Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие фрачайзинга: теоретический подход'

Факторы, влияющие на развитие фрачайзинга: теоретический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2439
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА / FRANCHISE / CLASSIFICATION OF FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING / FRANCHISE DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов А.А., Сыроватко И.В.

Франчайзинг - это вид делового сотрудничества, сущность которого заключается в предоставлении одним субъектом предпринимательской деятельности (франчайзером) права на осуществление определенной деятельности с использованием его торговой марки, технологий, ноу-хау, других объектов интеллектуальной собственности второму субъекту предпринимательства (франчайзи) в течение установленного срока на ограниченной территории и на определенных условиях. Для осуществления эффективной фрначайзинговой деятельности необходимо, в первую очередь, наиболее четко определить факторы развития такого вида деятельности. Целью исследования является создание авторской классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, которая позволит в дальнейшем проводить оценку эффективности фрначайзинговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING: THE THEORETICAL APPROACH

Franchising is a kind of business cooperation, when a sing/e business entity (the franchiser) provide the right to engage in certain activities with its brand, technology, know-how or other intellectual property subject to a second business (franchisee) within the prescribed period in a limited area and under certain conditions. To start successfully business in the sphere of franchising is necessary to identify the factors of development of this type of activity. The main goal of this research is to provide a classification of the factors influencing the development of franchising, which will further assess the effectiveness franchising relations.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие фрачайзинга: теоретический подход»

УДК 339.187.44

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ФРАЧАЙЗИНГА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

ПОДХОД

Рязанов А.А., к.э.н., доцент кафедры менеджментаи маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте,

e-mail: alekryazanov@yandex.ru Сыроватко И.В., старший преподаватель кафедры менеджментаи маркетинга Московского университета им. С.Ю. Витте,

e-mail: garizl@rambler.ru

Франчайзинг - это вид делового сотрудничества, сущность которого заключается в предоставлении одним субъектом предпринимательской деятельности (франчайзером) права на осуществление определенной деятельности с использованием его торговой марки, технологий, ноу-хау, других объектов интеллектуальной собственности второму субъекту предпринимательства (франчайзи) в течение установленного срока на ограниченной территории и на определенных условиях. Для осуществления эффективной фрначайзинговой деятельности необходимо, в первую очередь, наиболее четко определить факторы развития такого вида деятельности. Целью исследования является создание авторской классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, которая позволит в дальнейшем проводить оценку эффективности фрначайзинговых отношений.

Ключевые слова: франчайзинг, факторы развития франчайзинга, классификация факторов, влияющих на развитие франчайзинга.

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING: THE

THEORETICAL APPROACH

Ryazanov А., associate professor of chair of the management and marketing of Witte University, Russia, Moscow,

e-mail: alekryazanov@yandex.ru

Syrovatko I., assistant professor of chair of the management and marketing of Witte University, Russia, Moscow, e-mail: garizl@rambler.ru

Franchising is a kind of business cooperation, when a single business entity (the franchiser) provide the right to engage in certain activities with its brand, technology, know-how or other intellectual property subject to a second business (franchisee) within the prescribed period in a limited area and under certain conditions. To start successfully business in the sphere offranchising is necessary to identify the factors of development of this type of activity. The main goal of this researchis to provide a classification of the factors influencing the development of franchising, which will further assess the effectiveness franchising relations.

Keywords: franchise, franchise development factors, classification of factors influencing the development of franchising.

В современных условиях возникает множество видов и форм франчайзинговых отношений, так как субъекты хозяйствования понимают под франчайзингом не только вид делового сотрудничества, но и перспективную рыночную модель, которая способно максимизировать как экономические, так и социальные показатели развития предприятия, региона и даже страны в целом при условии соблюдения необходимых для развития франчайзинга факторов.

Основу франчайзингового бизнеса составляет синергия крупного и малого предпринимательства. Наиболее актуальные вопросы развития взаимодействия франчайзинговых отношений в последнее время рассматривались многими учеными и экономистами, такими как: А.Ф. Багдасарян [6], Е.С. Лысенко [8], А.А. Устюжанин [11] и другие. Однако, факторы, влияющие на развитие франчайзинга, с позиции теоретического подхода практически не изучены, что требует разработки данного вопроса на основе обобщения существующих мнений теоретиков и практиков и построения авторской классификации.

