№ 317
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Декабрь
2008
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.97
А.А. Иванова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ У ПОДРОСТКОВ
Рассматриваются факторы, влияющие на возникновение и развитие пограничных психических состояний донозологического уровня у подростков. В ходе эмпирического исследования выявлено приоритетное влияние психологического фактора (акцентуации характера) и социально-психологического фактора (дисфункциональные отношения в семье) в возникновении пограничных психических состояний донозологического уровня.
Состояние психического здоровья детей и подростков представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и социальную проблему современного российского общества. О неблагополучии ситуации с состоянием психического здоровья детей и подростков свидетельствуют высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами, представленные на 14-м съезде психиатров России в 2005 г. [1].
Статистические показатели по Томской области за 2005 г. выявили рост нервно-психических расстройств у детей и подростков, причем у подростков нервнопсихические расстройства превышают российские показатели в 1,4 раза [2]. Отмечается возрастание удельного веса пограничных нервно-психических расстройств в структуре психопатологических явлений подросткового возраста, растет число лиц с донозоло-гическими состояниями [1, 3, 4].
Понятие «пограничные психические состояния» используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от патологических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы. Они представляют особую группу патологических проявлений, имеющих в клиническом выражении свое начало, динамику и исход, зависящие от формы или вида болезненного процесса [5]. В качестве пограничных психических состояний донозологического уровня нами рассматривались отдельные проявления, которые трудно было отнести к какой-либо определенной патологии вследствие их полиморфности, синдромальной незавершенности и крайней вариабельности.
Исследование факторов, оказывающих влияние на формирование пограничных психических состояний, знание особенностей социально-психологической ситуации позволяют избежать диагностических ошибок и способствуют на донозологическом уровне оказывать комплексную медико-социально-психологическую помощь, а также разрабатывать программы по ранней диагностике, психокоррекции и психопрофилактике.
Материал и методы и исследования
Исследование проводилось на базе профессионально-технического коммерческого лицея № 1, профессионально-технического лицея № 16, профессиональ-
ного училища № 19 сотрудниками подростковой службы ГУ НИИ ПЗ ТНЦ Со РАМН. Срок обследования подростков - с 2001 по 2006 г.
Всего было обследовано 150 человек с донозологи-ческим уровнем пограничных психических состояний. Из 150 подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний лица мужского пола составляли 45,3% (68 чел.), лица женского пола -54,7% (82 чел.). Средний возраст обследованных подростков 15,98±0,62лет.
В качестве основных методов использовались: психодиагностический метод; математико-статистический метод (обработка данных с помощью ПЭВМ).
Для подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня были характерны раздражительность, утомляемость, лабильность настроения, вегетососудистые нарушения, головные боли различного характера, снижение работоспособности, провоцируемые переутомлением, соматическими и экзогенно-органическими заболеваниями, дидактоге-ниями и психогениями бытового характера.
Обсуждение результатов исследования
Большое значение в формировании пограничных нервно-психических состояний имеют конституционально-биологические, социально-психологические и психологические факторы.
Изучая конституционально-биологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний, особое внимание нами было уделено наследственной отягощённости.
Было проведено исследование, направленное на выявление психических расстройств у близких родственников (эндогенные расстройства, эпилепсия), патологии характера у родителей и близких родственников, алкоголизм у близких родственников подростков, учащихся системы начального профессионально-технического образования, с донозологическим уровнем пограничных психических состояний.
Полученные данные указывают, что у обследованных подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний наследственность была отягощена в 60% случаев. Из них выявлена наследственная отягощенность патологией характера у родственников -
в 24% случаев, алкоголизмом у родственников - в 56%, психическими расстройствами у родственников - в 4% случаев, на фоне данных расстройств суицидальное поведение выявилось у 10,7% родственников.
Условия семейного воспитания и семейного микроклимата также во многом определяют уровень эмоционального благополучия подрастающей личности.
Формирование пограничных психических расстройств донозологического уровня у значительной части обследованных происходило под влиянием разнообразных отрицательных микросоциальных воздействий (измененная структура семьи, неправильный тип воспитательного воздействия, напряженные межличностные отношения в семье, алкоголизм родителей и близких родственников и др.).
