Научная статья на тему 'ФАНАТСКИЙ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ'

ФАНАТСКИЙ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ДИСКУРС / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТСКИЕ СООБЩЕСТВА ВКОНТАКТЕ / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / ЛИНГВОДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катермина Вероника, Гнедаш Анна

Исследование посвящено анализу особенностей формирования сетевого фанатского дискурса в асинхронных мультимодальных дискурсивных полях в Интернет на примере футбольных сообществ в социальной сети ВКонтакте. Эмпирической базой исследования стали сетевые данные (посты на стене сообществ и групп, комментарии к постам, статистика лайков постов и комментариев, статистика репостов, популярные посты), полученные из 3 самых популярных российских сетевых сообществ, посвящённых футбольной тематике и выгруженные через интерфейс API ВКонтакте (Топ-100 сообщений-постов и около 500 000 комментариев к ним за период 1 января 2022 г. по 31 августа 2022 г.). Три полученных дата-сета были подвергнуты процедурам Data Science, математического моделирования, реляционной социологии, корпусной лингвистики и лингводискурсивного анализа. На основе обработанных сетевых данных были построены и проанализированы дискурсивные поля футбольных сообществ. Это позволило описать культурно значимые концепты и обусловленные ними сценарии коммуникативного поведения футбольных фанатов, а также выявить универсальные и специфические сценарии коммуникационных и социально-политических паттернов поведения в фанатской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Катермина Вероника, Гнедаш Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAN DISCOURSE: PECULIARITIES OF CREATION AND CONSUMPTION ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL COMMUNITIES IN VK.COM SOCIAL NETWORK

The study is devoted to the analysis of the features of the formation of online fan discourse in asynchronous multimodal discursive fields on the Internet using the example of football communities in the social network VKontakte. The empirical base of the study was network data (posts on the wall of communities and groups, comments on posts, statistics on likes of posts and comments, statistics on reposts, popular posts) obtained from the 3 most popular Russian football-themed online communities and uploaded through the VKontakte API interface. Discursive fields of football communities were built and analyzed based on network data using the methods of network linguistics. This made it possible to describe culturally significant concepts and the scenarios of communicative behavior of football fans determined by them as well as to identify universal and specific scenarios of communication patterns of behavior in fan culture.

Текст научной работы на тему «ФАНАТСКИЙ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ»

УДК 81'373.43

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-1(2)-23-44

ФАНАТСКИИ ДИСКУРС: ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ

Вероника Катермина,

Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия)

Veronika V. Katermina,

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

ORCID: 0000-0001-9141-9867 e-mail: katermina_v@mail.ru

Анна Гнедаш,

Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия)

Anna Gnedash,

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

ORCID.: 0000-0002-3516- 107X e-mail: anna_gnedash@inbox.ru

Для цитирования статьи:

Катермина, В. В., & Гнедаш, А. А. (2023). Фанатский дискурс: особенности создания и потребления на примере футбольных сообществ в социальной сети ВКонтакте. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 1(2), 23-44.

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-1(2)-23-44

Аннотация: исследование посвящено анализу особенностей формирования сетевого фанатского дискурса в асинхронных мультимодальных дискурсивных полях в Интернет на примере футбольных сообществ в социальной сети ВКонтакте. Эмпирической базой исследования стали сетевые данные (посты на стене сообществ и групп, комментарии к постам, статистика лайков постов и комментариев, статистика репостов, популярные посты), полученные из 3 самых популярных российских сетевых сообществ, посвящённых футбольной тематике и выгруженные через интерфейс API ВКонтакте (Топ-100 сообщений-постов и около 500 000 комментариев к ним за период 1 января 2022 г. по 31 августа 2022 г.). Три полученных дата-сета были подвергнуты процедурам Data Science, математического моделирования, реляционной социологии, корпусной лингвистики и лингводискурсивного анализа. На основе обработанных сетевых данных были построены и проанализированы дискурсивные поля футбольных сообществ. Это позволило описать культурно значимые концепты и обусловленные ними сценарии коммуникативного поведения футбольных фанатов, а также выявить универсальные и специфические сценарии коммуникационных и социально-политических паттернов поведения в фанатской культуре.

