Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / «CLIP» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшин Александр Сергеевич, Гущин Дмитрий Николаевич, Таран Кирилл Александрович

В статье рассмотрены проблемы современного образования, описан один из способов восприятия информации обучающимися - «клиповый» и формирующийся особый тип мышления - «клиповое». Отмечена прямая корреляционная связь между стремлением к получению знаний и успешностью в процессе обучения. Описано влияние на обучение таких важных факторов, как мотивация, её структура, основания, энергетический уровень и авторитет преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE PROCESS OF FORMATION OF MOTIVATION TO LEARNING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER LEVEL

The article deals with the problems of modern education, describes one of the ways of perception of information by students - "clip" and the emerging special type of thinking - "clip". A direct correlation was noted between the desire to acquire knowledge and success in the learning process. The influence on learning of such important factors as motivation, its structure, foundations, energy level and authority of the teacher is described.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ»

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Даньшин Александр Сергеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж);

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гущин Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Ростов-на-Дону); курсант факультета по подготовке специалистов для подразделений охраны

общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Таран Кирилл Александрович

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы современного образования, описан один из способов восприятия информации обучающимися - «клиповый» и формирующийся особый тип мышления - «клиповое». Отмечена прямая корреляционная связь между стремлением к получению знаний и успешностью в процессе обучения. Описано влияние на обучение таких важных факторов, как мотивация, её структура, основания, энергетический уровень и авторитет преподавателя.

Ключевые слова: обучение, мотивация, «clip», образовательный уровень, учебный процесс, авторитет преподавателя, цифровая дидактика, самооценка.

Annоtation. The article deals with the problems of modern education, describes one of the ways of perception of information by students - "clip" and the emerging special type of thinking - "clip". A direct correlation was noted between the desire to acquire knowledge and success in the learning process. The influence on learning of such important factors as motivation, its structure, foundations, energy level and authority of the teacher is described.

Key words: training, motivation, "clip", educational level, educational process, teacher authority, digital didactics, self-assessment.

Введение. На сегодняшний день, в эпоху усиления глобализма, возникают все новые вызовы, связанные с решением разноплановых задач, направленных на развитие и укрепление государства, совершенствование механизмов управления экономическими, культурными, воспитательными и другими важными процессами.

Указанные задачи обуславливают необходимость обучения и воспитания высококвалифицированных, конкурентно способных специалистов, способных отвечать на вызовы современности.

С этой целью постоянно совершенствуются и модернизируются все ступени образования. Этот процесс необходим для развития всего общества в целом. Главная задача образовательных организаций - подготовка высококвалифицированных кадров, способных активно использовать свои интеллектуальные ресурсы в решении глобальных задач и вызовов, внедрять инновационные идеи.

В поиске «идеальной» образовательной траектории образовательные организации всего мира и Росси в частности, осуществляется непрерывное реформирование образовательной системы.

Современные условия жизни требуют от гражданина быть специалистом в своей области, быть востребованным, уметь достигать высоких результатов и быстро ориентироваться в складывающейся обстановке, осваивать новые компетенции или модернизировать уже изученные.

Изложение основного материала статьи. Студенты во все времена отличались личностными и интеллектуальными особенностями, что обуславливает необходимость постоянной модернизации методики обучения, параллельно появилась необходимость внедрения технологических инноваций. Современная содержательная часть учебного материала должна разрабатываться с учётом индивидуально-психологических особенностей студентов, так из-за активного развития и внедрения в повседневную жизнь информационных технологий приоритетным стало использование содержательных и качественных презентаций, видеороликов с иллюстрацией практического применения изучаемого материала [2]. Необходимо учитывать, что в современном информационном пространстве человек перенасыщен различной информацией и в большинстве случаев воспринимает субъективно интересующее его данные, которые в процессе обучения могут стать ему интересны только в наглядной демонстрации.

Под воздействием сети Интернет и современной литературы у молодёжи сформировался своеобразный способ восприятия информации, который получил название - «клиповый», сформировался особый тип мышления - «клиповое». C английского языка «clip» - отрывок из фильма, нарезка каких либо фрагментов, вырезка из журнала, но большинство людей данный термин связывают с фрагментом из видео или музыки. Указанный механизм заставляет воспринимать информацию по принципу построения музыкального видеофрагмента, где видеоряд совмещает в себе отрезки одного целого или нескольких видеоматериалов.