Исследуя особенности микросоциального окружения подростков, которые отражают условия проживания в семье или вне ее, воспитание родителями или другими родственниками, было выявлено, что 110 подростков (73,3%), проживали в полной семье, из них с родными родителями - 80 подростков (53,3%).
Таким образом, 70 обследованных (46,7%) пережили потерю одного или обоих родителей вследствие смерти, развода или лишения родительских прав. Общепризнанным фактом в психологии является то, что даже потеря одного из родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье детей. Дети из таких семей имеют больше эмоциональных и личностных проблем, чаще употребляют алкоголь и наркотики, обладают невысоким чувством собственного достоинства и заниженной самооценкой, негативно оценивают своих родителей. Среди неблагоприятных факторов, способствующих развитию пограничных психических состояний у детей и подростков, следует отметить алкоголизм родителей (как мы уже указывали все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональными). В этих семьях постоянно возникают конфликтные ситуации, в которые включены все члены семьи. Потребности детей часто не удовлетворяются, все это является дополнительными источниками трав-матизации. В нашем исследовании наследственность, отягощенная алкоголизмом, была выявлена у 84 обследуемых подростков (56%). Постоянно проживали с одним или обоими алкоголизирующимися родителями 48 обследуемых (32%).
В семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными, также могут возникать психотравмирующие ситуации при обсуждении вопросов воспитания детей, выливающиеся в конфликты между супругами и прародителями. В условиях противоречивого семейного воспитания проживали 36 обследуемых подростков (24%). Также постоянные семейные ссоры, связанные с решением различных проблем между супругами, являются неблагоприятным фактором, который проявляется в напряженности всех членов семьи, враждебности и отчужденности по отношению друг к другу, что усиливает риск возникновения и развития нервно-психических расстройств у каждого из членов семьи. В нашем исследовании 72 подростка (48%) проживали в условиях постоянных семейных конфликтов.
Многие психологи и психиатры считают, что вследствие неправильного воспитания в семье у подростков
возникают нервно-психические патологии и отклонения в поведении [4, 7].
Преобладающим стилем воспитания подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний являлись гипоопека и безнадзорность (в 36% случаев); при таких условиях воспитания родители почти совсем или совсем не интересовались судьбой ребенка, не удовлетворяли его основные потребности, как органические и материальные, так и эмоциональные. 24% обследуемых подростков проживали в условиях противоречивого семейного воспитания; 12% воспитывались в гиперопекающем стиле, при котором подавлялась самостоятельность детей; 4% подростков воспитывались в атмосфере повышенной моральной ответственности, когда родители предъявляли повышенные требования к поведению и успеваемости детей; 2,7% подростков воспитывались в стиле «золушка», когда дети были лишены ласки, подвергались унижениям и отчуждению со стороны родителей; 1,3% подростков воспитывались в атмосфере культа болезни, в таких семьях постоянно концентрировалось внимание на соматическом состоянии всех членов семьи и особенно ребенка. Ни один из обследуемых подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний не воспитывался по типу «кумир семьи», когда исполняются все желания ребенка; вероятно, это связано с тем, что обследуемый контингент подростков - это учащиеся системы начального профессионально-технического образования, дети часто из неблагополучных, малообеспеченных семей. Всего 20% обследуемых подростков воспитывались в нормальных условиях, предполагающих ценностное отношение к ребенку и теплые доверительные взаимоотношения между всеми членами семьи. Проведенное исследование показало, что структура семьи и взаимодействие между ее членами могут рассматриваться как механизм развития психодезадаптационных состояний.
