Научная статья на тему 'Михаил Врубель: демонический аспект свободы'

Михаил Врубель: демонический аспект свободы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
767
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / М. А. ВРУБЕЛЬ / МОДЕРН / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ДЕМОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филичева Л. Д.

Культура конца XIX начала XX века в России является синтезом философии и искусства, которые нужно изучать неотъемлемо друг от друга. Свобода одна из основных философских категорий, которая всегда была и остается актуальной темой для размышления. Мятежный, демонический аспект свободы нашел свое предельное выражение в творчестве Михаила Врубеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIKHAIL VRUBEL: THE DEMONIC ASPECT OF FREEDOM

The culture of the end of XIX the beginning of XX century in Russia is a synthesis of philosophy and art that must be studied inseparably from each other. Freedom is one of the main philosophical categories, which has always been and remains an important theme for reflection. The rebellious, demonic aspect of freedom found its ultimate expression in the works of Mikhail Vrubel.

Текст научной работы на тему «Михаил Врубель: демонический аспект свободы»

УДК 128 Л. Д. Филичева

L. D. Filicheva

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор О. Р. Демидова Research supervisor: Doctor of Philosophical Sciences, Professor O. R. Demidova

миХАил врУБЕлЬ: демонический аспект свободы

Культура конца XIX - начала XX века в России является синтезом философии и искусства, которые нужно изучать неотъемлемо друг от друга. Свобода - одна из основных философских категорий, которая всегда была и остается актуальной темой для размышления. Мятежный, демонический аспект свободы нашел свое предельное выражение в творчестве Михаила Врубеля.

Ключевые слова: свобода, М. А. Врубель, модерн, искусство, культура, демон.

Рубеж веков - явление неоднозначное. Культура конца XIX - начала XX века - особенное время, когда зародились новые формы философии, литературы, театра, живописи. Это время взлетов, падений, предчувствия небывалого кризиса в социальной и религиозной жизни накануне революции. Искусство и философия оказались чем-то единым и неразрывно связанным.

Синтез искусства и свободы можно рассматривать как философию этого периода. Формирование философских концепций отразило новое мировоззрение, характерное для общества. «Многие символисты нашего поколения и поколения предшествующего мечтали о возвращении искусству значения литургического и сакрального искусства мира античного и мира средневекового, самых ярких органических эпох в истории человеческой культуры, оставалось для них манящим и пленительным, и зов прошлого был сильнее для них зова будущего. Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и шипучая игра их порождала красоту», - писал Н. А. Бердяев [1, с. 5].

Одна из основных тем философии и искусства - свобода. Философия свободы была, есть и будет одним из важных вопросов для размышлений философов, художников, каждого мыслящего человека. Положительная свобода наполнена божественным и несет созидание, отрицательная - пронизана дьявольским, мятежным и подразумевает разрушение как отдельной личности, так и целого мира.

Обладая внутренней свободой, человек способен творить: свобода предполагает выбор тем, мотивов, замыслов, идей, целей и средств для творческого воплощения. В творческой свободе есть таинственная и созидающая сила, единые искусство и философия способны найти выход из кризиса, который делает мир бесформенным и безобразным.

В культурном сознании интеллигенции Серебряного века идея свободы творчества занимала немаловажное место, но проявляться она могла по-разному. Чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений? Одержимость темными идолами рано или поздно приведет к падению человека и разрушению души, наполнив его мир отчаянием и без-

MIKHAIL VRUBEL: THE DEMONIC ASPECT OF FREEDOM

The culture of the end of XIX - the beginning of XX century in Russia is a synthesis of philosophy and art that must be studied inseparably from each other. Freedom is one of the main philosophical categories, which has always been and remains an important theme for reflection. The rebellious, demonic aspect of freedom found its ultimate expression in the works of Mikhail Vrubel.

Keywords: freedom, M. A. Vrubel, modern, art, culture, demon.

умием. Свобода привлекательна, но и опасна. Серебряный век акцентирует различные ее аспекты, в том числе демонический. Демон, демоническое, как правило, воспринимается отрицательно и негативно, но в эпоху декаданса это понятие приобретает множество смысловых оттенков. Феномен демонического появляется в культуре Серебряного века (в литературных произведениях, картинах, музыке, театре) приобретает эстетическо-мистический характер.

Демона Врубеля нельзя сопоставить с Дьяволом в религиозном понимании, он не является властителем ада, верховным духом Зла. Врубелевский Демон - это воплощенный в фиолетово-лиловых с золотистым мерцанием тонах дух, который может показать новый мир, где возможно быть творцом, заплатившим за особый дар опустошением души и одиночеством, но может и открыть путь к искусству как к основе свободы.

Талант Врубеля был грандиозен, своей широтой и глубиной он не мог уместиться в одном человеке, что приводило к трагическому разладу духа и тела. При жизни он не считался успешным художником; после смерти его искусство будет признано гениальным, таинственным и символичным, не имеющим аналогов в мире. К сожалению, осветить философское мировоззрение художника в одной статье достаточно сложно, и к тому же его собственных суждений философского характера сохранилось крайне мало, в основном это небольшие по содержанию записи, которые требуют глубокого исследования и расшифровки.

