НШШШ
Д.В. Миронов
ПРИЗВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ - СОЦИОЛОГ
Профессору А.О. Бороноеву - 80 лет
© Миронов Денис Викторович - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Асалхан Ользонович Бороноев
25 июня 2017 г. исполняется 80 лет видному российскому социологу, одному из инициаторов возрождения социологического образования в России, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженному деятелю науки РФ Бороноеву Асалхану Ользоновичу.
Асалхан Ользонович родился в 1937 г. в деревне Старый Хогот Баяндаевского района Иркутской области. После окончания средней школы в 1955 г. работал в колхозе, затем в окружной газете, служил в Советской Армии и по завершению службы в 1959 г. поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета.
Этот выбор оказался для него судьбоносным. Почти вся профессиональная карьера А.О. Бороноева связана с Санкт-Петербургским государственным университетом. Как не раз отмечал сам юбиляр, на его становление как ученого огромное влияние оказали его учитель В.П. Тугаринов, а также профессора П.Ф. Никандров, А.А. Сатыбалов. Во многом они повлияли и на то, что он продолжил обучение в аспирантуре ЛГУ. Итогом первых шагов в науке стала кандидатская диссертация «Методологические вопросы исследования национальной психологии». С 1968 г. А.О. Бороноев - ассистент кафедры философии для гуманитарных факультетов ЛГУ, с 1978 г. - доцент этой кафедры, с 1986 г. - ее заведующий. В 1980 г. А.О. Бо-роноев защитил докторскую диссертацию, посвященную нравственно-психологическим проблемам социалистического образа жизни. В это время оформился круг научных интересов, и на передний план выходит разработка проблем теоретической социологии и истории русской социологии. Особое место в научной деятельности А.О. Бороноева занимают исследования по этнической социологии и социальной антропологии, в рамках которых появились довольно известные работы по социальным аспектам формирования идентичности и ментальности отдельных народов*.
Активная научная деятельность А.О. Бо-роноева всегда совмещалась с наставничеством. Под его научным руководством была подготовлена целая плеяда докторов и кандидатов социологических наук. Ученики А.О. Бороноева работают в различных регионах России, в странах СНГ, на Кубе, в Южной Корее, Канаде, Йемене, США, в странах Африки, многие из них уже на местах продолжают
* См., например: Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. Л., 1992; Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 2007.
о
3 ю О
развитие социологии в традициях, заложенных в СПбГУ. По праву можно утверждать, что А.О. Бороноев создал научную школу по изучению истории русской социологии, определил для многих исследователей основную идею историко-социологических исследований. Суть её сводится к тому, что социология в России будет испытывать сложности в обретении подобающего ей места в обществе до тех пор, пока не осознает свои истоки, не сформулирует своего отношения к прошлому, настоящему и будущему страны, а сделать это, лишь апеллируя к обобщенному, несколько обезличенному опыту мировой социологии, не возможно. Выходом из этой ситуации является внимательное изучение истории отечественной социологии, как дореволюционного, так и советского периода развития. Такой подход позволяет преодолеть разрывы в истории не только отдельно взятой научной дисциплины, но и страны в целом. А.О. Бороноев для обсуждения таких злободневных тем инициировал издание серий «Российская социология» и «Российские социологи». Кроме того, на факультете социологии СПбГУ с 2008 г. проходят «Ковалевские чтения» - всероссийская конференция, на которой обсуждается весь спектр проблем российского обществе и пути развития современной социологии.
А.О. Бороноеву удалось совместить карьеру успешного ученого с работой организатора научной и образовательной деятельности. В 1987 г. на конкурсной основе он был избран директором Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ), а в 1989 г. на ректорском совещании, посвященном вопросу организации факультета социологии в ЛГУ, единогласно назначен деканом-организатором нового факультета, и уже в 1990 г. официально стал его деканом. Сейчас спустя почти 20 лет, можно сказать, что его 10-летняя деятельность на посту декана социологии СПбГУ, стала важной вехой в развитии социологического образования в России вообще. Именно в тот период были выработаны стандарты новой специальности, стоит отметить, что А.О. Бороноев в период с 1987 по 2002 г. возглавлял Головной совет по социологии Министерства Образования. По его инициативе в 1993 г. было возрождено социологическое общество им. М.М. Ковалевского (1916), что сыграло позитивную роль в консолидации социологического сообщества России. Факультет социологии стал своего рода явлением в отечественном образовательном и культурном пространстве. Благодаря его активному участию в ряде международных проектов
о российской социологии вновь стали говорить и за рубежом. А.О. Бороноев, будучи деканом, поощрял контакты факультетских преподавателей с зарубежными коллегами, результатом этой кропотливой работы стали договоры о сотрудничестве с зарубежными университетами, совместные учебные курсы и образовательные программы.