Современное мышление молодёжи основывается на данном принципе и не позволяет воспринимать мир целостно, а извлекает из него лишь интересующие его отдельные фрагменты, объединяя их в субъективную картину своего мировоззрения. Обучающиеся с таким типом мышления не способны или затруднённо анализируют поступающую информацию в процессе традиционного обучения, полученные данные ненадолго задерживаются в памяти и в большинстве случаев стираются, освобождая место для новой и полезной информации. Эта проблема является актуальной при разработке педагогических технологий, современному педагогу, чтобы повысить образовательный уровень обучающегося, необходимо умение использовать информационные технологии, различные ноу-хау, создавать специфические нововведения в учебный процесс и многое другое. Решение чего позволит повысить общий уровень обучения в вузах, что положительно повлияет на все сферы жизни общества в целом.

У каждого педагога выработана особая технология обучения, которая формируется в результате объединения личностных, инструментальных и методологических особенностей процесса обучения. Но каждая индивидуальная технология формируется с учетом образовательной организации, специфики длительности и направления обучения.

По мнению Мансурова Д.С. под образовательной технологией следует понимать комплекс планируемых результатов обучения, комплектующих средств и методов достижения поставленных образовательных целей, набор моделей и методик, критерии оценки и выбор оптимальной модели в конкретном образовательном секторе [5].

В современной педагогике выделяют четыре базовые концепции понимания педагогической технологии, к ним относятся:

1. Технология как дидактическая концепция, часть педагогической науки;

2. Технология как педагогическая система;

3. Технология как педагогический процесс;

4. Технология как процедура (алгоритм) деятельности учителя и обучающегося.

Исходя из данных концепций, многими авторами были выдвинуты свои толкования значения педагогической технологии.

Приведем ряд точек зрений по рассматриваемой проблематике. По мнению Махбуба Ф.З., под педагогической технологией следует понимать целостный процесс, который основывается на целенаправленном и продуманном подходе для гарантированного достижения результатов обучения, также главенствующим фактором в этом процессе должна выступать потребность обучающихся [6].

По мнению Быстровой Н.В., педагогическая технология представляет систему, в которой каждый элемент самодостаточен, между частями системы наблюдается тесная корреляция и взаимообусловленность, подкрепляющаяся единой логикой организации образовательного процесса [1].

Это далеко не исчерпывающий перечень толкований педагогической технологии, но авторы, так или иначе, используют базовые положения, которые дают основное понимание рассматриваемого термина.

Выделим основную цель педагогической технологии, которая заключается в реализации теоретических построений в процессе обучения в высших учебных заведениях.

В процессе разработки учебной технологии преподаватели могу повысить уровень обучения и ослабить влияние негативных факторов учебной деятельности. Ряд преподавателей выдвигают основные способы повышения эффективности учебного процесса в вузах:

1. Следует исключать ситуации, где обучающийся ограничен во времени (необходимо для успешной учебной детальности). Не следует нагружать в короткие промежутки времени новым учебным материалом обучающихся, давать возможность полностью и углублённо изучить необходимый материал. Также рекомендуется разделять объёмные учебные материалы на отдельные информационные сектора, а в дальнейшем объединять по мере усвоения;

2. Предлагается избегать ситуаций, связанных с опросом обучающихся по новому, только предъявленному учебному материалу;

3. В случаях если студент получает неудовлетворительную оценку, то преподавателю следует не критиковать обучающегося и в более мягкой форме донести сведения о полученном результате. Следует давать дополнительное время на проверку высказанного мнения или написанного в работе, а в случае неудачи, давать подсказки, направленные на повышение внимания (непонятные аспекты темы);

4. Использовать приёмы поощрения за усердие и старание обучающегося, как следствие, будет снижено психологическое напряжение и повысится уровень общей уверенности студента.

На практике многие преподаватели отмечают, что наиболее успешные обучающиеся на первых и вторых курсах постепенно повышают свою самооценку, что в положительном аспекте проявляется в высокой уверенности при ответах и повышением уровня притязания к важным аспектам учебной деятельности.

