Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на уровень образовательных достижений обучающихся в начальных классах (capsa) в Кыргызской республике'

Факторы, влияющие на уровень образовательных достижений обучающихся в начальных классах (capsa) в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SOCIO-ECONOMIC FACTORS / EDUCATIONAL RESOURCES / THE LEVEL OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамакеева Зейнеп Эсенбаевна, Мамытова Ильмира Абдыбековна, Умралиева Самара Кыдырмаевна, Даутова Динара Султановна

Рассматриваются результаты регионального исследования CAPSA в контексте экономических факторов, а также эффективность школы и методов преподавания. Проанализированы факторы, положительно и отрицательно сказывающиеся на учебных достижениях обучающихся. Выявлены глобальные и специфические региональные значимые факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамакеева Зейнеп Эсенбаевна, Мамытова Ильмира Абдыбековна, Умралиева Самара Кыдырмаевна, Даутова Динара Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the results of the regional assessment instrument CAPSA taking into account economic factors as well as school effectiveness and effective teaching and instruction methods. The authors analyze factors associated with success and difficulties in educational achievement. Global and region-specific relevant factors are identified. Conclusions and recommendations from this study can be used to improve the quality of teaching and practice of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на уровень образовательных достижений обучающихся в начальных классах (capsa) в Кыргызской республике»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (CAPSA) В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ЖАМАКЕЕВА ЗЕЙНЕП ЭСЕНБАЕВНА

Заместитель директора, Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики e-mail: zeynep-nct@mail.ru Бишкек, Киргизия

МАМЫТОВА ИЛЬМИРА АБДЫБЕКОВНА

Проект GIZ/региональный менеджер, Региональная программа по реформированию систем образования в Центральной Азии e-mail: ilmira.mamytova@giz.de Бишкек, Киргизия

УМРАЛИЕВА САМАРА КЫДЫРМАЕВНА

Ведущий специалист Управления надзора и контроля, Министерство образования и науки Кыргызской Республики e-mail: samara-min@mail.ru Бишкек, Киргизия

ДАУТОВА ДИНАРА СУЛТАНОВНА

Методист высшей категории, Национальный центр тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики e-mail: dautova.ntc@gmail.com Бишкек, Киргизия

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются результаты регионального исследования CAPSA в контексте экономических факторов, а также эффективность школы и методов преподавания. Проанализированы факторы, положительно и отрицательно сказывающиеся на учебных достижениях обучающихся. Выявлены глобальные и специфические региональные значимые факторы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-экономические факторы, образовательные ресурсы, уровень образовательных достижений обучающихся.

INFLUENCING FACTORS ON THE LEVEL OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS IN THE PRIMARY SCHOOL (CAPSA) IN THE KYRGYZ REPUBLIC

ZEYNEP ZHAMAKEEVA

Deputy Director, National Testing Center of the Ministry of Education

and Science of the Kyrgyz Republic

e-mail: zeynep-nct@mail.ru

Bishkek, Kyrgyz Republic

ILMIRA MAMYTOVA

Project GIZ/Regional Manager, Regional program to reform the systems

in Central Asia Education

e-mail: ilmira.mamytova@giz.de

Bishkek, Kyrgyz Republic

SAMARA UMRALIEVA

Senior spesialist of Monitoring and supervision department, Ministry

of Education and Science of the Kyrgyz Republic

e-mail: samara-min@mail.ru

Bishkek, Kyrgyz Republic

DINARA DAUTOVA

Methodist, National Testing Center of the Ministry of Education and Science

of the Kyrgyz Republic

e-mail: dautova.ntc@gmail.com

Bishkek, Kyrgyz Republic

ABSTRACT. This article discusses the results of the regional assessment instrument CAPSA taking into account economic factors as well as school effectiveness and effective teaching and instruction methods. The authors analyze factors associated with success and difficulties in educational achievement. Global and region-specific relevant factors are identified. Conclusions and recommendations from this study can be used to improve the quality of teaching and practice of educational institutions.

KEY WORDS: socio-economic factors, educational resources, the level of educational achievements of students.

В 2012 году были приняты «Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2020 года» и «Стратегия развития образования на 2012-2020 годы» (СРО 2020) [2]. Их основная идея заключается в создании механизма перехода к образованию, ориентированному на конечный результат. Необходимость реализации мер, предусмотренных в этих документах, связана с тем, что уровень образования и интеллектуальный потенциал сегодня становятся важнейшими составляющими в развитии общества, а образованность человека, умение действовать в нестандартных условиях являются основой прогресса и устойчивости развития страны. Это вызвано также стремлением Кыргызстана войти в систему мировой культуры, что требует учета достижений международной образовательной практики.

