Научная статья на тему 'Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки'

Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ANCIENT GREECE / ФАМИРИД / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / КОСМОГОНИЯ / COSMOGONY / МУЗЫКА / MUSIC / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / HISTORY OF PHILOSOPHY / АГОН / AGON / ОРФЕЙ / ORPHEUS / ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ / INDO-EUROPEANS / THAMYRIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвейчев Олег Анатольевич

В статье поднимается вопрос о сходстве фигур фракийских певцов Фамирида и Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Автор утверждает, что появляются весомые основания говорить о древней индоевропейской основе сюжета о Фамириде и северном происхождении самого певца-философа, а также выдвинуть гипотезу о его проникновении в Грецию в догомеровские времена, вероятнее всего, во второй половине II тысячелетия до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thamyris. Blind-philosopher, inventor of music

In the article raises the question about the similarity of shapes of the Thracian Orpheus and Famirida singers and the great ancient archetypical Psalterist embodied in the images of sadko, Bojana and hero of ancient legends «Pigeon book» King Yevseyevich Davyda. The author argues that appear substantial grounds to speak about ancient Indo-European basis of the plot of Famiride and the Northern origin of the singer-philosopher, as well as to put forward a hypothesis about its penetration in Greece in dogomerovskie times, likely in the second half of the 2nd millennium BC.

Текст научной работы на тему «Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки»

Из истории общественно-политической мысли

О.А. МАТВЕЙЧЕВ кандидат философских наук, профессор Национального исследовательского университета высшей школы экономики*

Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки

Имя Фамирида знакомо искушенным читателям по легенде, вкратце пересказанной Гомером в «Илиаде». В давние времена один кифаред, всеми любимый и почитаемый Фамирид Фракиец, возгордившись от всеэллинской славы, бросил вызов музам. И было ему за это страшное наказание - за самонадеянность и дерзость:

Гневные музы его ослепили, похитили сладкий К песням божественный дар и искусство бряцать на кифаре1 Интересную подробность вносит в историю Аполлодор. По его словам, Фамирид, сын Филаммона, был изувечен не в наказание, а по уговору, поскольку сам же и поставил условие: «Если он победит, то получит право сойтись с каждой из них; если же будет побежден, то лишится того, что захотят отнять у него Музы»2. Музам понадобились дар и зрение.

По версии Еврипида одна из муз (Евтерпа, покровительница лирической поэзии и музыки) по дороге к месту состязания сошлась с речным богом Стримоном. У нее родился ребенок Рес, впоследствии ставший фракийским царем и погибший на Троянской войне от руки Диомеда. Оплакивая его, Муза винила в своем горе, естественно, Фамирида: кабы не он, да не его глупый вызов, то не было бы у нее сына, и не пришлось бы ей теперь горевать.

Историю с ослеплением певца пересказал также Софокл в трагедии «Фамир», однако, в каких словах, нам неведомо

* Матвейчев Олег Анатольевич, e-mail: OM777777@mail.ru.

1 Гомер. Илиада. СПб., 2008, с. 31.

2 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972, с. 7.

- от трагедии великого драматурга остался лишь небольшой фрагмент1.

Мораль этой притчи иногда понимают так, что всякий божественный дар - будь то жизнь, зрение или музыкальная одаренность - это не дар, но заем, который всегда можно востребовать назад. «Бог дал - Бог и взял», - гласит русская поговорка. Другая же поговорка, воспевающая трансгрессивность русского характера, говорит: «Полюбить

- так королеву, проиграть - так миллион!» Фамирид поступает как грек своего времени - в отличие от представителей других цивилизаций Средиземноморья. Он бросает вызов богам, он ставит на карту все ради своей цели, он желает состязания с самими богами - не ради одной лишь славы, но ради самого состязания.

