Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на скорость охлаждения плодоовощей при перевозках в рефрижераторных транспортных модулях'

Факторы, влияющие на скорость охлаждения плодоовощей при перевозках в рефрижераторных транспортных модулях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
523
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ПЛОДООВОЩЕЙ / ТРАНСПОРТНЫЕ МОДУЛИ / КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ / ПЛОТНОСТЬ ШТАБЕЛЯ / СКОРОСТЬ ОХЛАЖДЕНИЯ / МАССА ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Болотин В. А., Ефимов В. В., Кобулов Ж. Р.

Рассмотрены факторы, влияющие на качество и сохранность перевозимых в рефрижераторных транспортных модулях плодоовощей. Подробно описаны характеристики теплообменных процессов в грузовом помещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Inviromental Factors on the Rate of Cooling Fruits and Vegetables During Transportation Process in Refrigirated Transport Units

The article overviews the factors affecting the quality and safety of fruits and vegetables transported in refrigerated transport containers. It also presents detailed description of characteristics of heat-exchange processes in the cargo space of transport refrigeration units.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на скорость охлаждения плодоовощей при перевозках в рефрижераторных транспортных модулях»

УДК 656.225.073.8

В. А. Болотин, В. В. Ефимов, Ж. Р. Кобулов

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ОХЛАЖДЕНИЯ ПЛОДООВОЩЕЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ В РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МОДУЛЯХ

Рассмотрены факторы, влияющие на качество и сохранность перевозимых в рефрижераторных транспортных модулях плодоовощей. Подробно описаны характеристики теплообменных процессов в грузовом помещении.

перевозка плодоовощей, транспортные модули, качество перевозимых грузов, плотность штабеля, скорость охлаждения, масса перевозимого груза.

Введение

Перевозка скоропортящихся грузов в изотермических вагонах требует создания таких условий, при которых грузы сохраняют свои качества.

Скоропортящиеся грузы, как пищевые продукты, характеризуются следующими показателями качества:

энергетической ценностью - количеством энергии, выделяемой при усвоении человеком единицы массы продукта;

биологической ценностью - наличием витаминов и минеральных веществ, особо важных для организма аминокислот, жирных кислот и др.;

органолептической ценностью - вкусом, запахом, внешним видом, консистенцией;

физиологической ценностью - влиянием на деятельность отдельных систем человеческого организма (нервной, пищеварительной и т. д.);

усвояемостью - переработкой организмом данного продукта, например, белки мясных, рыбных, молочных продуктов усваиваются на 97 %, жиры растительные - на 90 %;

доброкачественностью - гарантией от вредного воздействия на человеческий организм, т. е. отсутствием ядовитых веществ, болезнетворных микробов, соединений свинца, ртути и т. п.

Сразу же после заготовки в продуктах начинают происходить процессы, ведущие к изменению их свойств и качества. Продукты с самого начала подвержены разлагающим воздействиям внутренних и внешних факторов. Плоды, ягоды и овощи некоторое время сохраняют тенденцию развития (созревания) и продолжают вести борьбу с микроорганизмами внешней среды.

Если снижается одно из показателей качества, это может привести к процессу порчи. Порча - это понижение показателей качества, понижение потребительских ценностей продукта, обусловленное изменением состава неорганических веществ. Она проявляется в изменении цвета (окисление гемоглобина или миоглобина), уплотнении и сморщивании поверхности (потеря межклеточной влаги).

Основными причинами порчи продуктов являются: поступление извне микроорганизмов при хранении и перевозках, особенно в антисанитарных условиях;

допущение состояний, благоприятных для развития внутри продуктов микробиальных и ферментальных процессов.

Условия, которые способствуют порче продуктов, разнообразны. Среди них можно выделить:

нарушение требуемого температурного режима хранения и перевозки; нарушение условий погрузки; попадание солнечного света на груз;

отсутствие вентилирования и циркуляции воздуха в грузовых помещениях транспортных и складских модулей;

несоблюдение лечебно-профилактических условий хранения грузов; прием к доставке заведомо испорченной продукции; нарушение технологических сроков хранения и перевозки груза.

Часто плодоовощи прибывают неохлажденными с мест их выращивания и грузятся на транспортные средства, а по правилам необходимо их охлаждать.

Погрузка неохлажденных плодоовощей приводит к дополнительной потери времени на охлаждение и соответственно к уменьшению скорости охлаждения. Малая скорость охлаждения плодоовощей является причиной порчи, которая до настоящего времени мало изучена.

Кроме того, на скорость охлаждения плодоовощей влияет множество факторов (рис. 1). В этой связи особую актуальность приобретают вопросы правильного определения и изучения этих факторов.

