Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на потребление алкоголя личностью современного российского общества'

Факторы, влияющие на потребление алкоголя личностью современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1353
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / АЛКОГОЛИЗМ / СТУДЕНТЫ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОСУГ / PARADIGM / TYPES OF PARADIGMS / QUANTITATIVE AND QUALITATIVE METHODS / SOCIAL ISSUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зотова Полина Олеговна

Алкоголизм является одной из главных социальных, психологических, медицинских проблем современного российского общества. Потребление алкоголя воспринимается людьми как социально приемлемое явление, как своеобразная традиция. Склонность к потреблению алкоголя закладывается еще в юности. Среди студентов редко встретишь непьющего человека, ведь студенческие годы самые веселые и незабываемые, а именно с весельем и ассоциируется алкоголь у большинства населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGMS OF EDUCATIONAL SOCIOLOGY AND SPECIFIC SOCIOLOGICAL STUDIES

The research seeks to estimate applicability of paradigms of educational sociology in specific sociological studies. Advantages of paradigmatic approach to the study of education processes are presented. Structuralistic, functional, humanistic and phenomenological paradigms are described. Some issues to be researched within these paradigms are mentioned.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на потребление алкоголя личностью современного российского общества»

УДК

П.О. Зотова

Пермский государственный технический университет

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ЛИЧНОСТЬЮ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Алкоголизм является одной из главных социальных, психологических, медицинских проблем современного российского общества. Потребление алкоголя воспринимается людьми как социально приемлемое явление, как своеобразная традиция. Склонность к потреблению алкоголя закладывается еще в юности. Среди студентов редко встретишь непьющего человека, ведь студенческие годы самые веселые и незабываемые, а именно с весельем и ассоциируется алкоголь у большинства населения.

Ключевые слова: алкоголь, алкоголизм, студенты, девиантное поведение, досуг.

Употребление алкоголя - массовое явление, связанное с такими социальными категориями, как традиции и обычаи, с одной стороны, и общественное мнение и мода, с другой. Также потребление алкоголя связано с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п.

Потребление алкоголя - неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, прием алкоголя способствует выполнению функции социализации (общения, коммуникации, формирования социальных сетей, проявления социального доверия, гостеприимства, доброжелательности); это непременный атрибут празднования важных и торжественных событий [4. С. 87-92]

В целом мотивы употребления спиртного делятся на две группы:

1. Мотивы употребления спиртного, типичные для молодых: желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство, «для храбрости» и т.п.

2. Мотивы употребления спиртного, типичные для взрослых людей: стремление избавиться от скуки, желание снять с себя напряжение, желание освободиться от неприятных переживаний в семье, профессиональном, учебном коллективе.

Склонность к злоупотреблению алкогольными напитками нередко закладывается еще в молодые годы. С той или иной частотой потребляют различные алкогольные напитки, согласно их личному признанию, 81,8 % моло-

дых людей. Среди опрошенных 5,4 % распивают алкогольные напитки ежедневно, 21,1 % - 1 раз в 2-3 дня, 26,3 % - 1 раз в неделю, 20,1 % - 2-3 раза в месяц, 8,9 % - очень редко [2. С. 101-103].

У студентов высших учебных заведений среди напитков преобладает пиво - его пьют 92 % юношей и 66 % девушек; 71 и 90 % - вино, третье место по распространенности занимает водка (69 и 26 %), спирт и суррогаты - 18 и 5 %. При этом значимой корреляции между полом и выбором спиртных напитков не наблюдается: свидетельство того, что спиртные напитки как маркеры культурной границы между полами теряют свою былую роль [3. С. 105].

Пиво занимает первое место скорее всего потому, что пиво - это не просто напиток, а элемент ритуала общения. Неудивительно, что при проведении ассоциативного теста в исследовании провинциальных студентов как потребителей (вопрос «Какие слова вам приходят на ум при слове „пиво“?») на первых местах оказались «веселье», «вечеринка», «компания». Студенты, покупая пиво и алкоголь, потребляют одновременно и напиток, и общение.