Сходным образом действовал и фригийский пастух Мар-сий. Он подобрал флейту, выброшенную Афиной (игра на ней искажала ее лицо), и научился на ней играть, а затем вызвал на соревнование в мусическом искусстве самого Аполлона, договорившись, опять же, «что победитель сможет сделать с побежденным все, что захочет»2. Одержав победу, Аполлон подвесил Марсия на сосне и содрал с него кожу. Говорят, что кожу эту показывали на площадях, а если кто заигрывал подле нее на флейте фригийские мотивы, она начинала двигаться в такт музыке. Лишился жизни, неосмотрительно пригласив Артемиду посостязаться с ним в метании диска, великан-охотник Орион. Жена же его, Сида, была низвергнута Герой в Тартар за то, что осмелилась состязаться с богиней в красоте. По некоторым сведениям, по той же причине лишилась головы знаменитая горгона Медуза, дерзнувшая посоревноваться в красоте с Афиной.

Огромную роль соревновательного начала в греческом обществе отмечал еще Я. Буркхардт, охарактеризовавший древнего грека как «агонального человека». Как о коренной идее, пронизывающей всю жизнь эллинов, писал об идее состязательности Ф. Ницше. О фундаментальном значении агонального начала для всех аспектов культурного переворота в Греции писал профессор А. Зайцев. Значение соревновательного начала отрефлексировано уже в наиболее ранних греческих текстах. «Труды и дни» Гесиода откры-

1 Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. М., 1990, с. 423.

2 Аполлодор. Указ. соч., с. 8.

ваются с известия о существовании не одной Эриды - богини раздора, но двух. Одна -«свирепые войны и злую вражду вызывает» и потому достойна лишь упреков, другая -для смертных полезна, поскольку воплощает собой дух соревнования как движущую силу общественной жизни: Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник;

Нищему нищий, певцу же певец соревнуют усердно1.

До ранга высшего космологического принципа возвысил агональное начало Гераклит, заявлявший о том, что отец всех существ и царь всех существ - Полемос2. Персонифицированный Агон почитался как божество. Его статуя в виде спортсмена с гантелями в руках была выставлена в Олимпии рядом с изваяниями Зевса, Диониса и Орфея.

A. Зайцев упоминает еще несколько изображений Агона, в том числе на рельефах культовых зданий, на монетах и пр. Итак, роль агонального начала для греческой культуры была огромной. Но важнее для нас то, что греческий дух всесоперничества был принципиально новым явлением в мировой истории. По словам А. Зайцева, «ни одно известное нам общество не было в такой степени ориентировано

3

на агон ... как древнегреческое» .

B. Эренберг выражает ту же мысль еще более радикально, указывая, что принцип агональности «Востоку оставался чужд и враждебен» и что «напрасно было бы искать в Библии примеры агональной борьбы»4. Состязания как со-циообразующий фактор отсутствовали в Египте, в Вавилонии, в других древних культурах Средиземноморья и Малой Азии, где не знали ни атлетических ристаний, ни музыкальных конкурсов, ни даже полемики, где не могли бы появиться ни Олимпийские, ни Пифийские игры, ни Протагор, ни Демосфен. Более того, со временем агональный дух выродился и в самой Греции. Ницше относит это событие к годам правления Александра, «создавшего вселенского эллина»5.

Напротив, «агональный дух» играл огромную роль в жизни индоевропейских народов, в первую очередь, на

1 Гэсиод. Полн. собр. текстов. М., 2001, с. 52.

2 Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб., 2014, с. 155.

3 Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб., 2000, с 134, 121.

4 Ehrenberg V. Ost und West: Studien zur geschichtlichen Problematik der Antike. Brünn, Prag,Leipzig, Wien, 1935,S. 93-94.

5 Ницше Ф. Полн. собр. соч. В 13 т. М.,2012, т.1, ч.1, с. 298-299.

севере континента. Эренберг, в частности, находит в этом отношении прямые параллели между Грецией и Древней Исландией1.

Состязания с богами, между богами - в числе главных сюжетов Эдд. В «Речи Вафтруднира» Один отправился посостязаться в мудрости к всеведущему великану Вафтруд-ниру (в Скандинавии великаны считались древнее, а значит, сильнее богов в познаниях). Не узнав поначалу верховного бога, етун согласился соревноваться, но только если ставкой в игре станет жизнь. Мудрость обоих оказалась велика - оба знали, как создавался мир и как он устроен, что было до начала времен и что ожидает нас вслед за последней битвой богов. И лишь после вопроса о том, что потаенно поведал Один своему лежащему на погребальном костре сыну, Вафтруднир признал поражение.

