плата - разрушение души. Демон стал для художника роковым знаком: современники связывали трагедию и болезнь Врубеля с этим темным идеалом, а некоторые прямо отождествляли Врубеля с Демоном.
Вершиной врубелевской Демониады можно считать «Демона поверженного», на котором и оборвался отчаянный поединок художника со своим героем. Картина захватывает своей силой, но в ней очевиден драматизм мироощущения, черты болезненного надлома, грядущие безумие, падение и поражение. Демон отступил навсегда, забрав с собою душу своего творца.
В последние годы жизни, в период «воскресения», Врубель вернулся к теме Пророка и Ангела, проводя оставшиеся дни в молитве, каясь в страшных грехах, которые не в силах был искупить. Валерий Брюсов, приходивший в больницу к Врубелю, впоследствии вспоминал: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. «Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил»» [2, с. 20]. Состояние художника ухудшалось, он угасал как духовно, так и физически. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружен в мир своих галлюцинаций. Сергей Мамонтов, который навещал Врубеля в клинике Усольцева, был свидетелем его беседы о свободе творчества с кем-то, незримо присутствовавшим в темной комнате: «Видишь ли, у меня теперь часто бывают галлюцинации и доставляют мне большое развлечение. Вот и сейчас мне чудилось, что у меня сидит ученик
художественной школы, которому бездарные наставники стараются внушить свои рутинерские правила, ведущие будто бы к истинному искусству. Я и старался убедить юношу в противном...» [3, с. 128].
Были и другие галлюцинации, красивые и возвышенные по своему содержанию, которые не хотелось прогонять и возвращаться к безнадежной и печальной действительности. К концу жизни Врубель ослеп, и утрата зрения как будто дополняла слепоту духовную, причиняя художнику глубокие страдания, от которых его освободила только смерть.
Единственную речь над могилой Врубеля произнес Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров»: «Он оставил нам своих Демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» (цит. по: [4, с. 134]).
1. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М. : Издание г. А. Ле-мана и С. И. Сахарова, 1918. 48 с.
2. Брюсов В. Я. За моим окном. М. : Скорпион, 1913. 64 с.
3. Домитеева В. М. Врубель. М. : Молодая гвардия, 2014. 479 с.
4. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М. : Детская литература, 1984. 143 с.
© Филичева Л. Д., 2017
УДК 070.18 В• В• Васильева
V. V. Vasilyeva
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент С. А. Демченков Research supervisor: Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor S. A. Demchenkov
«фанатский журнал» как тип
издания (на примере петербургских фэнзинов 2010-х годов)
В статье рассматривается такое явление любительской журналистики, как фанатский журнал: история его возникновения, архитектоника, стоящие перед редакторами задачи. На примере трёх разных фэнзинов показаны сходства и различия между профессиональными и непрофессиональными журналами.
Ключевые слова: фанатский журнал, фэнзин, зин, любительская журналистика, журнал, печать, пресса.
FAN MAGAZINE AS THE TYPE OF EDITION (ON THE EXAMPLE OF THE ST. PETERSBURG FANZINS OF 2010 YEARS)
In this article we contemplate one of the phenomena of the citizen journalism - «fan magazine»: origin and genesis, architectonic, purpose of structure. On the example of three different fanzines, the similarities and differences between professional and non-professional magazines are shown.
Keywords: fan magazine, fanzine, zin, citizen journalism, journal, printing, press.
Фанатский журнал, или фэнзин (зин) - довольно популярный способ трансляции идей, воззрений и мыслей среди небольших общественных групп, объединённых общими интересами. Во второй половине ХХ века это явление широко распространилось среди субкультур Великобрита-
нии и США. Чуть позже практика создания фэнзинов пришла в Советский Союз, где на тот момент уже существовал свой аналог фанатских журналов - самиздат. Несколько десятилетий фэнзины ассимилировали с отечественной традицией создания любительской периодики и к нача-
лу XXI века окончательно оформились как особый тип издания.
Первоначально фэнзины возникают в среде музыкального андеграунда (отсюда и обобщённое название «фанатский журнал»), однако очень скоро это понятие начинает использоваться применительно к любительским журнальным изданиям самой разнообразной тематики.
Несмотря на узость аудитории фанатских журналов, их изучение (как и любительской журналистики в целом) является актуальной задачей. В. Бартелдс отмечает, что «гражданская журналистика, безусловно, стара, как мир» [1]. Современной журналистике, с его точки зрения, предшествовали формы гражданской коммуникации, т. е. «обмен информацией между обычными людьми» [1]. По этой причине развитие профессиональной журналистики шло параллельно с развитием любительской. Деятельность непрофессионалов всегда подспудно влияла на официальный институт прессы, о чём в своей работе пишет О. В. Красно-ярова [2, с. 122-123]. В свою очередь, журналисты-любители брали пример с общеизвестных СМИ и создавали свою продукцию по их образу и подобию.
