Научная статья на тему 'Факультет социологии: 10 лет становления и развития'

Факультет социологии: 10 лет становления и развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бороноев Асалхан Ользонович

Автор, декан первого факультета социологии в Санкт-Петербурге, рассказывает об истории этой организации и анализирует вклад профессионального социологического образования в развитие социальных знаний и культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Faculty of Sociology: The First Decade of Development

The author, the dean of the first faculty of sociology in St. Petersburg, tells about history of this institution and analyses contribution of the professional sociological training into growth both of social knowledge and society's culture.

Текст научной работы на тему «Факультет социологии: 10 лет становления и развития»

А. О. Бороноев

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ: 10 ЛЕТ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ

Социология одна из наук, без которых не может функционировать и развиваться современное общество. Подчеркивая это, П. Сорокин в свое время писал: «Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей... Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями» [1, с. 14-15].

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты в исследованиях и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики. Состояние социологического знания и, еще шире, социального мышления зависит от двух взаимосвязанных факторов. Во-первых, от системы образования, подготовки кадров, во-вторых, от роста «знания вглубь» (П. Сорокин), то есть развитости научных исследований.

Безусловно, в процессе развития социального знания огромна роль социологического образования. Оно является, с одной стороны, основой распространения и роста знания, с другой стороны — процесса формирования социальной культуры общества.

К сожалению, становление социологического образования в нашей стране было сложным. Периоды запрета социологии как научной и учебной дисциплины сменялись периодами усеченного концептуально и организационно социологического образования. Отечественная система социологического образования, начавшись фактически в 1901 г., когда выдающийся отечественный социолог М. М. Ковалевский со своими единомышленниками открыл в Париже Русскую высшую школу общественных наук, которая, по мнению многих, являлась фактически первым российским факультетом социологии, окончательно оформилась и закрепилась на уровне факультетов только в 1989 г. С этого времени начинается полноценное обучение молодых людей социологии, и социологическое знание получает основу для своего развития.

Одним из первых современных отечественных социологических факультетов является факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, который был создан на базе действовавшего с 1984 г. на эконо-

Бороноев Асалхан Ользонович (р. 1937) — доктор филос. наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Адрес: 193060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 9-й подъезд. Факультет социологии СПбГу. Тел./факс: (812)110-00-29.

мическом факультете отделения прикладной социологии. Задачей факультета стала, в первую очередь, подготовка специалистов-социологов, нацеленных, во-первых, на преподавание социологии, на культивирование новой научной дисциплины в учебных заведениях; во-вторых, готовых обеспечить рост научного знания для объяснения и понимания тех социальных процессов, которые происходят в стране и в современном мире; в-третьих, способных к широкой социальной деятельности в различных сферах общественной жизни (экономика, культура, политика, управление). Эти задачи определили концепцию развития факультета с самого начала его становления.

Суть концепции состоит в сочетании фундаментальности образования с эмпирическими и прикладными исследованиями для того, чтобы выпускник хорошо знал общетеоретические и гуманистические проблемы в их историческом развитии и владел методами установления фактов, умел их понять и объяснить. Концепция предполагает развитие перспективных отраслей современной социологии, таких как экономическая, этническая, политическая, гендерная социология, социология управления и т. д. Это нашло отражение в учебных планах факультета.

Большое внимание на факультете уделяется использованию российских традиций в области социологии в сочетании с международным опытом. Поэтому здесь в 1993 г. воссоздано «Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского» и начаты работы по изучению социогуманитарного наследия России. С первых дней на факультете проводятся конференции и семинары, посвященные творчеству выдающихся российских ученых — М. М. Ковалевского, И. А. Ильина, П. Б. Струве, Н. И. Кареева и др. Начато издание серии «Российские социологи». В этой серии вышли сочинения М. М. Ковалевского «Социология» в 2-х томах; Н. К. Михайловского «Герои и толпа. Избранные труды по социологии» в 2-х томах; подготовлена к изданию книга социологической публицистики П. А. Сорокина «Заметки социолога» и готовятся 2 тома социологических работ Е. де Роберти. Издается сборник статей «Российская социология» (вып. I, II, III — 1993, 1997, 1999). В сборниках этой серии освещаются основные этапы развития, русской социологии и незаслуженно забытые имена ее творцов и их идеи.

