Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / МУЛЬТИМЕДИА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дахкильгова Камила Багаудиновна, Усманов Тимерлан Ибрагимович

В статье рассмотрены инновационные технологии в изучении иностранных языков. Коммуникативный метод изучения языков широко сочетает в себе высококачественный контент с гибкими и интерактивными мультимедийными технологиями. Автор подчеркивает важность и влияние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении английского языка, поскольку во всем мире признано, что интеграция ИКТ в изучение языка стала незаменимой в современной образовательной среде. Доступность и использование ИКТ как определяющего фактора эффективного преподавания иностранного языка в средних школах нельзя переоценить, поскольку они расширяют возможности страны в области образования в виде квалифицированных учебных пособий и оборудования. ИКТ также помогают в достижении всеобщего школьного образования с качеством для всех детей. Освещаются перспективы использования ИКТ для достижения оптимальной производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGES

The article discusses innovative technologies in the study of foreign languages. The communicative method of language learning widely combines high-quality content with flexible and interactive multimedia technologies. The author emphasizes the importance and influence of information and communication technologies (ICT) in learning English, since it is recognized worldwide that the integration of ICT into language learning has become indispensable in the modern educational environment. The availability and use of ICT as a determining factor of effective teaching of a foreign language in secondary schools cannot be overestimated, since they expand the country's educational opportunities in the form of qualified textbooks and equipment. ICTs also help in achieving universal school education with quality for all children. The prospects of using ICT to achieve optimal productivity are highlighted.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

«подсказки», направленные на поиск возможных способов исправления допущенных ошибок. К личностным характеристикам следует относить такую информацию как: поведение, отношение к обучению, прошлые результаты и другое. Следует отметить, что фактор времени в процессе обратной связи играет важнейшую роль.

При подготовке обучающихся в образовательных организациях, одним из важнейших факторов успешного обучения является мотивация, её структура, основания и энергетический уровень. Она может быть достаточной и недостаточной [9].

Мотивация - не единственная, но одна из главных, движущих сил человеческого поведения.

Мотивация деятельности - это первичный компонент, совокупность состояний личности, побуждающих к ее выполнению и определяющих активность субъекта деятельности. Ученые отмечают, что мотивами деятельности могут выступать потребности, склонности, ценностные ориентации, идеалы, интересы, чувства человека [7].

При достаточной мотивации у студента развиваются профессиональные, познавательные и моральные мотивы к обучению. Мотивация представляет сложную многокомпонентную систему, в которой соединены направленности, свойства, внутренние детерминанты и мотивы обучающегося, а также факторы, которые влияют на направленность деятельности. К таковым можно отнести: стремление получить положительную оценку, положительно выделиться в кругу товарищей, получить положительную оценку родителей и т.д.

Следует отметить, что существует прямая корреляционная связь между стремлением к получению знаний и успешностью в процессе обучения. Так у лиц с неопределённым доминированием наблюдается отсутствие такой связи. Перед преподавателем возникает задача по развитию детерминант обучающихся, в результате которых должна быть сформирована учебная мотивация [8]. Проблему мотивации можно решить путём выбора правильной педагогической технологии преподавателем, предлагается в процессе проведения учебных занятий использовать игровую форму подачи и закрепления учебного материала, завоёвывать доверие и повышать авторитет у студентов, использовать приёмы поощрения за выполненные трудоёмкие задания, не сравнивать неуспешных и успешных обучающихся, минимизировать стресс и многие другие приёмы.

