Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на таможенную политику в условиях глобализации'

Факторы, влияющие на таможенную политику в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3508
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФАКТОРЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CUSTOM''S POLICY / GLOBALIZATION / INTEGRATION / FACTORS OF CUSTOM''S POLICY / OUTWARD ECONOMIC ACTIVITY / COMPARATIVE ADVANTAGES / LEVEL OF STATE INVOLVEMENT / FOREIGN TRADE RELATIONS / СИЁСАТИ ГУМРУКӣ / ҷАҳОНИШАВӣ / ЯКҷОЯШАВӣ / ОМИЛҳОИ СИЁСАТИ ГУМРУКӣ / ФАЪОЛИЯТИ ЩТИСОДИИ ХОРИҷӣ / АФЗАЛИЯТҳОИ қИЁСӣ / САТҳИ ҷАЛБШАВИИ ДАВЛАТ БА АЛОқАҳОИ САВДОИ БЕРУНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна, Маьруфов Фирдавсджон Каримович

Анализируется уровень воздействия глобализационных процессов на формирование таможенной политики. Основная цель выявление зависимости таможенной политики от уровня воздействия глобализации на отдельное государство. Отмечается, что таможенная политика, будучи одной из форм внешнеэкономической активности государства, подвержена наибольшему влиянию глобализации. В частности, на основе анализа динамики импортно-экспортных операций Республики Таджикистан делается вывод, что увеличение объемов импорта в определенной мере является следствием более глубокой интеграции Таджикистана в мировую хозяйственную систему и предполагает либерализацию таможенной политики. Выделяются факторы, возникающие вследствие глобализационных процессов и определяющие таможенную политику на современном этапе развития мирового экономического сообщества. Делается заключение, что в современных условиях именно глобализация определяет основные направления таможенной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна, Маьруфов Фирдавсджон Каримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS SWAYING UPON CUSTOM`S POLICY UNDER THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

In their article the authors analyze the level of the sway of globalizational processes upon the custom's policy formation. The main objective of the article is aimed at the elicitation of custom's policy dependence on the level of globalization effect over a separate state. It is underscored that the custom's policy, being one of the forms of foreign economic activeness of the state, is exposed to the greatest influence of globalization. In particular, proceeding from the assumption of the analysis dealing with dynamics of export-import operations of Tajikistan Republic, the authors come to the conclusion that the increasing of a volume of import in a certain extent is considered as a consequence of a deeper integration of Tajikistan into the global economic system and presupposes liberalization of custom's policy. The authors single out the factors arising as a consequence of globalizational processes and determining custom's policy at the contemporary stage of development of the world economic community. In a nutshell, the authors conclude that namely globalization determines basic directions targeted at custom's policy under contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на таможенную политику в условиях глобализации»

УДК 339.5 ББК 65.428-18 (5Т)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТАМОЖЕННУЮ ПОЛИТИКУ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ОМИЛХ^ОИ МУАССИР БА СИЁСАТИ ГУМРУКЙ ДАР ШАРОИТИ ЧА^ОНИШАВЙ

FACTORS SWAYING UPON CUSTOM S POLICY UNDER THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Блиничкина Надежда Юрьевна,

к.э.н., заведующий отделом международных связей ТГУПБП

Маъруфов Фирдавсджон Каримович,

соискатель кафедры таможенной службы ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Блиничкина Надежда Юрйевна,

н.и.и., мудири шуъбаиробитауои байналхалции ДД^БСТ Маъруфов Фирдавсцон Каримович,

унвонцуи кафедраи хадамоти гумруки ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Blinichkina Nadezhda Yuryevna,

candidate of economy sciences, chief of the department of international relations under TSULBP (Tajikistan, Khujand) Marufov Firdavsjon Karimovich,

claimant for candidate degree of the department of custom s service under TGUPBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: nadya_85@rambler. ru

