Научная статья на тему 'Факультет ненужных вещей'

Факультет ненужных вещей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Тимохина

Современному горожанину хронически не хватает квадратных метров для комфортного проживания, тем более что их часто приходится делить с многочисленными вещами — громоздкими и не очень, — которые не нужны, но выбросить их жалко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет ненужных вещей»

Современному горожанину хронически не хватает квадратных метров для комфортного проживания, тем более что их часто приходится делить с многочисленными вещами — громоздкими и не очень, — которые не нужны, но выбросить их жалко.

От этого проклятия эпохи консьюмеризма западный бизнес давно нашел средство — индивидуальные склады, подобие «отелей», куда может определить свои вещи на «постой» любой владелец. Пять лет назад этот бизнес-формат пришел и в Россию.

Насколько хорошо прижилась идея в нашей стране и кто зарабатывает на этом деньги?

Складоместо пусто не бывает

Столичный рынок недвижимости после кризиса опять переживает бум: на волне роста цен собственники пытаются сдать в аренду

не только квартиры и комнаты, но и лоджии, дачи, гаражи. Можно снять и кладовку на аутсорсе — специально для хранения вещей.

Склады для индивидуального хранения появились в Москве в 2009 году. Одной из первых компаний, которые тогда вышли на абсолютно пустой рынок, была

«Складовка». «Перед запуском мы провели серьезное маркетинговое исследование: потратили кучу денег, сил и времени, наняли большую маркетинговую компанию, получили увесистый талмуд результатов, — вспоминает Анна Клевцова, генеральный директор «Складовки». — Все указывало на то, что нашим клиентом может стать буквально каждый житель Москвы».

11,5 млн человек, официально проживающих в Москве, — рынок немаленький. Но до сих пор, по прошествии стольких лет, не освоенный даже наполовину «Сегодня на каждого жителя США приходится один квадратный метр склада индивидуального хранения,

то есть 310 миллионов «квадратов» на страну — комментирует Владимир Зингер, основатель компании «Мобиус». — Для сравнения: в России сейчас площадь таких складов — 60-80 тыс. квадратных метров».

Сейчас на российском рынке индивидуального хранения (по-английски этот сегмент называют «self storage») работает шесть компаний: «Мобиус-склад», «Складовка», «Ваш сторож», SafeSpace, Safe-Box и «Самосклад». Общими усилиями они открыли в Москве 15 таких складов. Но вести кровопролитные конкурентные войны игрокам рынка не приходится: ненужных вещей, скопившихся в московских квартирах, хватает

составляет общая площадь складов индивидуального хранения в США; примерно по квадратному метру на каждого американца. В России площадь таких складов — всего 60-80 тыс. «квадратов»

всем. Вновь выстроенные и оборудованные склады быстро заполняются до отказа.

«Если за основу брать количество квадратных метров, отданных под self storage в западных странах, то у нас вообще нет конкуренции, рынок только начинает зарождаться», — считает Наталья Мацнева, управляющая складским комплексом компании «Ваш сторож».

V

кк Российским игрокам рынка self storage пока не приходится вести кровопролитные конкурентные войны. Ненужных вещей, скопившихся в квартирах горожан, хватает на всех: склады быстро заполняются до отказа ■■

Американская лихорадка

Любой рынок — это разные истории разных компаний, которые чем-то все-таки схожи. Что общего между Павлом Матвеевым, основателем «Складовки», Владимиром Зингером, построившим «Мобиус-склад», группой экспатов, запустивших проект Safespace, и Кристофером Бондом, руководителем «Самосклада»? У всех был опыт жизни за границей — в Европе и Америке, где они познакомились с идеей self storage. И у всех возникла уверенность, что она вполне приживется на российской почве.

Первым российским проектом в области услуг индивидуального хранения можно назвать компанию KeySpace, созданную в 2007 году на деньги британских инвесторов. Бизнес-модель была как под копирку срисована с западных аналогов. Как это часто бывает с первопроходцами, компания быстро разорилась — во многом потому, что не учла российской специфики. Например, KeySpace в целях экономии средств и снижения рисков на этапе запуска предпочла арендовать складские площади, а не обзаводиться собственными. В 2008 году компанию купил Павел Матвеев, выпускник американского Drake University и бизнес-школы INSEAD с дипломом Executive МВА. После работы над ошибками, отладки бизнес-модели и ребрендинга он открыл в 2009 году свой первый филиал под брендом «Складовка».

Владимир Зингер, имевший богатый опыт в области строительства и управления крупными складами, свою «self storage лихорадку»

заработал в Нью-Йорке, где прожил более десяти лет. «Я хорошо знал услугу индивидуального хранения и как клиент, и как инвестор, и там мне часто приходила в голову мысль о запуске подобного бизнеса в России», — вспоминает Зингер.

