Научная статья на тему 'Традиции философского образования в Петербургском университете'

Традиции философского образования в Петербургском университете Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
98
31
Поделиться
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА / PHILOSOPHY / CULTURE / EDUCATION / UNIVERSITY / PERSON / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Осипов Игорь Дмитриевич

В статье рассмотрены традиции формирования философского образования в Санкт-Петербургском университете начиная с дореволюционного периода. Отмечается, что традиции могут носить закрытый и открытый характер, в первом случае они ориентированы на сохранение, консервацию ценностей, во втором они способны к изменениям. Образовательная культура диалектически сочетает обе тенденции, для ее понимания необходимо рассматривать культуру целостно. Традиция философского образования в Петербурге связана с первым светским учебным заведением университетом, созданным в 1724 г. Исследуются опыт и особенности организации учебного процесса по философии в Академическом университете, Императорском Санкт-Петербургском, Петроградском и Ленинградском университетах. Особо отмечена роль великого русского ученого и организатора науки М. В. Ломоносова в создании Петербургского и Московского университетов, развитии научной культуры России.В статье показаны некоторые главные традиции развития философского образования в университете: традиция развития отечественной философии под влиянием западноевропейской философии, концепций Канта, Гегеля, традиции демократизма и интернационализма в организации образования. Рассматривается и такой культурный феномен, как перерывы в формировании отечественной философии. Выделяются также традиции изучения в университете античной философии, логики, психологии, философии права, философии истории. Подчеркнуто, что процесс интенсивного становления философского образования в университете давал свои плоды. В начале ХХ в. развиваются оригинальные философские концепции Н. О. Лосского, С. Л. Франка, С. И. Поварнина. В учебном процессе значительное место занимают историко-философские курсы, но читаются и курсы логики, психологии, социальной философии.Особо рассматривается развитие философского образования в советский период. Отмечено, что за время существования философского факультета Ленинградского университета, несмотря на сложности, значительно выросло число студентов и преподавателей, была впервые создана система подготовки кадров философов-специалистов. Университет за это время стал центром подготовки философских кадров для вузов города и других регионов страны. Библиогр. 19 назв.

TRADITIONS OF PHILOSOPHICAL EDUCATION AT ST. PETERSBURG UNIVERSITY

The article deals with the formation of the tradition of philosophical education at St. Petersburg University, starting with the pre-revolutionary period. It is noted that a tradition can have both an open and closed character, in the first case, they are focused on the preservation and conservation of values, in the second, they are liable to change. Educational culture dialectically combines both tendencies, thus its culture must be approached holistically. The tradition of philosophical education in St. Petersburg is connected with the first secular educational institution university, established in 1724. We study the experience and characteristics of the organization of educational process in philosophy at the Academic University, the Imperial St. Petersburg, Petrograd and Leningrad universities. Especially analyzed the role of the great Russian scientist and organizer of science M. V. Lomonosov in the creation of St. Petersburg and Moscow universities, the development of Russia’s scientific culture.This article shows some of the main traditions of philosophical education at the university: the tradition of Russian philosophy, its development under the influence of Western philosophy, concepts of Kant and Hegel, and the tradition of democracy and internationalism in education organization. And it considers such cultural phenomena as ruptures in the formation of Russian philosophy. It also examines the university’s tradition of studying ancient philosophy, logic, psychology, philosophy of law, and the history of philosophy. It has been emphasized that the process of intensive formation of philosophical education at the university bore its fruit. In the early twentieth century, original concepts by N. O. Lossky, S. L. Frank, S. I. Povarnin were developed. A significant place in the educational process is occupied by history of philosophy courses, logic, psychology, and social philosophy.Special attention is devoted to the development of philosophical education in the Soviet period. It is noted that during the existence of the Faculty of Philosophy of the University of Leningrad, despite difficulties, the number of students and teachers significantly increased, there was first set up the system of training specialists philosophers. The University during that time became a center of philosophical training of personnel for universities of the city and other regions of the country. Refs 19.

Текст научной работы на тему «Традиции философского образования в Петербургском университете»

УДК 1 (091)

Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2016. Вып. 3

И. Д. Осипов

ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ*

В статье рассмотрены традиции формирования философского образования в Санкт-Петербургском университете начиная с дореволюционного периода. Отмечается, что традиции могут носить закрытый и открытый характер, в первом случае они ориентированы на сохранение, консервацию ценностей, во втором они способны к изменениям. Образовательная культура диалектически сочетает обе тенденции, для ее понимания необходимо рассматривать культуру целостно. Традиция философского образования в Петербурге связана с первым светским учебным заведением — университетом, созданным в 1724 г. Исследуются опыт и особенности организации учебного процесса по философии в Академическом университете, Императорском Санкт-Петербургском, Петроградском и Ленинградском университетах. Особо отмечена роль великого русского ученого и организатора науки М. В. Ломоносова в создании Петербургского и Московского университетов, развитии научной культуры России.