В первой песне Младшей Эдды - «Видении Гюльви» боги Тог и Локи, и юноша Тьяльви вступают в бескомпромиссное состязание в мудрости с жителями города Утгарда, не зная, что спорят они не с людьми, не с демонами и даже не с богами, а с самими природными стихиями - огнем, мыслью и старостью.

В своего рода соревнование, «тяжбу мужей», вступил с богами на пивной пирушке у Эгира задиристый Локи, что привело к фатальным последствиям. Локи выбранил весь пантеон исландских богов и был прикован к камням. Освободившись, Локи собрал армию хтонических чудовищ и пошел войной на обидчиков. Последняя битва богов повлекла за собой их гибель - рагнарек, но также и начало нового мира, в котором воцарились люди. Таким образом, самим своим существованием человеческий мир обязан одной чрезмерно острой дискуссии.

Аналогичные сюжеты о состязаниях, где ставка зачастую бывает больше, чем жизнь, содержатся в «Ригведе», в русских былинах и сказках, от пересказа которых из-за ограниченности объема статьи мы вынуждены воздержаться. Можно предположить, что сюжет о ристании Фамирида, равно как и подобные легенды, был отголоском древних индоевропейских сказаний, верований, моделей мышления. Вероятно, не случайно и сходство между Фамиридом,

1 См.: Е1пгепЬегд V. Указ. соч., с. 68-69.

Гомером и гусляром Бояном, которых роднит слепота вкупе с поэтическим и музыкальным даром.

Сомнения в физической слепоте Гомера широко бытуют среди ученых. Чтобы укрепиться в них, достаточно лишь повнимательнее прочитать тексты поэм: певец использует яркие визуальные эпитеты, которые трудно подобрать, не увидев своими глазами ни великого моря, что зыбью немою чернеет, ни рыб и угрей, толпой закипающих в мутных волнах, ни белых камней, ярко сияющих, будто помазанных маслом. Все эти богатые художественные эпитеты можно было бы списать на формульный стиль устной поэзии -Гомер вполне мог использовать их по традиции. Однако то, что он мог это сделать, еще не доказывает его слепоты.

Гомера изображали зрячим, с широко раскрытыми глазами вплоть до IV в. до н.э., т. е. до эпохи эллинизма, начало которой положил Александр Македонский. Согласно Плутарху, Александр был верным поклонником Гомера и всюду возил с собой «Илиаду», которую полагал самой большой своей драгоценностью. Захватив Египет, юный царь решил основать там многолюдный греческий город и дать ему свое имя. И место для него уже было найдено и огорожено, но тут во сне Александру явился седовласый старик и, встав во фронт, прочел стихи:

На море шумношироком находится остров, лежащий Против Египта; его именуют нам жители Фарос1.

«Тотчас поднявшись, Александр отправился на Фарос, расположенный несколько выше Канобского устья; в ту пору он был еще островом, а теперь соединен с материком насыпью. Александр увидел местность, удивительно выгодно расположенную. То была полоса земли, подобная довольно широкому перешейку; она отделяла обширное озеро от моря, которое как раз в этом (месте образует большую и удобную гавань. Царь воскликнул, что Гомер, достойный восхищения во всех отношениях, вдобавок ко всему - мудрейший зодчий»2.

Так, зимой 332-331 гг. до н.э. Александр основал Александрию. По понятным причинам в центре города был построен храм Гомера, а сам певец - обожествлен. Именно здесь впервые и начали изображать Гомера слепым. По

1 Гомер. Одиссея. М., 2000, с. 43.

2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. М., 1963, т.2, с. 414.

