УДК 316.77
ПАБЛИК КАК АНАЛОГ ФЭНЗИНА (НОВЫЕ ФОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПАБЛИКА "INTERESTING PUNK")
PUBLIC AS ANALOGUE OF FANZINE (NEW FORMS OF NATIONAL MUSIC JOURNALISM AS EXEMPLIFIED IN PUBLIC "INTERESTING PUNK")
© 2018
К.С. Поздняков K.S. Pozdnyakov
Статья посвящена основным проблемам современной отечественной музыкальной журналистики. В данном направлении, в отличие от журналистов европейских стран, Канады и США, российские журналисты не могут похвастаться особыми успехами. В России до сих пор нет ни одного большого мейнстримового журнала о музыке. Начавшись до перестройки как дело журналистов-любителей, в настоящее время музжур-налистика актуализировалась в пространстве социальных сетей и сайтов, вернувшись к своим истокам. Предметом рассмотрения в статье стали материалы одного из самых популярных во «ВКонтакте» пабликов, посвящённых музыке, - «Interesting Punk». В жанровом отношении данный паблик сохранил все основные особенности фэнзина - самодельного журнала, посвящённого независимой музыкальной сцене. Наряду с такими плюсами, как уникальность и оригинальность контента, отмечены и существенные минусы «Интересного Панка», которые позволяют говорить о непонимании основных принципов функционирования современного СМИ (пусть даже любительского).
Ключевые слова: музыкальная журналистика; социальная сеть; паблик; фэнзин; цифровая революция; поп-культура; панк-рок; хардкор; хип-хоп; лонгрид; цензура; лейбл; сайт; меломан; DIY-этика; мейнстрим; авторское право; интервью; рекламная кампания; массовый читатель; «Интересный Панк».
The article focuses on the main problems of modern national music journalism. As a matter of fact, unlike the journalists from European countries, Canada and the United States, Russian journalists haven't achieved a lot. Russia has no major mainstream magazine about music so far. Music journalism started before Perestroika as a business for amateur journalists, and now it has spread in the space of social networks and websites, having returned to its origins. The subject of the article is one of the most popular music publics in "VKontakte" - "Interesting Punk". As for its genre, this public has kept all the main features of the fanzine - a self-made magazine about free music space. Though it has obvious advantages such as uniqueness and originality of content, there are some drawbacks which mean misunderstanding of the basic principles of modern media functioning (amateur though).
Keywords: music jounalism; social network; public; fanzine; digital revolution; pop culture; punk rock; hardcore; hip-hop; longread; censorship; label; website; music lover; DIY-ethics; mainstream; copyright; interview; advertising campaign; the mass reader; "Interesting Punk".
Для начала стоит оговорить, что речь пойдет об определённом направлении в рамках музыкальной журналистики. Имеется в виду музыкальная журналистика (далее - музжурналистика), которая посвящена поп-культуре в самом широком смысле этого слова, но исключает при этом из своего поля классические формы музыки (музыку симфоническую, оперную и т.п.). Именно в этой области наметилось не только колоссальное отставание от зарубежной журналистики, но и весьма любопытное нежелание догонять коллег из западных СМИ. Стоит отметить, что в странах Запад-
ной Европы, США, Канаде, Австралии всегда имеется как минимум один мейнстри-мовый журнал, освещающий весь спектр популярной музыки от рока до хип-хопа, а также специализированные издания для любителей (фанатов) самых разных жанров [1, с. 24]. Несмотря на то, что крупные корпорации неважно чувствуют себя после цифровой революции, ведущие музыкальные СМИ востребованы, и это вполне понятно: информационный шум приводит к отсутствию чётких ориентиров в музыкальной поп-культуре, поэтому значимость фигуры музыкального критика в XXI веке под
вопрос не ставится. Помимо профессиональной музыкальной журналистики на Западе существует хорошо развитая сеть любительских музизданий под названием fan-zine.
