В. А. Рабош
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕНТР ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются концептуальные основания организации и функционирования факультета философии человека как центра фундаментального и прикладного образования. Философия человека представлена в статье как объединяющее основание и общая методология современной профессиональной подготовки специалистов широкого гуманитарного профиля. В работе анализируется стратегия взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций.
Впервые в России в 1993 году был открыт факультет философии человека, который свыше 10 лет являлся не имеющим аналогов научно-образовательным учреждением, концентрирующим усилия на системном изучении антропологической проблематики и подготовке специалистов в области фундаментальных и прикладных гуманитарных знаний. На факультете созданы условия интеграции теории и практики освоения проблемы человека применительно к задачам разноуровневого образования на единой фи-лософско-методологической основе, что насущно с точки зрения преодоления кризисных явлений в жизни реформируемого российского общества. Необходимость подобного факультета диктовалась глобальными переменами во всех сферах общественной жизни, потребностями осмысления и реализации гуманитарно-антропологического потенциала социально-экономических, политико-правовых, культурно-идеологических новаций постперестроечного периода. Ибо, как свидетельствует исторический опыт, «все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский), и современный цивилизационный сдвиг в этом отношении не составляет исключения. Открытие факультета стало возможным благодаря тому, что указанные общественные потребности и ожидания гуманизации либерально-рыночных реформ были своевременно осознаны группой ученых РГПУ им. А. И. Герцена во главе с
профессором В. И. Стрельченко. Решающий импульс организации факультета придала активная и заинтересованная поддержка нового для системы высшего педагогического образования проекта ректора университета академика РАО Г.А. Бордовского.
Образовательный и научно-исследовательский смысл концепции факультета философии человека заключался и заключается в поиске оптимальной формы интеграции широкого спектра гуманитарных дисциплин (философия, культурология, этика, эстетика, педагогика, теория и методика информационно-коммуникативных видов деятельности и др.), ядром которой стала бы «философия человека», названная так еще Аристотелем на том основании, что имеет своим предметом целостное рассмотрение проблемы человека в единстве субъективных и объективных сторон человеческих сущности и существования. Этим во многом объясняется и выбор названия соответствующего факультета. Здесь же отметим, что одним из ключевых моментов, определяющих концепцию факультета, является принцип тесной взаимосвязи содержания фундаментальных и прикладных гуманитарных дисциплин с практикой человекостроения, главным инструментом которого становится образование в качестве ведущего в постиндустриальной перспективе социального института. Активное, основанное на коопе-ративности, синергии вовлечение буду-
щего специалиста в профессиональную деятельность, направленную на гуманизацию процессов качественного обновления различных аспектов жизнедеятельности общества, является важнейшей составляющей подготовки кадров гуманитариев современного типа, осуществляемой факультетом.
Философия как одна из базовых форм общественного сознания и важнейший тип мировоззрения, а также жизнепонимания в сегодняшнем динамично меняющемся мире вряд ли может ограничиваться рамками «чистой» теории, концентрируя усилия сугубо на вершинах метафизического мышления, хотя и трудно, безусловно, переоценить роль фундаментальных философских исследований для научного и вненаучного познания мира природы, общества, материально-производственной и социально-преобразовательной практики. В современную эпоху философия может доказать свою необходимость, прежде всего ориентируясь на практику человеко-строения, воспроизводства человеческой жизни. Нельзя не заметить, что «в последней четверти ХХ века философия обращается к осмыслению своей пригодности в сферах социокультурной практики, ее внимание смещается от метафизической проблематики к антропо-аксиоло-гическим и социально-психологическим ракурсам осмысления реальности. Предметом философствования становится не столько сущее с его причинностью, не столько конечная цель как предел и совершенство, сколько наличная процессу-альность бытия, его принципиальная изменчивость, конкретика существования1. Практико-ориентированность гуманитарного знания и образования — это и требование сложного периода перехода российского общества от модели государственно-централизованного социализма к посткапиталистической модели социально-ответственного государства и социально-ориентированной экономики в противоборстве с коррупционно-олигар-
хической капитализацией страны. А в глобальном плане нужно иметь в виду переход от индустриального общества как в социалистическом, так и в капиталистическом вариантах, техногенной цивилизации вообще к информационно-коммуникационному обществу как основе антропогенной цивилизации. Вот почему масштабно понимая задачи философского образования в качестве фундаментально гуманитарного, стратегически целесообразно синтезировать философ-ско-методологическое осмысление антропологической проблематики в «контексте» отмеченных социально-цивили-зационных процессов с исследованиями в области конкретно теоретической и прикладной гуманистики.