В 2012 году министерствами образования стран Центральной Азии было принято решение исследовать образовательные достижения учащихся 4-х классов по чтению и математике. Цели исследования состояли в получении объективного и научно обоснованного представления о знаниях и умениях школьников в соответствии с действующими в стране стандартами образования и определении того, какие факторы оказывают существенное влияние на образовательные результаты. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны обучающимся при переходе на среднюю ступень обучения, а также оценить их способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Указанные выше вопросы обусловили актуальность разработки инструментария CAPSA (Central Asia Program for Student Assessment) в рамках проекта «Региональный диалог в Центральной Азии» региональной программы GIZ «Реформа систем образования в Центральной Азии» для проведения исследования математической и читательской грамотности учеников 4-х классов в странах Центральной Азии: Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Помимо оценки образовательных достижений дополнительно изучалось влияние на них различных факторов, связанных с обучающимися и их семьями, образовательными ресурсами школы и образовательными возможностями, существующими вне ее.

В процессе реформирования системы образования особенно важно определить, какие факторы влияют на успех образовательного результата. Согласно СРО 2020 на критических стадиях системы образования - после окончания 4-х, 9-х и 11-х классов - должны быть введены стандартизиро-

ванные тесты с целью мониторинга знаний и компетентности, полученных в школе, и повышения качества образования.

Необходимо внимательно изучить факторы, которые требуют стратегических решений, таких как обеспечение школ образовательными ресурсами, повышение квалификации администрации и учителей, организация и формы обучения.

Инструментами CAPSA являются стандартизированные тесты по математике и чтению, а также анкеты для учеников, учителей и администрации школ. Исследование проводилось на русском и национальном языках.

Инструмент CAPSA показал разные уровни достижений обучающихся по математике, чтению и пониманию (далее - чтение). В качестве гипотезы в данной статье выносится зависимость уровней достижений школьников от таких основных факторов, как социально-экономическое положение семьи, образовательные ресурсы и климат в школе, в том числе ее социальный статус и местоположение, методика преподавания предметов, а также зависимость от различных фоновых и региональных факторов. Здесь мы рассматриваем некоторые из них.

1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ

Расположение школ

Согласно репрезентативной выборке в исследовании участвовало

70,7% обучающихся из сельской местности и 29,3% - из городской. *

&

Рис. 1. Количество участников исследования по расположению школы (село, город), %.

Математика

512 500 »я

А Й1

Чтение 512

500

А Й1

Рис. 2. Средние значения баллов в зависимости от расположения школы (село, город).

Как видно из рис. 2, показатели учебных достижений у городских детей лучше, чем у сельских, различия между ними статистически значимы. Что касается уровня образовательных достижений относительно базового, то они показали разные результаты.

М Низкий уровень т Базовый уровень

■ Уровень выше базового высокий уровень

А

Рис. 3. Распределение обучающихся 4-х классов всех школ Кыргызской Республики, участвовавших в исследовании CAPSA 2015, по уровням образовательных достижений в математике (село, город), %.

Согласно рис. 3, 16,7% городских и 19,2% обучающихся 4-х классов сельских школ Кыргызской Республики не достигли базового уровня образовательных достижений в математике. Среди городских базового уровня достигли 32,8%, выше базового продемонстрировали 21,1%, а высокий уровень показали 29,5%. Этот результат является лучшим в сравнении с сельскими детьми, где высокого уровня достигли 24% обучающихся. Учеников сельских школ, показавших базовый уровень, на 3,3% больше, чем городских, т.е. его достигли 36,1% обучающихся. Уровень выше базового показали 20,7% обучающихся сельских школ.

Ш Низкий уровень В Базовый уровень

■ Уровень выше базового высокий уровень

А

ШИШ ашанн 24,8 №

ниш 28,7

Рис. 4. Распределение обучающихся всех школ Кыргызской

Республики, участвовавших в исследовании CAPSA 2015 по уровням образовательных достижений в чтении и понимании (село, город), %.

Как видно из рис. 4, доля детей в городских школах, образовательные достижения которых находятся на низком и базовом уровнях, меньше, чем в сельских школах, на 1,4% и на 7% соответственно. При этом высокого уровня в городах достигает на 4,5% больше детей, чем в селах.