Среди мотивов употребления алкогольных напитков большинство опрошенных назвали «желание», затем - «за компанию» (за исключение девушек, учащихся в ВУЗах) и «для поднятия настроения». [3. С. 106-107], то есть главными мотивами становятся не проблемы молодежи или чье-то плохое влияние, а их собственная инициатива и желание.

Абсолютное большинство студентов (70 %) предпочитают пить спиртные напитки в компаниях, которые чаще всего собираются в гостях, на дому. Причина такого выбора не во вкусах, а в крайне неразвитой сети доступных баров и кафе, где только 11 % студентов употребляют спиртные напитки, в то время как дома - 17 %, в других местах - 4 %. Фактически эта рыночная ниша, характеризующаяся высоким спросом, не занята.

Традиционно в нашей стране умение много пить, оставаясь на ногах, многими ценилось как важное качество, как символ настоящего мужчины. Однако в кругах образованной молодежи притягательность этой способности существенно поблекла (ответ «Нет» дали 46, 8 %). Умение пить, не пьянея, -достоинство, вызывающее уважение у незначительной части опрошенных студентов (11,2 %). При этом значимых различий в этом вопросе между представителями разных полов нет.

В то же время у студентов проявляется позитивное отношение к такому подозрительному для традиционной русской культуры свойству, как воздержание от потребления спиртных напитков. Более половины опрошенных (55,7 %) испытывают к таким людям уважение и лишь 12,5 % сказали категорическое «Нет». По этому вопросу представители обоих полов в целом едины. Таким образом, непьющий человек среди студентов уже не является «белой вороной», а скорее вызывает уважение.

С появлением широкого ассортимента спиртных напитков, существенно варьирующихся по своей цене, они начали выполнять функцию маркера со-

циального положения: «Покажи мне, что ты пьешь, и я скажу, кто ты». Почти половина опрошенных в той или иной степени признает эту роль спиртного [5. С. 1].

Естественно, на «питейный рацион» подрастающего поколения оказывает серьезное воздействие материальное положение семьи. Так, потребление спирта, самогона и водки снижается при повышении уровня благосостояния семьи, а вина, коньяка, джина, виски, рома повышается. Пиво пьют практически в равной степени и в бедных, и в состоятельных семьях.

На вопрос «Может ли какой-то алкогольный напиток быть символом престижа?» положительный ответ дали 20,6 %, отрицательный - 55,9 %.

Возраст первого употребления алкогольных напитков с каждым годом все уменьшается. Если в 1991 году молодые люди начинали употреблять спиртное в среднем с 15,5 лет, то в 2001 году - уже с 11 лет (табл. 1). [1. С. 253-255].

Таблица 1

Средний возраст начала потребления алкоголя в разные годы

Год Средний возраст, лет Год Средний возраст, лет

1991 15,5 1997 13,2

1992 14,9 1998 12,8

1993 14,8 1999 12,3

1994 14,7 2000 11,5

1995 13,9 2001 11,0

1996 14,2

Таблица 2

Доля потребляющих различные спиртные напитки в составе возрастных групп молодежи (в % к числу опрошенных)

Возраст, лет Пиво Вино Водка Коньяк Другие крепкие напитки Спирт, самогон Не пьют алкоголь