Ключевые слова: Интернет, дискурс, футбольные фанатские сообщества. ВКонтакте, сетевой анализ, лингводискурсивный анализ

Введение

Футбольные фанатские движения - одно из самых распространенных субкультурных явлений в современной публичной сфере [Hellekson 2018; Jenkins 2018]. А. Илле предлагает называть футбольными фанатами «<...> ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной

<4

специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символики) и действует в соответствии с ней» [Илле 1999]. Как отмечает А. В. Якуба, «у футбольных фанатов имеется своя специфическая культура, определенные правила и модели поведения, социальные и духовные потребности, а также интересы» [Якуба 2015: 15]. И. Е. Колегова и В. А. Кондратенко отмечают, что фанатские практики являются «неотъемлемой частью социальной идентичности <...> с одной стороны, структура фанатского сообщества крайне неоднородна, но с другой -довольно формализована» [Колегова, Кондратенко 2020: 121], а фанатское движение можно рассматривать как «совокупность локальных групп, формирующих в своем единстве субкультуру фанатского движения» [Колегова, Кондратенко 2020: 121].

Футбольные фанаты во многих современных странах представляют значительную социально-демографическую группу, их нередко рассматривают как серьезную политическую силу в период избирательных кампаний и для поддержки находящихся на вершине власти политических лидеров. Например, в 1990-х гг. Тони Блэр использовал футбол как часть своей популистской политики в отношении предвыборной мобилизации электората и для контраста с политикой жесткого регулирования футбольных сообществ (особенно «хулиганов» и «ультрас») со стороны

ДО

действующего правительства консерваторов [Dunning 2000]. В

Италии в период пребывания Сильвио Берлускони на посту премьер-министра футбол и политические власти были тесно переплетены [Roversi 2000]. Французская политика также находится в зависимости от периодических общенациональных забастовок игроков, возглавляемых «Professional Clubs' Union».

В российской научной среде исследователи до 2020 г. писали о достаточно «аполитичной культуре» фанатских сообществ. Например, российский исследователь М. В. Кузнецов называет футбольный фанатизм уникальным явлением, не имеющим в своей основе никакой политической идеологии [Кузнецов, 2014]. Анализируя российские онлайн-сообщества, Н. А. Рябченко определила, что участники футбольных сообществ «формируют моногендерное сообщество, разделяя когнитивные, аффективные и ценностные культурные и политические ориентации в отношении футбола как истинно мужского мира -богатых, победителей, сильных и успешных; мира «футбол как война», в которой никто не гибнет, но есть первые и есть проигравшие <..>. «Болеем за первых» становится основным элементом политической культуры в таком сообществе, и так как эти первые - «другие», зарубежные клубы и футболисты, то тема патриотизма и сплоченности на основе любви к «своим» фактически нивелируется в сообществе» [Рябченко 2020: 263].

Ч)

Похожие выводы делает И. В. Самаркина, рассматривая

политическую картину мира 13 крупнейших сетевых активно-деятельностных сообщества в России, среди которых сообщество «Реальный футбол», и определяя их «тип кластерного профиля политической картины мира» как онлайн неполитическую активность [Самаркина 2021: 97].

В настоящее время концепт И. Е. Колеговой и В. А. Кондратенко о «пластичной идентичности» участников футбольного фанатского сообщества [Колегова, Кондратенко 2020: 127] позволяет нам предположить, что фрагментарное «Я» фанатов может наполняться новыми смыслами в зависимости от внешних факторов, например, в условиях пандемии COVЮ-19 и / или специальной военной операции.

Данное предположение позволило нам конструировать исследовательские задачи в отношении анализа процессов создания и потребления сетевого фанатского дискурса на примере футбольных сообществ в социальной сети ВКонтакте в современной России.

МЕТОДОЛОГИЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

В Интернет-пространстве сообщества футбольных фанатов создают и потребляют особый сетевой дискурс, вырабатывая и наполняя его в процессе онлайн-коммуникации когнитивными,

IV

СМ

аффективными и ценностными социокультурными и политическими ориентациями, смыслами и практиками.

В результате анализа всех футбольных сообществ и сообществ в ВКонтакте, тематика которых наиболее близка к футболу, нами было выделено 3 крупнейших футбольных ВК-паблика в русскоговорящем сегменте Интернет. Такими ВК-сообществами стали: «Российский Футбол: РПЛ», «Одержимые футболом», «Футбол» (Таблица 1).

Таблица 1. Исследуемые сообщества в ВК, 2022.

Group ID Ссылка на группу Название Число участнико в Короткий адрес

2550519 7 https://vk.com/clu b25505197 Российский Футбол: РПЛ 594436 https://vk.com/rfs_ org

31687 https://vk.com/clu b31687 Футбол 559327 https://vk.com/fan s.football

41 https://vk.com/clu b41 Одержимые футболом 552425 https://vk.com/clu b41

В данных сообществах методом специальной выборки через

программный интерфейс API ВКонтакте были выгружены Топ-100 сообщений за период 1 января 2022 г. по 31 августа 2022 г. Три полученных дата-сета были подвергнуты процедурам Data Science (позволяющих работать с неструктурированными сетевыми данными, которыми являются данные, выгружаемые с платформ социальных сетей), математического моделирования, реляционной социологии, корпусной лингвистики и

до лингводискурсивного анализа. Данная методика разработана и

<4

апробирована научным коллективом Н. А. Рябченко, О. П. Малышевой, В. В. Катерминой и А. А. Гнедаш [Рябченко и др. 2021а: 135-160; Рябченко и др. 2018: 139-162; Рябченко и др. 2019: 92106; Рябченко и др. 2021Ь: 81-94].

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ВК-сообщество

«Одержимые футболом» [Одержимые футболом, без даты]

Сообщество «Одержимые футболом» в ВК имеет порядка 552425 подписчиков с момента создания; на 31 августа 2022 г. количество записей в сообществе составило 108243 сообщения. Организаторы сообщества позиционируют его как «In goal we trust. Если вы неравнодушны к футболу — вам сюда. А если вы одержимы футболом, то вы уже тут! = Спорт, футбол, гол, sport, football, goal, soccer, трансферы, главные новости» [Одержимые футболом, без даты].

Данное сообщество в большей степени отражает события зарубежного футбольного контента, чем российский футбольный контент, который также присутствует.

Зарубежная тематика прежде всего представлена именами футболистов Мбаппе, Ибра (Златан Ибрагимович), Эрик тен Хаг;

o>

OI

названиями футбольных команд - «Милан», «Атлетико», «Барселона».

Эмоциональная специфика пользователей данного сообщества в данный период выражается следующими средствами:

- Использование превосходных степеней сравнения прилагательных (лучший, мощнейший):

ЩМбаппв:: «Я всегда считал Роналду лучшим, но играя с Месс и в этом сезоне я понял, что прав».

^ Кто, на ваш взгляд, лучший правый защитник в истории футбола?

Q Кто, на ваш взгляд, лучший страйкер в истории футбола?

О Мощнейшие трио в центре поля.

С Мощнейшая речь Ибры/ после чемпионства «Милана» #vkfootball.

- Использованием междометий, усиленных за счет редупликации:

Воу воу воу (2)

- Использованием графических стилистических средств и неформальной лексики (ужасно - перен. разговорное, оценка чего-л.; отмазать - жарг. помочь кому-либо избежать наказания или иных неприятных последствий; убийственный - перен. разг. крайний, чрезвычайный (о чём-н. неприятном, отрицательном)):

O

M

Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 2023, 1(2), 23-44. ™---

_ Чемпионыыыы! ^ «Королевский клуб» проделал сложнейший путь к трофею.

«Челси» ужасно не везёт с нападающими на протяжении многих лет!