Уровни достижений обучающихся в городе и в селе неоднозначны. В городе Бишкек высокого уровня по математике и по чтению и пониманию достигли 45,7% и 28,7% обучающихся соответственно. В то же время обучающиеся г. Ош показали один из худших результатов по математике и чтению, заняв одну из последних позиций. Эти результаты требуют дополнительного исследования, так как, вероятно, немаловажную роль здесь играет специфический региональный фактор.

Ш Низкий уровень я Базовый уровень ■ Уровень выше базового Высокий уровень О ш ска я область г. Ош

Баткенсная область Чуйекая область

Дж а ла л - Аба дс ка я обл а ст ь Нары некая область Таласская область Иссык-Кульская область г. Бишкек

Рис. 5. Результат по уровням достижений в математике по регионам, %.

& Низкий уровень Базовый уровень Уровень выше базового Высокий уровень

г. Ош 20,1 1-5,9

Ошская область Джалал-Абадская область Баткенская область Чуйская область Нарынская область Таласская область г. Бишкек Иссык-Кульская область

ШШШШШЖЖ4би^^^ШШШШШШ2М8^ЖЖ 17,5 1-813.

«ШШШ3?8 1 24 9 1' 8 5 '

30 7 1: 12 0-:

ШВ239В 28 2 18 3 '' "

32 5 1 • 13 0-

33,0 I- ;■ 1-2:6 ■

Рис. 6. Результаты обучающихся по уровням достижений в чтении и понимании по регионам, %.

Как мы знаем, данные тестирования позволяют оценить результаты обучения, а анкетирование, проводимое вместе с тестированием, помогает получить данные о переменных, которые связаны или объясняют различия в результатах выполнения тестов. Другими словами, ключевые переменные, вызванные различиями в учебных достижениях, измеряются с помощью анкеты.

Анкета ученика. На вопрос, кто из твоих родителей в настоящее время работает вдали от дома в другой стране (другом городе), дети ответили следующим образом: 7,8% - мама, 14% - папа, 11,8% - оба родителя работают вдали от дома и 66,4% - оба родителя в семье.

На рис. 7 приведены результаты достижений обучающихся в средних баллах.

Результаты по чтению

518

482 492 1

1 473 ■ I

1 1

Рис. 7. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от миграции родителей.

Как видно из рис. 7, самый худший результат (в баллах) по математике, соответственно и по чтению (479/473), показали дети, чьи родители -и мама, и папа - работают далеко от дома, затем те, у которых далеко от дома работают мамы (483/482) и папы (494/492). Лучших результатов достигли дети из семей, где оба родителя работают рядом с домом и семьей (516/518). Таким образом, результаты показывают, что внутренняя и внешняя миграция граждан в республике напрямую влияет на успеваемость школьников, особенно в младшей школе.

Анкета ученика. На вопрос, что есть у обучаемых дома и есть ли дома книги (не считая школьных учебников), 18,6% ответили, что книг нет, 81,4%, - что они есть (рис. 8).

Результаты почтению

511

497

Нет Да

Рис. 8. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от наличия дома книг, кроме учебников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь нельзя утверждать, что достижения обучающихся находятся в причинной зависимости от числа имеющихся у них книг. Хотя доступность книг очень важна, результаты улучшения учебной деятельности учеников вряд ли являются ее непосредственным следствием. Они также меняются под влиянием характеристик окружающей среды [1].

Результаты по математике

509

Анкета ученика. На вопрос, как часто ты говоришь о школьных делах с кем-либо из твоей семьи, почти 31% детей ответили, что часто говорят о школьных делах в семье. Их результаты оказались ниже, чем у тех, которые говорят иногда (рис. 9). Здесь, по нашему мнению, справедлива гипотеза о том, что «наличие сильной опеки со стороны» лишает детей самостоятельности и чувства ответственности.

51,6

30,9 |

17,6

Никогда

Часто

Иногда

Рис. 9. Распределение обучающихся, участвовавших в исследовании CAPSA 2015, в зависимости от частоты обсуждения школьных дел в семье, %.

На рис. 10 приведены тестовые баллы этих учеников.

Результаты по математике

514

502

488

Никогда Часто Иногда Никогда Часто Иногда

Рис. 10. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от частоты обсуждения школьных дел в семье.

2. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ НА УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ

Школы отличаются по доступным образовательным ресурсам и способам их использования, по ограничениям, которые существуют в их работе (например, очень большие классы, санитарно-гигиенические условия), и своей способности к изменениям. Они также отличаются по социально-экономическим условиям, которые получают от семьи и сообществ. Но инструмент CAPSA изначально разработан со стандартизи-

рованными тестами достижения и анкетами, учитывающими образовательные стандарты и учебные программы четырех стран Центральной Азии.

Анкета администрации. «Насколько вы удовлетворены качеством кадрового состава начальной школы?». Ответили: вполне удовлетворен^) - 55,7%, частично удовлетворен(а) - 44,3%.

Результаты по математике Результаты по чтению

Вполне Частично Вполне Частично

удовлетворен(а) удовлетворен(а) удовлетворен(а) удовлетворен(а)

Рис. 11. Средние тестовые баллы обучающихся по отношению к оценке состава кадров начальной школы администрацией.

Анкета администрации. «Каков тип вашей школы?». Ответили: общеобразовательная школа - 81,3%, гимназия - 10,5%, лицей - 6,2% и учебно-воспитательный комплекс (УВК) - 2,1%.

81,3 Каков тип у вашей школы? Общеобразовательная

Щ Гимназия

П Лицей

ш увк

10)5 6 2 шш 2,1

Рис. 12. Доля школ различного типа, %.

На рис. 13 приведены тестовые баллы обучающихся в зависимости от типа школы.

Результаты по математике

580

511

497

1

Общеобразовательная

546

Результаты по чтению

583

547

Гимназия Лицей

495

Общеобразовательная

504

Гимназия Лицей

Рис. 13. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от типа школы.

Из рис. 13 видно, что достижения детей зависят от типа школы, хотя по государственному образовательному стандарту начальная школа не имеет отличий. Тем не менее обучающиеся гимназий, лицеев и УВК показали хорошие результаты - это означает, что учреждения обладают достаточными образовательными ресурсами.

На утверждение, что в их школе разработаны планы для развития качественного и квалифицированного преподавания, учителя ответили: согласны - 75,2%, частично согласны - 24,5% и не согласны - 0,3% (рис. 14).

Результаты по математике 507

490

475

Не согласны

Частично согласны

Результаты по чтению 509

504

497

Не согласны

Частично согласны

Рис. 14. Средние тестовые баллы обучающихся в соотношении с планом по развитию качественного и квалифицированного преподавания.

Средний балл обучающихся по математике и чтению в школах, где учителя согласились с данным утверждением - 507/504, частично

УВК

УВК

согласились - 490/497 и не согласились - 475/509 соответственно. Таким образом, большинство учителей согласны, что в их школах проводится работа по развитию качественного и квалифицированного преподавания предметов и, естественно, средний результат у них по математике и по чтению соответственно равен 507/504.

Анкета учителя. На вопрос, есть ли в начальных классах вашей школы проектор, респонденты ответили: 43,7% - да, 56,3% - нет.

Следовательно, около 44% учителей имеют проектор для использования во время урока, соответственно, результат у них намного выше, чем у тех учителей, которые его не имеют. На рис. 15 показано, как влияет на тестовые баллы обучающихся наличие в классе проектора.

Нет Да Нет Да

Рис. 15. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от наличия проектора в классе.

3. ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ

Анкета учителя. По вопросу, как часто в вашей школе проводятся заседания методической секции для учителей младших классов, получены следующие результаты: 1 раз в месяц - 64,6%, 1-2 раза в полугодие -32,7%, 1-2 раза в год - 2,1% и неоднозначно - 0,7%.

В школах, где работают методические секции (1 раз в месяц и 1-2 раза в полугодие), результаты выше, чем средние по республике (рис. 16).

Результаты по математике 509

498

Результаты по чтению 504 506

447

475

445

.о*'

„О*

4

.СУ

о*

Рис. 16. Средние тестовые баллы обучающихся в случае работы методической секции в начальной школе.

На вопрос, использовались ли в начальных классах вашей школы в этом учебном году следующие методы, в частности наблюдение уроков инспекторами или другими внешними оценщиками, получены следующие ответы: да - 77,1%, нет - 22,9%.

Как видно из данных на рис. 17, в школах, где осуществлялась внешняя оценка, результат совпадает со средним баллом по республике.

Результаты по математике 503

495

Нет

Да

Результаты по чтению

503

496

Нет

Да

Рис. 17. Средние тестовые баллы обучающихся при работе внешних

оценщиков.