Включение российского наследия в процесс образования и научной деятельности сопровождается активным изучением западного опыта и идей, особенно за тот период, когда наши социологи мало общались со своими коллегами за рубежом. Понятно, что в информационном обществе мы не можем уповать только на собственные опыт и знания, К тому же, как уже говорилось, наш опыт был небольшим, «обрывочным». Поэтому факультет с первых дней основывался на идеях открытости, готовности к учебно-методическому и научному общению. Буквально сразу после создания он стал развивать сотрудничество с зарубежными социологами в рамках двух проектов: первый — «Обновление социальных наук в Санкт-Петербургском госуниверситете в рамках программы Европейского Сообщества Темпус-Тасис при участии партнерских факультетов из университета г. Билефельда (Германия), Нового университета г. Лиссабона (Португалия) и университета социальных и гуманитарных наук г. Страсбурга (Франция); второй — «Преподавание социологии на немецком языке» в рамках программы Немецкой службы академического обмена (DAAD)

в тесной кооперации с факультетом социологии Билефельдского университета. В результате удалось модернизировать учебные планы, особенно программы и содержание основных курсов и спецкурсов.

В результате сотрудничества произошло структурное изменение учебных планов, были сняты устаревшие курсы и включены новые, часто подготовленные нашими и зарубежными преподавателями совместно. Это послужило основой адаптации учебных планов и программ к международному стандарту, повышению качества обучения и результативности научной деятельности. В рамках международного сотрудничества на факультете читали и читают лекции известные зарубежные ученые, такие как Н. Луман, Г. Альбрехт, X. Абельс,

A. Гронемайер, У. Мюллер, Э. Ланге, Х.-У. Отто, Р. Ретлевски, X. Тюрелль, Ю. Фельдхофф, X. Харбах, Г. Шмидт, X. Шрадер (Германия); П. Ватье, Р. Пфеф-феркорн, П. Хинтермайер, Ф. Рафаэль (Франция); К. М. Балза, М. Л. Пинту,

B. Коэло (Португалия); Э. Асп (Финляндия) и др. Ученые факультета, в свою очередь, участвуют в учебном процессе и в научных исследованиях в названных и других университетах.

Плодотворному учебно-научному процессу на факультете во многом способствует созданная пять лет назад и быстро растущая библиотека, которая в своих фондах уже имеет около 13 тыс. книг и журналов, в том числе около 5 тыс. на иностранных языках. Надо сказать, что на факультете уделяется большое внимание изучению языков и работе с иностранной литературой. Так, последние пять лет многие студенты заканчивают факультет, владея двумя иностранными языками: английским и немецким или французским. В 1994-1999 гг. работали и продолжают работать в рамках вышеназванной программы DAAD 10 дополнительных языковых групп по изучению немецкого языка.

Одной из особенностей факультета является комплексность социального образования, в структуре которого органично сочетаются социология и сопутствующие ей смежные специальности. Этим наш факультет существенно отличается от других факультетов. Так, в 1993 г. были созданы отделения социальной антропологии и социальной работы. Их открытие было связано с большими трудностями, так как в номенклатуре специальностей не было специальности «социальная антропология», а была только антропология в ее физическом понимании. Благодаря усилиям ученых факультета, в первую очередь профессора Ю. Н. Емельянова, стало возможным ее введение в номенклатуру специальностей России, открытие впервые в России этой специальности и подготовка социальных антропологов, первый выпуск которых был осуществлен в 1998 г.

Сегодня, используя наш опыт, социальных антропологов начали готовить в Московском государственном социальном университете, Российском государственном гуманитарном университете, Саратовском государственном техническом университете. Эта специальность чрезвычайно нужна нашему обществу, так как антропологические знания очень важны для понимания социокультурной динамики и политико-экономических процессов. Этого не могут дать ни социология, ни культурология, ни психология. Беда только в том, что до сих пор нет понимания этого, даже в интеллектуальной среде, не говоря уже о государственных и других властных структурах.

Не меньшие трудности были связаны с открытием специальности «социальная работа», специальности, без которой не может существовать цивилизованное общество. В 1992-1993 гг. эта специальность также была новой, и многие не понимали ее значимости. Основная трудность — консерватизм многих из тех, кто принимает решения, отсутствие подготовленных кадров. Между тем, логика развития социального знания в современном мире и потребности социальной сферы требуют вести подготовку этих специалистов именно в классическом университете. Фундаментальность знания и гуманистические традиции университета могут и должны стать той базой, на которой социальная работа разовьется как профессия и необходимый социальный институт.

На факультете выработана своя концепция подготовки социальных антропологов и социальных работников. Она заключается в том, что они готовятся на стволе социологии как фундаментальной, базовой социогуманитар-ной дисциплины. В учебных планах новых специальностей содержится достаточное число социологических дисциплин и фактически, хотя это не пишется в дипломах, выпускники получают специальность социальный антрополог-социолог и социальный работник-социолог. Для последней специальности это особенно важно, так как она пока является только формой профессиональной деятельности без ее научной институционализации. В становлении концепции подготовки социальных работников большую роль сыграли международные связи.

