Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения подростков'

Факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2776
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ХАРАКТЕР / НОРМА / ЧЕЛОВЕК / ADDICTION / A SOCIETY / THE PERSON / BEHAVIOUR / CHARACTER / NORM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатеев Иван Вячеславович

В статье рассматриваются ситуации, в которых выявляются негативные, отрицательные черты личности подростка, и факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors influencing occurrence addiction of behaviour of teenagers

In article situations in which negative, negative lines of the person of the teenager, and the factors influencing occurrence addiction of behaviour come to light are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения подростков»

УДК 316.624 Ф-27

Фатеев Иван Вячеславович

юрист ООО «Интерпак» тел. (918) 675-32-97

Факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения подростков

Аннотация:

В статье рассматриваются ситуации, в которых выявляются негативные, отрицательные черты личности подростка, и факторы, влияющие на возникновение делинквентного поведения.

Ключевые слова: делинквентность, общество, личность, поведение, характер, норма, человек.

Делинквентное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые делинквентами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов, попадающих под определение «делинквенты». Также в разных обществах может быть разная степень самой делинквентности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Делинквентное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Делинквентное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями, олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами, возникла даже тенденция считать его «ненормальным».

Поэтому следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что делинквентность как флуктуации в неживой природе, мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и раз-

166

вития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем делинквентного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Следует отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При этом девиации должны носить социальнотворческий характер: различные виды научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в социально-психологичес-кой литературе.

Разрыв между потребностью и способностью «быть личностью» может привести к серьезным нарушениям процесса личностного развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. Индивидуализация человека может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время самоутверждение может иметь и социально-полярные основания - от подвига до правонарушения [1].

Отсюда можно сделать вывод, что формирование адекватного поведения подростка, по А.В. Петровскому, зависит от его «способности быть личностью», что в свою очередь определяется той средой, в которой происходит развитие ребенка посредством общения, предметной и игровой деятельности, ориентации на значимых людей.

B.C. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, подчеркивает, что предрасположенность к делинквенции различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям» [2, с. 183]. При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваива-

ет из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание» [3, с. 184]. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Так как крайним вариантом обособления является отчуждение от себя, других и мира в целом, причина отклоняющегося поведения может лежать в деперсонализации личности, выражающейся в отсутствии личностной позиции, недоверии другим, уходе от общения с окружающими и даже суицидальных тенденциях.

Нарушения поведения возможны также при аномалиях темперамента и характера, т.е. при психопатиях и акцентуациях. Однако наличие психопатий и акцентуаций характера не всегда однозначно являются определяющими факторами в развитии делинквентного поведения. На основе работ К. Леонгарда, А.Е. Яичко и С. Шмишека рассмотрим специфические сочетания черт характера, которые могут определять те или иные отклонения в поведении [4].

Так, при гипертимной акцентуации характера, наиболее распространенной среди подростков, выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, со слабоволием, подверженностью страхам, поверхностностью контактов. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующими развитию отношений.

Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты личности. Обобщая вышеизложенные концепции можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на возникновение делинквентного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок.

168

Ссылки:

1. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.,

1987.

2. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

3. Там же.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. П., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.