Научная статья на тему 'К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции'

К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
351
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / хладотранспорт / рефрижераторный вагон / транспортный пакет / стандарт-ный поддон / ящик дощатый / ящичный поддон / плодоовощная продукция / размещение грузов / транспортная партия / rail transport / supply chain / cold transport / refrigerated wagon / transport package / standard pallet / wooden tray / drawer board

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коровяковский Е. К., Илесалиев Д. И.

Узбекистан обладает высоким сельскохозяйственным ресурсным потенциалом. Производимые объёмы плодоовощной про-дукции позволяют обеспечивать не только внутренние потребности, но и поставлять продукцию на российские рынки. Дей-ствующая в настоящее время система организация перевозок в Узбекистане зачастую сопряжена с применением ручного труда, которая, в свою очередь, приводит к увеличению простоев рефрижераторных вагонов. Одним из основных направле-ний повышения эффективности доставки плодоовощной продукции является перевозка её укрупнёнными грузовыми еди-ницами. Однако сложность данной задачи заключается в необходимости рассмотрения множества возможных вариантов укладки грузовых единиц на плоские поддоны. Всё это обусловливает практическую и теоретическую актуальность иссле-дований процесса выбора рациональных параметров транспортных пакетов. В работе произведено сравнение различных способов укладки грузовых единиц на стандартные поддоны. Разработан алгоритм определения варианта рационального размещения грузовых единиц в рефрижераторных вагонах при условии обеспечения их рациональной загрузки. Использо-вание предложенного алгоритма позволяет эффективно анализировать различные варианты размещения грузовых единиц в рефрижераторных вагонах в зависимости от множества параметров, влияющих на условия перевозок грузов. Реализация результатов исследования позволит повысить массу транспортных партий плодоовощной продукции, а также эффективнее использовать грузоподъёмность рефрижераторных вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY ON SELECTING THE PARAMETERS OF THE TRANSPORT PACKS WITH FRUIT PRODUCTS SHIPPING

Uzbekistan has high agricultural resource potential. The produced amounts of fruit and vegetable products allow to provide not only internal require-ments, but also to deliver products on the Russian markets. The operating current system of the organization of transportation in Uzbekistan is often integrated with manual work that, in turn, leads to increase in idle times of refrigerated railcars. One of the main directions of increasing the efficiency of fruit and vegetable products’ shipping is delivery by its integrated unit loads. However, the complexity of this task consists in need of considera-tion of a set of possible options for stacking the unit loads on flat pallets. All this causes practical and theoretical relevance of study on selection process of rational parameters of transport packets. Comparison of various methods of stacking the unit loads on standard pallets is presented. The algorithm of determination of rational placement variant of cargo units in refrigerated railcars with condition for ensuring its rational loading is developed. Application of the proposed algorithm allows to analyze effec-tively various options of unit loads’ placement in refrigerated railcars depending on a set of the parameters influenced on conditions of transpor-tation of goods. Implementation of results of the research will allow to increase the mass of transfer quantities of fruit and vegetable products and also to use load-carrying capacity of refrigerated railcars more effectively.

Текст научной работы на тему «К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции»

УДК 656.073: 629.463.1 ао1 10.18503/2222-9396-2017-7-1-4-12

К ИССЛЕДОВАНИЮ ВОПРОСА ВЫБОРА ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ ПАКЕТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

Коровяковский Е.К.1, Илесалиев Д.И.2

'Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия 2Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, Узбекистан

Аннотация

Узбекистан обладает высоким сельскохозяйственным ресурсным потенциалом. Производимые объёмы плодоовощной продукции позволяют обеспечивать не только внутренние потребности, но и поставлять продукцию на российские рынки. Действующая в настоящее время система организация перевозок в Узбекистане зачастую сопряжена с применением ручного труда, которая, в свою очередь, приводит к увеличению простоев рефрижераторных вагонов. Одним из основных направлений повышения эффективности доставки плодоовощной продукции является перевозка её укрупнёнными грузовыми единицами. Однако сложность данной задачи заключается в необходимости рассмотрения множества возможных вариантов укладки грузовых единиц на плоские поддоны. Всё это обусловливает практическую и теоретическую актуальность исследований процесса выбора рациональных параметров транспортных пакетов. В работе произведено сравнение различных способов укладки грузовых единиц на стандартные поддоны. Разработан алгоритм определения варианта рационального размещения грузовых единиц в рефрижераторных вагонах при условии обеспечения их рациональной загрузки. Использование предложенного алгоритма позволяет эффективно анализировать различные варианты размещения грузовых единиц в рефрижераторных вагонах в зависимости от множества параметров, влияющих на условия перевозок грузов. Реализация результатов исследования позволит повысить массу транспортных партий плодоовощной продукции, а также эффективнее использовать грузоподъёмность рефрижераторных вагонов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, хладотранспорт, рефрижераторный вагон, транспортный пакет, стандартный поддон, ящик дощатый, ящичный поддон, плодоовощная продукция, размещение грузов, транспортная партия.