Гринвуда отмазали П У «Барселоны» была убийственная связка - Использование риторических вопросов: Узнаете малого? .

^ Как думаете, как будет выглядеть топ-4 в этом сезоне АПЛ? Пишите в комментариях ^ Кто прав в этой ситуации? *

О Тен Хага ждет непростое испытание. Как думаете, сколько побед одержит «МЮ» в первых 10 турах?

0 Вам не кажется, что Симеоне слишком дорого обходится «Атлетико»?

Особо следует отметить использование такое приема, как прецедентность. По Ю. Н. Караулову, прецедентные тексты -«тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется

M

неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [Караулов 1987: 216].

Прецедентность:

В бой идут одни старики. Как вам такая сборная ветеранов?

. Идеальная команда из бывших и действующих игроков Клоппа. Кто самое слабое звено

ВК-сообщество

«Российский футбол» [Российский Футбол: РПЛ, без даты]

Сообщество «Российский Футбол: РПЛ» в ВК имеет порядка 594436 подписчиков с момента создания; на 31 августа 2022 г. количество записей в сообществе составило 158140 сообщений. Организаторы сообщества позиционируют его как «Неофициальное сообщество любителей российского футбола. Последние результаты матчей РПЛ. Новости, скандалы, интервью, фото и всё самое интересное, что происходит в нашем родном российском чемпионате» [Российский Футбол: РПЛ, без даты]. Сообщество было создано накануне «Чемпионата мира по футболу - 2018» и до 2022 г. являлось зеркальным отражением событий, происходящих в основном в российской футбольной сфере офлайн.

<4

ю

ю ю

Результаты анализа показали, что в данный период в сообществе основной акцент делался на двух событиях: политических и чисто спортивных.

В первом случае активно обсуждались события, связанные с Украинским конфликтом и его последствиями. Так, в следующих сообщениях среди ключевых лексем можно выделить такие, как «демонстративно игнорировать акцию в поддержку Украины», «три условия УЕФА для возвращения клубов РПЛ в Еврокубки», «отказался надеть футболку в поддержку Украины», «отчислили из клуба АПЛ из-за постоянной критики российских игроков», «ответил полякам за оскорбление России» и другие.

Среди данных сообщений отметим поведение футболистов: Российский футболист демонстративно проигнорировал акцию в поддержку Украины на матче чемпионата Чех.

Назаров отказался надеть футболку в поддержку Украины и был вынужден покинуть Чехию Российский фут...

Также следует выделить поведение зарубежных фанатов: Фанаты «МанСити» призывают выгнать Зинченко из-за нападок на российских футболистов Полузащитник а...

Англичане высмеяли русофобскую выходку украинского футболиста.

Действия футбольных организаций также служат доказательством происходящего в ВК-сообществе «Российский футбол».

Стали известны три условия УЕФА для возвращения клубов РПЛ в Еврокубки...

Украинского хавбека отчислили из клуба АПЛ из-за постоянной критики российских игроков.

О Стало известно, как УЕФА накажет Украину за поведение фанатов на матче против России.

Особо выделим действия ведущего «МатчТВ»:

Ведущий «МатчТВ» Антон Анисимов ответил полякам за оскорбление России.

Таким образом, в онлайн-комментариях мы можем видеть реальное отражение происходящих событий на поле и вне его: реакцию российских спортсменов и официальных лиц, зарубежных болельщиков и специалистов, особо выделим и обсуждение бытовых проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В плане чисто спортивных новостей активно обсуждаются события, связанные с финансовыми проблемами:

«Краснодар» может прекратить существование. «Краснодар» испытывает серьёзные финансовые проблемы.

С несоответствием сертификатов уровня стадионов:

«Рубин» может заменить «Факел» в РПЛ. Стадион «Факела» не соответствует сертификату уровня РПЛ.

Обсуждение личности футболистов и их положением в командах:

& Артём Дзюба может вернуться в «Зенит». Нападающий Артём Дзюба так и не нашел себе новый клуб.

