УДК 1 : 2 : 378
В. Н. Скворцов, М. Ю. Смирнов
Философские исследования как ресурс высшего образования: философская антропология, философия культуры, философия религии и религиоведение
Высокий уровень профессионального образования зависит от применения в учебном процессе результатов научных исследований, которые проводятся преподавателями университетов. В статье рассмотрены основные аспекты исследовательской деятельности в сферах философской антропологии, философии культуры, философии религии и религиоведения в Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина. Авторы дают характеристику
и U T-v
направлений и содержания этих исследований. В статье показана корреляция между научными выводами в исследовательских публикациях по философии и задачами высшего образования.
A high level of professional education depends on the application in educational process of results of scientific research conducted by university professors. The article describes the main aspects of the research activities in the fields of philosophical anthropology, philosophy of culture, philosophy of religion and religious studies at the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. The authors give a description of the directions and content of these studies. The article shows the correlation between scientific findings in research publications on the philosophy and objectives of higher education.
Ключевые слова: университет, философия, философская антропология, философия культуры, философия религии, религиоведение.
Key words: university, philosophy, philosophic anthropology, philosophy of culture, philosophy of religion, religious studies.
Знания, умения и навыки, получаемые обучающимися по образовательным программам высшей школы на всех уровнях - бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, - предполагают овладение как устоявшимися в науке представлениями, так и новациями, возникающими в современных научных отраслях. Особая роль в этом принадлежит вузовским преподавателям. Они - не только трансляторы научного наследия, но и действующие учёные, чьи исследовательские наработки должны становиться прирастающими элементами в массиве учебно-образовательного материала.
© Скворцов В. Н., Смирнов М. Ю., 2016
Надо признать, что вводить плоды собственных научных изысканий в теоретические и практические занятия не всегда просто и не всем удаётся. Объясняя это, нельзя оставить без упоминания такие негативные причины, как загруженность вузовского преподавателя рутиной «производственных» забот (одно только составление всяких УМК и написание рабочих программ учебных дисциплин согласно периодически меняющимся формам отнимает много времени, при этом не имея прямого образовательного значения), пресловутое «профессиональное выгорание», утрату с возрастом научного энтузиазма.
Но всё-таки чаще «нестыковки» возникают из-за расхождения тематики исследовательских интересов преподавателя с содержанием тех учебных дисциплин, которые доводится вести в рамках образовательных программ. Поэтому в организации учебного процесса очень важное значение имеет достижение оптимального сочетания личных научных интересов с обязательностью владеть материалом разных преподаваемых дисциплин.
Представляется, что наиболее благоприятными условиями для такого сочетания обладает научно-образовательная среда университетов. Сам феномен университета предполагает взаимную интегрирова-ность исследований и образования, междисциплинарность, непосредственную включённость обучающихся в научные изыскания под руководством преподавателей, разработку образовательных программ в соответствии с направлениями деятельности кафедральных и факультетских коллективов и ведущих учёных. При этом каждое научное направление имеет свою траекторию вхождения в образовательное пространство, параметры которой заданы не только нормативными документами, в том числе и Федеральными государственными образовательными стандартами, но и спецификой содержания самого этого направления.
В этом плане философским наукам в современном российском высшем образовании выпала непростая судьба. В постсоветский период эти науки утратили былой официальный статус представителей господствующего мировоззрения, равно как и весомое место в учебном процессе всех научных направлений и специальностей, по которым осуществляется высшее образование. Вместе с тем одиозность прежнего образа вузовской философии не могла упразднить необходимости философских знаний как важнейшего элемента образовательной культуры. Подвергаясь идеологизированным претензиям и различным трансформациям организационного характера (уменьшение номенклатуры дисциплин, объёма учебного времени и пр.), философские науки удержались в высшей школе, хотя опасность их
дальнейшего «вымывания» и конъюнктурного замещения иными предметами (например, религиозно ориентированными) сохраняется.
Утрата «советского масштаба» присутствия философии в высшем образовании привела также к заметному уменьшению молодого преподавательского состава действующих ныне вузовских кафедр философии (это же касается и преподавания в вузах вообще всех социогуманитарных дисциплин). Конечно, для философии возраст это не критерий качества специалиста, тем паче, что занятия философией предполагают зрелость ума. Но проблемной ситуацией стало расхождение профессиональных навыков многих преподавателей-философов из поколений, сформировавшихся в советское время, с обстоятельствами и требованиями современной организации образования.