В рамках решения поставленной задачи следует изначально определить базовые дефиниции. Под термином «фактор» (от латинского factor - то, что делает) понимают причину или движущую силу того или иного процесса (явления), который определяет его характер или отдельные свойства [12, С. 541].

В связи с приведенным выше определением под факторами, влияющими на развитие франчайзинга, следует понимать существенные материально-технические, организационно и социально-экономические условия (явления) деятельности членов франчайзингового договора, имеющие различия в возникновении и степени воздействия и счет которых можно обеспечить эффективность развития.

Однако, некоторые ученые рассматривают факторы как условия эффективности производства товаров или услуг по договору франчайзинга [9], другие придерживаются мнения об их трактовке через механизмы рыночных отношений и функций в экономическом воспроизводстве в условиях франчайзинга [7].

Дискуссионность и многообразие научных положений, таким образом, определяется избыточной обобщенностью подходов, что требует конкретизации сущности факторов с позиции экономического развития франчайзинговых отношений. В связи с этим становится необходимым осуществление классификации, которая бы позволила унифицировано обосновать систематизацию с учетом

сложных современных условий экономической деятельности предприятий, функционирующих на основе договора франшизы с учетом макро- и микро среды.

В экономической науке факторы функционирования того или иного предприятия принято рассматривать с позиции элементов производства товаров и услуг. При этом под факторами понимается процесс воздействия, который имеет качественные и количественные характеристики текущей деятельности и конечных результатов. В данном аспекте следует обратится к общим концептуальным положениям в экономической теории. Так, например, марксистская школа исходит из приоритетности значения фактора труда [7], а Пол А.Самуэльсон и Уильям Д.Нордгауз первоочередными считают технологии производства и выделяют уже три главных вида фактора: землю, труд и капитал [10]. Альфред Маршалл в этот перечень включает еще и информацию [5].

При исследовании современных экономических взглядов, касающихся факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия встречаются интегрированные модели, в основе которых лежит классификация факторов по отдельным признакам. Так, Е.С. Лысенко предлагает использовать следующие классификационные признаки [8], виды расходов и ресурсов как источники повышения эффективности деятельности предприятия, направления развития и совершенствования производственного процесса, а также место реализации в системе.

При исследовании франчайзинга следует учесть наличие большого количества факторов, которые способствуют эффективности функционирования предприятий в условиях договорных отношений на основе франшизы. Но так как современная наука выделяет практически предельное множество факторов, влияющих на процесс формирования эффективности жизнеспособности предприятия, проведение исследования всей их совокупности фактически невозможно. В связи с этим важно сосредоточить внимание на тех факторах, которые наиболее существенно влияют на результативность деятельности предприятия в условиях франчайзинга.

Основные подходы к классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, представлены в Табл. 1.

Стоит заметить, что разработанная классификация факторов имеет относительный характер, так как одни и те же факторы в зависимости от цели исследования и соответствующего классифи-

Таблица 1. Основные подходы к классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга

№ Квалификационный признак Классы факторов

1 Согласно источнику происхождения Внутренние Внешние

2 По природе Научно-технические Организационно-экономические С оциально-психологические Экологические Политические

о о По длительности действия Постоянные Временные (сезонные) Эпизодические

4 По характеру проявления Циклические Нециклические

5 По характеру влияния Целенаправленные Случайные

6 По направлению влияния Стимулирующие Содержательные

7 По возможности регулирования Регулируемые Нерегулируемые

8 По характеру межфакторного влияния Независимые Взаимосвязанные

9 По внутренней структуре Простые (элементарные) Комплексные

10 По характеру происхождения Первичные Вторичные

11 По степени полезности Полезные Нейтральные Вредные Дублирующие

12 По степени обеспеченности информацией Главные Второстепенные

кационного признака могут быть отнесены к различным классам.

С точки зрения системного подхода к анализу франчайзинга наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам их происхождения. Согласно данному критерию все влияющие на франчайзинг факторы, могут быть сгруппированы по признаку принадлежности к макро- и микро средам.

Вышеуказанный подход к классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, дает возможность определить эффективность направления деятельности как франчайзера, так и франчайзи.