Ключевые слова: таможенная политика, глобализация, интеграция, факторы таможенной политики, внешнеэкономическая деятельность, сравнительные преимущества, уровень вовлеченности государства, внешнеторговые отношения

Анализируется уровень воздействия глобализационных процессов на формирование таможенной политики. Основная цель - выявление зависимости таможенной политики от уровня воздействия глобализации на отдельное государство. Отмечается, что таможенная политика, будучи одной из форм внешнеэкономической активности государства, подвержена наибольшему влиянию глобализации. В частности, на основе анализа динамики импортно-экспортных операций Республики Таджикистан делается вывод, что увеличение объемов импорта в определенной мере является следствием более глубокой интеграции Таджикистана в мировую хозяйственную систему и предполагает либерализацию таможенной политики. Выделяются факторы, возникающие вследствие глобализационных процессов и определяющие таможенную политику на современном этапе развития мирового экономического сообщества. Делается заключение, что в современных условиях именно глобализация определяет основные направления таможенной политики.

Калидвожах^о: сиёсати гумрукй, цауонишавй, якцояшавй, омилуои сиёсати гумрукй, фаъолияти щтисодии хорицй, афзалиятуои циёсй, сатуи цалбшавии давлат ба алоцауои савдои беруна

Дар мацола сатуи таъсири мацрои цауоншавй ба раванди ташаккули сиёсати гумрукй таулил шудааст. Х,адафи асосии мацола ошкор намудани вобастагии сиёсати гумрукй аз сатуи таъсири цауонишавй дар мисоли давлати алоуида мебошад. Дар он цайд мешавад, ки сиёсати гумрукй, чун яке шаклуои фаъолияти пурсамари ицтисо-диёти хориции давлат, бештар ба цауоншавй таъсирпазир мебошад. Зимнан, дар зами-наи таулили динамикаи муомилоти воридотию содиротии Чумуурии Тоцикистон хуло-са карда мешавад, ки зиёдшавии уацми воридот, як андоза, натицаи интегратсияи жарфтари Тоцикистон ба низоми хоцагии цауонй буда, либераликунонии сиёсати гумрукиродар пай дорад. %амчунин, омилуое цудо карда шуданд, ки дар натицаи мацрои цауоншавй ба вуцуъ омада, сиёсати гумрукиро дар маруалаи уозираи рушди цомеаи ицтисодии цауонй муайян мекунанд. Муаллиф ба хулоса меояд, ки дар шароити кунунй мауз цауонишавй самтуои асосии сиёсати гумрукиро муайян мекунад.

Key words: custom's policy, globalization, integration, factors of custom's policy, outward economic activity, comparative advantages, level of state involvement, foreign trade relations

In their article the authors analyze the level of the sway of globalizational processes upon the custom's policy formation. The main objective of the article is aimed at the elicitation of custom's policy dependence on the level of globalization effect over a separate state. It is underscored that the custom's policy, being one of the forms of foreign economic activeness of the state, is exposed to the greatest influence of globalization. In particular, proceeding from the assumption of the analysis dealing with dynamics of export-import operations of Tajikistan Republic, the authors come to the conclusion that the increasing of a volume of import in a certain extent is considered as a consequence of a deeper integration of Tajikistan into the global economic system and presupposes liberalization of custom's policy. The authors single out the factors arising as a consequence of globalizational processes and determining custom's policy at the contemporary stage of development of the world economic community. In a nutshell, the authors conclude that namely globalization determines basic directions targeted at custom's policy under contemporary conditions.

Современные тенденции развития экономики в мире в целом и в каждом отдельном регионе предполагают возникновение определенных особенностей в организации ряда процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью государств. В частности, все усиливающееся влияние глобализации имеет основополагающее значение для внешнеэкономической политики даже тех стран, которые все еще противодействуют процессам интеграции и стремятся дистанцироваться от мировой экономики в целях обеспечения стабильности и независимости.