Кроме того, субъекты вузовской философии (преподаватели соответствующих кафедр и учебных дисциплин) ныне вовсе не являются хотя бы чисто формально мировоззренчески однородным сообществом. Диапазон их знаний, убеждений, научных интересов и политико-идеологических ориентаций может быть весьма разнообразным, вплоть до существенных расхождений. При этом в качестве членов вузовских структурных подразделений им приходится выполнять учебно-образовательную работу по стандартизированным программам учебных дисциплин и участвовать в общих исследовательских направлениях работы кафедр, факультетов, вузов.
Уже только этой небольшой и беглой характеристики достаточно, чтобы увидеть, в какой непростой ситуации находится философская составляющая высшего образования. Тем не менее обстоятельства в немалой степени зависят от того, как удаётся в них осваиваться. Для философии любые трудности - это и возможность проверки на прочность, встреча с новыми задачами и поиск их решения.
В Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина к настоящему времени сложилась вполне устойчивая и развивающаяся система учебно-образовательной и научно-исследовательской деятельности по философским наукам. Осуществляет эту деятельность кафедра философии факультета философии, культурологии и искусства.
Образовательная работа кафедры философии ведётся в масштабах всего университета, факультета и во внеуниверситетской среде.
В масштабе университета штатным и привлекаемым на основе совместительства составом кафедры обеспечивается преподавание философских дисциплин в образовательных программах практически всех направлений и профилей подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры на факультетах ЛГУ им. А. С. Пушкина. Основное
место здесь занимает курс лекций и практических занятий по учебной дисциплине «Философия». С учётом специфики разных направлений и профилей подготовки на факультетах также преподаются такие дисциплины, как «Философия истории», «Философия культуры», «Философия искусства», «Философия права», «Философия литературы», «Логика», «Риторика и теория аргументации», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Знаковые системы в культуре», «Эстетика», «Профессиональная этика», «Социология», «Политология», «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Естественнонаучная картина мира», «Концепции современного естествознания», «Кино как социокультурный феномен», «Петербурговедение», «Религиоведение», «Основные религии России». Для всех направлений и профилей подготовки кадров высшей квалификации (уровень аспирантуры) в ЛГУ им. А. С. Пушкина кафедрой философии проводятся занятия по курсу «История и философия науки».
В масштабе факультета философии, культурологии и искусства кафедрой философии реализуются основные образовательные программы по следующим направлениям подготовки: 47.03.01 Философия, профиль подготовки общий (бакалавриат); 51.03.01 Культурология, профиль подготовки общий (бакалавриат); 47.04.01 Философия, магистерская программа Философия религии в современном обществе; 47.06.01 Философия, этика, религиоведение, уровень аспирантуры, профиль 09.00.13 Философская антропология, философия культуры; 47.06.01 Философия, этика, религиоведение, уровень аспирантуры, профиль 09.00.14 Философия религии и религиоведение. Перечень учебных дисциплин по этим направлениям и профилям подготовки весьма обширен и охватывает широчайшую тематику, соответствующую профессиональному образованию.
К примеру, магистерская программа «Философия религии в современном обществе» предполагает наряду с изучением общих философских дисциплин, таких как «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии», «Современные проблемы философии», «Методика преподавания философии в высшей школе», «Компьютерные технологии в философском образовании», также и освоение предметов, формирующих профильные знания - «Введение в философию религии», «Введение в социологию религии», «Классические тексты по философии религии», «Религия и политика», «Современная философия религии», «Современные проблемы социологии религии», «Теории религии в истории научной мысли и современном религиоведении», «Теории сакрального», «Религиозно-философская мысль
Востока: индуистская и буддийская традиции», «Социокультурные проблемы современного ислама» «Религиозная философия и теология», «Философское содержание священных текстов монотеистических религий», «Христианская теология: история и современность», «Мифология и религия в социальной истории», «Свобода совести и модели отношения государства к религии», «Государство и религиозные организации в истории России», «Религиозная ситуация в современной Российской Федерации», «Источниковедение в науках о религии», иностранные языки. А среди элективных дисциплин (по выбору) предлагаются такие курсы, как «Наука и религия», «Искусство и религия», «Религия и художественная литература», «Религия и кинематограф», «Мифология и искусство», «Русская религиозно-философская мысль в конце XIX - начале XX в.», «Новые формы религиозной жизни общества», «Социология новых религиозных движений и культов», «Социальная мифология», «Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Значительное место в подготовке магистрантов отводится педагогической практике и практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, предусматривающей не только аудиторные занятия (лекции, семинары, коллоквиумы, дискуссии), но и внеаудиторные - посещение религиозных объединений и их мероприятий, а также научных и государственных учреждений, связанных с религиозной жизнью общества. И, конечно же, ведущим элементом образовательной программы является научно-исследовательская работа магистрантов (сбор материала и подготовка научных обзоров, статей, научно-квалификационной работы в виде магистерской диссертации).