словам профессора А. Портнова «интеллектуалам и многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы... недостаточно интересными. Бог-поэт, вероятно, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный смертный, а как-то иначе. Но как? Изощренные в спорах и дискуссиях философы эпохи эллинизма, воспитанные на Платоне и Аристотеле, любили подчеркивать превосходство «зрячести слепоты» избранных над «слепотой зрячести» малограмотной и бескультурной массы. Для элитарного восприятия образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер в храме был изображен... слепым»1.

Существует также версия, высказанная в IV в. до н.э. учеником Исократа Эфором Кимским и поддержанная в XVII в. основателем гомеровской критики аббатом д'Обиньяком, а позже и советским историком Н. Марром2, более известным как персонаж книги Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», что слово «гомер» вообще не имя собственное. В древних языках оно и означало - «слепец», причем не всякий, а именно побирающийся и промышляющий искусством. Для д'Обиньяка этот факт свидетельствует о том, что никакого Гомера на самом деле не было, а та же «Илиада» называлась «поэмой Гомера» именно потому, что обычно исполнялась слепыми Гомерами при дворах знати.

Но можно посмотреть на этот вопрос и иначе. В конце концов, и сам Гомер вполне мог быть Гомером. Или, наоборот, певец мог взять себе этот звучный древний псевдоним из имиджевых соображений. Это, как если бы кто-нибудь сегодня сложил эпическую поэму и подписал бы ее «Пророк» или «Медиум». А ведь слово «гомер» означало то же самое и имело налет древности и мистики. Равным образом стало нарицательным и имя Боян, правда, в неправильном написании «баян». Необходимо отметить, что именно в таком виде в конце XIX в. это имя стало названием российской фирмы, производившей аккордеоны. Уже вскоре торговая марка «Баян» стала именем нарицательным для особого вида ручных гармоник.

Таким образом, можно предположить, что Фамирид, как Гомер и, возможно, Боян, был отнесен к «слепцам» за свою

1 Наука и жизнь, 1999, № 6, с. 100.

2 Доклады Академии наук. Л., 1924, январь-март, с. 2-5.

мудрость в силу распространенного убеждения в том, что «у слепых развиваются высшие мистические силы души, что им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения»1. Не случайна легенда о Демокрите, добровольно лишившем себя зрения, чтобы «глаза не беспокоили разум». По версии И. Анненского, Фами-рид и сам ослеп от собственной руки, выжегши себе глаза углем из костра в отчаянии от потерянного музыкального дара: «О, последний, чуть слышный луч от музыки! В глаза мои спустись. Вослед я не впущу ни тени»2.

К сожалению, из глубины веков до нас не дошли ни фрагменты учения Фамирида, ни достаточное количество ясных свидетельств о его интеллектуальных заслугах. Однако те, что сохранились, представляют Фракийца как одного из наиболее значительных культурных героев своего времени. Фамирида Фракийского называли создателем теогонии то ли в 3000 стихов (Суда), то ли в 5500 (Цец)3. Ему приписывали авторство первой поэмы о битве богов и титанов - «Титаномахии». Согласно Плинию Старшему, Фа-мирид изобрел дорийский лад и первым стал играть на кифаре не для аккомпанемента пению, а сольно.

Значительный вклад в культуру, вошедший в легенду музыкальный и поэтический талант, совершенное владение кифарой, а также фракийское происхождение обоих и схожая судьба (оба стали жертвами женской ярости: Фамирид ослеплен музами, Орфей растерзан менадами) роднят Фамирида с другим певцом древнейших времен - Орфеем.

Кифара (лира), на которой играли Орфей и Фамирид, по античным представлениям - предмет божественной природы. Среди основных атрибутов Аполлона Порфирий называет «лиру, которая показывает нам образ небесной гармо-нии»4. По рассказам Эратосфена, устанавливая порядок созвездий, Гермес поднялся на небеса и был поражен тем фактом, что в своем мерном движении планеты издают те же звуки, что и изобретенная им лира. Сама орфеевская лира заняла свое место на небе, предав земле растер-

1 ВыготскийЛ.С. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, т.5, с. 87.

2 Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. М., 1990, с. 531.

3 См.: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996, с. 737.

4 Там же, с. 344.

занное менадами тело Певца, музы, не зная кому отдать его лиру, попросили Зевса поместить ее среди созвездий1.