А вот голландца Нико де Найса на эту мысль подвигло наблюдение за наплывом покупателей в столичных магазинах IKEA: квартиры в Москве маленькие, а вещей покупается так много: куда москвичи девают ненужное? Де Найс об индивидуальных складах тоже знал не понаслышке, ведь в Голландии, все население которой по численности вполне сопоставимо с московским, работает около трехсот таких складов. Партнеров по бизнесу Нико де Найс нашел среди своих европейских знакомых. Соинвесторами выступили Питер Блау, владелец Lagerbox (один из операторов индивидуального хранения в Германии), Ян-Вильям Ровер из ABN Amro и Гарри Харбьерса, генеральный директор торговой компании Koopman International.

Существующие сегодня на российском рынке операторы не исключают возможности прихода новых игроков, в том числе и крупных иностранных, работающих в этом сегменте. Так что повторные вспышки «self storage лихорадки» в России вполне вероятны.

Складная клиентура

Современные склады индивидуального хранения при ближайшем знакомстве разрушают все укоренившиеся представления о больших и грязных ангарах, заваленных кучей ненужных вещей. Они больше похожи на отели, где доступны «комнаты экономклас-са» — скромные камеры хранения в один квадратный метр, «стандартные двухместные номера» площадью от 2 до 5 кв. м и «шикарные люксы» по 18-20 «квадратов».

Большая часть клиентуры компаний self storage — частные лица, снимающие себе кладовки вне дома для хранения сезонных вещей (одежды, спортивного инвентаря), мебели на период ремонта и во время переездов, детских вещей в «перерывах между детьми»

р900-1500

в месяц

во столько обходится аренда квадратного метра на российских складах индивидуального хранения

V

и бабушкиного наследства, которое хранить негде, а выбросить жалко. Услуга востребована и среди представителей малого и среднего бизнеса, которые используют боксы индивидуального хранения в качестве складов своей продукции и имущества. Типичное для рынка соотношение — 30% юридических лиц против 70% физических.

«Самая большая проблема, которая сдерживает развитие рынка в России, — это неосведомленность людей об услугах self storage, — считает Владимир Зингер. — Даже сегодня, когда рынок активно развивается уже более трех лет, большинство россиян просто не слышали о таком решении проблемы переизбытка вещей на квадратном метре. На продвижение услуги приходится затрачивать огромные усилия и кучу времени».

Как правило, клиенты обращаются за услугами индивидуального хранения при появлении острой потребности (при переезде или ремонте) — в те моменты, когда людям и вещам становится особенно трудно уживаться друг с другом на одной площади. «Многие приходят к нам «ненадолго», уверяют, что максимум через месяц-два освободят склад, — рассказывает Анна Клевцова из «Складовки». — Но пока ни один клиент не уложился в запланированные сроки, почти все продляют срок по договору, иногда даже в разы».

Осознав удобство использования внешних кладовых, люди остаются надолго. На сегодня почти половина из 2,5 тыс. квадратных метров филиала «Складовки» на Рябиновой улице в Москве отдана под постоянных клиентов, часть из которых снимает боксы практически с момента основания компании в 2009 году.

Перспективы развития рынка в России многим игрокам кажутся радужными, ведь такой показатель, как среднее количество жилых квадратных метров, приходящихся на одного горожанина, увеличивается весьма незначительно, а продажи мебели и спортинвентаря заметно идут вверх. По мнению Владимира Зингера («Мобиус»), из-за большой плотности населения Москвы и высо-

ких цен на недвижимость можно ожидать, что по метражу складов индивидуального хранения, приходящихся на одного человека, Россия со временем приблизится к Америке: один «квадрат» на человека не представляется ему таким уж недостижимым значением.

Открытие Америки

Рынок услуг индивидуального хранения родился в США в 1960-е годы. Комфортабельные боксы с климат-контролем и датчиками движения, равно как и прочие сервисные «фишки» впервые были опробованы и превратились в отраслевой стандарт именно там. Всего в мире функционирует 63 тыс. складов индивидуального хранения, из которых 52 тыс. располагаются в США, 6 тыс. — в Австралии, 1,2 тыс. — в Англии, 1,8 тыс. — в остальной части Европы. Собственно говоря, это и есть рынки-лидеры «индивидуально-складского» движения, потому что на весь остальной мир приходится всего 2 тыс. складов. В России сегодня таковых — полтора десятка.

Всего в мире кладовки на аутсорсинге кормят более 30 тыс. операторов. При этом концентрация невелика: так, в США пять крупнейших компаний совокупно контролируют лишь 9% рынка. Суммарная прибыль всех операторов услуг по индивидуальному хранению в 2010 году превысила $20 млрд.

Раскладная бизнес-модель

Большая часть индивидуальных клиентов складских операторов — люди со средним достатком, чья зарплата превышает 40 тыс. рублей. Цены на склады по рынку варьируются в широких пределах: как правило, компании предлагают гибкие системы скидок тем, кто снимает много площадей и надолго. В России средняя цена квадратного метра склада колеблется от 900 до 1 500 рублей в месяц. Например, двухметровый бокс у компании «Складовка» обходится в 2,5 тыс. рублей в месяц или 30 тыс. в год.