Введение

За рубежом плодоовощная продукция перевозится укрупнёнными грузовыми единицами - в пакетированном виде. Это обусловлено следующими условиями:

• высокая стоимость немеханизированной погру-зочно-выгрузочной работы;

• высокий уровень технологии и организации погру-зочно-разгрузочных, транспортных и складских работ;

• требования грузополучателей отправлять и получать продукцию только укрупнёнными грузовыми единицами.

Эти условия вытекают из следующих требований к перевозке плодоовощной продукции:

• повышение производительности погрузочно-выгрузочных механизмов;

• сокращение трудозатрат на погрузочно-выгрузочных работах, а также штатов рабочих;

• сокращение простоев рефрижераторных вагонов под погрузочно-выгрузочными операциями;

• снижение себестоимости погрузочно-выгрузочных работ и доставки плодоовощной продукции в непрерывных цепях поставок.

Однако перевозка плодоовощной продукции укрупнёнными грузовыми единицами имеет свои недостатки:

• дополнительные расходы грузоотправителей на эксплуатацию поддонов;

• неполное использование грузоподъёмности рефрижераторных вагонов;

• необходимость обмена и обратных перевозок порожних поддонов или загрузки их другими грузами на обратном рейсе.

Наиболее серьёзным недостатком доставки плодоовощной продукции укрупнёнными грузовыми единицами считается неполное использование грузоподъёмности рефрижераторных вагонов по сравнению перевозкой этой продукции поштучно и, соответственно, большие затраты грузоотправителей на доставку. У грузовладельцев появляется желание перевозить грузы более крупными транспортными партиями, т.е. чтобы в рефрижераторный вагон помещалось как можно большее количество плодоовощной продукции в каждой транспортной партии. Это может быть достигнуто в результате отказа от транспортной тары и максимального использования рефрижераторных вагонов как по грузоподъёмности, так и по вместимости.

© Коровяковский Е.К., Илесалиев Д.И., 2017.

4 -Современные проблемы транспортного комплекса России. 2017. Т.7. №1

Краткий обзор научных исследований в области выбора условий перевозок плодоовощной продукции

В работах [1, 2] рассмотрены факторы, влияющие на качество и сохранность перевозимых грузов в рефрижераторных вагонах, а также подробно описаны характеристики теплообменных процессов в грузовом помещении.

Журабоев К.А. и Маликов О.Б. [3] обосновали необходимость и преимущество создания холодильных терминалов в районах заготовления свежих плодов и овощей для совершенствования их подготовки к перевозке.

Работа Суховой И.А. и Красниковой Д.А. [4] посвящена способам транспортировки плодоовощной продукции с использованием поддонов. Авторами подчёркивается преимущество формирования транспортных пакетов при перевозке скоропортящихся грузов.

В работе [5], на основе фактического материала годовых отчётов, проанализированы основные каналы реализации овощной продукции, а также внесены конкретные предложения по совершенствованию системы заготовки, хранения и транспортировки.

Морозов В.Н. [6] отметил необходимость создания современных перегрузочных комплексов для обработки плодоовощной продукции.

В работе [7] обращено внимание на сложившуюся ситуацию дефицита рефрижераторных вагонов. Обосновывается необходимость экстренного возобновления строительства изотермического подвижного состава.

Автор Рукавишников А.М. [8] выделил рефрижераторный транспорт в качестве связующего звена между холодильным складом и сетью реализации продуктов конечному потребителю. Кроме того, автор отмечает, что рефрижераторный транспорт позволяет организовывать хранения скоропортящихся грузов на площадях-терминалах при наличии источников энергоснабжения.