Выводы. Следует отметить, что в процессе обучения важнейшую роль играет авторитет преподавателя, только благодаря правильно выбранной педагогической технологии достигаются наивысшие результаты, что способствует повышению общего уровня образованности. Благодаря эффективной обратной связи, выбранной методике обучения, подготовке и проведению занятий с применением инновационных технологий, применению информационных технологий педагогом в обучении поможет в активизации необходимых нейродинамических процессов у обучающихся - положит основу для мотивации к обучению [4]. Личность педагога-профессионала является главенствующим звеном в системе образовательного процесса в образовательных организациях. Правильное представление о самооценке каждого обучающегося, разработка и применение нужных подходов к каждому обучающемуся, выбор способов сообщения информации и многое другое зависит от профессионализма преподавателя. Процесс разработки педагогической технологии у специалистов должен основываться на конкретных личностных предпочтениях, настрое и желании каждого студента.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Содержание педагогической технологии / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 56-59.

2. Вороненко, А.И. Адаптация системы образования к «клиповому мышлению» / А.И. Вороненко, А.Н. Терешкова // Эпоха науки. - 2020. - №24. - С. 288-291.

3. Курьян, М.Л. Применение технологии педагогической поддержки ("Скаффолдинг") при обучении студентов эффективной обратной связи / М.Л. Курьян, Е.А. Воронина // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №461. - С. 183-189.

4. Малахова, О.Н. Развитие учебной мотивации в высшей школе / О.Н. Малахова, Л.С. Мосина // Исследовательские акценты. - 2022. - №1.

5. Мансурова, Д.С. Сущность образовательных технологий / Д.С. Мансурова, Ш.М. Сафаров, Н.М. Хайдарова // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). - 2021. - №1 (5). - С. 50-54.

6. Махбуба, Ф.З. Важность инновационных педагогических технологий в совершенствовании образования / Ф.З. Махбуба // Science and Education. - 2022. - №3. - C. 700-704.

7. Светличный, Е.Г. Мотивация будущих юристов к формированию профессиональной культуры на основе контекстного обучения / Е.Г. Светличный, Н.В. Горбунова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе» 30 марта 2018 года. - Рязань. - 2018. - С. 201-209.

8. Цыренова, В.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации / В.Б. Цыренова, Н.Б. Лумбунова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2021. - №470. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/upravlenie-uchebnoy-motivatsiey-studentov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 22.05.2022).

9. Черняк, Т.В. Мотивация обучения как фактор профессионального развития будущих специалистов / Т.В. Черняк // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. - 2022. - №1. - C. 40-47.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Дахкильгова Камила Багаудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики Усманов Тимерлан Ибрагимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены инновационные технологии в изучении иностранных языков. Коммуникативный метод изучения языков широко сочетает в себе высококачественный контент с гибкими и интерактивными мультимедийными технологиями. Автор подчеркивает важность и влияние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении английского языка, поскольку во всем мире признано, что интеграция ИКТ в изучение языка стала незаменимой в современной образовательной среде. Доступность и использование ИКТ как определяющего фактора эффективного преподавания иностранного языка в средних школах нельзя переоценить, поскольку они расширяют

возможности страны в области образования в виде квалифицированных учебных пособий и оборудования. ИКТ также помогают в достижении всеобщего школьного образования с качеством для всех детей. Освещаются перспективы использования ИКТ для достижения оптимальной производительности.

Ключевые слова: язык, мультимедиа, обучение иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Annotation. The article discusses innovative technologies in the study of foreign languages. The communicative method of language learning widely combines high-quality content with flexible and interactive multimedia technologies. The author emphasizes the importance and influence of information and communication technologies (ICT) in learning English, since it is recognized worldwide that the integration of ICT into language learning has become indispensable in the modern educational environment. The availability and use of ICT as a determining factor of effective teaching of a foreign language in secondary schools cannot be overestimated, since they expand the country's educational opportunities in the form of qualified textbooks and equipment. ICTs also help in achieving universal school education with quality for all children. The prospects of using ICT to achieve optimal productivity are highlighted.

Key words: Language, multimedia, foreign language teaching, information and communication technologies (ICT).

Введение. Информационно-коммуникационные технологии включают в себя использование коммуникационных устройств или приложений, таких как радиоприемники, телевизоры, сотовые телефоны, компьютеры, аппаратное и программное обеспечение, спутниковые системы и так далее.