Бакаев недоволен своим положением в «Зените». Бывший полузащитник московского «Спартака» Зелимхан...

Результаты/ футбольных матчей.•

Спартак вышел на чистое первое место, «Ростов» поднялся на третью строчку.

Зенит в четвертый раз подряд стал Чемпионом России(_ Уровень работы судейства:

Эксперт заявил о двух результативных судейских ошибках

против "Спартака"в матче с "Локомотивом"...

Арбитра матча «Зенит» - «Бетис» обвинили в серии результативных ошибок.

При обсуждении пользователями соцсетей данного сообщества можно отметить преобладание лексики с

ш

отрицательной коннотацией с ярко выраженной эмоционально-

экспрессивной семантикой: демонстративный - совершаемый с целью демонстрации чего-либо, ■ вызывающий, нарочитый, ■ игнорировать - умышленно не замечать чего-либо, не обращать внимания на что-либо; отказываться - не быть в состоянии что-нибудь делать,■ выгонять - заставлять покинуть какое-либо место,■ русофобия - предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к русскому народу, России, русскому языку, русским; оскорбление - умышленное унижение чести и достоинства личности; обвинять - считать виноватым, неправым кого-либо,' упрекать кого-либо в чём-либо.

ВК-сообщество «Футбол» [Футбол, без даты]

Сообщество «Футбол» в ВК имеет порядка 559327 подписчиков с момента создания, на 31 августа 2022 г. количество записей в сообществе составило 104844 сообщения. Организаторы сообщества позиционируют его как «Мы знаем о футболе всё! fj» [Футбол, без даты]. В сообщениях данного сообщества доминируют эмоциональные вопросительно-утвердительные конструкции, сопровождающиеся эмоджи: На каком месте ваш любимый клуб... ?Q Что вообще происходит. [j \ i Л,г Вот это поворот.\[ \ i

4> M

Стоит выделить графические стилистические приемы и неформальную лексику, также свидетельствующие об эмоциональной специфике пользователей данного сообщества:

Настоящие русские пацаны/... ^ + ВААААААААААААААААААААААМГ

П Сумасшедший матч от трио Месси-Мбаппе-Неймара.

К более нейтральной лексике можно отнести номинацию фамилий игроков, названий команд и футбольных премий:

- Лионель Месси - футболист Аргентинской ассоциации;

- Карим Мостафа Бензема - французский футболист, нападающий и капитан испанского клуба «Реал Мадрид», игрок сборной Франции;

- Килиан Мбаппе Лоттен - французский футболист, нападающий клуба «Пари Сен-Жермен» и сборной Франции;

- Неймар да Силва Сантос Жуниор - бразильский футболист, нападающий, вингер и атакующий полузащитник французского клуба «Пари Сен-Жермен» и национальной сборной Бразилии.

«Золотой мяч» - ежегодная футбольная награда, присуждаемая лучшему футболисту календарного года французским журналом «Ргапсе Роо^аН».

ю

«Реал» - Реал Мадрид» — испанский профессиональный футбольный клуб из города Мадрид, признан ФИФА лучшим футбольным клубом XX века.

Месси сравнялся c Бензема в рейтинге претендентов на «Золотой мяч» Карим Бензема по-прежнему л ид...

"" «Реал» готовится к большим переменам - 8 игроков может покинуть клуб летом.

Как показало наше исследование, продуцируемый и потребляемый сетевой фанатский дискурс формирует социально-политические практики футбольных фанатов, в основном в онлайн-пространстве, но с возможностью политической мобилизации в офлайн-среду в зависимости от накопленного политического потенциала и при наличии внешних триггеров. Наиболее подверженным такой мобилизации является ВК-сообщество «Российский футбол», идентичность участников которого очень пластична и особенно резонирует с современными внешнеполитическими событиями. Фанатский дискурс двух других сетевых сообществ (ВК-сообщество «Футбол» и ВК-сообщество «Одержимые футболом») в большей степени сосредоточен вокруг производства и потребления футбольных тем и мало касается политической конфликтной проблематики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук) в рамках научного проекта ^^ № 20-012-00033 «Лингвистические модели социально-политической

коммуникации в online-пространстве.■ дискурсивные поля, паттерны/ и гибридная методология анализа сетевых данных» (2020-2022 гг., рук. В. В. Катермина).