Особое внимание А.О. Бороноев уделяет развитию теоретических и методологических аспектов социологии. Так, в 1990 г. им была основана кафедра теории и истории социологии, которую он возглавлял до недавнего времени. Большой интерес он проявляет также к междисциплинарным связям социологии с близкими ей областями деятельности и научными дисциплинами, именно поэтому факультет социологии быстро стал базой для подготовки кадров в сфере социальной работы и социальной антропологии. Развитие социальной антропологии в России изобилует противоречиями, разрывами, и отсюда возникают противоречия в понимании ее истории. Социальная антропология официально закрепляется в академическом пространстве России только в начале 90-х годов ХХ века. В 1993 г. при деятельном участии А.О. Бороноева и профессора Ю.Н. Емельянова на факультете социологии было открыто отделение социальной антропологии, и, что само главное, появилась новая специальность «социальная антропология». Данное обстоятельство оказало влияние на конфигурацию поля социальных наук, поскольку социальная антропология, ранее присутствовавшая только в дискурсе этнографов, этнологов, историков в основном в контексте критики зарубежной социальной антропологии, оказалась замечена представителями других социальных наук.
В мировой практике сосуществование социальной антропологии и социологии в стенах одного факультета являлось закономерным явлением, вытекающим из логики развития данных дисциплин. Такое институционально-оформленное взаимодействие характерно для США, Великобритании, еще ряда стран, где ощущалось заметное влияние англо-саксонской традиции развития данных наук.
А.О. Бороноев при создании отделения социальной антропологии и разработке образовательного стандарта для новой научной дисциплины опирался как раз на такую идеологию развития данных социальных наук. В частности использовался опыт голландских университетов. Такой путь казался наиболее продуктивным, поскольку в период, когда социальная антропология практически утратила свое традиционное исследовательское
поле, единственной возможностью не растратить свой исследовательский потенциал стала работа в поле, которое соотносится с социологией. Однако видимого конфликта между этими дисциплинами не возникает, поскольку в основании своем и социальная антропология, и социология имеют общие исходные позиции: изучение общества исходя из синхронной перспективы. Как в свое время отмечал А.Р. Рэдклифф-Браун синхронная перспектива сближает социальную антропологию с социологией так, что первую можно рассматривать как отрасль второй. Таким образом, социальная антропология выводилась из сферы влияния истории, то есть диахронной перспективы, под влиянием которой осталась этнология.
Конечно, сейчас не идёт речь об абсолютизации одной из упомянутых выше перспектив понимания общества. Но в России на лицо существование водораздела между антропологией в версии историков, иными словами этнографов и этнологов, и той, которая тесно связана с социологией. Несмотря на ранее проделанную огромную работу по институционализации социальной антропологии в российском академическом сообществе, влияние «социологической» версии антропологии сейчас не так заметно, особенно в вопросе консолидации профессионального сообщества социальных антропологов.
А.О. Бороноев совместно со своими учениками и коллегами попытался изменить ситуацию путем переосмысления истории социальной антропологии в России, обращаясь к именам таких первопроходцев, как М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин и др. Актуализация классического наследия социологии является одним из важнейших аспектов в профессионализации социологов. В связи с этим А.О. Бороноев активно занимается переизданием русских социологов, не забывая при этом их обсуждения в контексте современного российского общества. Ставший уже фактически ежегодником сбор-
ник «Проблемы теоретической социологии», который издается А.О. Бороноевым с 1994 г., стал площадкой для обсуждения таких проблем развития социологии.
Последней на сегодняшний день значительной публикацией А.О. Бороноева стала его монография «Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском государственном университете», вышедшая в свет в 2014 г. В этой работе освещены основные вехи становления и развития петербургской школы социологии, отмечены этапы институционализации социологии в университетах города. Можно сказать, что данная работа - это летопись социологии, читать которую интересно и полезно для любого, кто интересуется историей отечественной социологии, поскольку написана она очевидцем и непосредственным участником порой драматичных событий академизации социологии в России.
Таких людей как А.О. Бороноев по праву называют созидателями. И это не является преувеличением, если принять во внимание все, что он сделал для развития социологии в России, для подъема ее авторитета в глазах зарубежных коллег, для подготовки профессиональных социологов, наконец, для консолидации социологического сообщества. О том, что День социолога отмечается 14 ноября теперь известно не только социологам, а ведь отмечать эту дату предложил в свое время А.О. Бороноев.
В настоящее время профессор А.О. Боро-ноев продолжает активно заниматься исследовательской и преподавательской работой, издательскими проектами, воспитанием молодого поколения социологов.
Все мы, его друзья, коллеги, ученики, с истинным уважением к его научным и творческим достижениям и организаторскому таланту поздравляем дорогого Асалхана Ользоновича с юбилеем и желаем ему от всей души крепкого здоровья, бодрости духа и новых открытий на столь любимом им поприще социологии.