В статье показаны некоторые главные традиции развития философского образования в университете: традиция развития отечественной философии под влиянием западноевропейской философии, концепций Канта, Гегеля, традиции демократизма и интернационализма в организации образования. Рассматривается и такой культурный феномен, как перерывы в формировании отечественной философии. Выделяются также традиции изучения в университете античной философии, логики, психологии, философии права, философии истории. Подчеркнуто, что процесс интенсивного становления философского образования в университете давал свои плоды. В начале ХХ в. развиваются оригинальные философские концепции

H. О. Лосского, С. Л. Франка, С. И. Поварнина. В учебном процессе значительное место занимают историко-философские курсы, но читаются и курсы логики, психологии, социальной философии.

Особо рассматривается развитие философского образования в советский период. Отмечено, что за время существования философского факультета Ленинградского университета, несмотря на сложности, значительно выросло число студентов и преподавателей, была впервые создана система подготовки кадров философов-специалистов. Университет за это время стал центром подготовки философских кадров для вузов города и других регионов страны. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: философия, культура, образование, университет, личность, свобода.

I. D. Osipov

TRADITIONS OF PHILOSOPHICAL EDUCATION AT ST. PETERSBURG UNIVERSITY

The article deals with the formation of the tradition of philosophical education at St. Petersburg University, starting with the pre-revolutionary period. It is noted that a tradition can have both an open and closed character, in the first case, they are focused on the preservation and conservation of values, in the second, they are liable to change. Educational culture dialectically combines both tendencies, thus its culture must be approached holistically. The tradition of philosophical education in St. Petersburg is connected with the first secular educational institution university, established in 1724. We

Осипов Игорь Дмитриевич — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; idosipov@mail.ru

Osipov Igor D. — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Saint Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; idosipov@mail.ru

* В основе данной статьи лежит выступление автора на Международном научно-культурном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге — 2015». Статья написана при поддержке гранта РГНФ № 16-03-00623 «Отечественная философская журналистика. 1917-1922».

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

study the experience and characteristics of the organization of educational process in philosophy at the Academic University, the Imperial St. Petersburg, Petrograd and Leningrad universities. Especially analyzed the role of the great Russian scientist and organizer of science M. V. Lomonosov in the creation of St. Petersburg and Moscow universities, the development of Russia's scientific culture.

This article shows some of the main traditions of philosophical education at the university: the tradition of Russian philosophy, its development under the influence of Western philosophy, concepts of Kant and Hegel, and the tradition of democracy and internationalism in education organization. And it considers such cultural phenomena as ruptures in the formation of Russian philosophy. It also examines the university's tradition of studying ancient philosophy, logic, psychology, philosophy of law, and the history of philosophy. It has been emphasized that the process of intensive formation of philosophical education at the university bore its fruit. In the early twentieth century, original concepts by N. O. Lossky, S. L. Frank, S. I. Povarnin were developed. A significant place in the educational process is occupied by history of philosophy courses, logic, psychology, and social philosophy .

Special attention is devoted to the development of philosophical education in the Soviet period. It is noted that during the existence of the Faculty of Philosophy of the University of Leningrad, despite difficulties, the number of students and teachers significantly increased, there was first set up the system of training specialists philosophers. The University during that time became a center of philosophical training of personnel for universities of the city and other regions of the country. Refs 19.

Keywords: philosophy, culture, education, university, person, freedom.

Понятие традиции предполагает формирование определенной духовной, ценностной, коммуникационной и институциональной среды. Традиции могут носить закрытый и открытый характер, в первом случае они ориентированы на сохранение, консервацию ценностей, во втором они способны к изменениям. Образовательная культура диалектически сочетает обе тенденции, а традиция философского образования в Петербурге связана с университетом, созданным в 1724 г. «Опыт Санкт-Петербургского университета — первого российского университета — оказал огромное влияние на развитие не только отечественной высшей школы, образования, просвещения, науки, но и русской культуры в целом» [1, c. 6]. Возникла культурная традиция: Академический университет, Петровский, Императорский Санкт-Петербургский университет, Петроградский университет, Ленинградский и современный Санкт-Петербургский государственный университет1. Но для обоснования этой традиции надо учесть то, что процесс формирования университетского образования в России имеет в своей основе достаточно длительный процесс реализации на практике высшего светского научного образования, который начался в Петербурге. В начале формирования университетского образования в России стоит М. В. Ломоносов. «Великий русский ученый, стоящий у истоков российского Просвещения, Михаил Васильевич Ломоносов, считал философские науки основой научного высшего образовании, и Академический университет стал первым опытом организации преподавания философии в России на основе европейской метафизики в единстве с развитием естествознания и гуманитарного знания», — отмечает С. И. Дудник [6, c. 5]. Ломоносов, который для Пушкина «сам был первым нашим университетом», преподавал в Академическом университете и был его ректором в 1758-1765 гг. Для него идея университета была средством упрочения национально-культурного синтеза в России и демократизации образования. Ломоносов писал в 1760 г. графу И. И. Шувалову: «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное состояние Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы...» [7, c. 332]. Он выступал против того,

1 См.: [2-5].