Рассматривая внутренние факторы, влияющие на развитие франчайзинга, следует обратить внимание на систему отношений «франчайзер-франчайзи», в системе которых особое место принадлежит системе управления. А факторы внешней среды должны быть выделены с учетом принятой в экономике системы распределение: глобальный уровень, отраслевой уровень, рынок, синергия предприятий.

В деятельности предприятий на основе договора франшизы наибольшее внимание все же уделяется иным специализированным факторам. В связи с тем, что франчайзинг становится все более распространенным явлением в современной экономике, повышается роль не только внутренних факторов, на которые обращали внимание ученые, но и на внешние, что должно послужить основой для создания унифицированной классификации факторов развития франчайзинга.

Приоритетность разделения факторов, влияющих на развитие франчайзинга, на внутренние и внешние детерминируется тем, что они оказывают влияние на изменения массы прибыли как франчайзи и контролируемые франчайзеров показатели.

Однако, вероятные направления использования внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие франчайзинга в целом, имеют разную степень важности. В связи с этим на практике следует конкретизировать и ранжировать факторы влияния, общая классификация которых будет предложена в рамках данного диссертационного исследования.

Итак, рассмотренные основные подходы к классификации факторов развития франчайзинга создают методическую основу для анализа механизма их воздействия, который должен базироваться на первой из приведенных классификаций, так как факторы внешней среды отражают совокупность тех условий, к которым адаптируется предприятие в условиях франчайзинга, а внутренние факторы определяют как саму возможность, так и эффективность процесса адаптации.

Как видно из Рис. 1, факторы группы «Внутренняя среда» направлены на стратегическое развитие, которое в свою очередь связано с реализацией эффективного взаимодействия операционной, финансовой и инвестиционной сторон функционирования предприятия в условиях франчайзинга. При этом данная группа факторов является унифицированной, так как может использоваться для качественной оценки деятельности как франчайзи, так и франчайзера.

Определенность инфраструктуры и возможности использования субфранчайзинга

Уровень маркетинга франчайзи

Методы управления предприятием

Организационная структура предприятия

Динамичность и гибкость франчайзинговых производственных систем

Состояние информационного обеспечения франчайзи

Уровень производственного управления

Сложность и комплектность структуры

Совокупность взаимосвязей внутренней и внешней среды франчайзи

Степень свободы и ограничений договора франчайзи

Уровень финансового управления

Группа факторов «Внутренняя среда»

Факторы, влияющие на развитие франчайзинга

Группа факторов «Внешняя среда»

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на развитие франчайзинга

Внешние факторы, кроме учета общеэкономических категорий в развитии отрасли и рынка, также направлены на оценку фран-чайнинга и создание оптимальной структуры франчайзинговых отношений.

Неоспоримым является факт, что значимость отдельных внешних и внутренних факторов зависит непосредственно от развития предприятия (франчайзи и (или) франчайзера) и от стадии жизненного цикла сравнительных преимуществ, которыми обладает определенное предприятие.

Таким образом, изучение экономической сущности рассматриваемых категорий с учетом всех факторов внешней и внутренней

среды позволило определить основные категории условий развития предприятий в условиях франчайзинга, дальнейшее изучение которых должно быть связано с проведение количественной оценки эффективности их функционирования.

Литература:

1. Аверин А.В., Григорьева В.В. Внутренний контроль и мониторинг качества консультационных услуг как инструмент обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства// Научный обозреватель. 2015. № 1. С. 11-13.

2. Алексашина Т.В. О развитии институциональной инфраструк- ма в Росси. - СПб.: Либроком, 2012.

туры рынка интеллектуального капитала в инновационно- ориен- 8. Лысенко Е.С. Гражданско-правовое регулирование фран-

тированной экономике России // Экономические и гуманитарные чайзинга в России : диссертация ... кандидата юридических наук :

науки. 2014. № 10 (273). С. 28-34. 12.00.03 / Лысенко Е.С; [Место защиты: Моск. акад. экономики и

3. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федераль- права].- Волгоград, 2010.

ном и региональном уровне // Транспортное дело России. 2013. № 9. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.

6-2. С. 225-227. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп.- М.:

4. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предприниматель- Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013.

ских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. 10. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Микроэкономика

2012. № 10.2 (34). С. 22-33. (в пер. О. Пелявский). -М.: Вильямс, 2008.