Информационно-коммуникационные технологии часто относятся к определенному контексту как «ИКТ» в образовании, медицинском обслуживании библиотек. Многие страны по всему миру создали организации для продвижения ИКТ, потому что есть опасения, что, если технологии не будут развиваться в развитых странах, это только усугубит уже существующий экономический разрыв между технологиями. Это продвигает ИКТ как средство соединения цифровых устройств. Доступность и использование ИКТ как определяющего фактора эффективного преподавания иностранного языка в средних школах нельзя переоценить, поскольку они расширяют возможности страны в области образования в виде квалифицированных учебных пособий и оборудования. ИКТ также помогают в достижении всеобщего школьного образования с качеством для всех детей. Это позволит им использовать возможности ИКТ для дальнейшего изучения и преподавания английского языка в школах страны. Повышение уровня образования имеет основополагающее значение для создания человеческого капитала в любой стране. [1-3; 7-9]

Изложение основного материала статьи. Стало целесообразным отметить, что эффективное преподавание и изучение английского языка вышло за рамки стереотипного и систематизированного/традиционного простого обучения в классе из-за появления различных гаджетов в информационных и коммуникационных технологиях. Можно сказать, обучение второму языку значительно изменилось, указывая на важность использования электронных средств к построению теории, но предостерегая, что общение в классе по-прежнему необходимо для изучающих второй язык.

В любой ситуации преподавания-обучения учащиеся могут легко реагировать на коммуникативный режим обучения. Коммуникативный метод изучения языков широко сочетает в себе высококачественный контент с гибкими и интерактивными мультимедийными технологиями. Этот комплексный метод изучения языка может выступать в качестве комплексного решения для самообучения, а также для поддержки преподавания на официальных курсах. Благодаря широкому спектру деятельности у учащихся могут быть развиты различные навыки. Учащийся должен общаться в устной и письменной форме. Для достижения поставленных целей можно определить три возможных режима обучения:

- Управляемый режим: предлагает пошаговый курс. Будучи организованным в пути обучения, этот режим фокусируется на овладении функциональными языковыми моделями по широкому спектру тем. В этом режиме учащийся среднего звена средней школы может изучать произношение, грамматику, набирать словарный запас, применяя правила.

- Свободное перемещение: это дает учащемуся возможность обучения по теме или по языковым навыкам. Этот режим особенно полезен для учащихся старших классов средней школы.

- Динамический режим: здесь продвинутые учащиеся могут сразу же погрузиться в аутентичный учебный контекст с помощью различных диалогов и видеороликов, которые иллюстрируют повседневную и профессиональную жизнь и соответствуют текущим педагогическим тенденциям, знакомят учащихся с озвучиванием языка с помощью сделанных записей. носителями языка. С режимами общения/обучения тесно связано использование лингафонного кабинета, который можно использовать для улучшения процессов преподавания и обучения языку через консоль учителя с программным обеспечением для изучения языка. Это служит платформой для изучения, практики и создания языка обучения.

Функциональное использование лингафонного кабинета согласно Шруму (2000) связано со следующими целями:

- Поддерживать хорошую лингвистическую компетенцию за счет точности грамматики, произношения и словарного запаса.

- Развить прагматическую компетентность, понять грамматическую форму, функцию и нормальное состояние.

- Обогатить дискурсивную компетенцию, подготовить учащегося к тому, чтобы уметь производить контекстуализацию письменного текста и речи.

- Приобрести стратегическую компетентность в использовании как устной, так и письменной речи для использования в широком диапазоне коммуникативных стратегий. Например, при обучении фонетике звуки английского языка могут быть записаны с использованием Международного фонетического алфавита (IPA) для адекватных упражнений. Использование упражнений на минимальное парное восприятие помогает учащимся освоить звучание английского языка. Это также можно хорошо практиковать в упражнениях на произношение с помощью программного обеспечения или с помощью компакт-дисков в лингафонном кабинете.