В статье [9] авторы предложили технологию выбора подвижного состава при перевозке плодоовощной продукции с учётом особенностей этих групп продукции.

По результатам исследований [10, 11] целесообразности перевозок грузов в пакетированном виде в сравнении с доставкой их поштучно, сделаны выводы о целесообразности перевозки грузов в укрупнённых грузовых единицах.

Авторами Рахимовым Р.В. и Ходжимухаметовой М.А. [12] проведены исследования по организации перевозок плодов и овощей в универсальных контейнерах, в которых были проделаны люки.

Главной составной частью зарубежных исследований стало исследование сохранности скоропортя-

щихся грузов в непрерывных логистических цепях и отслеживание возвратной тары [13-21].

В рамках существующих исследований авторы касаются, в основном, вопросов создания холодильных складов и подвижного состава для перевозки грузов под температурным контролем, задач определения целесообразности пакетных перевозок. Однако в исследованиях особенностей доставки скоропортящихся грузов недостаточно изучен вопрос взаимовлияния транспортной характеристики груза, параметров тары и подвижного состава. В связи с этим, цель данного исследования заключается в обосновании рациональных условия перевозок, в зависимости от параметров рефрижераторного вагона, транспортной тары и свойств плодоовощной продукции.

Выбор условий перевозок

Не все виды овощей и фруктов возможно перевозить навалом. Так, например, перевозка дынь требует особых условий - дыни необходимо перевозить в ящиках дощатых на плоских поддонах или на ящичных поддонах. Основные параметры тары (рис. 1), а также примерная масса груза в таре, в зависимости от её вместимости, приведены в таблице 1.

а)

4

8 <8

1200 мм

\1

§

800 мм

б)

1240 мм

I 8

в

835 мм

1 - уголок для стабилизации транспортного пакета; 2 - увязочная лента; 3 - ящик дощатый; 4 - плоский поддон размерами 1200x800 мм Рис. 1. Транспортный пакет, сформированный из дощатых ящиков:

а) на стандартном поддоне

б) ящичный поддон типов СП-5-0.45-1(*СП-5-0.6-4)

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

Основные параметры ящиков и поддонов, используемых для перевозки дынь

Название № транспортной тары и варианта средства

пакетирования

Условные обозначения типоразмеров

Размеры, мм

дм

Таблица 1

Примерная

Вместимость,

3 масса груза,

кг

Ящики дощатые Ящичные поддоны

11-2 11-2 СП-5-0.45-1 СП-5-0.6-4

590x398x284 590x398x398 1240x835x750 1240x835x880

56.7 80.6 500.0 650.0

23 32 200 260

Ящики предварительно необходимо уложить на поддон для осуществления механизированной погрузки. При этом пакеты высотой более 1800 мм к погрузке не допускаются (ГОСТ 23285-78). В связи с этим, высота укладки дощатых ящиков принимается до 1650 мм, так как сам поддон имеет 150 мм в высоту.

В настоящей работе использованы восемь способов укладки ящиков дощатых на плоские поддоны размером 1200x800 мм и 1200x1000 мм. по методу профессора Маликова О.Б. [22, 23]. Число ящиков на поддоне Ш для различных способов укладки этих ящиков рассчитывается по следующим формулам.

Способ 1. Длинная сторона ящиков укладывается вдоль длины поддона, докладка ящиков не производится:

где а, Ь, с - параметры транспортного пакета, соответственно, длина, ширина и высота, мм; а, в, д - параметры ящика, соответственно длина, ширина и высота, мм; е(...) - функция округления (в меньшую сторону).

Способ 2. Короткая сторона ящика укладывается вдоль длины поддона, докладки ящиков не производится:

Чвмош. <2)

Способ 3. Примерно половина слоёв укладывается по первому способу, остальные - по второму способу:

•Vе

( а + е\ —

и

•8

\ / 8

. (3)

Способ 4. Примерно половина слоев укладывается по второму способу, остальные - по первому способу:

Ш =е\аиЬ I-

12

8

V )

+е(а }\1|е

<4)

Способ 5. В каждом слое один ряд ящиков по ширине поддона укладывается длинной стороной вдоль длины поддона, а в остальном пространстве слоя -длинной стороной вдоль ширины поддона:

Ш

"*Г8

е\ в 1+е1

в

V а

<5)

Способ 6. В каждом слое два ряда ящиков по ширине поддона укладывается длинной стороной вдоль длины поддона, а в остальном пространстве слоя -длинной стороной вдоль ширины поддона:

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 •е

, __ *)+е\ и А) . <6) 8У [_ Ы V в ) Ы

Способ 7. Ящики укладываются длинной стороной вдоль длины поддона до тех пор, пока это возможно, а в остальном пространстве слоя - длинной стороной вдоль ширины поддона:

Ш = е\ I •

еа ){-Р )+е

в

[а.