Арифметика простая: при средней цене в тысячу рублей за «квадрат» стандартный склад площадью

«Складовка»

Компания начала работу в 2009 году. Основатель, Павел Матвеев, идею бизнеса «подсмотрел» за рубежом, где жил и учился. Вернувшись в Россию, вложил совместно с партнерами собственные деньги (полмиллиона долларов в ценах 2008 года) в создание первого складского комплекса на 2,5 тыс. квадратных метров. В 2010-м «Складовка» привлекла средства инвестиционного фонда на расширение бизнеса. Сегодня под управлением компании находится четыре комплекса индивидуального хранения общей площадью более 16 тыс. кв. м, полностью открыт из них один (запуск трех остальных намечен на май 2012 года). План развития компании «Складовка» предусматривает создание сети складских комплексов индивидуального хранения в большинстве районов Москвы и 12 крупнейших городах России. На данный момент первый филиал «Складовки» заполнен на 100%, запущенная в эксплуатацию часть второго склада — на 80%. Процент ежемесячной конверсии равен 5%.

«Мобиус»

Компания «Мобиус» (сокр. от «мобильный индивидуальный универсальный склад») основана в мае 2009 года. В настоящее время оператор управляет семью центрами индивидуального хранения в Москве и одним — в Санкт-Петербурге, общая площадь центров — около 50 тыс. кв. метров. Владимир Зингер, основатель компании, до запуска собственного проекта уже имел большой опыт управления складским хозяйством. На запуск «Мобиуса» Владимир и его партнеры потратили около $6 млн и намереваются инвестировать еще $10 млн.

В планах компании — выйти в города-миллионники, к 2013 году открыть 25 комплексов и довести площадь модулей под аренду до 40 тыс. кв. метров в течение четырех лет.

Safe space

Компания основана в 2010 году голландцами Нико де Найсом, Яном-Вильямом Ровером, Гарри Харбьерсом и немцем Питером Блау. Первоначальные инвестиции в проект составили 6 млн евро, 20% из которых — собственные средства учредителей Safe space, 80% — частных инвесторов из Западной Европы. Первый склад компании площадью 3,5 тыс. кв. метров открылся в 2011 году при столичном бизнес-парке «Румянцево», в том же бизнес-парке компания планирует открыть и второй комплекс большей площади — 4,7 тыс. кв. метров. В планах компании — открыть еще 8-10 складов в Москве и Санкт-Петербурге.

V

£ £ Бизнес операторов складов индивидуального хранения капиталоемок и не сулит быстрой окупаемости. Пока игроки рынка в основном озабочены развитием вширь и захватом новых территорий ■■

в 2,5-3 тыс. кв. метров генерирует 2,5-3 млн рублей выручки в год, при этом текущие операционные расходы довольно низки: большинство компаний активно использует аутсорсинговый персонал, что позволяет существенно экономить.

«Наши ежемесячные расходы невелики, — признает Анна Клевцова. — Главная головная боль — это поиск инвестиций на строительство и оборудование комплексов».

По утверждению игроков, открытие одного склада требует инвестиций в 60-80 млн рублей, куда входит строительство здания, а также производство и монтаж конструкций для разделения боксов. Приходится тратиться и на серьезные системы охраны: большинство компаний оснащает склады не просто системами сигнализации и видеонаблюдения, но и датчиками движения.

Получается, что в среднем окупаемость одного склада составляет не менее двадцати лет.

Не быстро! Но поражает то, что, несмотря на большую капиталоемкость, практически все компании на ближайшие два-три года закладываются на активный рост. «Складовка» планирует в мае открыть два филиала в Москве, еще три должны стартовать до конца 2012-го. «Мобиус-склад» к 2013 году хочет увеличить список своих филиалов до 25 (сейчас их 8), а площади, доступные для аренды — до 40 тыс. квадратных метров в течение четырех лет. В планах компании «Ваш сторож» — открытие нынешним летом еще двух комплексов. В среднем по два склада в год хотят запускать и руководители компании «Самосклад».

То, что услуга индивидуального хранения в России оказалась востребованной и нащупала своего клиента, — факт. Но каким будет развитие рынка, пока не могут понять даже сами игроки. «Рынок индивидуального хранения в России развивается иначе, чем в Америке

и Европе: темпы роста здесь гораздо ниже, — говорит Кристофер Бонд, директор компании «Самосклад». — В России слишком много альтернативных вариантов хранения: это и гаражи, и ракушки, и склады ответственного хранения, причем зачастую это намного дешевле, хотя и хуже по качеству, удобству и гибкости». Бонд предрекает, что и в дальнейшем рынок будет расти небыстро, в том числе из-за сложностей с поиском подходящей для склада недвижимости и с получением банковских кредитов.

Однако коллеги Бонда настроены более оптимистично. «Рынок будет развиваться, а интерес к данному сектору — расти с каждым годом», — считает Наталья Мацнева. А Владимир Зингер прогнозирует, что в одной только Москве и Московской области может быть открыто до 20 млн квадратных метров складов для индивидуального хранения.

Позитивные настроения подтверждаются пока и фактами: боксы в существующих складах расходятся на «ура». Так что пока на рынке услуг индивидуального хранения жарко: в склады, как в детские сады, записываться порой приходится заранее, и в листе ожидания можно пробыть не один месяц. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.