Было выдвинуто множество аргументов о влиянии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на преподавание и изучение языка. В то время как некоторые считают, что это сделает учащихся умнее и улучшит преподавание и изучение языка, другие утверждают, что нет уверенности в его возможностях, потому что многие преподаватели еще не знакомы с технологией, которую нужно использовать, и с тем, как применять ее в учебном процессе.

Например, за последние несколько десятилетий было много споров о педагогической ценности компьютеров в классе. В то время как некоторые исследователи предполагают, что технологии устаревают, ограничиваясь простыми письменными заданиями и работой в Интернете, другие предполагают, что это отчасти связано с ограниченным познанием педагогов роли ИКТ. Это означает, что использование ИКТ в языковом образовании имеет свои достоинства и недостатки [6, С. 101-107].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают огромную помощь практически во всех областях преподавания и обучения. В области языкового образования в настоящее время так много внимания уделяется онлайн-обучению, которое рассматривается как великий освободитель, предоставляющий как учителям, так и учащимся возможность выполнять обучение новыми и интересными способами, получая информацию из Интернета. Другие перспективы ИКТ в языке можно резюмировать как расширение доступа к языковым программам, повышение качества

преподавания и обучения, обеспечение доступа к текущим/актуальным материалам и предложение учителям и учащимся уймы материалов в различных формах.

В частности, уроки английского языка, включающие мультимедийные приложения, могут оказать мощную мотивацию и предоставить скучающим учащимся новые интересные способы обучения:

- Использование ИКТ повышает уровень владения английским языком, а также качество опыта учащихся.

- Эффективное использование ИКТ устраняет временные и пространственные ограничения, присущие традиционному обучению, поскольку теперь диалог в классе может выходить за рамки временных и пространственных ограничений.

- Это позволяет учащимся учиться более автономно и тем самым повышает самооценку и уверенность в себе.

- Улучшает взаимодействие учащихся, вербализация и участие в групповом совместном обучении.

Уместно отметить, что телевидение с его набором иностранных каналов и другими кабельными каналами, может оказать огромную помощь в изучении языка. Информационно-коммуникационные технологии помогают учащимся лучше успевать в изучении языка, чем при регламентированном традиционном обучении в классе. Онлайн-обучение потенциально может предложить любому, у кого есть подключение к Интернету, доступ к широкому, но недорогому образованию точно так же, как электронное обучение и компьютер позволяют школам проводить занятия для учащихся в любой точке мира [4].

Мнение о том, что Интернет и другие формы информационных и коммуникационных технологий приносят огромную пользу системе образования, неоспоримо. Интернет является хранилищем огромного контента, но он также содержит равное количество ненужных и непристойных сайтов, которые, если их не регулировать и не подвергать цензуре до того, как учащимся будет разрешено работать с ними, могут привести ко всем формам морального упадка, особенно среди подростков и молодежи. Учителя не полностью застрахованы от непристойных сайтов.

Успех или неудача ситуации преподавания-обучения в овладении языком в значительной степени зависит от учителя. Однако, многим учителям и самим еще предстоит обновить или ознакомиться с ИКТ и их применением в классе.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что интеграция ИКТ в языковое образование по-прежнему вызывает общую апатию со стороны как учащихся, так и преподавателей.

Основные препятствия для использования ИКТ в языковом образовании:

- Электричество, телефонные линии, интернет и т. д. либо ненадежны, либо дороги.

- Мультимедийная техника и другие ИКТ заперты в чуланах, потому что лишь немногие учителя знают, как ими пользоваться и включать их в свои учебные программы.

- Преподаватели, прошедшие подготовку в области ИКТ, часто бросают преподавание ради более прибыльной работы.

- Плохое техническое обслуживание существующих гаджетов ИКТ (где они предусмотрены) является фактором, препятствующим использованию ИКТ в языковом обучении.