Лира - изобретение богов - не просто музыкальный инструмент. Она относится, скорее, к области магии, нежели искусства в его современном понимании, с ее помощью настраивается вся гармония мира. В представлении древних микрокосм - лира и макрокосм - Вселенная суть одно, ибо устроено по одному и тому же закону, и, стало быть, человек, овладевший секретами музыкальной гармонии, может оказывать влияние на все стихии, все существа и все вещи мира. А потому не удивительно, что в лице Орфея (равно как и Фамирида) совпадают фигуры одновременно и величайшего певца, и величайшего мыслителя. Это обстоятельство подметил еще Квинтилиан: «Кто же не знает, что музыка... уже в те древние времена содержала столько науки и даже религиозного почитания, что одни и те же лица считались музыкантами, пророками-стихотворцами и мудрецами? Взять хотя бы Орфея и Лина»2.

Таким образом, Орфей и Фамирид воплощают в себе протоиндоевропейский тип. Они одновременно поэты, музыканты, философы, ученые. Важно и их происхождение -они оба фракийцы, они идут с севера и именно оттуда несут грекам культуру.

Возможно, что оба певца имели более северное происхождение, чем об этом принято догадываться. Так, по мнению Э. Доддса, Орфей является типичным носителем шаманской культуры: «Он соединяет в своем лице черты поэта, мага, религиозного учителя и прорицателя. Подобно некоторым легендарным сибирским шаманам, он может своей музыкой заставить птиц и зверей слушать себя. Как и любой шаман, он посещает подземный мир, и причина этого визита тоже типично шаманская - вызволить украденную душу. Наконец, магическое «я» Орфея существует как его поющая голова, которая продолжает прорицать и много лет спустя после его смерти. Этот факт тоже предполагает влияние Севера: подобные же прорицающие головы встречаются в скандинавской мифологии и ирландской традиции»3.

1 Россиус А.А. Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах. М., 1992, с. 76.

2 Цит. по: Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, с. 70.

3 Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000, с. 217-218

Помимо Орфея, среди магов и мыслителей, связавших греческую традицию с Севером, Доддс называет Эпименида, Аристея, Гермотима и Абариса, живших в VII-VI в. до н.э. -все они имели те или иные черты шаманов, например, умение путешествовать в духе и способность к колдовству.

Сходную гипотезу отстаивает М. Элиаде, также отмечающий, что в мифе об Орфее «обнаруживается много деталей, которые можно сопоставить с идеологией и техникой шаманства. Самой важной из них, естественно, является его спуск в Преисподнюю за душой своей жены Эвридики. . Но Орфею одновременно свойственны и другие черты "Великого шамана": его искусство врачевателя, его любовь к музыке и к животным, его "чары", его сила прорицания. Даже его характер "культурного героя" не противоречит лучшим традициям шаманизма - разве "первый шаман" не был ниспослан богами, дабы защитить человечество от болезней и окультурить его. Наконец, последняя деталь мифа об Орфее отчетливо шаманистична: оторванная вакханками и брошенная в Гебр его голова с песнями доплыла до самого Лесбоса. Она стала впоследствии оракулом. как и голова Мимира. А черепа сибирских шаманов равным образом играют свою роль в гаданиях»1.

Убеждение Доддса разделяет М. Уэст, допускающий происхождение Орфея не из Фракии, а с «дальнего Севера». По мнению Уэста, эллинизация образа Орфея шла рука об руку с его рационализацией: его шаманские способности, например, господство над животными, увод жены из Аида греки объяснили его выдающимся талантом певца, а доступ к тайному знанию - тем простым для понимания древнего грека фактом, что он был сыном Аполлона2.

Последнее замечание представляется весьма важным. По замечанию шведского историка Я. Киндстранда, «когда в Греции объявлялись варвары, известные своей мудростью, они всегда приходили с Севера, и их мудрость всегда проявлялась в религиозной сфере, связанной в большинстве случаев с культом Аполлона»3. То же подмечает и Элиаде, по словам которого «легендарные древ-

1 Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. М., 2015, с. 314.