В масштабе образовательной работы во внеуниверситетской среде кафедрой философии создана и выполняется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для педагогических работников Ленинградской области.
Исследовательская работа по философским наукам в ЛГУ им. А.С. Пушкина осуществляется на базе кафедры философии и Северо-западного регионального Центра культурологических и религиоведческих исследований, действующего при факультете философии, культурологии и искусства. Общее направление этих исследований - «Культура и человек: современные стратегии философского осмысления», в рамках которого осуществляются исследовательские проекты «Духовная культура России: история и современность» и «Роль религии в современном обществе».
Важным подспорьем для трансляции в учебный процесс исследовательских результатов является издательская деятельность ЛГУ им. А. С. Пушкина - выпуск трудов международных, всероссийских и региональных научных конференций, в материалах которых реализуются научные результаты учёных университета, издание сборников статей и монографических трудов, выпуск периодического журнала «Вестник Ленинградского государственного университета им.
A. С. Пушкина» (серия по философским наукам). Эти публикации дают возможность оперативного применения исследовательских результатов не только в теоретических дискурсах, но и непосредственно в учебно-образовательной работе.
Преимущественная тематика и в научно-исследовательской деятельности, и в преподавательской работе кафедры философии относится к спектру направлений, включающему философскую антропологию, философию культуры, философию религии и религиоведение. В значительной мере это отражает круг научных интересов большинства представителей философских наук в университете. Поскольку основной объём учебной нагрузки по образовательным программам выполняется штатными преподавателями ЛГУ им. А. С. Пушкина, то необходимо в первую очередь указать - с какими собственными научными наработками они идут в аудиторию, проводя лекции и практические занятия. Дополнительно к этому следует также отметить внесение в образовательные программы исследовательского материала и внешними, привлекаемыми из вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области учёными - участниками подготовки магистрантов и аспирантов в ЛГУ им. А. С. Пушкина. Приведём лишь некоторые исследовательские публикации сотрудников кафедры философии за последние годы по названным направлениям.
По философской антропологии следует назвать статьи
B. Н. Скворцова и М. Ю. Смирнова «Ценности современного российского общества в ракурсе философской антропологии» (2015) [24, с. 48-55], О. Р. Демидовой «В предчувствии Апокалипсиса: "умирание искусства" (философско-антропологический аспект)» (2013) [10, с. 235-243], В. И. Кравченко «Родовая сущность человека (homo): полисемантизм определений» (2015) [16, с. 132-139], Г. Н. Лебедевой «Патриотизм как национальная идея» (2016) [17, с. 12-24], Е. Н. Ша-товой «Избранная аннотированная библиография по философской антропологии (2007-2008)» (2008) [33, с. 183-188]. На стыке философской антропологии и истории философии написаны статьи И. Н. Мочаловой «Античные штудии Мишеля Фуко: генеалогия субъ-
екта» (2015) [19, с. 9-20], В. А. Скоробогатова и Е. Н. Шатовой «Становление философской антропологии в Германии: от Лейбница к Канту» (2016) [25, с. 45-54], И. В. Шевченко «Спинозизм в трактовках Бога, человека и морали немецкой религиозной философией конца XVШ в.» (2016) [34, с. 55-64].
По философии культуры и культурологии это публикации М. А. Коськова и М. Е. Харитоновой «Предметные формы культуры как объект философского осмысления» (2015) [15, с. 106-126], Г. А. Касьянова «Проблема определения культуры в русскоязычной учебной литературе» (2015) [13, с. 277-286] и «Дисциплина с тёмной историей: мифы об истоках культурологии и их критика» (2016) [12, с. 95-102], В. А. Айрапетовой «Эстетические аспекты изучения культуры повседневности» (2013) [2, с. 135-138] и «Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог» (2016) [1, с. 213-222], О. Р. Демидовой «Эмиграция как проблема философии культуры» (2015) [9, с. 7481], А. И. Николаева «Философский анализ роли артефакта в культуре» (2011) [22, с. 187-196], Е. Н. Шатовой «Философия культурного текста: "человек на игровом экране" - герой или актёр» (2015) [32, с. 170-180], Ф. Фуртай «Генезис нового большого художественного стиля: философско-культурологический анализ» (2014) [30, с. 121-130].