К музыке fan-zine обратились в конце 70-х гг. прошлого века. Появление многочисленных панк-рок, хардкор и впоследствии пост-панк групп привело к тому, что крупные корпорации, контролировавшие профессиональные издания, уже не могли подписывать контракты направо и налево со всеми новыми ВИА, а музыканты стали организовывать свои фирмы, инди-лейблы, релизы которых и освещали такие же самодельные музжурналы - фэнзины [2, с. 1525]. Самым первым британским фэнзином стал «Sniffin Glue», а самым авторитетным американским - «Maximum Rock'n'Roll».
Отечественная музжурналистика, освещающая актуальную поп-культуру, тоже начиналась с самиздата - из-за советской цензуры. Выходили журналы «Рокси», «РИО» и т.п. Ситуация, обусловившая их появление, была другая: у нас не корпорации мешали продвижению необычной или слишком агрессивной музыки, у нас почти вся, даже самая безобидная, поп-рок культура была под запретом.
Только в 90-х гг. ХХ в. стали появляться коммерческие издания, сотрудничавшие с крупными лейблами и претендовавшие на звание мейнстримовых музыкальных изданий, подобные зарубежным «Q» или «Rolling Stone». Одним из немногих оригинальных журналов, долгое время продержавшихся на отечественном рынке, был «Play» (2001-2008), освещавший музыку и кино, заказывавший интервью с зарубежными звёздами у иностранных коллег, прилагавший к выпускам диски с «нарезкой» песен из альбомов, отрецензированных в журнале. Как показало время, отечественной публике такое издание было не нужно. «Play» попросту не окупился. Рассуждая в своей статье о причинах кончины журнала, А. Мажаев, сам долгое время в нем трудившийся, указал на обречённость издания, созданного одними меломанами для других [3]. Но в то же время есть
примеры совершенно иного рода, когда речь о каких-то крупных доходах и ставке на коммерцию не идет.
В тех же 90-х, наряду с попыткой выпускать мейнстримовые издания или журналы для меломанов определенного рода (металлистов или любителей поп-музыки), появилась кардинально иная популяция фэнзинов, на этот раз скроенных по западному образцу и подобию. «Play Hookey», «Ножи и Вилки», были посвящены панк-сцене, распространялись по чисто символической цене и оказались первыми привлекшими к себе внимание публики изданиями подобного рода. При этом фэнзины совершенно не окупались, делаясь, в соответствии с панк-этикой, на чистом энтузиазме.
В настоящее время Россия не может похвастаться ни одним качественным музыкальным СМИ, но зато стремительную популярность набирают паблики в «Вкон-такте», куда перекочевали журналисты-любители, работавшие в фэнзинах, и где появились новые авторы. По сути дела, фэнзин, превратившийся в паблик социальной сети, не просто выживает, он становится популярным. В конце концов можно ожидать, что дело дойдёт и до претензии на то, чтобы стать частью профессиональных СМИ. На одном из таких пабликов, пожалуй, самом популярном в «ВКонтакте», стоит остановиться в качестве примера и постараться перечислить его плюсы и минусы.
Interesting Punk (далее - ИП) насчитывает 25616 подписчиков (данные на 24.10.2017), число которых продолжает увеличиваться. Самые удачные посты набирали за 3000 лайков, хотя редакция паблика состоит из трех человек. На пабли-ке запущены многосерийные рубрики: «9 песен, которые влюбили меня в панк-рок», «Rank Your Records», «Гид по песням» (как правило, связан с выходом нового альбома). В конце каждого года подписчикам предлагается выдвинуть свой топ альбомов; на основе присланных комментариев составляется общий список, уже в рамках которого ведётся голосование. Идеальным форматом редакция считает
Паблик как аналог фэнзина (новые формы отечественной музыкальной журналистики на примере паблика
«1 пост - 1 день». Но зачастую материалы выходят чаще. В результате такой бешеной деятельности паблик получил специальный значок, так называемый «огонек» в «ВКон-такте», что еще более повысило его популярность. Неоднократно паблик проводил розыгрыши призов среди подписчиков. Многие материалы были переводами статей, интервью из зарубежных журналов, при этом, конечно же, авторское право не соблюдалось.
Вообще, если перечислять минусы ИП, их окажется достаточно много.