Например, мы нашли концептуальную поддержку нашего подхода у одного из ведущих специалистов в этой области на Западе проф. Х.-У. Отто из Биле-фельдского университета, с которым сложились тесные контакты. Он считает, что социология «является конституирующей релевантностью для социальной работы (...) Только социологический подход к феноменам, с которыми имеет дело социальная работа, идущий от чисто нормативного понимания к причинному анализу и развивающийся рефлективный подход к социетальным структурам, — продолжает он, — является фундаментальной предпосылкой для современной социальной работы» [2, с. 49-50]. Мы с этим полностью согласны, и этот подход соответствует нашей концепции.

Надо отметить, что от такого взаимодействия много выигрывает и подготовка социологов: культурантропологический подход расширяет социологический дискурс, углубляя его культурно-гуманистическую сторону, а социальная работа дополняет — прикладными и эмпирическими возможностями и фактами повседневности и ведет к реальному гуманизму.

Открытие специальности «экономика и социология труда», относящаяся к направлению «экономические науки», связано с тем, что на факультете с самого начала имелись сильные традиции экономической социологии. Как уже говорилось, факультет был создан на базе отделения прикладной социологии, действовавшего на экономическом факультете.

Сложившиеся направления и специальности определили структуру факультета: девять кафедр, Центр социологических исследований, лаборатории, в том числе аудиовизуальная, созданная благодаря сотрудничеству с Билефельдским университетом. На факультете уже 6 лет функционирует специальный факультет по переподготовке и повышению квалификации но социологии и социальной работе.

В настоящее время на факультете сложился высокопрофессиональный коллектив преподавателей, из которых около 30 докторов и 50 кандидатов наук.

Хотелось бы выделить молодых докторов наук и весьма перспективных ученых Л. Т. Волчкову, Ю. В. Веселова, Д. П. Гавру, В. В. Козловского, В. Н. Минину, Н. Г. Скворцова и других, выросших за эти годы.

Научные исследования проводятся в рамках сложившихся основных направлений:

— проблемы истории, теории и методологии социологии;

— теория социального развития общества и социальные проблемы российского общества;

— социология и антропология города и проблемы социальной защиты;

— социальная антропология и этносоциальные проблемы;

— политические, коммуникационные процессы;

— социальные проблемы экономики и трудовых отношений;

— социальные проблемы молодежи.

С 1989 г. сотрудниками факультета опубликовано свыше 70 индивидуальных и коллективных монографий, учебников и учебных пособий [3]. Выходят периодические издания: «Проблемы теоретической социологии» (отв. ред. А. О. Бороноев), «Российская социология» (отв. ред. А. О. Бороноев, В. В. Козловский), «Социология экономики и управления» (отв. ред. Л. Т. Волчкова), «Журнал социологии и социальной антропологии» (гл. ред. В. В. Козловский), о котором мечтали в свое время М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. Сорокин и др.

На десятом году существования состоялось объединение факультета и Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ): создан принципиально новый Учебно-научный центр социологии (УНЦС). Это фактически признание того, что уже существовало. Две кафедры факультета (культурной антропологии и этнической социологии и теории и практики социальной работы) были созданы на базе НИИКСИ. Новое образование должно способствовать объединению усилий по развитию эмпирических исследований, совершенствованию учебного процесса; в целом расширению учебно-научной базы подготовки специалистов через активное включение сотрудников НИИКСИ.

За эти десять лет факультет стал центром обсуждения учебно-методических и концептуальных проблем социологического и социально-антропологического образования в стране. По нашей инициативе прошли две международные конференции, посвященные проблемам социологического образования в стране (1993 г., 1998 г.), круглый стол по концептуальным проблемам социальной антропологии и антропологическому образованию (1998 г.).

Безусловно, в развитии факультета есть проблемы. Одной из них, на мой взгляд, является слишком медленное формирование социологического мышления, социологической культуры. Это связано с тем, что кадровый состав, особенно на начальном этапе, формировался из различных по базовому образованию специалистов (философов, экономистов, историков, психологов), но имеющих отношение и интерес к социологии. Поэтому задерживается вхождение некоторых сотрудников в социологический дискурс. Негативно воздействуют и трудности с проведением сегодня фундаментальных и эмпирических исследований из-за отсутствия финансирования.

В целом же у факультета, сейчас уже Учебно-научного центра социологии, хорошие возможности развития, все специальности чрезвычайно нужны обществу, молодежь это чувствует. Научный потенциал достаточно велик и многие готовы вести и ведут весьма глубокие исследования, которые отвечают потребностям совершенствования учебного процесса и осмысления противоречивых социальных процессов.

Литература

1. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии / / Статьи разных лет. М., 1994.

2. Отто Х-У. Некоторые аспекты соотношения между социальной работой и социологией / / Проблемы теоретической социологии. Вып. 2 / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1996.

3. Научные труды преподавателей факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (1989-1999): Библиографический указатель. СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.