По философии религии и религиоведению публикации последнего времени ориентированы на содержание учебных дисциплин магистерской программы «Философия религии в современном обществе». Среди них назовём статьи М. Ю. Смирнова «Религиоведение как призвание и профессия» (2016) [26, с. 151-156] и «Перспективы религии» (2013) [28, с. 194-206], А. М. Прилуцкого «Современное российское религиоведение: вызовы и перспективы институциализации» (2016) [23, с. 108-117], Е. С. Стрункиной «Трактовки религии в публичном пространстве современных обществ» (2015) [29, с. 177-184], О. А. Боковой «Протестантские объединения Ленинградской области: некоторые итоги исследования» (2015) [5, с. 230-239], О. А. Боковой и В. Д. Карандашова «Дискуссия о теологии в российской высшей школе» (2015) [6, с. 194-201], М. А. Арефьева и А. Г. Давыденковой «Старообрядчество в его социальном служении» (2016) [3, с. 175-185], С. В. Ватмана «Рецепции мистического опыта в бенгальском вишнуизме VI-XVШ вв. как предмет научного исследования» (2015) [7, с. 212-225], И. В. Шевченко «К вопросу о философии религии Ф. Г. Якоби» (2015) [35, с. 38-46].
Значимыми вехами и основным показателем фундаментальности научных исследований мы считаем написание и издание монографий. Из таких трудов по философским наукам сотрудников факультета и ка-
федры философии, вышедших за несколько последних лет, можно назвать монографические исследования О. Р. Демидовой «Изгнанье как посланье: Эстезис и этос русской эмиграции» (2015) [8], М. А. Коськова «Эстетика предметных форм» (2014) [14], М. Ю. Смирнова «Религия и религиоведение в России» (2013) [27], М. Е. Харитоновой «Связь смысла человеческого существования со смыслом истории» (2007) [31].
Можно утверждать, что исследовательской деятельностью преподавателей, непосредственных исполнителей образовательных программ по философским наукам, обеспечивается актуальность знаний, соответствующих направлениям и профилям подготовки обучающихся. В адаптированном для учебного процесса виде результаты этих исследований представлены в ряде учебных и учебно-методических пособий, созданных сотрудниками кафедры философии. Это разработки О. А. Боковой «Религиоведение: учеб.-метод. пособие» (2015) [4], Г. А. Касьянова «Философия истории. Ч. 1. Докапиталистические способы производства: учеб. пособие» (2015) [11], Г. Н. Лебедевой «Геополитика»: учеб. пособие (2012) [18], И. Н. Мочаловой, М. Е. Харитоновой, Е. Н. Шатовой «Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ (для специальностей "культурология", "философия")» (2009) [20], И. Н. Мочаловой и М. Е. Харитоновой «История зарубежной философии: учеб.-метод. пособие» (2012) [21] и ряд других.
Мы перечислили лишь основные труды представителей философских наук в ЛГУ им. А. С. Пушкина за последние несколько лет. Все они так или иначе направлены не только на реализацию собственных исследовательских интересов авторов, но и релевантны задачам университетского образования. Лейтмотив содержательной части образовательной деятельности по философским наукам состоит в постоянном подкреплении и расширении устоявшегося учебного материала результатами авторских исследовательских разработок, которые становятся важнейшим ресурсом теоретических и практических знаний, умений и навыков выпускников университета, обеспечивают высокое качество их профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Айрапетова В. А. Буркхардт и Гессе: культурно-исторический диалог // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - Философские науки. -№ 1. - С. 213-222.
2. Айрапетова В. А. Эстетические аспекты изучения культуры повседневности // XVII Царскос. чт.: материалы междунар. науч. конф. 23-24 апр. 2013 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - Т. 1. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. - С. 135-138.
3. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Старообрядчество в его социальном служении // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - Философские науки. - № 1. - С. 175-185.
4. Бокова О. А. Религиоведение: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - 68 с.