Рис. 1. Факторы, влияющие на качество при перевозке неохлажденных плодоовощей

1 Характеристика теплообменных процессов в грузовом помещении рефрижераторных транспортных модулей

После погрузки и закрытия дверей рефрижераторного вагона или контейнера запускают дизель-генераторы, устанавливают требуемый температурный режим и режим обслуживания груза в пути, включают холодильно-отопительное оборудование. При этом сначала начинают работать вентиляторы-циркуляторы, с помощью которых температурные поля свободного воздуха и груза во всех случаях, показанных на рис. 2, выравниваются, т. е. температура свободного воздуха внутри транспортного модуля после погрузки (4.п.п) становится примерно равной температуре груза, установившаяся после погрузки (£г.п.п). Таким способом бригады механиков контролируют (косвенно) фактическую температуру принятого груза. Через 7...10 мин после включения вентиляторов-циркуляторов автоматически включаются холодильные машины или электропечи, в зависимости от назначенного способа обслуживания груза в пути [1, 2].

Особенности теплообменных процессов, происходящих во время перевозки в грузовом помещении, можно рассматривать применительно к конкретным видам грузов.

В грузовое помещение вагона поступают неохлажденные гранаты при температуре £гн = 12 °С. Поскольку тип грузового фронта и время погрузки заданием не определены, будем считать, что температура воздуха на фронте погрузке t<j, = tF = 16,2 °С (рис. 2). По действующим правилам, предварительное охлаждение рефрижераторного вагона для неохлажденных грузов не требуется. В этом случае температура воздуха в вагоне на момент начала погрузки будет

tв.н.п = tф = tр = 16,2 °С.

Рис. 2. Динамика охлаждения воздуха и груза в вагоне в координатах (t° - температура, т - время):

НТРП - нестационарный температурный режим перевозки; ХМ - работа холодильных машин; Г - в данном случае источник теплопоступлений; ОС - теплопоступления от окружающей среды; /р, /в - соответственно изменение температуры наружного воздуха, груза и воздуха внутри грузового помещения вагона; тв - продолжительность первоначального охлаждения воздуха в грузовом помещении; тг - продолжительность охлаждения груза; т0б - общая продолжительность обслуживания груза в пути

В процессе погрузки воздух в вагоне будет охлаждаться, его температура будет стремиться выровняться с температурой гранат (рис. 2). Образуется температурный напор, появляются теплопритоки через ограждения вагона, открытую дверь. В дневное время действует солнечная радиация. Температура гранат будет повышаться и к концу погрузки может увеличиться примерно на полградуса. При желании можно вычислить температуру груза после погрузки (£г.п.п), но делать этого не нужно. Достаточно принять, что к концу погрузки и на момент включения холодильных машин температура груза не изменится, т. е. £г.п.п = £г.н = 12 °С.

Теплообменные процессы начинают происходить, когда расчетная температура наружного воздуха (£р = 16,4 °С) выше среднего значения температурного режима перевозки гранат (^ = (5 + 2) : 2 = 3,5 °С).

После включения холодильных машин из воздухораспределителя в грузовое помещение вагона начинает поступать холодный воздух, нагнетаемый вентиляторами-циркуляторами, и заполнять свободное пространство вокруг и внутри штабеля груза в соответствии с применяемой схемой циркуляции воздуха «вокруг и внутри штабеля». Забирая теплоту от груза и стен вагона, теплый воздух направляется к испарителям холодильных машин, охлаждается и снова нагнетается в воздухораспределитель. За счет работы холодильных машин происходит постепенное охлаждение циркулируемого воздуха, тары вагона и груза. Компенсируются внешние и внутренние теплопоступления.

Первоначальное охлаждение свободного воздуха в рефрижераторном вагоне (тв) будет длиться до тех пор, пока его температура не достигнет нижней границы требуемого температурного режима (£в.н = 2 °С). После этого холодильные машины отключают. За счет положительных суммарных теплопритоков циркулируемый воздух в вагоне будет прогреваться. При повышении температуры воздуха до верхней границы температурного режима (£в.в = 5 °С) вновь включают холодильные машины. Далее процесс повторяется.

По мере охлаждения груза интервалы между выключением и включением холодильных машин в стационарном режиме заметно увеличиваются. При продолжительности пауз в работе холодильных машин более 9 минут вентиляторы-циркуляторы автоматически отключаются.

Охлаждение груза до температурных значений, соответствующих стационарному температурному режиму, осуществляется за время тг, которое соответствует длительности теплообменного режима охлаждения груза. Затем этот режим переходит в режим теплокомпенсации и сохраняется до конца перевозки.