5. Альфред Маршалл. Принципы экономической науки. Книга 11. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика 1 (VIII). - СПб.: Генеральный директор, 2010. развития франчайзинга : диссертация ... кандидата экономических

6. Багдасарян А.Ф. Гражданско-правовые проблемы заключения наук : 08.00.14 / Устюжанин А.А; [Место защиты: Моск. гос. ун-т договора коммерческой концессии (франчайзинга): диссертация ... им. М.В. Ломоносова. Экон. фак.].- Москва, 2010.

кандидата юридических наук : 12.00.03 / Багдасарян А.Ф.; [Место 12. Экономический толковый словарь: собственность, прива-

защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.. тизация, рынок ценных бумаг (украинский-англо-русский) / Л. М.

7. Воровский В.В. Личность Карла Маркса. К истории марксиз- Алексеенко, В. М. Алексеенко. - М.: Астон, 2003.

УДК 33

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Штрыков А.К., доцент Рязанского филиала Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ),

e-mail: mr.strikov@yandex.ru

В этой статье предлагается оценка обновления основных фондов по показателям, основанным на динамике коэффициента износа. Доказывается, что традиционно применяемые показатели, такие как коэффициенты обновления и интенсивности обновления, периода полного обновления не полностью отражают реально происходящие процессы изменения состояния основных фондов. Обновление основных фондов определяется как процесс восстановления или повышения (снижения) их потребительной стоимости, выраженный динамикой коэффициента износа.

Ключевые слова: коэффициент, износ, период, выбытие, оценка, объём, стоимость, реконструкция, уровень, модернизация, динамика, показатель, основные фонды, анализ основных фондов, подход, обновление основных фондов, состояние основных фондов.

TO A QUESTION OF AN ASSESSMENT OF UPDATING OF FIXED ASSETS

Shtrykov А., Ph.D., associate Professor of the Ryazan branch of the Moscow state machine-building University (MMBU),

e-mail: mr.strikov@yandex.ru

In this article the assessment of updating of fixed assets on the indicators based on dynamics of coefficient of wear is offered. It is proved that traditionally applied indicators, such as coefficients of updating and intensity of updating, the regeneration period not completely reflect happening processes of change of a condition of fixed assets. Updating of fixed assets is defined as the process of restoration or increase (decrease) of their consumer cost expressed by dynamics of coefficient of wear.

Keywords: coefficient, wear, period, leaving, assessment, volume, cost, reconstruction, level, modernization, dynamics, indicator, fixed assets, analysis of fixed assets, approach, updating of fixed assets, condition of fixed assets.

Обновление основных фондов является важным элементом развития экономики и этот процесс необходимо корректно оценивать.

Для этого требуется определить его как экономическую категорию.

Обновление основных фондов (ОФ) заключается в восстановлении или повышении их потребительной стоимости. Это происходит путем замены основных фондов или их модернизации и реконструкции. Изменение потребительной стоимости основных фондов отражается в изменении уровня их износа, или иначе, в изменении их годности. При этом износ может рассматриваться относительно некоторого естественного срока службы, за который объект основных фондов утрачивает потребительные свойства, что является оценкой физического износа. Износ может также определяться относительно некоторого статистически обоснованного периода времени, в течение которого объект основных фондов в своем первоначальном состоянии становится неконкурентоспособным на соответствующем рынке. Этот период времени можно считать периодом полного морального износа по факторам первого и второго рода. Наконец, износ оценивается истекшей частью периода времени начисления амортизации основных фондов по установленным нормам. Единую методическую базу, обеспечивающую сопоставимость аналитических данных при исчислении износа, дает оценка по нормативной амортизации, начисленной линейным методом. В принципе, можно рассчитывать и моральный износ, однако практически сделать это для всей номенклатуры ОФ предприятия затруднительно [1].

В различных источниках, особенно в учебной литературе по экономическому анализу, для оценки процесса обновления основных фондов предлагаются следующие основные показатели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ показатель интенсивности обновления основных фондов:

КИНТ .ОБН

- расчетный период полного обновления основных фондов:

ФПОСТ

ФВЫБ . (1)

Т _ ФНАЧ

Т ОБН

Ф

коэффициент обновления:

ПОСТ . (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.