чтобы представителям городской бедноты, детям цеховых ремесленников и фабричных рабочих, а также крестьянам всех категорий путь к науке был закрыт. Традиция демократического подхода к организации образования в Университете сохранялась и в последующем. Традицией университетского образования также является интернационализм: среди преподавателей было много иностранцев, многонациональным был и состав студентов университета.

В структуре Академического университета были объединены гимназия, университет и Академия наук в отличие от западноевропейских университетов, где Академии наук создавались независимо от университетов. Его спецификой, как и других университетов России, было отсутствие теологического факультета.

Традиционным для философского образования в Санкт-Петербургском университете было влияние европейской философии: философия эпохи Просвещения, немецкая классическая философия, позитивизм, материализм — таковы некоторые главные течения европейской философской мысли, оказавшие воздействие на дореволюционную петербургскую университетскую философию. Как замечал А. И. Введенский: «Наша философии, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим взглядам — это общий закон развития любого европейского народа» [8, с. 27]. При этом он подчеркивал, что философия в России существует «не вследствие искусственного насаждения, а вследствие глубокой потребности» [8, с. 27]. В этом контексте особое значение на начальном этапе формирования философского образования в России имело влияние философии Х. Вольфа. Вольф призывал «очистить науку от догм, предрассудков и прочих предвзятых мнений, доказать, что любое утверждение может быть проверено путем разума, исходя из основных определений и логических правил умозаключений» [9, с. 76].

Разумеется, это не означало некритического усвоения западноевропейской философии, и происходила определенная «русификация» европейской философии, интерпретации Канта, Шеллинга, Гегеля, позитивизма. В процессах взаимовлияния философских культур и была реализована диалектика национального и универсального в философском просвещении в России.

Преподаватели читали различные философские курсы в духе вольфианства и концепции естественного права С. Пуфендорфа; первым профессором кафедры логики, моральной философии и метафизики был ученик Х. Вольфа Георг Берн-гард Бильфингер. «Бильфингер отличался проницательным умом, каковым могли похвастаться и прочие вольфианцы, однако он далеко превосходил своих коллег в начитанности и учености» [10, с. 212]. Читали в университете различные философские курсы: метафизики и логики (Христиан Мартини), этики (Х. Гросс), философии и естественного права (Иосиф Браун, Яков Штеллин, Фридрих Штрубе де Пирмонт — один из авторов норманнской теории происхождения Российского государства). Курс логики читал Леонард Эйлер.

Важная особенность образования в Академическом университете — интенсивное изучение иностранных языков и активная переводческая деятельность студентов. Из его стен вышли известные ученые и общественные деятели: ученик Ломоносова Н. Н. Поповский, который руководил философским факультетом МГУ и читал на русском языке курс философии. Он также был переводчиком книги Д. Локка «О воспитании детей». В числе воспитанников Академического

университета — автор «Философических предложений» (1768) Я. П. Козельский, он перевел, в частности, работу К. Мозера «Государь и министр»; А. Я. Поленов, известный своим сочинением «О крепостном состоянии крестьян в России» (1767), в котором он резко выступил против крепостного права, предлагал передать крестьянам часть помещичьей земли в наследственное владение. Поленов перевел также ряд важных трудов по философии права, в частности работу Ш. Л. Монтескье «Размышления о причинах величества римского народа и его упадка».

История Академического университета официально завершается в 1803 г. после Указа о реорганизации Академии наук. Но можно сказать, что трудный опыт существования Академического университета не прошел даром и был учтен М. В. Ломоносовым при создании МГУ. Э. Л. Радлов пишет: «Развитие науки и философии за последние два столетия точно также было прерывистым, хотя, в общем, оно постоянно прогрессировало, несмотря на многоразличные препоны, которые создавались условиям политической жизни» [8, с. 98].

20 февраля 1819 г. на базе Главного педагогического института создается новый университет. В нем были предусмотрены три факультета: философско-юри-дический, исторических и словесных наук, физико-математический. Первым деканом философско-юридического факультета стал М. А. Балугьянский. На этом и других факультетах читали лекции по логике, психологии, нравственной и теоретической философии, истории философских систем, естественному праву и эстетике П. Д. Лодий, А. И. Галич, А. А. Фишер, Н. И. Бутырский. Я. В. Толмачев, М. А. Пальмин, Н. Ф. Рождественский, В. К. Елпатьевский. В их учебных курсах получают отражение идеи уже не только Х. Вольфа и его учеников Баумейстера, Теннемана, но также и концепции Канта, Руссо, Шеллинга, Гегеля. Развитие философского образования в Петербургском университете находилось на подъеме, что привело к столкновению с официальным богословием. В связи с гонениями на курс естественного права в университетах России критике подверглись и преподаватели Петербургского университета — А. И. Галич, П. Д. Лодий и А. П. Куницын. «Под разными предлогами власти пытались запретить преподавание естественного права, изъять и уничтожить книги, ему посвященные, уволить из университетов профессоров, преподающих естественное право» [11, с. 119]. В 1835 г. вместо трех факультетов — философско-юридического, физико-математического и историко-филологического — организуются два: философский и юридический. Философский факультет состоял из двух отделений — филологического и математического. В 1850 г., в ответ на революционные события в Западной Европе в российских университетах было запрещено чтение курса философии, а курсы логики были переданы на кафедры богословия.