. <7)

Способ 8. В каждом слое укладывается один ряд ящиков по длине поддона длинной стороной вдоль ширины поддона, а в остальное пространство - длинной стороной вдоль длины поддона:

а ) ( а

Ь -а

(8)

После расчёта числа ящиков на поддоне по формулам (1-8), для каждого 1-го способа выбирается способ укладки ящиков на поддон, при котором обеспечивается максимальное заполнение поддона

Яш = тах{Ш }. <9)

г=1,6

Суммарная масса ящиков с грузами, уложенными на поддон, определяется по формуле

с = Шис • Е, <10)

где е - масса ящика с грузом, кг.

в

а

а-а

а

а- ь \ —

а

а

с - е

8

Ь

Ь

а

Ш = е

8

а

а

Число поддонов с грузом в одном ярусе в рефрижераторном вагоне определяется по формуле

Ьва, 1 Г Бва, ] (11)

[Ь+20 [а+20 где Ьесг - длина вагона, мм; Ба - ширина вагона, мм; а - длина поддона, мм; Ь - ширина поддона, мм; 20 -зазор между поддонами, мм (условный технологический зазор на возможные неровности прилегающих плоскостей).

Суммарное число плоских поддонов в рефрижераторном вагоне определиться по формуле

N..

L

B,.

И,,

(12)

l[ d[ h где Иеаг - высота вагона, мм; l - длина поддона, м; d -ширина поддона, мм; h - высота поддона, мм.

Схемы размещения транспортных пакетов для рассматриваемых вариантов (см. табл. 1) в рефрижераторных вагонах производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ) и инжинирингового и производственного центра FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG (бывшая ГДР) приведены на рис. 2-7.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

17650 мм

ш ._____-

¡0 а»

2500 мм

Рис. 2. Схема размещения транспортных пакетов размерами 1200x800x1800 мм в рефрижераторном вагоне БМЗ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

17520 мм -

« .. '—к ».• •

2600 мм -«3-

Рис. 3. Схема размещения транспортных пакетов размерами 1200x800x1800 мм в рефрижераторном вагоне ГДР

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

17650 мм

Ж

Р

2500 мм

Рис. 4. Схема размещения ящичных поддонов размерами 1240x835x750 мм в рефрижераторном вагоне БМЗ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

17520 мм

Рис. 5. Схема размещения ящичных поддонов размерами 1240x835x750 мм в рефрижераторном вагоне ГДР

¡Ж Ж]

3 IX]

1[> <1 1X1!

--—

2600 мм

_

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

17650 мм

2500 мм

Рис. 6. Схема размещения ящичных поддонов размерами 1240x835x880 мм в рефрижераторном вагоне БМЗ

17520 мм

Рис. 7. Схема размещения ящичных поддонов размерами 1240x835x880 мм в рефрижераторном вагоне ГДР

В рамках исследования был разработан алгоритм поиска рационального варианта размещения грузовых единиц в рефрижераторном вагоне (рис. 8). Алгоритм состоит из следующих основных действий:

• ввод параметров груза, транспортной тары и рефрижераторного вагона;

• выбор рационального способа укладки грузовых единиц на поддон (по формулам 1-9);

• оценка вариантов размещения поддонов с грузовыми единицами в рефрижераторном вагоне;

• выбор рациональной транспортной тары.