Согласно проведенным исследованиям, повышенный уровень заинтересованности в обучении, высокий уровень усердия, самоконтроля, стремления к получению максимальных результатов, у обучающихся с высокой самооценкой. "Слабый" студент не берётся за выполнение трудоёмких и сложных учебных задач, а "сильный" постарается решить ту или иную задачу, приложив к этому максимальное усилие. Педагогическая технология должна включать в себя процесс оценивания самооценки каждого обучающегося, так как данный фактор является одним из важных при установлении контакта между преподавателем и обучающимся. Самооценка, в свою очередь, позволяет каждому человеку оценивать эффективность своих ресурсов и в дальнейшем позволяет добиться наиболее высоких результатов. Но следует отметить то, что самооценка должна быть адекватной.

Следует отметить, если преподаватель не контролирует студента с высокой самооценкой, то в долгосрочной перспективе неадекватно завышенная самооценка приводит к ухудшению учебного процесса. Обучающийся, чувствуя превосходство над другими, перестаёт прилагать усилия к изучению учебного материала, что проявляется в общем снижении уровня обучения.

В цифровой дидактике в последнее десятилетие появились устойчивые стратегии, методики и тактики обучения. Которые заключаются в повышении общего уровня мотивации обучающегося. К современным и эффективным принципам относятся:

- Принцип целесообразности. Данный принцип предполагает исключительное использование цифровых технологий и средств обучения с общей направленностью только для обеспечения поставленных целей образовательного процесса. Если в процессе обучения будут использоваться технические средства и сеть Интернет, то используемые приложения, сайты и другие источники должны быть предоставлены только на основе учебного материала;

- Принцип адаптивности, основывающийся на разработке цифрового образовательного процесса с учетом личностных способностей каждого студента;

- Принцип интерактивности требует наличия в учебном процессе активной реальной, виртуально-сетевой коммуникации между обучающимися и преподавателями. Данный принцип требует от педагога владение навыком работы с информационными технологиями;

- Принцип практико-ориентированности. Предполагает постановку задач, основывающихся на требованиях рынка труда, перспективных секторах производства и всей экономики в целом.

Ключевым моментов в педагогической технологии является обратная связь. В теории менеджмента одним из главенствующих факторов эффективного взаимодействия персона с руководителем выступает наличие обратной связи. Реализация концепции взаимодействия из менеджмента в процесс обучения является необходимым для повышения общего уровня образования молодёжи. Обратная связь в процессе взаимодействия преподавателя и студентов может быть представлена как в виде положительного ответа, так и в виде отрицательного ответа. Специалисты отмечают, что обратная связь должна быть конкретной и ясной, с указанием конкретных недостатков или достоинств (исключать высказывания: «Меня не устраивает Ваш ответ!», «Вы делаете успехи!» и т.п.) [3]. Приведенные примеры утверждений со стороны преподавателя не позволяют студенту понять свою ошибку, каким образом исправить её, где она была допущена, на чём основываются критерии оценивания выполняемого задания и многое другое. Конкретные замечания с обоснованием позволяют обучающимся осознать причины допущенных ошибок, своевременно их исправить и в дальнейшем не допускать подобных ситуаций. В случае негативной обратной связи необходимо предоставлять информацию об ошибках в описательной форме, она должна принимать нейтральную тональность.

Преподавателю не следует использовать личностные характеристики студента, а основываться только на объективности, на полученных результатах работы и сообщать обучающемуся о сильных и слабых аспектах работы, давать

«подсказки», направленные на поиск возможных способов исправления допущенных ошибок. К личностным характеристикам следует относить такую информацию как: поведение, отношение к обучению, прошлые результаты и другое. Следует отметить, что фактор времени в процессе обратной связи играет важнейшую роль.

При подготовке обучающихся в образовательных организациях, одним из важнейших факторов успешного обучения является мотивация, её структура, основания и энергетический уровень. Она может быть достаточной и недостаточной [9].

Мотивация - не единственная, но одна из главных, движущих сил человеческого поведения.

Мотивация деятельности - это первичный компонент, совокупность состояний личности, побуждающих к ее выполнению и определяющих активность субъекта деятельности. Ученые отмечают, что мотивами деятельности могут выступать потребности, склонности, ценностные ориентации, идеалы, интересы, чувства человека [7].