1. «Простыня». Так называется лон-грид, просто вывешенный в «ВКонтакте» на стену. Идеальный вариант, если паблик просто даёт ссылку на Интернет-СМИ, сайт, где подобный текст читать куда удобнее, но ИП сайт не сделал, поэтому читателям приходится просто мотать бесконечные «простыни» информации, подчас даже не разбитые на главы или другие структурные элементы.
2. Народное интервью. Любой подписчик паблика в рамках этой рубрики может прислать вопрос или вопросы какой-либо группе. Редакторы даже не задумываются об отборе или вычитке вопросов, сваливая всё, что пришло, в кучу и отправляя артистам. В результате можно обнаружить следующие перлы: «Как относишься к фильмам "Зелёный слоник" и "Человеческая многоножка"?» (этот вопрос задает один и тот же пользователь в каждом интервью); «Алексей, выпить или понять?» и т.д. Никакой логики в подобных интервью нет, на глазах происходит полная дискредитация жанра.
3. О стилистической правке даже собственных постов редакторы не задумываются, чего уж там говорить о вычитке текстов других авторов: «Уже на этой неделе группа The Riot Gang отправится в свой первый тур по США, главным событием в котором будет выступление во Флориде на THE FEST, который уже шестнадцатый раз подряд будет организован No Idea Records». Хорошо, если приглашённый автор или исполнитель - человек грамотный, но среди панк-рокеров такое качество, скорее, редкость.
4. Несмотря на свою подчёркнуто антикоммерческую позицию и отрицание самой возможности рекламы в паблике, очевидно, что ИП давно уже проводит вполне масштабные рекламные кампании по продвижению того или иного артиста / группы. Ярким примером представляется выход нового альбома группы «Тараканы!». Всю неделю ИП буквально заваливал подписчиков материалами, связанными с группой, доходя порой до полнейшего абсурда и вызвав даже у самых доброжелательно настроенных подписчиков критические замечания.
При этом подписчики остаются к паблику благосклонны, и до сих пор его популярность только растет, несмотря на вопиющий непрофессионализм. Думается, что подобному странному стечению обстоятельств есть несколько объяснений:
1) пресловутая Б1У-этика. «Дорогая редакция» каждый раз подчеркивает открытость любым инициативам читателей, антикоммерческий подход, а подобные заявления, даже несмотря на то, что они порой не соответствуют действительности, продолжают подкупать многих подписчиков;
2) ориентация на ГЛАВНЫЕ имена. Забавно, что вопреки тем самым антикоммерческим принципам, ИП давно ориентируется на проверенные временем бренды. Новички или толком не раскрученные команды из той же Англии или Канады ИП-шникам не особо интересны. Зато регулярно появляются материалы о самых популярных панк-группах. Просветительские тексты явно уступают статьям, ориентированным на массового читателя, для которого само название любимой группы уже становится поводом прочитать статью / интервью / гид по песням и, поставив лайк, сделать репост;
3) ИП старается выходить за рамки формата «меломаны для меломанов», затрагивая спортивную тематику, публикуя подобие мемуаров, статьи, посвященные особенностям музыкальных инструментов, и т.п.
Однако главным плюсом данного паблика представляется то, что редакция, состоящая из непрофессиональных журна-
листов, сумела за короткий срок привлечь к своему проекту широкие слои общественности, опровергнув пессимистические рассуждения о ненужности любых форм музыкальной журналистики в России. Возможно, что за пионерами пабликов-фэнзинов
последуют новые, куда более качественные специализированные музыкальные издания, и тогда можно будет говорить о новой главе в истории многострадальной отечественной музыкальной журналистики.
* * *
1. Троицкий А.К. Я введу вас в мир поп. М. : Время, 2009. 576 с.
2. О'Хара К. Философия панка. Больше чем шум! М. : Нота-Р, 2003. 208 с.
3. Мажаев А. Музыкальные журналы умерли, не дожидаясь кризиса // URL: https://republic.ru/business/muzykalnye_zhurnaly_umerli_ne_dozhidayas_krizisa-123237.xhtml (дата обращения 01.04.2017).