о>

ю

Литература

Илле, А. М. (1999). Футбольный фанатизм в России: фанатские движения и субкультура футбольных фанатов. В книге: Молодежные движения и субкультуры/ Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Норма. Режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm (дата обращения: 12.12.2022). Караулов, Ю. Н. (1987). Русский язык и языковая личность. Москва: Наука. Колегова, И. Е., & Кондратенко, В. А. (2020). Движение футбольных фанатов: структура и коллективные идентичности. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(1), 118-135. https://doi.org/10.19181/inter.2020.217 Кузнецов, М. В. (2014). Структура футбольного фанатского движения.

Аналитика культурологии, 29,144-148. Одержимые футболом (без даты). ВКонтакте. Режим доступа:

https://vk.com/club41 (дата обращения: 05.12.2022). Российский Футбол: РПЛ (без даты). ВКонтакте. Режим доступа:

https://vk.com/club25505197 (дата обращения: 05.12.2022). Рябченко, Н. А. (2020). Новые методики исследования сетевых сообществ граждан в онлайн-пространстве: сетевые идеологические дискурсы и формируемая общественная повестка дня. Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы/ Всероссийской научной конференции с международным участием (стр. 260-265). Краснодар: Вика-Принт.

https://www.kubsu.ru/sbornik_materialov_conferencii_2020.pdf (дата обращения: 05.12.2022). Рябченко, Н. А., Гнедаш, А. А., Малышева, О. П., & Катермина, В. В. (2021a). Управление политическим контентом в онлайн-пространстве современных государств: как Twitter не позволил Д. Трампу выиграть президентские выборы в 2020 г. Политическая наука, 4, 135-160. http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.04.06 Рябченко, Н. А., Катермина, В. В., Гнедаш, А. А., & Малышева, О. П. (2018). Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика. Южно-российский журнал социальных наук, 19(3), 139-162. http://www.doi.org/10.31429/26190567-19-3-139-162 Рябченко, Н. А., Малышева, О. П., & Гнедаш, А. А. (2019). Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной

кампании в эпоху постправды. Полис: Политические исследования, 2, 92-106. https://doi.Org/https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07 Рябченко, Н. А., Малышева, О. П., Катермина, В. В., & Гнедаш, А. А. (2021b). Модель коммуникации «говорящий - слушающий» в условиях цифровизации лингвистического поворота: опыт сетевого и лингводискурсивного анализа контента видеохостинга "Youtube". Политическая лингвистика, 1(85), 81-94. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_07.

Самаркина, И. В. (2021). Политическая картина мира сообществ «ВКонтакте»: опыт анализа субъективного пространства политики в условиях сетевого общества. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 77(1), 87-102. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.107 Футбол (без даты). ВКонтакте. Режим доступа: https://vk.com/club31687 (дата

обращения: 05.12.2022). Якуба, Я. В. (2015). Криминализация субкультур футбольных фанатов в условиях развития Интернет-коммуникации [Кандидатская диссертация]. Краснодар.

Dunning, E. (2000). Towards a Sociological Understanding of Football Hooliganism as a World Phenomenon. European Journal on Criminal Policy and Research, 8(2), 141-162. https://doi.org/10.1023/a:1008773923878 Hellekson, K. (2018). The Fan Experience. In Booth, P.(ed.), A Companion to Media

Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley & Sons. Jenkins, H. (2018). Fandom, Negotiation, and Participatory Culture. In Booth, P. (ed.), A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley & Sons.