В 1860 г. вновь открываются кафедры философии, восстанавливается преподавание философии на базе созданного историко-филологического факультета и начинается профессионализация университетской философии. Курсы логики, метафизики, истории философии, психологии на историко-филологическом и юридическом факультетах читали М. И. Владиславлев, А. И. Введенский, Ф. Ф. Сидонский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, С. Л. Франк, В. М. Каринский, В. Э. Сеземан, С. И. По-варнин, С. И. Гессен А. И. Райковский.

М. И. Владиславлев в 1866 г. защитил магистерскую диссертацию «Современные направления в науке о душе», был избран доцентом и занял кафедру филосо-

фии на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», а с 1877 г. был деканом историко-филологического факультета и ректором Санкт-Петербургского университета. В числе его учеников были А. И. Введенский, Н. Я. Грот, Э. Л. Радлов. Кроме курсов по логике, психологии и истории философии, он вел и курсы по метафизике, этике и философии духа. С М. И. Владиславлева начинается сохранившаяся в Петербургском университете до сих пор традиция углубленного изучения и преподавания античной философии. Были им осуществлены новации и в других науках, так, приложение к его работе «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления» стало первым в русской литературе пособием по истории логики. Владиславлев положил начало также изучению и преподаванию психологии в университете.

Ученик Владиславлева А. И. Введенский до конца своей жизни оставался профессором Санкт-Петербургского университета и был наиболее последовательным приверженцем философии Канта. Именно Введенскому принадлежит заслуга разработки логико-теоретических оснований критической философии, которая была предпринята им уже в его магистерской диссертации «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» (1888). В сочинениях «Логика как часть теории познания» и «Психология без всякой метафизики» он аргументировал принципы философского критицизма, раскрывал его теоретические возможности и границы. Введенский стремился к самостоятельному решению ключевых философских проблем, он полагал, что главной задачей философии является изучение возможности и состава несомненного или достоверного познания. Философия как мировоззрение выполняет и определенную социальную функцию, являясь основой жизнепонимания, руководительницей жизни.

Введенский также «выступил одним из инициаторов создания 13 февраля 1897 г. при Петербургском университете Философского общества и до 1921 г. являлся его председателем» [12, с. 141]. Общество сыграло важную роль в развитие философии в Петербурге, оказало большое влияние на другие философские центры в Петербурге—Петрограде: Вольную философскую ассоциацию, Русское техническое общество, Социологическое общество и Социобиологический институт. Санкт-Петербургское философское общество существует и в настоящее время.

В числе выдающихся философов — преподавателей университета следует назвать и В. С. Соловьева. Защитив в 1880 г. в Петербургском университете докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал», он начал в осеннем семестре того же года читать лекции по метафизике в качестве приват-доцента. Его вступительная лекция называлась «Исторические дела философии», в ней философия определяется «как сила, которая освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных, чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного божества... Процесс философии двойной: разрушительный и творческий. Она делает человека вполне человеком» [13, с. 172]. После получившего широкую известность выступления 28 марта 1881 г. в зале Кредитного общества Соловьев в январе 1882 г. возобновил чтение лекций в университете, но через месяц уехал и окончательно оставил профессорскую деятельность.

Процесс интенсивного становления философского образования в университете дал свои плоды. В начале ХХ в. развиваются оригинальные философские концепции Н. О. Лосского, С. Л. Франка, С. И. Поварнина. В учебном процессе значительное место занимают историко-философские курсы, но читаются и курсы логики, психологии, С. Л. Франком был подготовлен первый курс социальной философии в университете.

Особо следует отметить то, что в университете сложилась традиция чтения различных курсов по проблематике философии права: в Академическом университете и в начале XIX в. это был курс естественного права, а потом читались курсы по истории философии законодательства (К. А. Неволин), истории философии права (П. Г. Редкин, Н. М. Коркунов), философии права (Л. И. Петражицкий). «На протяжении XIX столетия происходила методическая и теоретическая трансформация курса естественного права в курс философии права, которая была обусловлена как особенностями интерпретации в России философии права, так и отношением Министерства просвещения к преподаванию данной дисциплины в российских университетах» [14, с. 237]. В настоящее время на юридическом факультете университета читаются различные философские дисциплины, а в Институте философии открыта программа магистратуры по философии политики и права.

Проблематика философии истории исследовалась историками К. Д. Кавелиным, Н. И. Кареевым, А. С. Лаппо-Данилевским, М. М. Стасюлевичем, Л. П. Карсавиным. Их работы актуальны до сих пор. В целом это свидетельствует о предпосылках к интеграции гуманитарного образования в университете на основе философии, в последующем данная интегративная роль философии проявилась и в отношении естествознания.