Описание блок-схемы алгоритма:

1 - начало процесса выбора;

2 - ввод параметров для каждого /'-го способа укладки грузовых единиц на поддон;

3-25 - расчёт параметров способов укладки грузовых единиц на поддон;

26 - определение способа укладки грузовых единиц, при котором обеспечивается их максимальное количество на поддоне;

27 - определение массы транспортного пакета;

28 - определение числа поддонов с плодоовощной продукцией в рефрижераторном вагоне;

29, 30 - циклический перебор вариантов схем размещения поддонов в рефрижераторном вагоне;

31 - расчёт суммарного числа грузовых единиц в вагоне;

32 - вывод параметров рационального варианта размещения грузовых единиц в вагоне;

33 - окончание процесса выбора.

Рис. 8. Алгоритм поиска рационального варианта размещения грузовых единиц

в рефрижераторные вагоны

Обсуждение результатов

В табл. 2 представлены результаты расчётов числа ящиков, укладываемых на стандартный поддон размером 1200x800 мм, и соответствующей массы транспортного пакета. Расчёты произведены для каждого из рассмотренных в статье способа укладки ящиков на поддон.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты расчёта числа ящиков и массы транспортного пакета для различных способов _укладки ящиков на поддон_

Масса транспортного

Число ящиков

_пакета, кг_

Способ Размер Размер Размер Размер

укладки ящика, мм ящика, мм ящика, мм ящика, мм

590x398 590x398 590x398 590x398

x284 x398 x284 x398

1 20 16 460 512

2 15 12 345 384

3 17 14 391 448

4 12 10 276 320

5 12 9 276 288

6 20 15 460 480

7 20 16 460 512

8 15 12 345 384

По данным таблицы видно, что для ящиков с размерами 590x398x284 мм наилучший результат получается в случае использования 1, 6 и 7 способов их укладки на поддон, а для ящиков с размерами 590x398x398 мм - 1 и 7 способы.

Результаты выбора рациональной транспортной тары для перевозки дынь приведены в табл. 3. В расчётах использовались параметры тары, представленные в таблице 1.

Исходя из схем размещения транспортных пакетов (см. рис. 2-7), определяется общие количество грузовых единиц. Например, для 1 варианта количество пакетов Ышг=42, размещённых в рефрижераторном вагоне БМЗ, умножаются на Яис=20. Ящичные поддоны можно укладывать друг на друга (см. рис 47), тем самым в вариантах 3 и 4, например для вагона ГДР, помещаются, соответственно, 120 и 80 грузовых единиц.

Таблица 3

Результаты выбора транспортной

_тары для перевозки дынь_

№ Количество Масса транспортной грузовых единиц, партии, кг _шт._

БМЗ ГДР_БМЗ_ГДР

1 42-20=840 42-20=840 840-23=19320 840-23=19320

2 42-16=672 42-16=672 672-32=21504 672-32=21504

3 126 120 126-200=25200 120-200=24000

4 84 80 84-260=21840 80-260=20800

По данным таблицы можно сделать вывод, что дыни наиболее эффективно перевозить в ящичных поддонах. Однако надо учитывать, что ящичные поддоны зачастую требуется возвращать грузоотправителю, что значительно усложняет логистические процессы, связанные с возвратом транспортной тары.

Заключение

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Организация эффективных перевозок плодоовощной продукции требует учёта не только транспортной характеристики конкретного груза, но также и параметров тары и транспортного средства.

2. Анализ параметров транспортной тары, вместимости рефрижераторных вагонов и объёмной массы отдельных грузов позволяет выбирать рациональную схему размещения груза в транспортном средстве и обеспечивать максимальное использование грузоподъёмности и вместимости.

3. Разработанный алгоритм выборы рациональной тары для перевозки плодоовощной продукции позволяет эффективно учитывать основные параметры, определяющие условия перевозки, а также выбирать рациональный вариант по критерию максимального использования грузоподъёмности рефрижераторного вагона.

Список литературы

1. Болотин В.А., Ефимов В.В., Кобулов Ж.Р. Факторы, влияющие на скорость охлаждения плодоовощей при перевозках в рефрижераторных транспортных модулях // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. 2010. № 3. С. 45-54.

2. Кобулов Ж.Р. Исследование факторов, влияющих на продолжительность охлаждения плодоовощей в рефрижераторном подвижном составе // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. 2010. №2. С. 276-285.

3. Маликов О.Б., Журабоев К.А. Оптимизация доставки плодоовощной продукции на холодильный терминал для перегрузки в рефрижераторные вагоны // Вестник транспорта Поволжья. 2016. № 3(33). С. 30-35.