Roversi, A., & Balestri, C. (2000). Italian Ultras Today: Change or Decline? European Journal on Criminal Policy and Research, 8, 183-199. https://doi.org/10.1023/A:1008757125695

Информация об авторах

Катермина Вероника Викторовна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет (Россия, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149), ORCID: 00 00-0001-9141-9867, katermina_v@mail.ru

Гнедаш Анна Александровна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет (Россия, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149), ORCID: 0000-0002-3516-107X, anna_gnedash@inbox.ru

О

FAN DISCOURSE: PECULIARITIES OF CREATION AND CONSUMPTION ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL COMMUNITIES IN VK.COM SOCIAL NETWORK

Veronika Katermina, Anna Gnedash

Abstract: the study is devoted to the analysis of the features of the formation of online fan discourse in asynchronous multimodal discursive fields on the Internet using the example of football communities in the social network VKontakte. The empirical base of the study was network data (posts on the wall of communities and groups, comments on posts, statistics on likes of posts and comments, statistics on reposts, popular posts) obtained from the 3 most popular Russian football-themed online communities and uploaded through the VKontakte API interface. Discursive fields of football communities were built and analyzed based on network data using the methods of network linguistics. This made it possible to describe culturally significant concepts and the scenarios of communicative behavior of football fans determined by them as well as to identify universal and specific scenarios of communication patterns of behavior in fan culture.

Keywords: Internet, discourse, football fan communities. VKontakte, network analysis, linguodiscursive analysis.

References

Dunning, E. (2000). Towards a Sociological Understanding of Football Hooliganism as a World Phenomenon. European Journal on Criminal Policy and Research, 8(2), 141-162. https://doi.org/10.1023/a:1008773923878

Futbol [Football] (n.d.). VKontakte [VKontakte]. (In Russ). Available at: https://vk.com/club31687 (accessed: 05.12.2022).

Hellekson, K. (2018). The Fan Experience. In Booth, P.(ed.), A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley & Sons.

Iakuba, la. V. (2015). Kriminalizatsiia subkul'tur futbo'nykh fanatov v usloviiakh razvitiia Internet-kommunikatsii [Kandidatskaia dissertatsiia] [Criminalization of subcultures of football fans in the context of the development of Internet communication [Candidate Dissertation]]. Krasnodar. (In Russ).

Ille, A. M. (1999). Futbol'nyi fanatizm v Rossii: fanatskie dvizheniia i subkul'tura futbol'nykh fanatov [Football fanaticism in Russia: fan movements and subculture of football fans]. In Molodezhnye dvizheniia i subkul'tury Sankt-Peterburga [Youth movements and subcultures of St. Petersburg]. Sankt-

Peterburg: Norma Publ. (In Russ). Available at: http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm (accessed: 12.12.2022). Jenkins, H. (2018). Fandom, Negotiation, and Participatory Culture. In Booth, P.(ed.), A Companion to Media Fandom and Fan Studies. Hoboken: John Wiley & Sons.

Karaulov, lu. N. (1987). Russkii iazyk i iazykovaia lichnost' [Russian language and

language personality]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ). Kolegova, I. E., & Kondratenko, V. A. (2020). Dvizhenie futbol'nykh fanatov: struktura i kollektivnye identichnosti. Interaktsiia. Interv'iu [The Football Fan Movement: Structure and Collective Identities]. Interaktsiia. Interv'iu. Interpretatsiia [Interaction. Interview. Interpretation], 12(1), 118-135. (In Russ). https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.7 Kuznetsov, M. V. (2014). Struktura futbol'nogo fanatskogo dvizheniia [The structure of the football fan movement]. Analitika kui'turoiogii [Analysis of cultural studies], 29, 144-148. (In Russ). Oderzhimye futbolom [Supported by football] (n.d.). VKontakte [VKontakte]. (In

Russ). Available at: https://vk.com/club41 (accessed: 05.12.2022). Riabchenko, N. A. (2020). Novye metodiki issledovaniia setevykh soobshchestv grazhdan v onlain-prostranstve: setevye ideologicheskie diskursy i formiruemaia obshchestvennaia povestka dnia [New methods of research of citizens' network communities in the online space: network ideological discourses and the public agenda being formed]. Politika razvitiia v usloviiakh tsifrovizatsii obshchestva: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Development policy in the context of digitalization of society: materials of the All-Russian Scientific Conference with International participation] (pp. 260-265). Krasnodar Vika-Print. (In Russ). Available at

https://www.kubsu.ru/sbornik_materialov_conferencii_2020.pdf (accessed 05.12.2022).