Ситуация складывается так, что воздействие глобализации происходит одновременно на все стороны экономической деятельности государств, но особенному влиянию подвергается та часть экономической активности, которая тем или иным способом непосредственно находится во взаимодействии с экономиками других стран. К таким

формам деятельности прежде всего следует отнести деятельность таможенных служб, а следовательно, и таможенную политику в целом.

Таможенная политика, являясь системой государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач [5, 7], оказывается в наиболее тесной зависимости от внешних факторов и процессов.

Глобализация сказывается на таможенной политике самым удивительным и непредсказуемым образом, начиная от возникновения необходимости в принятии единой формы таможенной декларации. Улучшение межгосударственных связей, ускорение доставки товаров при увеличении общей численности населения в мире приводит к увеличению товаропотока, а также к ускорению его перемещения. Из этого следует необходимость разработки новых способов таможенного оформления перемещаемых товаров, то есть выработки новых методов и принципов таможенной политики.

Однако ученые, как экономисты, так и представители других гуманитарных наук, неоднократно отмечали, что при наличии многих положительных результатов глобализации наблюдаются и существенные проблемы, являющиеся следствием глобализа-ционных процессов.

К примеру, глобализация содействует увеличению числа контактов с различными государствами, с которыми прежде не имелось никаких отношений в торговом плане, что, с одной стороны, расширяет экономические возможности, но, с другой стороны, усложняет таможенную политику, задачей которой, помимо прочего, является определение приоритетов во внешнеторговом сотрудничестве и установление соответствующих таможенных тарифов.

Сложность данных процессов наглядно проявляется в динамике товаропотоков (таблица 1).

Д инамика внешнеторговых отношений Республики Таджикистан

Год Число стран-партнеров Количество импортных товарных групп по ТН ВЭД Объем импорта (в тыс. тонн) Объем экспорта(в тыс. тонн)

2000 67 88 1782,8 621,9

2015 101 96 2501,3 475,6

В % к 2000 году 150,7 109,1 140,3 76,5

Составлено авторами по данным официальной статистики Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан (URL:

http://www.customs.tj/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=66&Itemid= 49&lang=tj - Дата обращения: 03.10.2016)

Анализ данных, приведенных в таблице, дает возможность сделать довольно интересные выводы. Прежде всего следует отметить, что за последние 15 лет число стран-партнеров увеличилось чуть более, чем в 1,5 раза. Это подразумевает, что в нашей стране появились возможности принимать грузы из этих государств либо отправлять их в данные государства. Глобализация создает условия для получения более качественного товара по

оптимальной цене. Кроме того, в некоторой мере расширился перечень товаров, используемых в экономике Таджикистана.

Но наибольший интерес, на наш взгляд, вызывает рассмотрение динамики импорта и экспорта товаров не в денежном эквиваленте, а в весовом соотношении. Данные таблицы демонстрируют увеличение импорта, что можно было бы объяснить ростом численности населения. Однако тот факт, что рост объемов импорта сопровождается уменьшением объемов экспорта практически в равной мере, приводит нас к иному выводу: глобализация привела к тому, что, в соответствии с теорией сравнительных преимуществ, нам выгоднее ввозить многие виды товаров из тех, которые прежде мы производили сами.

Все это является не только общеэкономической проблемой для Таджикистана, но и служит причиной возрастания роли таможенной политики как основного инструмента, позволяющего решить ее, и важности поиска путей оптимизации ситуации и повышения эффективности деятельности таможенных органов. С этой целью необходимо выявить, какие факторы, возникшие под воздействием глобализационных процессов, оказывают позитивное воздействие на формирование таможенной политики, а какие - негативное.

Белорусский экономист П. И. Болточко предлагает разделить все факторы, воздействующие на таможенную политику, на четыре группы: политические, экономические, технические и организационные. При этом он выделяет такие факторы, как образование центров силы, практикующих во внешней торговле использование двойных стандартов к другим участникам рынка, ускорение процессов глобализации и регионализации экономики, уровень информационно-технического оснащения таможенных органов, наличие механизмов, призванных обеспечить соблюдение законодательных норм, и т.д. [1].