5. Бокова О. А. Протестантские объединения Ленинградской области: некоторые итоги исследования // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 230-239.
6. Бокова О. А., Карандашов В. Д. Дискуссия о теологии в российской высшей школе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 4. - С. 194-201.
7. Ватман С. В. Рецепции мистического опыта в бенгальском вишнуизме VI-XVIII вв. как предмет научного исследования // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Философские науки. - № 4. - С. 212-225.
8. Демидова О. Р. Изгнанье как посланье: Эстезис и этос русской эмиграции. - СПб.: Русская культура, 2015. - 348 с.
9. Демидова О. Р. Эмиграция как проблема философии культуры // Вестн. Ле-нингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 3. - С. 74-81.
10. Демидова О. Р. В предчувствии Апокалипсиса: «умирание искусства» (философско-антропологический аспект) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. Философия. - № 3. - С. 235-243.
11. Касьянов Г. А. Философия истории. Ч. 1. Докапиталистические способы производства: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - 88 с.
12. Касьянов Г. А. Дисциплина с тёмной историей: мифы об истоках культурологии и их критика // XX юбил. Царскос. чт.: материалы междунар. науч. конф. 20-21 апр. 2016 г.: в 3 т. Т. 1. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. C. 95-102.
13. Касьянов Г. А. Проблема определения культуры в русскоязычной учебной литературе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 277-286.
14. Коськов М. А. Эстетика предметных форм. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 392 с.
15. Коськов М. А., Харитонова М. Е. Предметные формы культуры как объект философского осмысления // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2015. - Т. 2. Философия. - № 4. - С. 106-126.
16. Кравченко В. И. Родовая сущность человека (homo): полисемантизм определений // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 132-139.
17. Лебедева Г. Н. Патриотизм как национальная идея // XX юбил. Царскос. чт.: материалы междунар. науч. конф. 20-21 апр. 2016 г.: в 3 т. Т. 1. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. - C. 12-24.
18. Лебедева Г. Н. Геополитика: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - 124 с.
19. Мочалова И. Н. Античные штудии Мишеля Фуко: генеалогия субъекта // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. -№ 2. - С. 9-20.
20. Мочалова И. Н., Харитонова М. Е., Шатова Е. Н. Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ (для специальностей «культурология», «философия»). - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - 44 с.
21. Мочалова И. Н., Харитонова М. Е. История зарубежной философии: учеб.-методич. пособие. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 96 с.
22. Николаев А. И. Философский анализ роли артефакта в культуре // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2011. - Т. 2. Философия. - № 3.
- С. 187-196.
23. Прилуцкий А. М. Современное российское религиоведение: вызовы и перспективы институциализации // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - Философские науки. - № 1. - С. 108-117.
24. Скворцов В. Н., Смирнов М. Ю. Ценности современного российского общества в ракурсе философской антропологии // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 4. - С. 48-55.
25. Скоробогатов В. А., Шатова Е. Н. Становление философской антропологии в Германии: от Лейбница к Канту // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - Философские науки. - № 1. - С. 45-54.
26. Смирнов М. Ю. Религиоведение как призвание и профессия // XX юбил. Царскос. чт.: материалы междунар. науч. конф. 20-21 апр. 2016 г.: в 3 т. Т. 1. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. -С. 151-156.
27. Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. - СПб.: Изд-во РХГА, 2013. - 365 с.
28. Смирнов М. Ю. Перспективы религии // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 194-206.
29. Стрункина Е. С. Трактовки религии в публичном пространстве современных обществ // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 4. - С. 177-184.
30. Фуртай Ф. Генезис нового большого художественного стиля: философ-ско-культурологический анализ // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина.
- 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 121-130.
31. Харитонова М. Е. Связь смысла человеческого существования со смыслом истории: моногр. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 104 с.
32. Шатова Е. Н. Философия культурного текста: «человек на игровом экране» - герой или актёр? // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 170-180.
33. Шатова Е. Н. Избранная аннотированная библиография по философской антропологии (2007-2008) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. -2008. - № 4 (17). - С. 183-188.
34. Шевченко И. В. Спинозизм в трактовках Бога, человека и морали немецкой религиозной философией конца XVIII в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - Философские науки. - № 1. - С. 55-64.
35. Шевченко И. В. К вопросу о философии религии Ф. Г. Якоби // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. Философия. - № 2. - С. 38-46.