Непрофессиональная журналистика - это такой же важный пласт в истории и культуре медиа, как и её традиционная форма. Это отражение, в котором можно увидеть неочевидные свойства и внутренние противоречия не только самих СМИ, но также социального и экономического субстрата, на котором они взросли.
Сегодня продукты интеллектуальной и творческой деятельности непрофессионалов всё чаще вступают в конкурентные отношения с авторитетными профессиональными аналогами. Вспомним «Википедию» и «Викисловарь», которые для значительной части интернет-пользователей являются безальтернативным источником лексикографической информации [3, с. 2760]. Сходные процессы протекают и в медийной сфере: блоги (текстовые, видео- и ин-стаграмм-), твиттер-трансляции, социальные сети далеки от того, чтобы вытеснить с медийной авансцены традиционные СМИ, но с каждым годом отнимают у них всё более заметную часть аудитории.
Любительская периодика почти всегда отличается оппозиционным настроем. Эту оппозицию можно разделить на активную и пассивную. Первая бросает вызов обществу, стремится к его более или менее радикальному переустройству (в том числе при помощи агрессивных и деструктивных методов). Вторая созидательна и нацелена на формирование социальных и культурных ценностей, альтернативных общепринятым; её деятельность протекает внутри фанатского сообщества и не распространяется за его пределы.
Примером пассивной оппозиции могут служить фэнзины СССР 1960-1980-х гг. После того как Виталий Бугров в Свердловске сделал на пишущей машинке два выпуска стостраничного альманаха «Гусли кота Василия», его стали называть «первым фэнзинером Советского Союза» [4]. Далее процесс создания фантастических фанатских журналов развивался спонтанно: то и дело появлялись и закрывались очередные рукописные издания («Амальтея» Л. Вишневского и Г. Кузнецова (Новосибирск), «Контакт» Е. Кулинича (Горловка) и др.). Существование таких фэнзи-
нов напрямую зависело от деятельности клубов любителей фантастики, которых в то время было немало.
Фэнзины активно-оппозиционного характера массово начали создаваться чуть позже, примерно в 1980-1990-х гг. Самыми популярными стали музыкальные фэнзины, выпускаемые фанатами (и иногда даже творцами) рок-музыки. При этом «вторая волна» их развития пришлась на начало нулевых годов XXI века.
Санкт-Петербург, всегда первым улавливающий зарубежные веяния, и в этом вопросе не потерял свой статус «окна в Европу». Именно питерская музыкальная сцена активнее всего использовала возможности любительской периодики для того, чтобы создавать коммуникацию внутри различных субкультур.
В статье мы рассмотрим, какие типологические признаки имеют данные фэнзины и какие из требований, предъявляемых к журналам традиционного формата, остались актуальны для любительской периодики.
Тип издания - это «обобщенная идеализированная модель издания, представляющая собой совокупность наиболее существенных признаков, определяющих типовые содержательные особенности и внешние качества издания» [5, с. 403]. Традиционно тип издания описывается по следующей схеме:
1. Характер аудитории.
2. Тематика.
3. Цель.
4. Архитектоника (рубрики).
5. Жанровая специфика текстов.
6. Выходные данные.
7. Дизайн.
На основе типа издания и обладания одинаковыми типовыми признаками издания группируются по виду.
Попытаемся выделить общие черты фэнзина как типа любительской периодики. Всего нами было проанализировано 20 журналов различной тематической направленности (всего 36 выпусков). Далее мы рассмотрим лишь наиболее характерные примеры.
Особое внимание уделим выходным данным, так как их частичное или полное отсутствие являются ярчайшей чертой «подпольных» журналов. Статья 27 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» жёстко регламентирует требования в этой области [6].
Типичным образцом российского фэнзина начала XXI в. является женский любительский журнал «GAS» («Girls Are Strong!»). В № 1 от февраля 2007 г. на первом развороте (стр. 1 в редакторской нумерации) помещён текст, не имеющий заглавия и представляющий собой обращение автора к читателям. В системе жанров традиционных СМИ этот материал может быть определён как редакторская колонка, в которой автор-редактор (под псевдонимом Уточка) рассказывает о том, как возникла идея создать свой фэнзин: «Несколько месяцев назад я познакомилась с одним хорошим человеком и большим ценителем зинов. Именно он открыл для меня это чудо diy [аббревиатура, обозначающая основной принцип панк-движения: «Do It Yourself», «Сделай это сам». - В. В.] культуры <...> Насмотревшись всей этой красоты, я захотела сделать что-то своё. И практически сразу же поняла, что зин должен называться girls are strong, так
как именно эта фраза поддерживала нас в трудные минуты и придавала сил».