Набор специальностей факультета не случайно включает классические и традиционно необходимые обществу профессии гуманитарного профиля — философа, культуролога, педагога, — но и новые современные специальности, такие как «Связи с общественностью» и «Реклама», способные решать технологически конкретные задачи воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью распространения и поддержания гуманных норм поведения, приобщения к гуманистическим идеалам и ценностям. Если специальности «Философия» и «Связи с общественностью» входят в одну группу специальностей «Гуманитарные науки» и представляют собой составные части гуманитарной области познания и творчества в соответствующем узком смысле, то специальности «Культурология» и «Реклама» относятся к группе специальностей, связанных с культурой и искусством, которые также принадлежат к гуманитарной сфере познавательно-творческой деятельности в более общем смысле. «Родственность» всех четырех факультетских специальностей, объединяющий их гуманитарный профиль определяются тем, что приоритетное значение для предмета каждой из них в равной степени имеет проблема
человека, человеческой реальности, реальности особого рода наряду с реальностью как природы, так и общества, с ними неразрывно связанной, но полностью к ним не сводимой. Так, в частности, следует иметь в виду антропоцентрич-ность философского мировоззрения, поскольку здесь в предметном плане «Я» оказывается равновеликим «не-Я». В частно-научных дисциплинах, например, биологии или космологии, человек есть одно из многих явлений в ряду других2. Когда же эволюция космологической структуры увязывается с появлением и существованием разумной жизни в лице рода «человек», как это имеет место в антропном космологическом принципе, или когда за критерий магистрального прогресса биологических видов принимается цефализация (развитие головного мозга), достигающая максимума у человеческого индивида, тогда соответственно космология и биология, поднимаясь до мировоззренческих обобщений, приобретают гуманитарно-гуманистическую ориентированность в смысле утверждения приоритетности человеческого существования среди прочих форм бытия.
Аналогично в культурологии наиболее плодотворным является такой подход к пониманию феномена «культура», когда последняя определяется как саморазвитие человека. «В культуре человек представлен не только как действующее, но и как саморазвивающееся, самоизменяющееся существо, как субъект и одновременно как результат своей собственной деятельности. Действительная связь культуры с человеческой деятельностью становится понятной лишь тогда, когда сама деятельность раскрывается в качестве источника, причины формирования, становления, развития человека»3. Применяемый таким образом деятельност-ный подход позволяет выявить гуманитарный профиль предмета культурологии, хотя сам по себе этот подход не свободен от тенденции к социологическому
редукционизму, к стремлению свести человеческое к общественному, что будет показано далее на примере психологии, где он первоначально и сложился. Далеко не всегда четко осознается гуманитарный профиль таких информационно-коммуникативных видов деятельности, как связи с общественностью и реклама, в отличие от культурологии и философии. Встречается, к примеру, мнение будто бы вместе с маркетингом и менеджментом РЯ и реклама образуют комплекс прикладных социально-экономических, а также социально-политических знаний и дисциплин. При этом целевым заданием РЯ и рекламы считается решение задач повышения престижа коммерческих структур, либо политических организаций для сбыта производимых товаров, предлагаемых услуг или продвижения во властные органы групп или отдельных лиц, представляющих их интересы. Отсюда следуют сугубо экономические или политические критерии успеха: получение прибыли, установление монопольного положения, приобретение рычагов политического влияния и прямых властных полномочий. За «скобками» же оставляется как раз гуманитарный аспект — те моменты, которые связаны с преодолением отчужденных форм человеческого существования в условиях техногенной цивилизации, массового общества. Наоборот, использование политических и коммерцтехнологий приводит к тому, что средства массовых общественных коммуникаций не только не поддерживают, но разрушают очаги доверительного межиндивидуального общения, которое К. Ясперс называл «экзистенциальной коммуникацией» — основой подлинно человеческого существования. Деятельность в области РЯ, а также рекламы, по своей сути, должна быть обращена к лучшему в человеке как разумно-сердечном существе, побуждая к открытому равноправному диалогу, взаимозаинтересованному разрешению конфликтных ситуаций, к творческому
соревнованию идей, этизации и эстетизации потребительских вкусов и предпочтений. Выполняя таким образом «человекостроительную» функцию на прикладном уровне, РЯ и реклама обнаруживают свой гуманитарный, антропологически ориентированный профиль.