4. Сухова И.А., Красникова Д.А. Пакетирование как фактор повышения качества транспортировки скоропортящихся грузов // Научная мысль. 2015. № 2. С. 39-41.

5. Шейхов М.А., Имашова Д.Г. Совершенствование системы заготовок, хранения, транспортировки, переработки и реализация овощей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 2. С. 154-163.

6. Морозов В.Н. Логистика перевозок скоропортящихся грузов и других товаров народного потребления // Вестник транспорт Поволжья. 2010. № 1(22). С. 5-11.

7. Панфёров В.Н. Хладотранспорт: обеспечение продовольственной безопасности // Мир транспорта. 2010. № 5(33). С. 132-135.

8. Рукавишников А.М. Рефрижераторные контейнеры - важное транспортное звено поставки продуктов населению // Холодильная техника. 2011. № 9. С. 49-53.

9. Фирсова С.Ю., Куликов А.В., Советбеков Б.С. Технология выбора оптимального типа подвижного состава при перевозке плодово-овощной продукции от мест сбора на перерабатывающее предприятия // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. Т.14. № 12. С. 199-201.

10. Илесалиев Д.И., Коровяковский Е.К., Маликов О.Б. Перевозка экспортно-импортных грузов в Республике Узбекистан // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2014. № 3(39). С. 1117.

11. Маликов О.Б., Коровяковский Е.К., Илесалиев Д.И. Логистика пакетных перевозок штучных грузов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2014. № 4(41). С. 51-57.

12. Рахимов Р.В., Хаджимухаметова М.А. Разработка конструкции и условия эксплуатации контейнеров для перевозки плодоовощной продукции // Вестник транспорта Поволжья. 2016. № 2(56). С. 75-81.

13. Martinez-Sala A., Egea-Lopez E., Garcia-Sanchez F., Garcia-Haro J. Tracking of returnable packaging and transport units with active rfid in the grocery supply chain // Computers in Industry. 2009, no. 60(3), pp. 161-171.

14. Bogataj M., Bogataj L., Vodopivec R. Stability of perishable goods in cold logistics chains // International Journal of Production Economics. 2005, no.93/94(8), pp. 345-356.

15. Likar K., Jevsnik M. Cold chain maintaining in food trade // Food Control. 2006, no.17(2), pp.. 108-113.

16. Montanari R. Cold chain tracking: A managerial perspective. // Trends in Food Science & Technology. 2008, no.19(8), pp. 425-431.

17. Ovca A., Jevsnik M. Maintaining a cold chain from purchase to the home and at home: Consumer opinions // Food Control. 2009, no.20(2), pp. 167-172.

18. Martins G.H.A., Dell R.F. Solving the pallet loading problem // European

Journal of Operational Research. 2008, no. 184, pp. 429-440.

19. Bischoff E.E. Three-dimensional packing of items with limited load bearing strength // European Journal of Operational Research. 2006, no.168, pp. 952-966.

20. Piera M.A., Zuniga C., Mujica M. A Pallet Packing CPN Optimization Approach for Distribution Center//Automatika 50. 2009, no.1-2,pp.29-38.

21. Piera M.A., Mujica M.A. Guasch A. An efficient CPN modeling approach to tackle the pallet packing problem. Ljubljana: Proceedings of the 6th EUROSIM Congress on Modeling and Simulation. 2006, September 913.

22. Маликов О.Б. Развития пакетных перевозок грузов на поддонах // Технические науки: теория и практика / Сборник материалов международной научной конференции. Киров. 2014. С. 79-86.

23. Маликов О.Б. Перевозка и складирование товаров в цепях поставок. М. УМЦ ЖДТ, 2014. 536 с.

Материал поступил в редакцию 31.03.2017

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

THE STUDY ON SELECTING THE PARAMETERS OF THE TRANSPORT PACKS WITH FRUIT PRODUCTS SHIPPING

Korovyakovskiy Evgeny Konstantinovich - Ph.D. (Eng.), Associate Professor

Petersburg State Transport University of Emperor Alexander I, Russia. Phone: +7-911-910-83-05. E-mail: ekorsky@mail.ru Ilesaliev Daurenbek Ihtiyarivich - Ph.D. (Eng.)