Данная классификация достаточно точна, но рассматривает факторы, оказывающие влияние на таможенную политику, в целом. Наша задача заключается в том, чтобы определить те факторы, которые возникли в результате воздействия глобализационных процессов в мировом хозяйстве.

В первую очередь все такие факторы, на наш взгляд, следует разделить на внешние, чье воздействие обусловлено деятельностью иностранных государств либо объективными условиями межгосударственных отношений, и внутренние, возникающие в ходе внутриэкономических процессов в рассматриваемом государстве.

Руководствуясь подобным разделение факторов, определяющих таможенную политику, можно отнести к внешним факторам следующие:

1. Таможенная политика иностранных государств в отношении рассматриваемого государства. Здесь также необходимо выделить три категории государств: иностранные государства, не взаимодействующие с изучаемым; государства, имеющие определенные внешнеторговые отношения с изучаемым; государства-партнеры, имеющие тесные связи с изучаемым. Очевидно, что влияние таможенной политики первой группы государств будет крайне незначительным, а в большинстве случаев такого влияния может и не быть вовсе, в то время как воздействие таможенной политики последней группы государств обычно оказывается определяющим по многих отношениях.

2. Расположение государств-партнеров. Как отмечалось выше, современные транспортные технологии позволяют вступать в торговые отношения практически со всеми странами мира. На таможенную политику это оказывает косвенное влияние, направленное на формирование соответствующей инфраструктуры по обслуживанию

грузов, прибывающих различными видами транспорта, и на установление более кратких сроков проведения определенных таможенных процедур.

3. Наличие крупных таможенных или иных экономических объединений, граничащих непосредственно с рассматриваемым государством. Традиционно политика подобных объединений в отношении прочих государств более жесткая и менее гибкая. В связи с этим нахождение на их границе вынуждает проводить также более жесткую таможенную политику в отношении непосредственных соседей, что в значительной мере ограничивает возможности внешней торговли.

4. Прохождение крупных международных либо региональных маршрутов по территории государства также требует принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности международного транзита, с одной стороны, и на предотвращение беспошлинного ввоза отдельных видов товаров в форме международного транзита - с другой.

5. Уровень жизни в стране-партнере. Данный фактор отражает зависимость таможенной политики от международных норм поддержки наименее развитых стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования и конкурентоспособность производителей которых поддерживается мировым сообществом искусственно, за счет отказа от импортных пошлин для товаров, произведенных в таких странах.

Безусловно, перечень внешних факторов, воздействующих на таможенную политику, этим не ограничивается. Мы выделили лишь наиболее существенные из них, возникшие в результате интеграционных и глобализационных процессов.

Руководствуясь тем же принципом при определении внутренних факторов, можно выделить:

1. Перечень экспортируемых товаров. От него во многом зависит таможенная политика в отношении отечественных товаропроизводителей, а также политика введения ввозных пошлин на аналогичные импортные товары.

2. Перечень импортируемых товаров. Формирует в определенной степени перечень государств-партнеров и, в зависимости от того, насколько страна нуждается в импорте того или иного товара, определяет степень зависимости страны от такого партнера, что, безусловно, сказывается на мерах таможенной политики, направленных на регулирование внешнеторговых взаимоотношений с партнером и на определение условий поставок необходимого товара в страну.

3. Динамика численности и уровня жизни населения. Эти факторы определяют объем импортируемых и, в какой-то мере, экспортируемых товаров, то есть уровень вовлеченности государства во внешнеторговые отношения. Кроме того, уровень жизни населения влияет на качество и определяет отдельные виды импортируемых товаров. Таким образом, уровень жизни населения определяет те страны, с которыми будут формироваться внешнеторговые отношения, постольку, поскольку в производстве пользующихся спросом товаров действует международная специализация и международное разделение труда.