2 Wesf M. The Orphic Poems. Oxford, 1983 / URL: http://bookfi.org/bo-ok/1262265

3 Kindstmnd J. F. Anacharsis. The Legend and the Apophtegmata. Uppsala: Almqvist & Wiksell, 1981, XXII, р. 18.

негреческие персонажи, выдерживающие сравнение с шаманством, тяготеют к Аполлону»1. Именно от Аполлона Орфей получил свою золотую лиру, а Абарис - знаменитую стрелу, на которой он «перелетал и реки, и моря, и бездорожья, словно бежал по воздуху»2. Именно Аполлона сопровождал Аристей в образе ворона. С Аполлоном связывается и образ «мудреца-дикаря» Анахарсиса. Стоит отметить, что в самом начале XXI в. на раскопках в Ольвия была найдена амфора середины VI в. до н.э. с посвятительной надписью Аполлону Борею, в которой идет речь о даре ему отеческого меда от некого Анахирса, сына Анаперра. Предполагается, что речь идет о роде Анахар-сиса (неполное совпадение имени может быть объяснено либо ошибкой неискушенного в грамматике автора граффито, либо позднейшей грецизацией скифского имени, которое, напомним, впервые фиксируется у Геродота через столетие после смерти Анахарсиса). Таким образом, оль-вийскую находку можно рассматривать как доказательство существования Анахарсиса как реального человека.

Во времена, к которым относятся первые упоминания об Орфее - VI в. до н.э., процесс рецепии Аполлона в греческой религии еще не завершился, и этот бог по привычке воспринимался как чужой, заграничный. По наиболее распространенной гипотезе, высказанной П. Кречмером, а до него - У. фон Виламовиц-Меллендорфом, бог Аполлон имеет малоазийское происхождение. Вместе с тем, греческие мифы очень настойчиво связывали лучезарного Феба с гиперборейцами - «самыми северными людьми» Ойкумены. Именно в Гиперборее, стране «за Рифейскими горами, по ту сторону северного ветра», как считалось, родилась богиня Лето и потому более всех богов гиперборейцы почитали ее сына Аполлона, якобы, именно отсюда явившегося в Дельфы.

По Диодору, большинство жителей священного города, посвященного Аполлону - кифаристы, «и они беспрерывно, играя на кифарах в храмах, возносят богу гимны и песни, прославляя в них его подвиги»3. Возможно, именно по этой причине сребролукий бог света каждую зиму оставлял свои

1 Элиаде М. Указ. соч., с. 312.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 421.

3 Цит. по: Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян, с. 464.

Дельфы и прилетал на отдых в земли гиперборейцев - ему хотелось побыть среди поэтов, певцов, философов, каковых в ту пору в Элладе было мало, а то и не было вовсе. Покровитель «шаманов» Орфея, Абариса, Аристея Аполлон и сам обладает ярко выраженными «шаманскими» чертами, будучи богом-музыкантом, врачевателем, предсказателем будущего.

Элементы северного шаманизма, которые обнаруживаются в образах Орфея и Фамирида, выявляются и в религиозной практике скифов1, через которых греки вступили в контакт с народами - носителями шаманской культуры. Сходство мифических, эпических представлений и магических практик скифов и народов Севера могло бы говорить об их заимствовании в скифскую эпоху. Однако вполне допустимо и иное заключение: «Шаманский пласт существовал уже в религии предков скифов, а поскольку элементы шаманизма прослеживаются и в самых древних религиозных сочинениях Индии и Ирана, то их возникновение тоже позволительно относить к общеарийской эпохе»2.

В связи с вышесказанным весьма интересно сопоставить фигуры фракийских певцов Фамирида и Орфея и архе-типического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича (Осиевича). Подобно Орфею и, видимо, равновеликому ему Фамириду новгородский гусляр Садко способен влиять своей музыкой на природные стихии - он заставляет плясать под свои гусли Морского царя и тем вызывает бурю на море. Легендарный гусляр Боян, герой «Слова о полку Игореве», обладает шаманской способностью превращаться в животных, он колдует с помощью гуслей, да и само имя означает не что иное, как «чародей», «колдун». Как и Фамирида, традиция изображает его слепым, а стало быть, обладающим умным, духовным зрением.