Riabchenko, N. A., Gnedash, A. A., Malysheva, O. P., & Katermina, V. V. (2021a). Upravlenie politicheskim kontentom v onlain-prostranstve sovremennykh gosudarstv: kak Twitter ne pozvolil D. Trampu vyigrat' prezidentskie vybory v 2020 g. [Managing political content in the online space of Modern states: how Twitter did not allow Donald Trump to win the presidential election in 2020.] Politicheskaia nauka [Political Science], 4, 135-160. (In Russ). http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.04.06 Riabchenko, N. A., Katermina, V. V., Gnedash, A. A., & Malysheva, O. P. (2018). Politicheskii kontent sotsial'nykh dvizhenii v online-prostranstve sovremennykh gosudarstv: metodologiia analiza i issledovatel'skaia ^^ praktika [Political content of social movements in the online space of

modern states: methodology of analysis and research practice.]. Iuzhno-

<4

rossiiskii zhurnal sotsial'nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 19(3), 139-162. (In Russ). http://www.doi.org/10.31429/26190567-19-3-139-162

Riabchenko, N. A., Malysheva, O. P., & Gnedash, A. A. (2019). Upravlenie politicheskim kontentom v sotsial'nykh setiakh v period predvybornoi kampanii v epokhu postpravdy [Managing political content in social networks during the election campaign in the post-truth era]. Polis: Politicheskie issledovaniia [Polis: Political Studies], 2, 92-106. (In Russ). https://doi.org/https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07

Riabchenko, N. A., Malysheva, O. P., Katermina, V. V., & Gnedash, A. A. (2021b). Model' kommunikatsii «govoriashchii - slushaiushchii» v usloviiakh tsifrovizatsii lingvisticheskogo povorota: opyt setevogo i lingvodiskursivnogo analiza kontenta videokhostinga "Youtube" [The speaker-listener communication model in the context of the digitalization of linguistic turn: the experience of network and linguodiscursive analysis of the content of the Youtube video hosting]. Politicheskaia lingvistika [Political linguistics], 1(85), 81-94. (In Russ). https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_07.

Rossiiskii Futbol: RPL [Russian football: RPL] (n.d.). VKontakte [VKontakte]. (In Russ). Available at: https://vk.com/club25505197 (accessed: 05.12.2022).

Roversi, A., & Balestri, C. (2000). Italian Ultras Today: Change or Decline? European Journal on Criminal Policy and Research, 8, 183-199. https://doi.org/10.1023/A:1008757125695

Samarkina, I. V. (2021). Politicheskaia kartina mira soobshchestv «VKontakte»: opyt analiza sub"ektivnogo prostranstva politiki v usloviiakh setevogo obshchestva [The political picture of the world of the VKontakte community: the experience of analyzing the subjective space of politics in a network community]. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise: POLITEX], 17(1), 87-102. (In Russ).

https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.107

Author's information

Katermina Veronika Viktorovna - Doctor of Philology, Professor, Department of English Philology, Kuban State University (149, Stavropolskaya ul., Krasnodar, 350040, Russia), ORCID: 00 00-0001-9141-9867, katermina_v@mail.ru

Gnedash Anna Aleksandrovna - Candidate of Political Science, Associate Professor, Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University (149, Stavropolskaya ul., Krasnodar, 350040, Russia), ORCID: 0000-0002-3516-107X, anna_gnedash@inbox.ru

For citation:

Katermina, V. V., & Gnedash, A. A. (2023). Fan discourse: peculiarities of creation and consumption on the example of football communities in Vk.com social network. Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 7(2), 23-44. (In Russian). https://doi.org/10.34680/EISCRT-2023-1(2)-23-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.