Анкета ученика. На вопрос, как часто на уроках математики учитель просит обучающихся спрашивать, если им что-то непонятно, получены следующие ответы: часто - 69,3%, иногда - 25,9%, никогда - 4,8%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, лучшие результаты показали те обучающиеся, чьи учителя просят задавать вопросы относительно понимания ими учебного материала.

Результаты по математике

Результаты по чтению

Никогда Иногда Часто Никогда Иногда Часто

Рис. 18. Средние тестовые баллы обучающихся в соответствии с вопросами о понимании преподаваемого на уроках материала. Анкета учителя. На вопрос, есть ли у вас возможность повышать свою квалификацию на курсах повышения квалификации (КПК), 93,8% ответили - да, 6,2% - нет.

В республике у учителей есть возможность повышать квалификацию, но результат не всегда соответствует ожиданиям. Ученики, чьи учителя проходят КПК, достигают средних результатов на тестах (рис. 19), соответственно, эффективность проводимых в республике курсов требует дополнительного изучения ответственными за это направление работы подразделениями Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

Нет Да Нет Да

Рис. 19. Средние тестовые баллы обучающихся в зависимости от возможности учителей повышать свою квалификацию.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• выявлен недостаток внимания родителей к проблемам образования своих детей, в том числе в обеспечении необходимых условий для занятий дома;

• обучающиеся не имеют доступа к источникам информации, в том числе к Интернету и информационным технологиям (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны);

• отмечается недостаток образовательных ресурсов, особенно в сельских школах и школах малых городов (проекторы, компьютеры и компьютерные программы, интерактивные доски);

• основными методами работы в классе являются заучивание правил и определений, чтение и пересказ учебного материала;

• практически не используются интерактивные методы обучения и оценки результатов учебных достижений обучающихся;

• отсутствуют навыки работы с тестами разного формата (установление соответствия, последовательности, применение заданий открытого типа с кратким конструируемым ответом);

• обучающиеся не овладевают навыками решать нестандартные задачи.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Администрации школ:

• обсудить результаты проведенного исследования с учителями школ, представителями местного самоуправления и родительской общественности;

• внести изменения и дополнения в программы развития школ, перспективные планы учебно-воспитательной работы с учетом результатов исследования CAPSA.

Руководителям районных и городских отделов образования:

• организовать обсуждение результатов CAPSA в целях обратной связи не только с участниками исследования, но и в масштабе района и города;

• усилить внимание к повышению квалификации учителей, их участию в семинарах, тренингах, в мероприятиях по улучшению качества обучения с использованием современных педагогических технологий;

• осуществить разработку внутренних управленческих решений по совершенствованию деятельности учебных заведений, в частности организации их работы с родителями (законными представителями) учеников.

Руководителям педагогических вузов и колледжей:

• пересмотреть программы подготовки педагогических кадров для начальной школы с учетом данного и других проводимых в республике исследований по оценке образовательных достижений обучающихся;

• развернуть работу по улучшению качества обучения студентов с использованием современных педагогических технологий;

• полнее учитывать в своей работе и в деятельности учебных заведений основополагающую цель подготовки педагогических кадров -ориентацию на конечный результат.

Различным ведомствам исполнительных органов власти:

• на уровнях местного самоуправления (отделы социального фонда) оказать помощь в решении социально-экономических проблем уязвимых слоев населения в виде адресной помощи малоимущим семьям;

• организовать учет и поддержку семей с детьми школьного возраста, на которые оказывают влияние внешняя и внутренняя миграции граждан республики.

Министерству образования и науки Кыргызской Республики результаты CAPSA и других исследований использовать для повышения качества образования младших школьников при разработке государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ; учебников и учебно-методических пособий для учителей; контрольно-измерительных материалов.

В заключение можно сказать, что рекомендации можно использовать для улучшения качества обучения и практической деятельности образовательных учреждений. Результаты исследования должны способствовать выработке координированного подхода к образовательной реформе, а также обеспечить справедливый доступ к образованию для всех детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Келлаган, Т. Использование результатов национальной оценки учебных достижений / Томас Келлаган, Винсент Грини, Т. Скотт Мюррей ; пер. с англ. С. В. Фирсовой ; под ред. В. И. Звонникова. - М. : Логос, 2014. - 248 с.

2. О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике : постановление Правительства Кыргызской Республики от 23.03.2012 № 201 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.