При достаточной мотивации у студента развиваются профессиональные, познавательные и моральные мотивы к обучению. Мотивация представляет сложную многокомпонентную систему, в которой соединены направленности, свойства, внутренние детерминанты и мотивы обучающегося, а также факторы, которые влияют на направленность деятельности. К таковым можно отнести: стремление получить положительную оценку, положительно выделиться в кругу товарищей, получить положительную оценку родителей и т.д.

Следует отметить, что существует прямая корреляционная связь между стремлением к получению знаний и успешностью в процессе обучения. Так у лиц с неопределённым доминированием наблюдается отсутствие такой связи. Перед преподавателем возникает задача по развитию детерминант обучающихся, в результате которых должна быть сформирована учебная мотивация [8]. Проблему мотивации можно решить путём выбора правильной педагогической технологии преподавателем, предлагается в процессе проведения учебных занятий использовать игровую форму подачи и закрепления учебного материала, завоёвывать доверие и повышать авторитет у студентов, использовать приёмы поощрения за выполненные трудоёмкие задания, не сравнивать неуспешных и успешных обучающихся, минимизировать стресс и многие другие приёмы.

Выводы. Следует отметить, что в процессе обучения важнейшую роль играет авторитет преподавателя, только благодаря правильно выбранной педагогической технологии достигаются наивысшие результаты, что способствует повышению общего уровня образованности. Благодаря эффективной обратной связи, выбранной методике обучения, подготовке и проведению занятий с применением инновационных технологий, применению информационных технологий педагогом в обучении поможет в активизации необходимых нейродинамических процессов у обучающихся - положит основу для мотивации к обучению [4]. Личность педагога-профессионала является главенствующим звеном в системе образовательного процесса в образовательных организациях. Правильное представление о самооценке каждого обучающегося, разработка и применение нужных подходов к каждому обучающемуся, выбор способов сообщения информации и многое другое зависит от профессионализма преподавателя. Процесс разработки педагогической технологии у специалистов должен основываться на конкретных личностных предпочтениях, настрое и желании каждого студента.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Содержание педагогической технологии / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 56-59.

2. Вороненко, А.И. Адаптация системы образования к «клиповому мышлению» / А.И. Вороненко, А.Н. Терешкова // Эпоха науки. - 2020. - №24. - С. 288-291.

3. Курьян, М.Л. Применение технологии педагогической поддержки ("Скаффолдинг") при обучении студентов эффективной обратной связи / М.Л. Курьян, Е.А. Воронина // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №461. - С. 183-189.

4. Малахова, О.Н. Развитие учебной мотивации в высшей школе / О.Н. Малахова, Л.С. Мосина // Исследовательские акценты. - 2022. - №1.

5. Мансурова, Д.С. Сущность образовательных технологий / Д.С. Мансурова, Ш.М. Сафаров, Н.М. Хайдарова // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). - 2021. - №1 (5). - С. 50-54.

6. Махбуба, Ф.З. Важность инновационных педагогических технологий в совершенствовании образования / Ф.З. Махбуба // Science and Education. - 2022. - №3. - C. 700-704.

7. Светличный, Е.Г. Мотивация будущих юристов к формированию профессиональной культуры на основе контекстного обучения / Е.Г. Светличный, Н.В. Горбунова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе» 30 марта 2018 года. - Рязань. - 2018. - С. 201-209.

8. Цыренова, В.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации / В.Б. Цыренова, Н.Б. Лумбунова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2021. - №470. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/upravlenie-uchebnoy-motivatsiey-studentov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 22.05.2022).

9. Черняк, Т.В. Мотивация обучения как фактор профессионального развития будущих специалистов / Т.В. Черняк // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. - 2022. - №1. - C. 40-47.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Дахкильгова Камила Багаудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики Усманов Тимерлан Ибрагимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены инновационные технологии в изучении иностранных языков. Коммуникативный метод изучения языков широко сочетает в себе высококачественный контент с гибкими и интерактивными мультимедийными технологиями. Автор подчеркивает важность и влияние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении английского языка, поскольку во всем мире признано, что интеграция ИКТ в изучение языка стала незаменимой в современной образовательной среде. Доступность и использование ИКТ как определяющего фактора эффективного преподавания иностранного языка в средних школах нельзя переоценить, поскольку они расширяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.