Tashkent Institute of Railway Engineering, Uzbekistan. Phone: +99-890-754-41-99. E-mail: ilesaliev@mail.ru

Abstract

Uzbekistan has high agricultural resource potential. The produced amounts of fruit and vegetable products allow to provide not only internal requirements, but also to deliver products on the Russian markets. The operating current system of the organization of transportation in Uzbekistan is often integrated with manual work that, in turn, leads to increase in idle times of refrigerated railcars. One of the main directions of increasing the efficiency of fruit and vegetable products' shipping is delivery by its integrated unit loads. However, the complexity of this task consists in need of consideration of a set of possible options for stacking the unit loads on flat pallets. All this causes practical and theoretical relevance of study on selection process of rational parameters of transport packets. Comparison of various methods of stacking the unit loads on standard pallets is presented. The algorithm of determination of rational placement variant of cargo units in refrigerated railcars with condition for ensuring its rational loading is developed. Application of the proposed algorithm allows to analyze effectively various options of unit loads' placement in refrigerated railcars depending on a set of the parameters influenced on conditions of transportation of goods. Implementation of results of the research will allow to increase the mass of transfer quantities of fruit and vegetable products and also to use load-carrying capacity of refrigerated railcars more effectively.

Keywords: rail transport, supply chain, cold transport, refrigerated wagon, transport package, standard pallet, wooden tray, drawer board.

References

1. Bolotin V.A. Faktory, vlijajushhie na skorost' ohlazhdenja plodoovosh-hej pri perevozkah v refrizheratornyh transportnyh modujah [Factors affecting the rate of cooling of fruits in transport in refrigerated transport modules] // Izvestja Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenja [Izvestja ST. Petersburg state transport university]. 2010, no 3, pp. 45-54. (in Russ.)

2. Kobulov Zh.R. Issledovanie faktorov, vljajushhih na prodolzhitel'-nost' ohlazhdenija plodoovoshhej v refrizheratornom podvizhnom sostave [Investigation of the factors affecting the duration of cooling of fruits in a refrigerated rolling stock] // Izvestja Peterburgskogo universiteta putej soobshhenja [Izvestja ST. Petersburg state transport university]. 2010, no. 2, pp. 276-285. (in Russ.)

3. Malikov O.B., Zhuraboev K.A. Optimizacja dostavki plodoovoshhnoj produkcii na holodil'nyj terminal dja peregruzki v refrizheratornye vago-ny [Optimization of delivery of fruit and vegetable products to the refrigerating terminal for reloading in refrigerated wagons] // Vestnik transporta Povolzhja [Vestnik of transport Povolzhja]. 2016, vol. 3, no. 33, pp. 30-35. (in Russ.)

4. Suhova I.A., Krasnikova D.A. Paketirovanie kak faktor povyshenja kachestva transportirovki skoroportjashhihsja gruzov [Packaging as a

factor In Improving the quality of transportation of perishable goods] // Nauchnaja mysl' [Scientific thought]. 2015, no 2, pp. 39-41. (in Russ.)

5. Shejhov M.A., Imashova D.G. Sovershenstvovanie sistemy zagotovok, hranenja, transportirovki, pererabotki i realizacja ovoshhej [Perfection of the system of harvesting, storage, transportation, processing and sale of vegetables] // Regional'nye problemy preobrazovanja jekonomiki [Regional problems of economic transformation]. 2008, no. 2, pp. 154163. (in Russ.)

6. Morozov, V.N. Logistika perevozok skoroportjashhihsja gruzov i drugih tovarov narodnogo potreblenja [Logistics of transportation of perishable goods and other consumer goods] // Vestnik transporta Povolzhja [Vestnik of transport Povolzhja]. 20l0, vol.1, no.22, pp. 5-11. (in Russ.)

7. Panfjorov V.N. Hladotransport: obespechenie prodovol'stvennoj be-zopasnosti [Cold Transport: ensuring food security] // Mir transporta [The world of transport]. 2010, vol. 5, no. 33, pp. 132-135. (in Russ.)

8. Rukavishnikov A.M. Refrizheratornye kontejnery - vazhnoe trans-portnoe zveno postavki produktov naselenju [Refrigerated containers are an important trans-shipment link for the supply of products to the population] // Holodil'naja tehnika [Cooling technology]. 2011, no. 9, pp. 49-53. (in Russ.)