12 34,3 9,1 7,1 3,0 2,0 3,0 49,5

13 68,6 18,2 18,9 2,5 4,4 5,7 18,9

14 70,4 24,3 17,4 2,6 9,6 4,3 17,4

15 81,3 26,9 27,5 6,0 9,3 9,3 12,1

16 74,3 28,5 34,7 6,9 10,4 9,7 9,0

17 83,0 30,2 39,6 4,4 6,9 10,1 6,3

18 85,3 36,8 39,9 15,3 11,7 9,2 3,1

19 81,9 30,6 36,9 9,4 11,3 8,8 5,0

20 85,3 30,2 40,5 7,8 10,3 6,0 2,6

21 80,7 39,4 46,8 19,3 17,4 9,2 2,8

22 74,7 30,3 54,5 13,1 13,1 12,1 6,1

Каждый третий подросток в возрасте 12 лет «балуется» пивом, а среди 13-летних - двое из трех, в том числе девочки (табл. 2). Пиво в равной степени употребляют как в 14 лет, так и в 22, то есть возрастных ограничений практически нет. Что касается водки, тут мы видим возрастание количества употребляющих в каждой возрастной группе. Интенсивность потребления крепких напитков возрастает с 15-летнего возраста. Таким образом, если употребление крепких спиртных напитков еще как-то зависит от возраста, то потребление пива абсолютно не зависит [2. С. 99].

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и др. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и проч.

Мы составили типологию студентов, учитывая их отношение к алкогольным напиткам, их поведение, то есть употребление или неупотребление алкогольных напитков и частоту этого употребления, а также мотивы и причины принятия алкоголя. Мы выделили следующие группы студентов: пьющие, склоняющиеся, непьющие.

«Пьющие» относятся к алкоголю в целом положительно, для них алкоголь - это средство для отдыха и расслабления. Алкоголь употребляют часто раз день - раз в неделю. Пьют представители этой группы, в первую очередь, для удовольствия, по собственному желанию или просто из-за скуки.

Студенты, относящиеся к группе «склоняющихся» относятся к алкоголю довольно средне, считая его потребление слабостью людей, и потребляют алкогольные напитки несколько раз в месяц. Чаще всего «склоняющиеся» выпивают в компании, чтобы быть как все, для свободного общения, для самоутверждения.

«Непьющие» относятся к алкоголю крайне негативно, считая его ядом, отравляющим организм. Представители этой группы алкогольные напитки не употребляют, хотя возможно и пробовали из-за любопытства, желания испытать новые ощущения.

Итак, склонность к потреблению алкоголя закладывается еще в юности, большинство пробуют алкоголь еще в школьные года. Причиной первой пробы чаще всего становится социальное окружение, кому-то позволили родители, кто-то решил не отличаться от компании, следовал примеру друзей, знакомых. Также к употреблению алкоголя в раннем возрасте толкают различные проблемы в семье, такие как насилие, недоверие или вседозволенность. Многие пробуют алкогольные напитки ради интереса или для храбрости.

После первой пробы алкоголя немногие отказываются от него навсегда, чаще всего эта пагубная привычка развивается дальше. Среди студентов редко встретишь непьющего человека, ведь студенческие годы самые веселые и незабываемые, а именно с весельем и ассоциируется алкоголь у большинства молодежи. Мотивы потребления алкоголя среди студентов существенно отличаются от причин первого употребления горячительных напитков. На студентов мало оказывает влияние социальное окружение, они не боятся показаться «белой вороной» в компании и не пьют только потому, что родители разрешили, студенты чаще всего употребляют алкогольные напитки по собственной инициативе и желанию, для удовольствия.

Таким образом, факторов, влияющих на потребление алкоголя, огромное количество, и под влиянием того или иного запить может абсолютно каждый, особенно студенты, которые уже вступили во взрослую жизнь, но не оценили всю полноту соответствующей ей ответственности.

Список литературы

1. Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения): сб. тез. междунар. конф. - М.: Красная Звезда, 2001.

2. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. - 2002. - № 8.

3. Леонтьева М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и студентов Архангельска // Социологические исследования. - 2007. - № 12.

4. Тапилина В.С. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя // Социологические исследования. - 2006. - № 2.

5. Социология потребления. Дистанционный курс лекций. Провинциальные студенты как потребители. Потребление алкогольных напитков [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.consumers.narod.ru/students/stalc.html.

Получено 1.12.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.