Профессионализация философского образования способствовала появлению целого поколения выпускников университета, нашедших себя в философии, культуре и преподавании философии. Это выпускники историко-филологического факультета А. В. Никитенко, И. С. Тургенев, А. А. Блок, Н. Я. Грот, Н. Я. Данилевский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. С. Мережковский, Л. П. Карсавин, И. Л. Солоневич, Э. Л. Радлов, Д. Н. Овсяннико-Куликовский, В. И. Ламанский, Н. Г. Чернышевский, М. М. Стасюлевич и др. Весомый вклад в философию внесли и выпускники других факультетов университета: П. А. Сорокин, П. Б. Струве, В. И. Ленин, В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, А. А. Ухтомский.

Октябрьская революции привела к радикальным изменениям в системе университетского образования в России. По декрету от 2 августа 1918 г. доступ в университет был открыт всем желающим независимо от наличия документов о среднем образовании, при этом проводился классовый подход при отборе студентов, который ставил своей целью увеличить прием выходцев из трудового народа. С этой целью были организованы и рабфаки. В Петроградском университете был открыт прием на физико-математический, юридический, историко-филологический и восточный факультеты. В образовательной политике властей в отношении социальных наук многое строилось на идеологии воинствующего материализма. В марте 1922 г. В. И. Ленин принял решение о высылке за границу писателей и профессоров, «помогающих контрреволюции». На «философских пароходах» из России была выслана большая группа философов, среди них — профессора и доценты Петроградского университета: И. И. Лапшин, П. А. Сорокин, С. Л. Франк, Л. П. Кар-

савин. Выпускник Дерптского университета С. К. Минин выступил в 1922 г. с лозунгом «Философию — за борт», утверждая, что пролетариату философия не нужна, так как она является мировоззрением буржуазии. И. А. Боричевский призывал к развитию подлинной философии науки «по ту сторону логицизма и эмпиризма». В итоге философское образование в университете приходит в упадок. На созданном факультете общественных наук действовали шесть гуманитарно-обществоведческих отделений, появились кабинеты истмата, диамата. В 1938 г. преподавание философии, как и других общественных наук, было включено в курс «Основы марксизма-ленинизма».

Однако потребность в углублении философского образования для подготовки преподавательских кадров вузов и средних учебных заведений страны усиливается. Постепенно в университетах возникли кафедры исторического и диалектического материализма. В 1939 г. решением ЦК ВКП (б) Советского правительства на базе кафедры диалектического и исторического материализма исторического факультета Ленинградского университета было создано философское отделение, а 23 июня 1940 г. открылся философский факультет. К началу Великой Отечественной войны на факультете работали уже три кафедры: исторического и диалектического материализма, истории философии и педагогики. В 1944 г. к ним присоединилась кафедра психологии, а в 1947 г. — кафедра логики. В дальнейшем возникли психологическое и педагогическое отделения, появились кафедры этики и эстетики, истории марксистско-ленинской философии, теории познания, теории научного коммунизма.

Первыми деканами факультета были Б. А. Чагин (в последующем заведующий кафедрой истории философии, член-корреспондент АН СССР) и М. И. Широков. После Великой Отечественной войны развитие университетской философии продолжилось под руководством деканов М. В. Серебрякова, Д. М. Михайлина, В. П. Ту-гаринова, В. П. Рожина, В. Г. Марахова, В. Д. Комарова, А. А. Федосеева, Ю. В. Перова. Советский период развития философии в университете отличается тесной связью с марксизмом, и надо подчеркнуть, что «критическое отношение ко многим сторонам состояния философской науки и философского образования того времени ни в коем случае не дает оснований для недооценки серьезных достижений в университетской философии тех десятилетий» [15, с. 44]. В этот период происходило интенсивное изучение различных теоретических проблем философии. Профессор В. П. Тугаринов, который в 1951 г. был назначен деканом философского факультета Ленинградского университета, стал одним из тех, кто активно способствовал концу безраздельного господства «цитатническо-начетнической» традиции в философских публикациях и преподавании философии. «Главный результат его деятельности в качестве декана и ученого состоял в практической реализации убеждения, что философия может существовать в форме развивающейся мысли, осваивающей новые тематические и проблемные области», — пишет Ю. В. Перов [16, с. 62]. С научно-философской деятельностью В. П. Тугаринова связана разработка фундаментальных философских проблем: теория ценности, философия сознания, теория цивилизации. Его труды наряду с работами Э. В. Ильенкова, Н. И. Лапина, М. К. Мамардашвили, Г. С. Батищева выявили экзистенциальную проблематику марксизма, сыграли важную роль в утверждении темы личности в советской философии, способствуя тем самым преодолению догматического марк-

сизма. В работе «Коммунизм и личность» мы находим новые для советской философии аксиологические исследования, которые позволяли выявить многообразные лично-общественные коммуникации в культуре как мире ценностей.