В литературе отмечена большая вероятность формирования пограничных психических расстройств у подростков с акцентуированными чертами в сравнении с гармоничными личностями, а также наибольшая выраженность акцентуированных черт в период пубертатного криза [6]. Гармоничная личность - это хорошо сбалансированная личность, в структуре которой сочетаются умеренно выраженные разнообразные черты и свойства. Под акцентуациями мы рассматриваем выраженность определенных черт типа характера, которые могут быть декомпенсированы в определенных ситуациях, когда предъявляются требования к «месту наименьшего сопротивления» [7]. Чем сильнее выражена та или иная характеристика личности, тем более ограниченным оказывается количество «степеней свободы» выбора адаптивных средств личности, тем труднее реализуется адаптация личности к сложившейся ситуации [5]. Подростки с акцентуациями наиболее подвержены психогениям, отрицательному микросоциальному воздействию, на фоне акцентуаций в подростковом периоде могут возникать острые аффективные реакции, девиантное и аддиктивное расстройства поведения.
Исследование психологического фактора (индивидуально-типологические особенности личности) в формировании донозологического уровня пограничных
психических состояний показало, что 68% подростков (102 чел.) относятся к акцентуированным личностям и 32% подростков (48 чел.) - к гармоничным личностям. Подростки с акцентуированными чертами характера достоверно преобладали над гармоничными при р < 0,05, Х = 5,06, ^ = 2, р = 0,05 (х2 - статистика). Лица, соответствующие препсихопатическому и психопатическому типам среди подростков с донозологиче-ским уровнем пограничных психических состояний, не выявлены. Среди подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний чаще всего встречаются лица с эпилептоидными чертами (22,7%), затем следуют лица с психастеническими чертами (16%), истероидные черты выражены у 12% обследованных, у равного количества (по 10,7%) представлены сенситивные и неустойчивые черты, у 9,3% выражены лабильные черты, у 8% - гипертимные черты, у 5,3% - циклоидные черты и всего у 1,3% подростков превалировали шизоидные черты. Допускалось сочетание 2-3 преморбидных личностных черт у одного подростка, например сочетание эпилептоидных и истероидных черт, эпилептоидных и гипертимных черт, но акцент по установлению ведущей идивидуаль-но-типологической характеристики делался с учетом преобладания в баллах конкретных черт, а также в соответствии с коррекционной шкалой, представленной в методике ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник) [7]. Таким образом, среди обследованных подростков на первом ранговом месте стояли лица с эпилептоидными чертами (22,7%), характеризующиеся властностью, неуступчивостью, себялюбием, склонностью к накоплению аффекта, раздражительностью и дисфориями, а также чертами психической ри-
гидности, откладывающими отпечаток на всей психике, от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. На втором ранговом месте стояли подростки с психастеническими чертами (16%); по мнению А.Е. Личко, этот тип относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов [7]. Подростки с психастеническими чертами отличаются повышенной тревожностью, мнительностью, склонностью к мыслительному «пережевыванию» значимой информации; декомпенсации обычно выступают в новой обстановке либо в моменты высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. На третьем ранговом месте стояли подростки с ис-тероидными чертами (12%), слабыми местами для развития пограничной нервно-психической патологии часто являются: уязвленное самолюбие, утрата ценного для подростка внимания, появление соперника или соперницы, в нашем исследовании такими причинами являлись появление в семье отчима и «отвержение» со стороны одногруппников. Индивидуально-типологические характеристики личности в большей части наблюдений находили свое отражение в клинической картине пограничного психического расстройства донозологического уровня.
Таким образом, можно сделать вывод, что на возникновение и развитие донозологического уровня пограничных психических состояний в подростковом возрасте влияет сложное сочетание различных факторов. В нашем исследовании выявлено приоритетное влияние психологического фактора (акцентуированные индивидуально-типологические особенности) и социально-психологического фактора (дисфункциональные отношения в семье).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева Т.Б. Новые направления социальной психиатрии в системе совершенствования охраны общественного психического здоровья //
14-й съезд психиатров в России. М., 2005.
2. Агарков А.П., Варанкова Л.В. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области // Социальные преоб-
разования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с междунар. участием. М., 2006. 141 с.
3. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. 183 с.
4. Семке В.Я. Основы персонологии. М.: Академ. проект, 2001. 476 с.
5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учеб. пособие. М.: Медицина, 2000. 496 с.
6. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста: Теоретический, клинический и судебно-психиатрический
аспект. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 с.
7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 октября 2008 г.