- Во многих школах нет лингафонных и компьютерных кабинетов. Большие или переполненные классы могут мешать использованию ИКТ [13, С. 136-158].

Английский язык стал языком образования, торговли и коммерции, политики, средств массовой информации, полезности, а также науки и техники.

ИКТ помогают в представлении интерактивных учебных пособий по конкретному предмету, оценке успеваемости учащихся и понимании учебного материала. В последнее время в изобилии появилось множество компьютерных пакетов, которые полезны при обучении английскому [5].

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) нельзя недооценивать в процессе преподавания и обучения языку, потому что новые технологии делают уместным и практичным подход к обучению таким образом, который отстаивают ученые, теоретики и педагоги-психологи. Современным учителям и учащимся крайне важно идти в ногу с современной тенденцией улучшения преподавания и изучения английского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий. Достаточно сказать, что информационные и коммуникационные технологии произвели революцию в обществе во всем мире, в том числе в том, как преподается и проводится языковое обучение [12, С. 47-52].

В частности, Интернет стал каналом, по которому люди могут учиться, делиться и сотрудничать способами, которые были невозможны много лет назад. Однако большой успех достигается за счет подготовки учащихся к взаимодействию и обучению в эпоху Интернета. Поэтому, если ИКТ будут интегрированы в преподавание и изучение языка, наш обновленный подход к преподаванию и изучению английского языка будет иметь большое значение для того, чтобы сделать ИКТ более полезным партнером в процессе преподавания и обучения.

Выводы. В свете вышеизложенного рекомендуется, чтобы учителя обновили и ознакомились с использованием и применением средств ИКТ при приобретении языкового образования. Приверженность и энтузиазм в преподавании и изучении английского языка посредством эффективного использования ИКТ должны иметь первостепенное значение не только для разработчиков учебных программ и разработчиков политики в области образования, но также для учителей и изучающих английский язык. Чтобы облегчить интеграцию ИКТ в изучение языка, необходимо обеспечить следующее: постоянное/регулярное снабжение электричеством, преподавание компьютерного курса в школах, поощрение центров исследований и разработок в области икт, предоставление компьютеров в школах для учащихся и ноутбуков для учителей английского языка, набор компетентных инструкторов с адекватным вознаграждением, регулярная компьютерная подготовка и переподготовка учителей английского языка, правительство должно разработать политику и программы, которые способствуют развитию ИКТ в школах и стране в целом.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Возможности дисциплины "иностранный язык" в процессе формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов / П.Д. Абдурахманова, Р.Ш. Магамдаров, Д.М. Мурзаева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). - С. 278-280.

2. Абдурахманова, П.Д. Ведущие тенденции реализации языкового образования в отечественной образовательной системе / П.Д. Абдурахманова, П.Г. Идрисова, Я.М. Саидова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). -С. 280-283.

3. Абдурахманова, П.Д. Педагогический коучинг как средство повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка / П.Д. Абдурахманова, П.Г. Идрисова, З.Г. Гаджибекова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 4 (89). - С. 301-303.

4. Ангеловски, К. Учителя и инновации / К. Ангеловски; пер. с македонского. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

5. Вовчаста, Н.Я. Роль интерактивных технологий на занятиях по иностранному языку / Н.Я. Вовчаста // Сибак. -URL: http://sibac.info/ conf/pedagog/xxiv/31482

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

7. Ростовцева, П.П. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 316-318.

8. Ростовцева, П.П. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов / П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева // Педагогика и психология образования. - 2016. - № 4. -С. 78-83.

9. Соболева, О.С. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза / О.С. Соболева, Н.В. Гусева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 71-75

10. Чилингарян, М.В. Использование информационно-образовательных технологий на уроках английского языка / М.В. Чилингарян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - № S12. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/76148.htm.