В последующем исследования в области логики, теории познания, социальной философии развиваются под началом деканов В. П. Рожина, В. Г. Марахова. Наиболее значимый вклад в логику и гносеологию внесли проф. С. И. Поварнин, И. Я. Чу-пахин, Л. О. Резников, Я. А. Слинин, Э. Ф. Караваев, Ф. Ф. Вяккерев, Г. А. Подкоры-тов, В. П. Бранский, И. Н. Бродский, О. Ф. Серебрянников, В. А. Штофф, А. М. Мо-степаненко, В. И. Свидерский, С. Г. Шляхтенко, В. Ф. Сержантов, В. И. Кобзарь, Б. И. Федоров, В. В. Лапицкий, Е. А. Шаповалов, Ю. М. Шилков и др.2 В развитие социальной философии внесли существенный вклад В. П. Тугаринов, В. П. Рожин, А. О. Бороноев, В. Г. Марахов, В. А. Ядов, И. С. Кон.

К плодотворно развивающимся направлениям на факультете относится история философии. История зарубежной философии концептуально исследовалась, различные курсы по этой дисциплине читались профессорами М. В. Серебряковым, Б. А. Чагиным, З. Н. Мелещенко, З. М. Протасенко, М. Я. Корнеевым, М. А. Кис-селем, М. И. Шахновичем, А. С. Колесниковым, Ю. В. Перовым, К. А. Сергеевым, О. В. Журавлевым и др. История русской философии преподавалась в университете А. А. Галактионовым, П. Ф. Никандровым, В. П. Федотовым, В. С. Никоненко, А. А. Ермичевым, А. И. Новиковым и др.

Профессор В. Я. Комарова поступила в 1937 г. на исторический факультет ЛГУ, а позже на философское отделение этого факультета. Она прошла все ступени научной и преподавательской карьеры, защитила докторскую диссертацию «Становление философского материализма в Древней Греции. Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания». Ее информационно насыщенные и наполненные чувством подлинной любви к античной философии и культуре лекции пользовались неизменным успехом у студентов.

Особо отметим важную роль декана факультета профессора Ю. В. Перова в модернизации философского образования на факультете. Он ряд лет возглавлял кафедру истории философии, в сферу его научных интересов входили социальная философия и философии истории, история новоевропейской и немецкой классической философии. Им выработана и конкретизирована многомерная модель художественной жизни общества и ее историческая типологизация. На посту декана он провел большую работу по привлечению на факультет творческих преподавателей. Ю. В. Перов интересно и проблемно проводил занятия со студентами, был демократичен в общении с преподавателями.

Вопросы этики и эстетики, философии культуры в своих курсах всесторонне разрабатывали профессора М. С. Каган, Ю. Н. Солонин, В. Г. Иванов, В. В. Прозерский, Э. П. Юровская и др. Профессор М. С. Каган окончил романо-германское отделение философского факультета в 1941 г. В 1946 г. начал читать курсы теории и истории эстетики, с 1960 г. — доцент, потом профессор философского факультета. Им написаны «Лекции по марксистско-ленинской эстетике», «Лекции по истории эстетики» (в 5 томах), «История художественной культуры». Его вклад выразился в разработке системного подхода, методологии эстетики и междисциплинарного анализа гумани-

2 Здесь и ниже приводятся фамилии ряда преподавателей из статьи С. И. Дудника «Философское образование в Петербургском университете» [6].

тарного знания. В настоящее время М. С. Каган входит в число наиболее цитируемых российских ученых, его научное творчество востребовано в России и мире.

Необходимо отметить и разработку проблем методологии политики профессорами А. К. Белых, А. А. Федосеевым, О. М. Соловьевым, Д. З. Мутагировым и др.

За время существования философского факультета Ленинградского университета значительно выросло число студентов и преподавателей, была создана система подготовки кадров философов-специалистов. Университет за это время становится центром подготовки философских кадров для вузов города и других регионов страны, функционирует Институт повышения квалификации преподавателей философии при Санкт-Петербургском университете, где работали лучшие кадры университета и города: А. С. Мамзин, Г. П. Выжлецов, М. Я. Корнеев, А. И. Новиков, М. А. Киссель, С. Н. Иконникова3.

Выпускниками философского факультета Ленинградского университета являются: член-корреспондент РАН В. Л. Шульц, академик РАО А. А. Корольков, вице-президент Академии гуманитарных наук Ю. В. Перов, действительные члены РАЕН С. Н. Иконникова и А. О. Бороноев, заслуженные деятели науки РФ Ю. Н. Солонин, В. И. Кобзарь, Б. В. Марков, В. Г. Марахов, декан факультета социологии Н. Г. Скворцов, директор Санкт-Петербургского отделения издательства «Наука» В. М. Камнев, директор Социологического института РАН В. В. Козловский, заслуженные работники высшей школы РФ Я. А. Слинин, Э. Ф. Караваев, В. С. Никоненко, В. И. Стрель-ченко. В числе выпускников философского факультета ЛГУ многие известные в стране и за рубежом ученые: В. П. Бранский, Л. К. Круглова, А. С. Колесников, Л. А. Микешина, М. С. Козлова, М. М. Шахнович, А. А. Грякалов, Е. Г. и Б. Г. Соколовы, А. И. Стребков, Н. В. Голик, Н. В. Кузнецов, В. М. Дианова, В. В. Савчук, Е. М. Сер-гейчик, И. Б. Микиртумов, А. И. Бродский, А. М. Соколов, Р. В. Светлов, Г. П. Артемов, А. В. Алейников, Т. В. Чумакова4 и др.