9. Firsova S.Ju., Kulikov A.V., Sovetbekov B.S. Tehnologja vybora opti-mal'nogo tipa podvizhnogo sostava pri perevozke plodovo-ovoshhnoj produkcii ot mest sbora na pererabatyvajushhee predprijatija [The technology of choosing the optimal type of rolling stock for transportation of fruit and vegetable products from harvesting sites to a processing plant] // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavjanskogo universiteta [Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University]. 2014, vol.14, no. 12, pp. 199201. (in Russ.)

10. Ilesaliev D.I., Korovjakovskj E.K., Malikov O.B. Perevozka jeks-portno-importnyh gruzov v Respublike Uzbekistan [Transportation of ex-port and import cargoes in the Republic of Uzbekistan] // Izvestja Peterburgskogo universiteta putej soobshhenja [Izvestja ST. Petersburg state transport university]. 2014, vol. 3, no. 39, pp. 11-17. (in Russ.)

11. Malikov O.B., Korovjakovskj E.K., Ilesaliev D.I. Logistika paketnyh perevozok shtuchnyh gruzov [Logistics package shipment of piece cargo] // Izvestja Peterburgskogo universiteta putej soobshhenja [Izvestja St. Petersburg state transport university]. 2014, vol. 4, no. 41, pp. 5157. (in Russ.)

12. Rahimov R.V., Hadzhimuhametova M.A. Razrabotka konstrukcii i uslovja jekspluatacii kontejnerov dja perevozki plodoovoshhnoj produkcii [Development of design and operating conditions for containers for transportation of fruits and vegetables] // Vestnik transporta Povolzhja [Vestnik of transport Povolzhja]. 2016, vol. 5, no. 33, pp. 75-81. (in Russ.)

13. Martinez-Sala A., Egea-Lopez E., Garcia-Sanchez F., Garcia-Haro J. Tracking of returnable packaging and transport units with active rfid in the grocery supply chain // Computers in Industry, 2009. no. 60(3) pp.

161-171.

14. Bogataj M., Bogataj L., Vodopivec R. Stability of perishable goods in cold logistics chains // International Journal of Production Economics, 2005. no. 93/94(8), pp. 345-356.

15. Likar K., Jevsnik M. Cold chain maintaining in food trade // Food Control, 2006. no. 17(2), pp. 108-113.

16. Montanari R. Cold chain tracking: A managerial perspective. // Trends in Food Science & Technology, 2008. no. 19(8), pp. 425-431.

17. Ovca A., Jevsnik M. Maintaining a cold chain from purchase to the home and at home: Consumer opinions // Food Control, 2009. no.20(2), pp. 167-172.

18. Martins G.H.A., Dell R.F. Solving the pallet loading problem // European Journal of Operational Research. 2008, no. 184, pp. 429-440.

19. Bischoff E.E. Three-dimensional packing of items with limited load bearing strength // European Journal of Operational Research. 2006, no.168, pp. 952-966.

20. Piera M.A., Zuniga C., Mujica M. A Pallet Packing CPN Optimization

Approach for Distribution Center//Automatika 50, 2009,no.1-2, pp.29-38.

21. Piera M.A., Mujica M.A. Guasch A. An efficient CPN modeling approach to tackle the pallet packing problem. Ljubljana: Proceedings of the 6th EUROSIM Congress on Modeling and Simulation, 2006, September 913.

22. Malikov O.B. Razvitja paketnyh perevozok gruzov na poddonah [Development of batch transport of goods on pallets] // Tehnicheskie nauki: teorja i praktika [Engineering: theory and practice] / Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kirov. 2014, pp. 79-86. (in Russ.)

23. Malikov O.B. Perevozka i skladirovanie tovarov v cepjah postavok [Transportation and warehousing of goods in supply chains]. Moscow: EMC for ERT, 2014. 536 p. (in Russ.)

Received 31/03/2017

Коровяковский Е.К., Илесалиев Д.И. К исследованию вопроса выбора параметров транспортных пакетов при перевозке плодоовощной продукции // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2017. Т.7. №1. С. 4-12

Korovyakovskiy E.K., Ilesaliev D.I. The study on selecting the parameters of the transport packs with fruit products shipping // Sovremennye problemy transportnogo kompleksa Rossii [Modern Problems of Russian Transport Complex]. 2017, vol.7, no.1, pp. 4-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.