Под воздействием перечисленных факторов формирование таможенной политики и организация деятельности таможенных органов в Республике Таджикистан представляется чрезвычайно сложной задачей. Глобализация воздействует на экономику нашей страны таким образом, что обостряются многие экономические проблемы. В этих условиях при

формировании таможенной политики, на наш взгляд, необходимо уделить внимание прежде всего следующим факторам:

1. Учитывая тот факт, что доля импорта в Таджикистане в значительной мере превышает долю экспорта во внешнеторговом обороте (на 2016 год соотношение составляет 78,18% импорта к 21,82% экспорта [2]), возникает необходимость выработки такой тарифной политики, которая обеспечивала бы поддержку развития отечественного товаропроизводителя и содействовала импортозамещению и, вместе с тем, учитывая уровень бедности в стране и уровень доходов населения в целом, не ухудшала бы положение граждан и не привела к снижению уровня жизни населения.

2. Проведение политики «открытых дверей» и вступление в ВТО требуют от Таджикистана либерализации таможенной политики, прежде всего в сфере тарифного регулирования внешней торговли. Однако это не всегда соответствует интересам самой республики. Снижение тарифов потенциально может нанести вред отечественным товаропроизводителям, которые только начинают развиваться и не могут быть конкурентоспособными на открытом рынке. Кроме того, таможенные платежи составляют значительную долю средств, поступающих в государственный бюджет (так, в 2016 году было запланировано, что поступления от уплаты только таможенных пошлин составят 684 670 тыс. сомони, или 10,05% от всех фискальных поступлений государственного бюджета Таджикистана; при этом данные поступления превышают поступления от налога на прибыль в 2,8 раза и от подоходного налога - в 1,3 раза [3]), то есть при либерализации внешнеторговой политики потери государственного бюджета будут существенны, что в свою очередь повлияет на возможность государства выполнять принятые социальные обязательства и ухудшит социально-экономическую обстановку в стране.

3. Поскольку республика граничит с Афганистаном, имеющим нестабильную внутреннюю обстановку, потенциально опасную и с политической, и с экономической точки зрения (в том числе в плане контрабанды товаров и организации наркотрафика), возникает необходимость в усилении контролирующих таможенных органов на данном отрезке границы.

4. При условии формирования на территории Таджикистана транзитного маршрута из Юго-Восточной Азии в Европу через Россию потребуется вложение значительных средств в развитие и модернизацию таможенной инфраструктуры. Та же необходимость возникнет и при вступлении нашей страны в Таможенный союз. Таким образом, любая форма таможенной интеграции для Республики Таджикистан предполагает определенные материальные затраты по усилению таможенных органов, а также некоторые уступки в таможенной политике в целом, что в настоящее время в полной мере не соответствует интересам нашей страны. Эта ситуация тормозит интеграционные процессы и приводит к тому, что страна упускает многие возможности из-за вероятности осложнения нынешней ситуации при потенциальном улучшении в будущем.

В связи со всем вышеописанным необходимо еще раз отметить очевидный факт: в процессе глобализации экономики государства оказываются в той или иной мере взаимосвязанными. Для формирования таможенной политики значение этого явления заключается в том, что при столь тесных связях таможенная политика государств-партнеров также может оказывать определенное воздействие на отечественную

экономику, следовательно, является фактором, определяющим некоторые элементы и отечественной таможенной политики.

Примером может служить ситуация с импортом нефтепродуктов из России в Таджикистан в 2010 году, когда при выявлении случаев их реэкспорта из Таджикистана за рубеж Россия ввела вывозные таможенные пошлины на указанные товары. Результатом явился не только рост цен на нефтепродукты в республике, но и ускорение темпов инфляции в целом [4, с. 43].