Тема Демона - одна из самых значимых тем творчества художника, к которой он обращался на протяжении всей жизни. В первый раз Демон появился в период росписи киевских церквей и был воплощен в зарисовке; к сожалению, эта ранняя работа не сохранились. Через много лет Демон вновь появляется в творчестве Врубеля: он ищет формы и характер Демона; в процессе создания образа мысль о Демоне все больше и больше овладевает душой художника, лишая его внутренней свободы. Демон, гордый дух, восставший против серой бесцветности, жаждущий беспредельной свободы творчества, требовал воплощения, и Врубель был словно пленен Демоном, за которым стояли бездна, страдание, сумасшествие и, наконец, высочайшая

126

Гуманитарные исследования • 2017 • № 2 (15)

плата - разрушение души. Демон стал для художника роковым знаком: современники связывали трагедию и болезнь Врубеля с этим темным идеалом, а некоторые прямо отождествляли Врубеля с Демоном.

Вершиной врубелевской Демониады можно считать «Демона поверженного», на котором и оборвался отчаянный поединок художника со своим героем. Картина захватывает своей силой, но в ней очевиден драматизм мироощущения, черты болезненного надлома, грядущие безумие, падение и поражение. Демон отступил навсегда, забрав с собою душу своего творца.

В последние годы жизни, в период «воскресения», Врубель вернулся к теме Пророка и Ангела, проводя оставшиеся дни в молитве, каясь в страшных грехах, которые не в силах был искупить. Валерий Брюсов, приходивший в больницу к Врубелю, впоследствии вспоминал: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. «Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил»» [2, с. 20]. Состояние художника ухудшалось, он угасал как духовно, так и физически. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружен в мир своих галлюцинаций. Сергей Мамонтов, который навещал Врубеля в клинике Усольцева, был свидетелем его беседы о свободе творчества с кем-то, незримо присутствовавшим в темной комнате: «Видишь ли, у меня теперь часто бывают галлюцинации и доставляют мне большое развлечение. Вот и сейчас мне чудилось, что у меня сидит ученик

художественной школы, которому бездарные наставники стараются внушить свои рутинерские правила, ведущие будто бы к истинному искусству. Я и старался убедить юношу в противном...» [3, с. 128].

Были и другие галлюцинации, красивые и возвышенные по своему содержанию, которые не хотелось прогонять и возвращаться к безнадежной и печальной действительности. К концу жизни Врубель ослеп, и утрата зрения как будто дополняла слепоту духовную, причиняя художнику глубокие страдания, от которых его освободила только смерть.

Единственную речь над могилой Врубеля произнес Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров»: «Он оставил нам своих Демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» (цит. по: [4, с. 134]).

1. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М. : Издание г. А. Ле-мана и С. И. Сахарова, 1918. 48 с.

2. Брюсов В. Я. За моим окном. М. : Скорпион, 1913. 64 с.

3. Домитеева В. М. Врубель. М. : Молодая гвардия, 2014. 479 с.

4. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М. : Детская литература, 1984. 143 с.

© Филичева Л. Д., 2017

УДК 070.18 В• В• Васильева

V. V. Vasilyeva

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент С. А. Демченков Research supervisor: Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor S. A. Demchenkov

«фанатский журнал» как тип

издания (на примере петербургских фэнзинов 2010-х годов)

В статье рассматривается такое явление любительской журналистики, как фанатский журнал: история его возникновения, архитектоника, стоящие перед редакторами задачи. На примере трёх разных фэнзинов показаны сходства и различия между профессиональными и непрофессиональными журналами.

Ключевые слова: фанатский журнал, фэнзин, зин, любительская журналистика, журнал, печать, пресса.

FAN MAGAZINE AS THE TYPE OF EDITION (ON THE EXAMPLE OF THE ST. PETERSBURG FANZINS OF 2010 YEARS)

In this article we contemplate one of the phenomena of the citizen journalism - «fan magazine»: origin and genesis, architectonic, purpose of structure. On the example of three different fanzines, the similarities and differences between professional and non-professional magazines are shown.

Keywords: fan magazine, fanzine, zin, citizen journalism, journal, printing, press.

Фанатский журнал, или фэнзин (зин) - довольно популярный способ трансляции идей, воззрений и мыслей среди небольших общественных групп, объединённых общими интересами. Во второй половине ХХ века это явление широко распространилось среди субкультур Великобрита-

нии и США. Чуть позже практика создания фэнзинов пришла в Советский Союз, где на тот момент уже существовал свой аналог фанатских журналов - самиздат. Несколько десятилетий фэнзины ассимилировали с отечественной традицией создания любительской периодики и к нача-

Гуманитарные исследования • 2017 • № 2 (15)

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.