Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка'

Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2922
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юмагужин Денис Рашитович, Набиева Тамара Валиевна

Статья посвящена проблеме одаренности школьников в образовательном процессе. В ней рассматриваются факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка, современные подходы по ее развитию в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Основным выводом статьи является утверждение о том, что, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать факторы развития одаренного ребенка и быть направлены на выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Ключевые слова: одаренность, детская одаренность, одаренный ребенок, развитие одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

Юмагужин Денис Рашитович

ФГБОУ ВПО БГПУ, Российская Федерация, г. Уфа, им. М. Акмуллы

Набиева Тамара Валиевна к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО БГПУ, Российская Федерация, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме одаренности школьников в образовательном процессе. В ней рассматриваются факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка, современные подходы по ее развитию в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Основным выводом статьи является утверждение о том, что, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать факторы развития одаренного ребенка и быть направлены на выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей.

Ключевые слова: одаренность, детская одаренность, одаренный ребенок, развитие одаренности.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это определяется возрастающим вниманием современного высокотехнологичного российского общества к проблемам выявления и развития одаренных детей, в связи с острой потребностью в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.

Вопросы одаренности волновали и волнуют многих, в частности они связанны и с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, с недостаточно развитым механизмом социальной поддержки талантливой молодежи. В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции [6]:

1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно -перцептивных процессов, внимания, памяти, мотивации и воли, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов.

2. Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта.

3. Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей.

4. Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, проявляющегося в высокой исследовательской активности ребенка, в способности легко и творчески учиться, создавать новые творческие «продукты» в науке, искусстве, технике и социальной жизни.

Под детской одарённостью в психологии и педагогике понимают, в первую очередь, возрастную одарённость - свойство присущее детскому возрасту, проявляющееся в доминирующей способности ребенка к самовыражению или самореализации в той или иной деятельности: познании, освоении, творении мира и себя в нём; способность продуцировать творческие идеи, а порой и воплощать их на практике. Во вторую очередь, детская одарённость - качество, выделяющее ребёнка среди других детей, которое говорит о его избранности, призвании; одарённость, способную перерасти из возрастной в индивидуальную - талант [4].

Обобщая сказанное, можно уточнить понятия одарённость и одарённый ребёнок: одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а одаренный ребенок - это ребенок,

который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" -"одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня, одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельно-стей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогич-

ной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

Перед современной системой образования поставлена задача обеспечения условий для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. По отношению к одаренным школьникам это означает необходимость разработки таких обоснованных подходов, которые содействуют раскрытию и реализации высокого потенциала таких детей. Однако недостаточный психолого-педагогический уровень подготовки педагогов для такой работы является следствием неадекватной оценки личностных качеств детей, и всей их деятельности. Педагоги, работающие с такими детьми, их боятся, многие родители не знают, как с ними нужно вести, а сверстники их считают заумными.

Можно предположить, что появление таких детей является следствием нарушений в онтогенетическом развитии: запаздыванием или инверсией (нарушением последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций, нарушений в проживании возрастных этапов, а также неудовлетворительным состоянием познавательной мотивации. При проявлении детской одаренности появляются и факторы, влияющие на их поведение, общение и обучение.

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так, как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется, прежде всего личностью, до определенной степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно спаянные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Для значительной части одаренных детей характерно стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений. Тем не менее, от учителя и психолога, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в невозможность довести работу до конца. Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако

иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью -от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность, в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке [7, с. 254]. Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях. Одна из основных личностных характеристик детей с повышенными творческими возможностями - независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. [3, с. 109]. В развитии одаренных детей многими психологами и педагогами отмечена неравномерность возрастного развития одаренных детей. Некоторые американские психологи даже используют термин «асинхрония» для определения одаренности как ускоренного развития, в процессе которого объединение опережающих познавательных способностей и повышенной эмоциональной интенсивности создает внутренний опыт и знание, значительно отличающиеся от нормы. Такое определение подчеркивает сложность и разновременность развития разных сфер личности, отклонение развития от общепринятых норм и, как следствие этого, повышенную социальную и эмоциональную уязвимость одаренных детей, необходимость обеспечения для их оптимального развития особых условий воспитания и обучения.

Также немаловажную роль в развитии личности одаренного ребенка играет семья. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-

обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным [5, с. 44].

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и формируют его личность.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и детям-лидерам. Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми. Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в социум (позитивный или негативный) [1].

Целый ряд психолого-педагогических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Но с другой стороны, и у этих детей могут возникать проблемы в тех случаях, когда не учитываются их

повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для их саморазвития. Наиболее часто встречаются проблемы:

- общения, социального поведения;

- неприязнь к школе;

- эмоционального развития;

- дисинхронизация развития;

- физического развития;

- саморегуляции;

- игровые интересы;

- нонконформизм;

- погружение в философские проблемы;

- несоответствие между физическим, интеллектуальным и психическим развитием.

- потребность во внимании взрослых;

- отсутствие творческих проявлений;

- трудность профессиональной ориентации;

- дезадаптации [2].

Таким образом, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Литература

1. Арасланова А.Т., Кашапова Л.М., Набиева Т.В. Детская одаренность: сущность, признаки, проблемы и решение: Материалы Республиканской научно-практической конференции обучающихся 9-11 классов «Путь в науку», 26 февраля 2014 года / Сост. и науч. ред. д.п.н., проф. Кашапова Л.М. -Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. - С. 12-21с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.

3. Дьяченко, О.М. Одаренный ребенок / О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1997. - 228 с.

4. Кашапова Л.М., Арасланова А.Т., Набиева Т.В. Развитие детской одаренности обучающихся в образовательной системе «Школа-Вуз»// Педагогический журнал Башкортостана.-2014.- № 1 (50).- С.34-44.

5. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. - М.: Просвещение, 1984. - 198 с.

6. Матюшкин, А.М. Одаренность и творчество [Текст] // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.

7. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 1998. - 384 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Жильгильдина Алина Александровна,

студентка ФГБОУ ВПО «МГТУ имени Г.И.Носова». г. Магнитогорск

Таскаранова Жанара Зарлыковна,

студентка ФГБОУ ВПО «МГТУ имени Г.И.Носова». г. Магнитогорск

На сегодняшний день накоплен богатый опыт применения различных форм работы с детьми в дошкольном учреждении. В рамках нашей статьи мы обратимся к такой форме работы с дошкольниками как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие

небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.