Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбъякова Е.А.

В статье обозначены механизмы возможной потери профессиональной идентичности обучающимися образовательных организаций МВД России и, как следствие, возникновение профессионального отчуждения, что обусловлено влиянием следующих факторов: внешние причины выбора профессии сотрудника органов внутренних дел, непринятие ответственности за этот выбор, трудности в нахождении смысла будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF CHOICE OF PROFESSION AS A PREREQUISITE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article outlines the mechanisms of possible loss of professional identity and students of education institutions of the MIA of Russia and, as a consequence, the emergence of professional exclusion, due to the influence of the following factors: the external reasons for choosing the profession of the employee of bodies of internal Affairs, failure to take responsibility for that choice, the difficulty in finding a sense of fature professional activity.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Таким образом, иностранные добровольцы, отправлялись в Южную Африку не только, чтобы поддержать буров военной силой, но и оказать медицинскую помощь воюющим. Национальный состав санитарных отрядов был таким же разнообразным, как и военных. Европейские врачи, обладая большим опытом и имея различные медицинские новшества, стремились не просто оказать помощь раненым, но и помочь местному населению в лечении болезней, а также улучшить условия оказания медицинского обслуживания в республиках.

Использованные источники:

1. Воропаева, Н.Г. [и др.] Англо-бурская война 1899-1902 годов глазами российских подданных. В 13 томах. Т. 8. / Н.Г. Воропаева, Р.Р. Вяткина, Г.В. Шубин. - М.: Издатель И. Б. Белый, 2012. - 478 с.

2. Воропаева, Н.Г. [и др.] Англо-бурская война 1899-1902 годов глазами российских подданных. В 13 томах. Т. 9. / Н.Г. Воропаева, Р.Р. Вяткина, Г.В. Шубин. - М.: Издатель И. Б. Белый, 2012. - 466 с.

3. Дроговоз, И. Г. Англо-бурская война 1899-1902 гг. / И. Г. Дроговоз. -Минск: Харвест, 2004. - 400 с.

4. Изъединова, С.В. Несколько месяцев у буров. Воспоминания сестры милосердия. / С.В. Изъединова - Спб.: Типография А. С. Суворина, 1903. - 322 с.

5. Отрывок из записки чиновника МИД России И. Коростовца «Английское влияние в Португальской Африке (Мозамбик) и в Трансваале» «Русское влияние в Трансваале». Россия и Африка. Документы и материалы. XVIII 1960 г. Том I. - М., 1999. - 356 с.

6. Berger, N. Chapters from South African History, Jewish and General. [Электронный ресурс]. / N. Berger. - Johannesburg, 1982. - 36 p. Режим доступа: https://library.soas.ac.uk/Record/342787 (дата обращения: 12.12. 2015)

Рыбъякова Е.А. командир отделения Уральский Юридический институт МВД России

Россия, г. Екатеринбург ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Аннотация: в статье обозначены механизмы возможной потери профессиональной идентичности обучающимися образовательных организаций МВД России и, как следствие, возникновение профессионального отчуждения, что обусловлено влиянием следующих факторов: внешние причины выбора профессии сотрудника органов внутренних дел, непринятие ответственности за этот выбор, трудности в нахождении смысла будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное

самосознание, профессиональная идентичность, кризис профессиональной идентичности, профессиональное отчуждение, факторы

привлекательности профессии.

Rybyakova Ekaterina A.

Squad leader

Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian

Federation Russia, Ekaterinburg FACTORS OF CHOICE OF PROFESSION AS A PREREQUISITE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF

RUSSIA

Abstract: The article outlines the mechanisms of possible loss of professional identity and students of education institutions of the MIA of Russia and, as a consequence, the emergence of professional exclusion, due to the influence of the following factors: the external reasons for choosing the profession of the employee of bodies of internal Affairs, failure to take responsibility for that choice, the difficulty in finding a sense of fature professional activity.

Keywords: professional development, professional identity, crisis of professional identity, professional alienation, factors of attractiveness of the profession

Отечественные психологи (С.Н. Безносов, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, Л.Н.Корнеева, Л.А.Коростелева, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А. Сластенин, Э.Э. Сыманюк, А.И.Щербаков и др.) всё чаще обращаются к изучению профессиональной идентичности как феномена, возникающего и получающего развитие в ходе становления профессионала.

Сотрудники правоохранительных органов, как и специалисты любой экстремальной профессии, зачастую подвержены стрессовым факторам во время выполнения своих служебных обязанностей и более того, нередки случаи угроз жизни и здоровью служителей правопорядка. В подобных ситуациях от сотрудников органов внутренних дел постоянно требуется объективное осознание своей профессиональной роли и своего социального и профессионального статуса, то есть, образно говоря, сотрудник органов внутренних дел достаточно часто ищет для себя ответ на вопрос: кто я? Нахождение ответа на этот вопрос и есть обретение своей идентичности.