Постсоветский период философского факультета прошел под руководством выпускников факультета и деканов Ю. Н. Солонина и С. И. Дудника, много сделавших для модернизации философского факультета. В основе проведенных реформ было:

— приглашение на факультет наиболее квалифицированных опытных и молодых преподавателей, раскрытие их творческого потенциала;

— возрождение дореволюционной отечественной философии и культуры;

— изучение мировой философии и культуры во всем их многообразии и сложности;

— развитие на факультете новых направлений философии, культурологии и конфликтологии5.

Следует отметить еще одну важную традицию университета: создание новых факультетов на базе философского факультета. Так, в 1965 г. появился факультет психологии, в 1989-м — социологии, а в 2009 г. — политологии.

Таким образом, история философского образования в Петербургском университете ХУШ-ХХ вв. выявила устойчивые социокультурные традиции. К ним

3 См. по этой проблеме [17-18].

4 Большой интерес в связи с этим вызывает книга «Вспоминая философский факультет.» под редакцией А. В. Малинова, Б. В. Маркова, изданная к 75-летию философского факультета [19].

5 Подробно этот период развития философского факультета рассматривается в статье С. И. Дудника [6].

в первую очередь следует отнести «традиции восприимчивости ко всему новому и прогрессивному в мировой философии, культурологии и конфликтологии» [6, с. 9]. Институт философии Петербургского университета до сих пор выступает в роли центра развития и распространения философского образования в городе.

Литература

1. ВербицкаяЛ.А., Тишкин Г.А. Петербургский университет в истории русской культуры // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. Т. VIII / под ред. Г. А. Тишкина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 6-18.

2. Очерки по истории Ленинградского университета: сборник. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 19621989. Т. 1-6.

3. Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л.: Наука, 1977. 226 с.

4. Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу. Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII — начале XIX в. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 232 с.

5. Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. «Единым вдохновением». Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 228 с.

6. Дудник С. И. Философское образование в Петербургском университете // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 4. С. 5-9.

7. Ломоносов М. В. Сочинения. М.: Современник, 1987. 444 с.

8. А. И. Введенский. А. Ф. Лосев. Э. Л. Радлов. Г. Г. Шпет / сост., вступ. ст. и примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991. 592 с.

9. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX в. в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.

10. Христиан Вольф и философия в России / под ред. В. А. Жучкова. СПб.: РХГИ, 2001. 400 с.

11. Емельянов Б. В. Царизм против естественного права: (три эпизода гонений) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2015. Вып. 4. С. 119-126.

12. Осипов И. Д. Философские основания критицизма А. И. Введенского // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. К 150-летию со дня рождения / под ред. И. Д. Осипова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 140-161.

13. Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. 431 с.

14. Осипов И. Д. Философия права в Петербурге // Философия в Санкт-Петербурге: Справочно-энциклопедическое издание. 1703-2003 / отв. ред. А. Ф. Замалеев, Ю. Н. Солонин. СПб.: С.-Петерб. философское общество, 2003. С. 237-247.

15. Емельянов Б. В., Новиков А. И. Философия в Петербургском университете (XVIII-XX вв.) // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета / под ред. Г. А. Тишкина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. Т. VII. С. 27-47.

16. Тугариновские чтения / под ред. Г. П. Любимова, Б. В. Маркова, Н. В. Тугариновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 98 с.

17. Рожин В. П. Из истории философского факультета // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 5. Экономика. Философия. Право. 1969. Вып. 1. С. 51-59.

18. Корнеев М. Я., Свидерский В. И., Солонин Ю. Н. К 50-летию философского факультета // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1991. Вып. 1. С. 113-115.

19. «Вспоминая философский факультет...» / под ред. А. В. Малинова, Б. В. Маркова. СПб.: С.-Петерб. философское общество, 2015. 464 с.

Для цитирования: Осипов И. Д. Традиции философского образования в Петербургском университете // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 3. С. 54-64. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2016.307

References

1. Verbitskaia L. A., Tishkin G. A. Peterburgskii universitet v istorii russkoi kul'tury [Petersburg University in the history of Russian culture]. Ocherki po istorii Sankt-Peterburgskogo universiteta. T. VIII [Essays on the

History of St. Petersburg University. Vol. VIII]. Ed. by G. A. Tishkin. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2000, pp. 6-18. (In Russian)

2. Ocherki po istorii Leningradskogo universiteta [Essays on the History of Leningrad University]. Sbornik. T. 1-6 [Collection. Vol. 1-6]. Leningrad, Leningrad University Press, 1962-1989. (In Russian)

3. Kuliabko E. S. Zamechatel'nyepitomtsyAkademicheskogo universiteta [Wonderfulstudents of Academic University]. Leningrad, Nauka Publ., 1977. 226 p. (In Russian)

4. Margolis Iu. D., Tishkin G. A. Otechestvu na pol'zu, a rossiianam vo slavu. Iz istorii universitetskogo obrazovaniia v Peterburge v XVIII — nachale XIX v. [Homeland for the benefit, and the glory of the Russians. From the history of university education in St. Petersburg in XVIII — the beginning of XIX century]. Leningrad, Leningrad State University Press, 1988. 232 p.