Факультет сегодня предлагает комплексную подчиненную единому замыслу и вместе с тем вариативную (рассматриваются разные аспекты бытия человека — философский культурологический, психологический, коммуникационный, педагогический и др.) программу подготовки высококвалифицированных специалистов широкого гуманитарного профиля, реализуя следующие виды образовательных программ:
- многоуровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура) по направлениям «Гуманитарные знания» и «Художественное образование»;
- моноуровневая система подготовки по специальностям «Философия», «Культурология», «Связи с общественностью», «Реклама», включающие 16 специализаций.
Направления и специальности подготовки, реализуемые на факультете, структурно выражают взаимосвязь основных способов воздействия на практику человекостроения:
- методологический (философия);
- процессуальный (культурология);
- практический или инструментальный (связи с общественностью и реклама).
Следует отметить и тот факт, что, начиная с 2003/2004 учебного года, набор абитуриентов на факультет осуществляется на основе общего конкурса с последующим распределением студентов после первого курса по специальностям на конкурсной основе, что является еще одним принципиально важным шагом в направлении усиления взаимодействия теоретико- и практико-ориентированных специальностей, нацеленных на решение общих задач по духовному и культурному возрождению нашего общества.
За 10 лет своего существования факультет философии человека активно развивался как в содержательном, так и в структурном плане. Сегодня структура факультета включает 7 кафедр (философии, истории философии, философской и психологической антропологии, эстетики и этики, художественной культуры, связей с общественностью, теории и методики философско-культурологического образования), на которых работают 32 доктора наук и около 50 кандидатов наук. В момент открытия факультет состоял из двух кафедр. На факультете сформировались и активно действуют шесть научных центров и лабораторий:
1. Центр связей с общественностью;
2. Учебно-практическая лаборатория;
3. Учебно-научная лаборатория при кафедре художественной культуры;
4. Центр практической эстетики «Эйдос»;
5. Центр прикладной этики (профессиональная этика в РЯ);
6. Центр «Фенноскандия».
Факультет философии человека за последние годы превратился в крупный научный центр по изучению проблемы человека и образовательного творчества. На факультете сложились три научно-педагогические школы, возглавляемые профессорами А. П. Валицкой, Л. М. Мосоловой и В. И. Стрельченко, четыре научных направления исследований: «Образование как социокультурная система» (профессор А. П. Валицкая), «Проблемы теории и истории культуры» (профессор Л. М. Мосолова), «Философия человека» (профессора В. И. Стрельченко, А. А. Корольков, А. А. Грякалов), «Профессиональная этика в РЯ» (профессор А. В. Чечулин). Коллективом факультета разрабатывается ряд актуальных научных проблем, объединенных единой темой — «философия человека»:
• человек как предмет философского и научного познания;
• философские образы человека и мира: история и современность;
• современная философская антропология;
• философия образования;
• нравственно-эстетические ценности человека;
• культурная антропология;
• РЯ в сфере коммуникаций и образования;
• человек в системе общественных коммуникаций.
Сочетание философской методологии, культурологии и таких практико-ориен-тированных специальностей, как «Связи с общественностью» и «Реклама», придает факультету современную направленность, концептуальную завершенность и ясную перспективу развития, как центра
фундаментального и прикладного гуманитарного образования. Это само по себе разноуровневое и в то же время взаимо-дополнимое объединение родственных специальностей обеспечивает комплексную постановку и решение проблемы человека в той мере, в какой мировоззренчески, методологически выверенное ее субъект-объектное истолкование сочетается с конкретно-теоретическим, процессуально-методическим осмыслением культу-ротворческой активности и уяснением практических задач информационно-коммуникативных видов деятельности по развитию субъективного человеческого фактора культурно-цивилизационного прогресса в постиндустриальный период.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Валицкая А. П. Эстетика и этика в контексте образовательных программ факультета философии человека // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. СПб., 2003. С. 406.
2 Алексеев П. В., Панин А. В. Диалектический материализм. М., 1987. С. 10.
3 Межуев В. М. Культура и история. М., 1977. С. 79.
V. Rabosh
THE FACULTY OF PHILOSOPHY OF THE HUMAN AS A CENTER OF FUNDAMENTAL AND APPLIED ARTS EDUCATION
Conceptual foundations of organization and functioning of the Faculty Philosophy of the Human as a center of fundamental and applied education are analyzed. The philosophy of the human is regarded as the foundation and general methodology of the modern professional training of specialists in the field of arts. The strategy of the interaction of philosophy, cultural studies and public relations is investigated.