В этих условиях необходимо выработать такую политику по регулированию тарифов и таможенных взаимоотношений с партнером, которая бы в наиболее полной мере соответствовала интересам обеих сторон.

Учитывая объемы импорта, в сложившихся условиях глобализации для Таджикистана наибольшее значение имеет сохранение стабильных отношений с государствами-партнерами и проведение взаимно согласованной таможенной политики. Отступление от этого приведет к различным негативным последствиям.

Другим фактором, определяющим направления таможенной политики, являются нормы международного таможенного права. Если полвека назад отдельные государства могли игнорировать стандарты, установленные в каком-либо регионе или в мире в целом, то сегодня подобное отношение противоречит интересам государств.

При этом таможенная политика оказывается под воздействием норм и принципов, которые не всегда приемлемы в отдельно взятом государстве, как это происходит в настоящее время в сфере применения тарифной и нетарифной политики регулирования товаропотоков Республики Таджикистан. Если во многих странах мира тарифная политика рассматривается как малоэффективная, то в нашей стране отказ от нее и замена ее механизмов мерами нетарифного таможенного регулирования может привести к значительным экономическим последствиям, начиная от воздействия на бюджет (о чем говорилось выше) и вплоть до краха отдельных отечественных производств.

Кроме указанного, существенное значение для Республики Таджикистан имеет процесс интеграции с Таможенным союзом, начавшийся сразу после распада Советского Союза и, несмотря на множество препятствий, продолжающийся до сих пор. Процесс интеграции в Таможенный союз в контексте данного исследования можно назвать основополагающим фактором в формировании таможенной политики, поскольку он вынуждает правительство принимать меры по пересмотру всех норм для придания им идентичности соответствующим нормам Таможенного союза. Сама таможенная политика формируется в рамках клише политики Таможенного союза.

Таким образом, можно сделать заключение, что на современном этапе развития мирового хозяйства основным внешним фактором, под воздействием которого формируется таможенная политика, является сама глобализация и уровень вовлеченности того или иного государства в глобализационные процессы. Кроме того, глобализация значительно усиливает воздействие большей части региональных внешних факторов (политических, экономических, географических, в том числе и геополитических и геоэкономических) на таможенную политику, определяя ее основные направления и приоритеты.

Список использованной литературы:

1. Болточко П.И. Таможенная политика: теоретические подходы// URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/148907/1/21-29.pdf (Дата обращения: 8.10.2016)

2. Данные официальной статистики Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан (URL: http://www. customs. tj/index.php?option=com_content&view =category&layout=blog&id=66 &Itemid=49&lang=tj (Дата обращения: 03.10.2016)

3. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2016 год». - Душанбе, 2015. - 11 с.

4. Попов Д.С. Таджикистан в контексте внешнеэкономических стратегий крупных государств //Проблемы национальной стратегии. - 2011. - № 3 (8). - С. 40-60.

5. Соломеин А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России. - СПб: ИЦ «Интермедия». - 2011. - 252 с.

Reference Literature:

1. Boltochko P.I. Custom's Policy: Theoretical Approaches//// URL: http://elib. bsu. by/bitstream/123456789/148907/1/21 -29.pdf (date of request: 8.10.2016)

2. The Data Concerned with Official Statistics of Custom's Services under Tajikistan Republic Government (URL: http://www. customs. tj/index.php?option=com_content&view =category&layout=blog&id=66 &Itemid=49&lang=tj (date of request: 03.10.2016)

3. Tajikistan Republic Law «On State Budget of Tajikistan Republic for 2016».- Dushanbe, 2015. - 11 pp.

4. Popov D.S. Tajikistan in the Context of Outward Economic Strategies of Big States // Problems of National Strategy. - 2011. - # 3 (8). - pp. 40 - 60.

5. Solomein A. Yu. The History of Custom's Affairs and Custom's Policy of Russia. - SPb: «Intermedia» informational center. - 2011. - 252 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.