5. Margolis Iu. D., Tishkin G. A. «Edinym vdokhnoveniem». Ocherki istorii universitetskogo obrazovaniia v Peterburge v kontse XVIII — pervoi polovine XIX v. ["One inspiration". Essays on the history of university education in St. Petersburg in the late XVIII — the first half of XIX century]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2000. 228 p. (In Russian)

6. Dudnik S. I. Filosofskoe obrazovanie v Peterburgskom universitete [Philosophical education at St. Petersburg University]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 17. Philosophy. Conflict studies. Culture studies. Religious studies, 2015, vol. 4, pp. 5-9. (In Russian)

7. Lomonosov M. V. Sochineniia [Compositions]. Moscow, Sovremennik Publ., 1987. 444 p. (In Russian)

8. A. I. Vvedenskii. A. F. Losev. E. L. Radlov. G. G. Shpet [A. I. Vvedensky. A. F. Losev. E. L. Radloff. G. G. Shpeth]. Comp. Enter item. and notes. B. V. Yemelyanov, K. N. Lyubutin. Sverdlovsk, Publishing House of the Ural University. 1991. 592 p. (In Russian)

9. Andreev A. Iu. Rossiickie universitety XVIII — pervoi poloviny XIX vv. v kontekste universitetskoi istorii Evropy [Russian universities XVIII — first half of XIX century in the context of European history of the university]. Moscow, Znak Publ., 2009. 640 p. (In Russian)

10. Khristian Vol'f i filosofiia v Rossii [Christian Wolff and philosophy in Russia]. Ed. by V. A. Zhuchkov. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute Publ., 2001. 400 p. (In Russian)

11. Emel'ianov B. V. Tsarizm protiv estestvennogo prava: (tri epizoda gonenii) [Tsarism against natural law: (three episodes of persecution)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 17. Philosophy. Conflict studies. Culture studies. Religious studies, 2015, vol. 4, pp. 119-126. (In Russian)

12. Osipov I. D. Filosofskie osnovaniia krititsizma A. I. Vvedenskogo [Philosophical Foundations of criticism A. I. Vvedensky]. Aleksandr Ivanovich Vvedenskii i ego filosofskaia epokha. K 150-letiiu so dnia ro-zhdeniia [Alexander Vvedensky and his philosophical era. On the 150-th anniversary of his birth]. Ed. by I. D. Osipov. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2006, pp. 140-161. (In Russian)

13. Solov'ev S. M. Vladimir Solovev. Zhizn i tvorcheskaia evoliutsiia [Vladimir Solovyov. Life and creative evolution]. Moscow, The Republic Publ., 1997. 431 p. (In Russian)

14. Osipov I. D. Filosofiia prava v Peterburge [Philosophy of Law in St. Petersburg]. Filosofiia v Sankt-Peterburge. Spravochno-entsiklopedicheskoe izdanie. 1703-2003 [Philosophy in St. Petersburg. Reference encyclopedia. 1703-2003]. Ed. by A. F. Zamaleev, Y. N. Solonin. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society Publ., 2003, pp. 237-247. (In Russian)

15. Emel'ianov B. V., Novikov A. I. Filosofiia v Peterburgskom universitete (XVIII-XX vv.) [Philosophy in the University of St. Petersburg. XYIII-XX centuries]. Ocherki po istorii Sankt-Peterburgskogo universiteta [Essays on the History of St. Petersburg University]. Ed. by G. A. Tishkin. T. VII. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 1998, pp. 27-47. (In Russian)

16. Tugarinovskie chteniia [Tugarinovs reading]. Eds G. P. Lyubimov, B. V. Markov, N. V. Tugarinova. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2000. 98 p. (In Russian)

17. Rozhin V. P. Iz istorii filosofskogo fakul'teta [From the history of the Faculty of Philosophy]. Vestnik of Leningrad University. Ser. 5. Economy. Philosophy. Law, 1969, vol. 1, pp. 51-59. (In Russian)

18. Korneev M. Ia., Sviderskii V. I., Solonin Iu. N. K 50-letiiu filosofskogo fakul'teta [On the 50-th anniversary of the Faculty of Philosophy]. Vestnik of Leningrad University. Ser. 6, 1991, vol. 1, pp. 113-115. (In Russian)

19. «Vspominaia filosofskii fakul'tet...» ["Remembering the Faculty of Philosophy..."]. Eds A. V. Malinov, B. V. Markov. St. Petersburg, Saint-Petersburg Philosophical Society Publ., 2015. 504 p.

For citation: Osipov I. D. Traditions of philosophical education at St. Petersburg University. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 17. Philosophy. Conflict studies. Culture studies. Religious studies, 2016, issue 3, pp. 54-64. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2016.307

Статья поступила в редакцию 1 марта 2016 г.