2 Влияние массы груза и степени плотности штабеля

на охлаждение свободного воздуха в транспортном модуле

Скорость охлаждения воздуха в грузовом помещении рефрижераторного вагона определяются по формуле, °С/ч:

Ь„ =

14,1 -к -Ь

0,32+ G6p -кш-кт

где числа - эмпирические коэффициенты, полученные путем многофакторного анализа и статистической обработки данных контрольноопытных перевозок скоропортящихся грузов;

км - поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий

влияние мощности холодильных машин и температурного напора через ограждение грузового помещения на интенсивность теплообменных процессов;

кб - поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий степень биохимических тепловыделений плодоовощей;

кш - поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий

влияние степени плотности штабеля;

кт - поправочный эмпирический коэффициент, учитывающий степень скважности тары.

На сегодняшний день основными способами укладки грузов, применяющимися при перевозке плодоовощей на рефрижераторном транспорте, являются плотно-вертикальная, плотная укладка, ящики-лотки.

Результаты расчетов скорости охлаждения воздуха в грузовом помещении рефрижераторного транспортного модуля с помощью Microsoft Excel при разных значениях массы груза и степени плотности штабеля приведены на рис. 3.

Скорость теплоотдачи груза, °С/ч, определяют следующим образом:

тг

2,94 -кш.кТ 1,9 + G6p ’

где G6p - количество груза в вагоне, брутто.

Результаты расчета скорости теплоотдачи груза при разных значениях массы груза приведены на рис. 4.

а)

4

б)

в)

О

О

5 10 15 20 25 30 35 40

2бр, т

2бр, т

Рис. 3. График зависимости охлаждения воздуха в грузовом помещении рефрижераторного вагона от степени плотности штабеля и массы груза: а) при степени плотности штабеля рш = 0,9 и кш = 0,75; б) при рш = 0,5 и кш = 1,5; в) при рш = 1 и кш = 0,31

Рис. 4. График темпа теплоотдачи груза в транспортном модуле в зависимости от массы груза

3 Влияние плотности штабеля и высоты укладки на качество плодоовощей при перевозке

Особенно важными факторами, влияющими на сохранность качества плодоовощей при перевозке, являются плотность и высота штабеля.

Жесткие нормы использования грузовместимости рефрижераторных вагонов устанавливаются в связи с необходимостью повышения их производительности и рентабельности перевозок. Они вполне оправданны при перевозках замороженных и предварительно охлажденных грузов. Однако при определении размещения неохлажденных свежих плодоовощей подход должен быть более осторожным и взвешенным. Известно, что увеличение степени загрузки грузового объема способствует снижению величины потерь от усушки, и этот вывод находит подтверждение на практике [3]. С другой стороны, в рефрижераторных вагонах увеличение загрузки возможно лишь при увеличении высоты погрузки или плотности укладки. Первое приводит к тому, что наружные слои груза оказываются в непосредственной близости к приборам охлаждения, возрастает опасность переохлаждения и порчи продукции. Второе вызывает ухудшение циркуляции охлаждающего воздуха в толще штабеля, из-за чего могут образовываться зоны повышенной температуры, приводящей к снижению качества продукции.

Исходя из этого, при решении задачи, связанной со схемой укладки грузов, необходимо учитывать описанные особенности.

Наиболее опасным для качества груза является начальный этап охлаждения: после погрузки до момента достижения температуры воздуха в вагоне до требуемого режима перевозки. Опасность локального переохлаждения возрастает при большой начальной температуре груза,

больших высоте и плотности штабеля и продолжительности работы холодильных машин.

Температура внутри штабеля снижается тем медленнее, чем больше его начальная температура, выше и плотнее укладка груза. В свою очередь, наработка тем больше, чем выше начальная температура груза. Оказывает некоторое влияние и воздухопроницаемость тары: чем она больше, тем быстрее снижается температура. Ввиду сложности описанных зависимостей предположить какое-то определенное правило для оценки температуры в центре штабеля затруднительно. На практике скорость ее снижения в зависимости от различных условий, как показано выше, может изменяться в широких пределах.

Заключение

На сегодняшний день важными потребностями рыночной экономики являются как быстрота перевозки, так и сохранность качества перевозимых грузов. Для оценки влияния приведенных факторов на скорость охлаждения плодоовощей следует рассматривать их более подробно.

Приведенные данные, выводы и наблюдения, основанные на практическом опыте и теоретическом анализе, можно использовать в теплотехнических расчетах при определении влияния тепловых потоков на охлаждение грузов в пути.

Библиографический список

1. Теплотехнический расчет рефрижераторных транспортных модулей : метод. указания / В. В. Ефимов. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 63 с.

2. Условия подготовки и перевозки скоропортящихся грузов : учеб. пособие / В. В. Ефимов. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 135 с.

3. Исследование температурного поля плотного штабеля груза в рефрижераторном вагоне / В. К. Мироненко // Холодильная техника. - 1990. - Вып. № 9. - С. 27-31.

Статья поступила в редакцию 08.08.2010;

представлена к публикации членом редколлегии Ю. И. Ефименко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.