Фандрайзинг как источник финансирования развития
физической культуры и спорта 1 2 Шулятьева Г. М. , Фуфачев А. Л.
2Шулятьева Галина Михайловна /Shulyatyeva Galina Mikhailovna - кандидат экономических наук, доцент;
2Фуфачев Андрей Леонидович /Fufachev Andrey Leonidovich - магистрант, кафедра экономики и организации производства,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: актуальность темы обусловлена необходимостью развития физической культуры и спорта в целях повышения уровня качества здоровья граждан, увеличения личной капитализации и, в целом, роста уровня жизни. Фандрайзинг при этом - важнейший источник финансирования мероприятий в области физической культуры и спорта.
Abstract: the urgency is due to the necessity of development of physical culture and sports in order to improve the quality of health of citizens, increase ofpersonal capitalization and overall growth of living standards. Fundraising this is the most important source of funding in the field of physical culture and sports.
Ключевые слова: фандрайзинг, физическая культура, спорт, финансирование, меценат, спонсор.
Keywords: fundraising, physical culture, sports, financing, philanthropist, sponsor.
Физическая культура и спорт - это и отрасли непроизводственной сферы народного хозяйства страны и важнейшие области жизнедеятельности человека, от активности участия в которых непосредственно зависит здоровье граждан и их работоспособность, и, как следствие - обеспеченность предприятий персоналом. Следовательно, от развития физической культуры и спорта выигрывают и государство, и предприятия, и граждане. Массовость - характерная черта спортивных мероприятий, должна распространяться и на подходы в области финансирования развития физической культуры и спорта.
Источники финансирования развития физической культуры и спорта можно разделить на две группы:
- собственные средства инициатора мероприятий в области физической культуры и спорта;
- средства партнеров (фандрайзинг).
В зависимости от того, кто является инициатором мероприятий в области физической культуры и спорта, собственными средствами могут быть средства государственного бюджета, федерального или субъектов федерации у государственных предприятий, средства муниципальных бюджетов у муниципальных предприятий, собственные средства частных предприятий и личные средства граждан.
Фандрайзинг - сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом [2]. Основные особенности фандрайзинга:
- возможность массового привлечения средств;
- относительная нерегулярность привлечения средств [3].
Первая особенность подчеркивает преимущества фандрайзинга, показывает его потенциал объединения усилий заинтересованных лиц в развитии физической культуры и спорта. Использование фандрайзинга в практике финансирования мероприятий в области физической культуры и спорта позволяет расширить круг заинтересованных лиц, привлечь новых сторонников. Партнерами по фандрайзингу могут быть компании, частные лица, фонды и другие некоммерческие организации, государственные органы.
Вторая особенность фандрайзинга содержит отрицательный аспект - нерегулярность поступления средств. Для нейтрализации данного фактора и обеспечения более стабильного притока средств в рамках фандрайзинга необходимо совершенствовать его организацию.
Важно определиться, в каком качестве будут привлекаться партнеры по фандрайзингу: донор, меценат, финансовый спонсор, спонсор на условиях бартера, инвестор, организация, дающая грант.
Доноры - это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании. В данном случае важно оперативно отслеживать конкурсные предложения, тщательно изучать конкурсную информацию и обеспечить тщательную подготовку конкурсной документации.
Меценаты - это физические лица, осуществляющие благотворительность на добровольном, безвозвратном основании. Меценатов необходимо формировать и привлекать, пропагандируя важность развития физической культуры и спорта. Так, греческий общественный деятель, миллионер, меценат Заппас Евангелис в 1859, 1870, 1875, 1888, 1889 годах финансировал проведение спортивных соревнований, первых Олимпий, предшественниц современных Олимпийских игр [2].
Спонсоры - это юридические и физические лица, оказывающие конкретную помощь на определенных условиях. Важно тщательно изучать интересы партнеров и обеспечить согласование интересов.
Важнейшие элементы стратегии фандрайзинга:
- подготовка бизнес-плана проекта в области развития физической культуры и спорта;
- формирование спонсорского предложения. Для этого требуется собрать информацию, которая может заинтересовать спонсоров, изучить пожелания спонсоров, разработать спонсорские пакеты с разными условиями сотрудничества и привилегиями - для генерального спонсора, эксклюзивного спонсора, и т. п.;
- четкое определение целевой аудитории проекта в области развития физической культуры и спорта, для того чтобы найти, выбрать и привлечь потенциальных спонсоров;
- установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон
[2];
- работа с партнерами после завершения проекта в области развития физической культуры и спорта для обеспечения дальнейшего сотрудничества на долгосрочной основе.
Тщательная проработка всех элементов стратегии фандрайзинга позволяет расширить круг партнеров и обеспечить стабильное финансирование развития физической культуры и спорта.
Литература
1. Заппас, Евангелие [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: ги^1к1рей1а.о^МШ/Заппас,_Евангелис (дата обращения 17.08.2015).
2. Сбор денег [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/Сбор_денег (дата обращения 17.08.2015).
3. Экономика общественного сектора: Учебник. / Под ред. П. В. Савченко, И. А. Погосова, Е. Н. Жильцова.
- М.: ИНФРА-М, 2010. - 763 с.