Чуть менее очевидной на первый взгляд выглядит параллель между фракийскими певцами и Давыдом Евсееви-чем из «Голубиной книги». В толкователе громадной книги, упавшей с неба в Иерусалиме, Давыде Евсеевиче на пер-

1 Meuli K. Gesammelte Schriften. Basel, 1975, Bd. 2, S. 817-873.

2 Бонгард-Левин Г.М., Гоантовский Э.А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних Ариев. М., 1974, с. 73.

вый взгляд легко узнать библейского царя Давида, сына Иессея Вифлеемлянина. Однако тут же встает вопрос: почему толкователем божественной мудрости был назначен в «Голубиной книге» именно царь Давид, а, например, не сын его Соломон, почитавшийся мудрейшим из людей? Задавшись этим вопросом, историк М. Серяков пришел к довольно неожиданному выводу. «Методом последовательного исключения мы получаем единственную оставшуюся значимую черту ветхозаветного персонажа, объясняющую причину его появления в "Голубиной книге", да еще в качестве толкователя последней. Эта черта - теснейшая связь Давида с музыкой и пением. Ближневосточный музыкальный инструмент, на котором он играет в Ветхом Завете, при всех переводах Библии на русский язык, от древнейшего до современного, неизменно обозначался славянским термином "гусли". Поскольку игра на них обладала чудодейственным свойством отгонять злого духа, терзавшего предыдущего царя Саула, благодаря музыкальному искусству и происходит первоначальное выдвижение Давида»1.

Фигура Давида, царя-песнотворца, была чрезвычайно популярна на Руси. Его изображения с гуслями в руках украшали стены церквей и соборов, страницы средневековых рукописей. Прочно связан с гуслями псалмопевец был и у других славянских народов. Чешские сказания, в частности, рисуют Давида сидящим на луне и распевающим песни под аккомпанемент своего дивного инструмента. Проведя ряд аналогий, М. Серяков укрепляется в уверенности, что в «Голубиной книге» «Давыд Евсеевич» заменяет собой

образ Великого Гусляра, существовавшего в ней в язы-

2

ческий период .

Если Орфей и Фамирид играли на лире (кифаре), то атрибут Великого Гусляра, соответственно, гусли. Этот инструмент по своей магической сути подобен древнегреческой лире - русский фольклор сохранил отголоски свидетельств о его способности влиять на живую и неживую природу. Образованное от праславянского, близкого по значению глаголу «гудеть»( ср. с древнерусским «гудьба» - музыка) слово «гусли» родственно польскому слову «колдовать»,

1 Цит. по: Россиус А.А. Указ. соч. , с. 81.

2 См.: Серяков М.Л. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа. М., 2012,с. 83.

литовскому - «чародейство», а кроме того, что не менее интересно, древнеиндийскому слову, что в переводе означает - «струна музыкального инструмента», «тетива лука». Последнее обстоятельство позволяет сделать предположе -ние, что гусли могли появиться еще в период индоевропейской общности. Возможная связь между ними доказывала бы, что сама языковая память сохранила отношение к музыке в общеиндоевропейские времена как к феномену гармоничному (чьи элементы идеально соотнесены между собой), сакральному, божественному.

По мнению этнолога С. Жарниковой, в дохристианской Руси гусли выступали как качестве инструмента гармонизации Вселенной. По ее словам, «гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами, а "скомрат" на санскрите значит вестник, посланец, говорили: "идущие со светом по свету"»1.

Неудивительно, что в мироустрояющей функции гуслей духовные власти средневековой Руси видели серьезную опасность, чем объясняются гонения на столь безобидный, казалось бы, музыкальный инструмент. «Зная о том, что в древнейшей традиции музыкальный лад, связанный с гусями-лебедями, творит музыку Космоса, что игра на гуслях соизмерима в этом мифо-поэтическом ряду с тканьем "мировой гармонии", со структурированием Вселенной, можно понять, почему проповедник XII в. К. Туровский грозил посмертными муками тем, кто ворожит, гудит в гусли и сказывает сказки, почему в требнике XVI века среди вопросов на исповеди были такие, как: "Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли...", а игумен Памфил ругал псковичей за то, что во время Купальской ночи они играли "в бубны и сопели и гудением струнным"»2.