В связи с этим, актуальным вопросом становится конструктивное формирование профессиональной идентичности личности обучающихся образовательных организаций МВД России с профессиональной группой сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная идентичность выступает в качестве важнейшего аспекта самосознания, изучение которого необходимо для оптимизации функционирования человека в соответствующей сфере деятельности. Начало изучению профессиональной идентичности положили зарубежные психологи (Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Ф. Вондрачек, Д. Блуштейн и др.), а отечественные

исследователи обратились к проблеме профессиональной идентичности в конце 90-х гг. предшествующего столетия. В научных работах М.М. Абдуллаевой Е.П. Ермолаевой, Н.Л. Ивановой, Ю.П. Поваренкову, Л.Б. Шнейдер и др. подчеркивается, что человек постоянно стремится и действительно реализует и развивает свою идентичность в профессиональной сфере.

Особую значимость приобретает изучение профессиональной идентичности обучающихся образовательных организаций МВД России на таком этапе профессионального становления, как момент обучения в ВУЗе, так как именно с этого этапа начинается формирование профессиональной идентичности обучающихся как в недалеком будущем представителей определенной профессиональной группы. Тем не менее, не во всех случаях обучающиеся считают себя полноценными представителями выбранной ими профессии. Некоторые оптанты, выбирая будущую профессию, не осознают её сущности и смысла, так как этот выбор продиктован внешними факторами, а не внутренними побуждениями, что, в свою очередь, рано или поздно может привести к кризису профессиональной идентичности (К.А. Абульханова-Славская, Э.Ф. Зеер В.А. Сонин, Э.Э. Сыманюк, Л.Б. Шнейдер и др.). Одним из последствия деструктивного способа преодоления кризиса профессиональной идентичности является возникновение

профессионального отчуждения.

Так, Л.Б. Шнейдер считает, что одним из деструктивных последствий для формирования профессиональной идентичности может стать явление профессионального отчуждения как процесса, обратного профессиональной идентификации. Профессиональное отчуждение представляет собой явление потери профессиональной идентичности. Феномен профессионального отчуждения может выражаться в некритическом мышлении обучающегося, в неспособности думать и принимать решения самостоятельно, в отсутствии познавательного интереса в аспектах своей профессии и т.п. Необходимость принятия самостоятельного решения и ответственности за него, недолгое одиночество способно ввести обучающегося в состояние потери себя как профессионала, и обучающийся теряет смысл своего профессионального пути. В такой ситуации профессионального развития обучающийся избегает личной ответственности за свои поступки и происходящие с ним события, перенося её на других людей и обстоятельства, что становится препятствием в осознании проблемы и возможности противостояния ей. Подобное поведение личности может объясняться определенным типом локуса контроля как стратегии приписывания ответственности за происходящие события себе лично или окружающим людям и обстоятельствам. (Г. С. Абрамова, Г. М. Бреслав, Н.Ф.Добрынин, Г.Крайг, В. С. Мухина, Н. Ньюкомб, Л. Ф. Обухова, Ф.Райс, Е. А. Сергиенко, Д. И. Фельдштейн и др.)

Предполагается, что у разных людей есть предпочтение к определенному типу такой атрибуции, и исходя из этого, данные авторы выделяют интернальный (внутренний) и экстернальный (внешний) локусы

контроля.

По нашему мнению, основной причиной потери профессиональной идентичности, а вследствие чего и формирования профессионального отчуждения, является утрата обучающимся смысла профессиональной деятельности. Зачастую глубина и тяжесть переживаемого кризиса профессиональной идентичности связаны с особенностями мотивации и степенью ответственности обучающегося за выбор службы в органах внутренних дел. Устойчивые мотивы определяют направленность как подструктуру личности, то есть личность будущего профессионала и представление его о себе как о представителе определенной профессии непосредственно связано с тем, что именно привлекает человека в будущей профессии, какие личностные смыслы и потребности он способен удовлетворить в данной профессиональной деятельности.

Согласно концепции А. Маслоу, существует 5 уровней потребностей, начиная с физиологических, заканчивая самоактуализацией личности. Все уровни имеют строго иерархическую структуру, и потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней.

В.А. Ядов среди внешних факторов привлекательности профессии выделяет такие как важность профессии в обществе, большая заработная плата, гибкость графика работы, взаимодействие с людьми, социальное признание и уважение. Среди внутренних факторов - возможность постоянного творчества, отсутствие переутомления, возможность самосовершенствования, соответствие профессии способностям и характеру.

Таким образом, успешность формирование профессиональной идентичности обучающихся образовательных организаций МВД России зависит от степени осознанности ими цели и смысла процесса профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Егорова Н.Н. Вопросы эволюции правовой мысли человечества: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2015 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 53-56.

2. Егорова, Н.Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагога [Текст] : Дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Егорова. -Екатеринбург, 2007. - 186 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Э.Ф.

Зеер. - 2-е изд., перераб., доп.--М.: Академический проект, Екатеринбург:

Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. / Л.Б. Шнейдер, М.: МОСУ, 2001 г. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.