11. Al-Faki, I.M. Difficulties Facing Teachers in Using Interactive Whiteboards in Their Classes / I.M. Al-Faki // American International Journal of Social Science. - Vol. 3. - No. 2. - 2014. - С. 136-158.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Депсамес Лидия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бузина Надежда Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье изучается проблема развития креативности в проектной деятельности у студентов-дизайнеров. Раскрывается сущность понятия креативности и её роль в становлении студента как будущего специалиста в сфере дизайна. Даётся осмысление понятия проектного творчества как необходимого условия для формирования в процессе обучения у студентов-дизайнеров необходимых личностных и профессиональных качеств.

Проектная деятельность рассматривается как одна из наиболее значимых технологий в процессе обучения студента-дизайнера на современном этапе развития общества. Акцентируется мысль о том, что Технология проектной работы предполагает укрепление межпредметных связей и направлена на процесс профессионального развития личности обучающихся с целью формирования профессиональных навыков. Поднимается вопрос о важности овладения обучающимися всеми способами работы с информацией. Дизайн в современном мире - это искусство, рассчитанное на большой круг людей и которое неизбежно оказывает воздействие на каждого человека. И что бы ни создавал дизайнер, он всегда создает среду человеческого существования и таким образом влияет на развитие культуры и общества в целом.

Определяется роль и значение теоретических знаний, которые обучающиеся приобретают во время учебы. Эти знания и умения дают основу для понимания профессиональных законов, принципов, методов и средств художественного проектирования искусственных систем как неотъемлемой части профессиональной компетентности и творческого мышления дизайнера.

Подчеркивается духовно-эстетическое значение предметной среды, которая в современных условиях заметно возрастает и влияет на формирование мировоззрения человека.

Закон гармонии, принципы оригинальности и новизны, а также использование различных средств выразительности определяют художественно-эстетическую сторону результатов деятельности личности.

Создание оригинальных, неординарных решений и целевой подход в профессиональной подготовке будущего дизайнера гарантируют эффективность развития креативности в проектной деятельности.

Рассматривается уровень проектной культуры в профессиональной деятельности дизайнера. Обращается внимание на возможность стимулирования развития у студентов способности осуществлять самооценку и самоконтроль своего продвижения к конечной цели в процессе работы.

Ключевые слова: дизайнерская деятельность, креативность, креативное мышление, творчество, проектное творчество, проектное мышление, интеллектуальная активность, критерии, способности, личность.

Annotation. This article studies the problem of developing creativity in design activities among design students. The essence of the concept of creativity and its role in the development of a student as a future specialist in the field of design is revealed. The author gives an understanding of the concept of design creativity as a necessary condition for the formation of the necessary personal and professional qualities in design students in the learning process.

Project activity is considered as one of the most significant technologies in the process of teaching a design student at the present stage of society development. The idea is emphasized that the technology of project work involves the strengthening of interdisciplinary connections and is aimed at the process of professional development of the personality of students in order to form professional skills. The question is raised about the importance of mastering by students all the ways of working with information. Design in the modern world is an art designed for a wide range of people and which inevitably has an impact on every person. And whatever the designer creates, he always creates an environment for human existence and thus influences the development of culture and society as a whole.

The role and importance of theoretical knowledge that students acquire during their studies is determined. This knowledge and skills provide a basis for understanding the professional laws, principles, methods and means of artistic design of artificial systems as an integral part of the designer's professional competence and creative thinking.

The spiritual and aesthetic significance of the subject environment is emphasized, which in modern conditions is noticeably increasing and influencing the formation of a person's worldview.

The law of harmony, the principles of originality and novelty, as well as the use of various means of expression determine the artistic and aesthetic side of the results of a person's activity.

The creation of original, extraordinary solutions and a targeted approach to the professional training of a future designer guarantee the effectiveness of the development of creativity in project activities.

The level of design culture in the professional activity of a designer is considered. Attention is drawn to the possibility of stimulating the development of students' ability to carry out self-assessment and self-control of their progress towards the final goal in the process of work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.