАМ

»» f« А |*Л Л А \ Ь

т\тлрп;лго плкмиш.

т^ЛГЛИО В» C,tWf>T*?*T* гг? I7V- 14. 4 Д

to-ewc*.** А Ж

Илл. 4. Георги И. Г. Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1776-1777.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.