1 Славянская культура, 2013, 2 сентября / URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/pochemu-hristianstvo-na-rusi-zapretilo-gusli.html

2 Жарникова С.В. Золотая нить. Вологда, 2003, с. 50.

Очень близкую параллель, слишком явную, чтобы оказаться случайностью, Серяков прослеживает между новгородской былиной о Садко и сюжетом из «Ригведы», в котором Васиштха описывает, как бог Варуна сделал его риши - божественным певцом и провидцем, показав ему чудеса мироздания.

«Сюжет о морском боге и певце, - утверждает Серяков, -мог возникнуть только во времена индоевропейской общности, до отделения от нее индоарийских племен, поэтому представления о морской глубине, в которой избранные певцы могут узреть невидимые обычному взору тайны космического характера (а происхождение рек, причина морских бурь или смена дня и ночи в РВ явно относятся к явлениям космического уровня), должны были существовать у предков новгородских словен уже в III тысячелетии до н.э.»1.

Свою космогоническую песнь, типологически близкую как «Голубиной книге», так и ригведийскому гимну к Варуне исполняет в сходных обстоятельствах - посредине моря-океана - и Орфей.

Близость сюжетов, сходство фигур фракийских и древнерусских певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно - из общей традиции времен индоевропейской общности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привнесенным с Севера, что доказывает В. Эренберг, является и принцип агональности, приобретший социообра-зующий характер. Сюжет о Фамириде является одним из наиболее ранних случаев воплощения этого принципа в мировой литературе.

Таким образом, появляются весомые основания говорить о древней индоевропейской основе сюжета о Фамири-де и северном происхождении самого певца-философа, а также выдвинуть гипотезу о его проникновении в Грецию в догомеровские времена, вероятнее всего, во второй половине II тысячелетия до н.э. либо одновременно с вторжением на территорию Греции воинственных иноевропейских племен, либо уже позже, на исходе Темных веков, с возобновлением культурных обменов в Эгеиде.

Данное предположение может быть выдвинуто в рамках более широкой гипотезы о северном влиянии на форми-

1 Серяков М.Л. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа, с. 33.

рование и развитие греческой цивилизации, которая выступила пусть оригинальной, но все же вариацией индоевропейской матрицы, которую мы можем найти в различных духовных традициях: в Ведах, в зороастризме, славянской, германской, скандинавской мифологии.

Матвейчев О.А. Фамирид. Слепец-философ, изобретатель музыки. В статье поднимается вопрос о сходстве фигур фракийских певцов Фамирида и Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсее-вича. Автор утверждает, что появляются весомые основания говорить о древней индоевропейской основе сюжета о Фамириде и северном происхождении самого певца-философа, а также выдвинуть гипотезу о его проникновении в Грецию в догомеровские времена, вероятнее всего, во второй половине II тысячелетия до н.э.

Ключевые слова: Древняя Греция, Фамирид, философия, мифология, космогония, музыка, история философии, агон, Орфей, индоевропейцы.

Matveychev O.A. Thamyris. Blind-philosopher, inventor of music. In the article raises the question about the similarity of shapes of the Thracian Orpheus and Famirida singers and the great ancient archetypical Psalterist embodied in the images of sadko, Bojana and hero of ancient legends «Pigeon book» King Yevseyevich Davyda. The author argues that appear substantial grounds to speak about ancient Indo-European basis of the plot of Famiride and the Northern origin of the singer-philosopher, as well as to put forward a hypothesis about its penetration in Greece in dogomerovskie times, likely in the second half of the 2nd millennium BC.

Key words: Ancient Greece, Thamyris, philosophy, mythology, cosmogony, music, history of philosophy, agon, Orpheus, the Indo-Europeans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.