Журнал противостоит идеологии традиционных «женских» изданий и, в особенности, эстетике «гламура». Его задача - показать девушкам (и всему миру), что они - самостоятельные личности, способные жить, не ища поддержки у «сильной половины человечества»: «Вы только не думайте, что мы выступаем против мужчин. Ни в коем случае! Просто хочется верить, что мы и сами чего-то стоим». Тематика журнала соответствует заявленной цели: «Темы готовки, уборки, а также покраски ногтей здесь не раскрыты, хотя зин и делается исключительно девушками. А о чём же ещё мы можем рассказать? О том, что мы сильные и самостоятельные, и что мы можем очень много всего сделать, если захотим». Журнал адресован девушкам и молодым женщинам, для которых главными ценностями в жизни являются свобода и саморазвитие.
36-страничный выпуск состоит из следующих материалов: мини-эссе «Про Амели и не только» (с. 2-3; автор -apfel); сатирическое произведение, построенное по модели словарной статьи «Словарь терминов» (с. 4-5; автор не указан); центральный материал номера, представляющий собой отрывочные путевые наблюдения «В Польшу без визы» (с. 6-11; авторы - Уточка и apfel); юмористическая заметка «7 фактов, которые стоит узнать о женщинах» (с. 12-13; автор - muzara); «Интервью с Зайцем, бас-гитаристом группы "Свинокоп"» (с. 14-21; автор не указан); комикс «Съедобное-несъедобное» (с. 23; автор - Уточка); классификация видов вегетарианства «Мы - овощи!», (с. 24-25; автор - hela); обзор творчества некоторых женских рок-групп «Слюни и сопли» (с. 26-29; автор - mat); мини-репортаж с художественной выставки «Долой яйценоски!» (с. 30-31; автор - Уточка); поэтическая страничка (с. 32-33); иллюстрации (с. 35-36); благодарности (с. 36).
Хотя подбор материалов, последовательность их размещения, а также их стилистика не вписываются в модель привычного нам «женского» журнала, их жанрово-тематическая специфика в целом соотносится с изданиями такого рода.
Номер и год выхода (№ 1, 2007) - единственная информация, которая может классифицироваться как выходные данные. Больше никаких сведений, подходящих под данную рубрику, нет.
Элементы дизайна «GAS» нетипичны для традиционных изданий: верстальщик, который, как мы предполагаем, по совместительству является автором-редактором, использовал необычные способы графического оформления. Так, например, фрагмент интервью на страницах 18-19 напечатан в виде силуэта зайца, поскольку Заяц - это псевдоним интервьюируемой. Фэнзин чёрно-белый, за исключением обложки, выполненной в цвете.
Издание «Предатель», выход которого прекратился после пилотного номера, представляет собой артбук, или графический альбом. Словарь современного читателя на сайте издательства «Эксмо» даёт следующее определение: «Артбук - полиграфическое издание, объединяющее изображения, иллюстрации и коллажи в один альбом. Также под артбуком может подразумеваться уникальная рукотворная книга, которая <...> содержит рисунки, фотографии, коллажи и эскизы, созданные ее владельцем. В большинстве
случаев артбук посвящен определенной теме» [7]. В классических словарях определение данного термина не закреплено. «Артбук» - сравнительно молодое понятие, однако оно активно используется в узусе современной молодёжи, поскольку печатные артбуки в последние несколько лет стали активно появляться на полках книжных магазинов.
«Предатель» - это тексты и фотографии, расположенные на листах формата А4, помещённые в канцелярскую папку на кольцах. Нумерация страниц, сведения об авторе, выходные данные отсутствуют. Даже название фэнзина можно узнать лишь на сайте diy-zine.com, где размещена его pdf-версия. Можно ли считать это издание фэнзином? С точки зрения технологии изготовления и принципов дистрибуции да, так как журнал «собран» вручную и распространяется по тем же каналам, что и другие фэнзины: не случайно он был включён в каталог одного из наиболее популярных сайтов, посвящён-ных фанатским журналам. Но, переходя к содержательному аспекту, мы вряд ли сможем дать положительный ответ на поставленный вопрос. «Предатель» включает в себя тексты-размышления о жизни, стихи, цитаты, что, скорее, напоминает авторский литературный сборник. Очевидно, что его создателем двигало желание выразить себя, воплотить на бумаге свои собственные мысли и переживания.
Тот факт, что издание было классифицировано сообществом именно как фэнзин, а не как артбук, принципиально важен, поскольку указывает на приоритет телеологического, а не форматно-жанрового аспекта. Иначе говоря, создатели и читатели фэнзинов осмысляют в качестве таковых журналы, имеющие определённые целевые установки (и, как следствие, распространяющиеся в обход официальных каналов дистрибуции), а не определённые формальные признаки.
«Ножи и вилки» - остро-политический фэнзин. Всего вышло девять номеров. Первый - в 1998 г., последний датирован 2006 г. «Ножи и вилки» - журнал-долгожитель, так как львиная доля фанатских изданий ограничивается одним выпуском.
76-страничный зин ставит перед собой задачу раскрыть смысл панк-движения как субкультуры. Коллектив авторов обширен и не ограничивается одним создателем-редактором (что характерно для многих фанатских изданий). Помимо текстов идеологической направленности, которые в категории жанров журналистики можно классифицировать как эссе, есть много материалов, посвященных состоянию панк-сцены (как в России, так и за рубежом). Наряду с авторскими рецензиями и интервью, в журнале присутствуют тексты, взятые из других источников (история группы «CRASS», написанная Пенни Рембо для буклета «Best Before») с указанием ссылок.
Дизайн «Ножей и вилок» не является оригинальным, он типичен для подобного рода изданий: чёрно-белая цветовая гамма, агрессивные иллюстрации, неудобная вёрстка, в которой видна нарочитая небрежность, мало «воздуха»; отсутствует рубрикация, и поэтому ориентироваться в журнале очень сложно.
Анализ российских фанатских журналов начала XXI в. позволяет прийти к следующим выводам:
1. Благодаря «камерному» характеру фэнзинов процесс коммуникации с аудиторией выстраивается в них иначе,
чем в «большой журналистике»: каждый отдельно взятый читатель является субъектом, который оказывает непосредственное влияние на контент издания. Читательская аудитория перестаёт быть обезличенной; сама грань между «журналистом» и «читателем» оказывается в данном случае весьма условной.
2. На страницах фэнзинов царит подлинная свобода слова. Фэнзины - это открытая площадка для выражений идей и мыслей любого участника коммуникации. Поэтому рассматриваемая нами форма любительской журналистики приобрела такое большое значение для субкультур, в частности для субкультуры панка: специфика фанатских журналов соответствует идеалам движения. Фэнзи-ны привлекают возможностью свободно говорить обо всём любыми словами, любыми вербальными и невербальными средствами. Сверхзадача большинства рассмотренных журналов состоит в том, чтобы стимулировать читателей к саморазвитию, помочь им выработать самостоятельность мышления, обрести свободу от навязываемых обществом шаблонов.
3. У фэнзинов отсутствуют строгие, устойчивые стандарты оформления и структурирования контента. Каждый конкретный журнал обладает тематическим и структурным своеобразием, однако выявить общие для всех фэнзинов формальные определители не представляется возможным.
4. Фанатский журнал - продукт некоммерческого характера, это даёт ему преимущества, которые отражаются в уникальности его контента, возможностях тонкой «подстройки» под запросы аудитории, но в то же время лишает его стабильности (непериодичность выхода номеров, их произвольное наполнение по принципу «что удалось собрать», отсутствие отлаженных каналов дистрибуции и т. п.).
5. Специфика фэнзина как типа издания заключается в его двойственном отношении к жанровым и форматным нормам периодической печати (декларативный отказ от нормы, парадоксально сочетающийся с попытками её интуитивного постижения), его жанровой диффузности, которая предполагает смешение собственно журналистских жанров с жанрами художественной литературы.
1. Бартелдс В. И. Использование приёмов гражданской журналистики в профессиональной журналистской деятельности : учеб. пособие. URL: http://lawbooks.news/ jurnalistika_856_857/ispolzovame-priemov-grajdanskoy-jurnalistiki.html (дата обращения: 11.04.2017).
2. Красноярова О. В. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 3. С. 121-125.
3. Демченков С. А., Федяева Н. Д. Википедия как инструмент лексикографических исследований (на материале русскоязычного корпуса статей) // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2759-2763.
4. Соболев С. Краткая история создания журнала фантастики в России // Лаборатория фантастики. URL: http:// fantlab.ru/blogarticle14700 (дата обращения: 11.04.2017).
5. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М. : ОЛМА-Пресс, 2003. 558 с.
6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 7 июля 2017) «О средствах массовой информации». URL: http://zakonru.ru/zakon-o-smi/27/default.htm (дата обращения: 25.05.2016).
7. Словарь современного читателя. URL: http://eksmo. ru/slovar/artbuk (Дата обращения: 11.04.2017).
© Филичева Л. Д., 2017