Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крысина Олеся Петровна

В статье анализируются факторы, влияющие на исполнение доходной части региональных бюджетов регионов ДФО и актуальные тенденции в области регулирования доходов региональных бюджетов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE REPLENISHMENT OF THE REVENUE SIDE OF REGIONAL BUDGETS IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the factors affecting the execution of the revenue side of regional budgets of the Far Eastern Federal District and current trends in the regulation of regional budget revenues in general.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_192 УДК 336.146

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ FACTORS INFLUENCING THE REPLENISHMENT OF THE REVENUE PART OF REGIONAL BUDGETS IN MODERN CONDITIONS.

КРЫСИНА Олеся Петровна,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: krysina_2021@mail.ru;

Krysina Olesya Petrovna,

post graduate of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: krysina_2021@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируются факторы, влияющие на исполнение доходной части региональных бюджетов регионов ДФО и актуальные тенденции в области регулирования доходов региональных бюджетов в целом.

Abstract: The article analyzes the factors affecting the execution of the revenue side of regional budgets of the Far Eastern Federal District and current trends in the regulation of regional budget revenues in general.

Ключевые слова: бюджетный потенциал, региональный бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы

Keywords: budget potential, regional budget, budget revenues, tax revenues

Дата направления статьи в редакцию: 05.10.2021

Дата публикации: 30.11.2021

В современных условиях влияние COVID-19 на экономику все еще остается существенным, не смотря на видимое преодоление отдельных негативных тенденций. Актуальные тренды развития экономики, бизнеса определяют основные аспекты пополнения доходной части региональных бюджетов. В современных условиях важно определить наиболее рисковые факторы, влияющие сейчас и способные повлиять в будущем на пополнение доходной части региональных бюджетов. Объектом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на пополнение доходной части региональных бюджетов. Научная новизна исследования заключается в определении актуальных для современных условий факторов пополнения доходной части региональных бюджетов и разработке возможных направлений решения выявленных проблем.

Развитие бюджетной и финансовой системы в Российской Федерации определено в Стратегии национальной безопасности как один из наиболее важных приоритетов достижения собственно национальной безопасности [1]. Развитие бюджетного потенциала также определено как один из важнейших приоритетов национальной безопасности и территориального развития. В Стратегии экономической безопасности также констатируется необходимость переформирования российской экономики на новый технологический уклад. Вопросы обеспечения бюджетного управления и роста бюджетного потенциала территорий в рамках исполнения доходов, таким образом, особенно актуальны на современном этапе.

Достижение целей устойчивого бюджетного развития и эффективное использование ресурсов предполагают наличие эффективной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках текущих реформ возрастает роль территорий субъектов РФ как элементов экономики страны, их значимость в достижении общефедеральных целей.

Бюджетная система представляет собой один из тех элементов экономики, которые испытывают влияние множества экономико-социальных факторов, это особенно справедливо в отношении доходной части бюджетов субъектов РФ. Уязвимость доходной части бюджетов субъектов РФ связана с влиянием множества различных факторов. В Дальневосточный федеральный округ входит 11 субъектов Российской Федерации. На бюджетную систему макрорегиона и структуру доходной части бюджетов влияет в том числе отраслевая структура и специализация экономики. На рис. 1 отражена структура производства в ДФО по отраслям.

Рисунок 1 - Отраслевая структура экономики регионов ДФО, % [По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации] [8]

Регионы ДФО характеризуются огромными территориями, в структуре экономики преобладает сегмент добычи полезных ископаемых, в частности, на эту отрасль приходится 29% ВРП регионов ДФО, на транспорт и хранение, логистику приходится 11% ВРП, госуправление 8%, строительство 7%, операции с недвижимостью 6%, сельское и лесное хозяйство 5%, обрабатывающие производства 5%, другое 20%. Собственно, такая структура определяет и особенности структуры доходов региональных бюджетов ДФО - это динамика поступлений НДПИ в доходной части бюджетов. На рис. 2 отражена динамика поступлений собственных в составе доходной части бюджетов субъектов ДФО.

90% 80% 70% 60% 50%

2016 2017 2018 2019 2020

В среднем по ДФО В среднем по РФ

Рисунок 2 - Динамика доли собственных доходов в структуре доходов доходной части бюджетов ДФО (По данным Федерального Казначейства РФ, расчеты АКРА) [8]

Среди факторов, влияющих на доходную часть бюджетов бюджетной системы регионов ДФО можно выделить также показатели безработицы, экономически активного населения, средний уровень заработной платы, реальные располагаемые доходы населения. В частности, все социально-трудовые показатели, формирующие оплату труда предполагают определенное влияние на доходы бюджета через систему социальных отчислений и налогов. Помимо того, от уровня оплаты труда зависят реальные расходы и потребление, т.е. уровень поступления НДС в бюджетную систему.

Налоги являются основой формирования региональных бюджетов [7], ставки региональных налогов и лимиты их регулирования отражены в Налоговом Кодексе Российской Федерации [3]. Причем, в доходной бюджетной базе регионов ДФО важную роль играют налоги на имущество, которые являются более стабильным источником поступлений в бюджет, не завися от многих внешних факторов (имущественный комплекс обладает определенной стабильностью) [4]. Для обеспечения роста налоговых доходов регионам необходимо повышать качество налогового администрирования, осуществлять стимулирование экономики, в том числе сектора МСП [5]. Неналоговые доходы в виде доходов от управления имуществом - также важное направление повышения уровня доходности региональных бюджетов [6].

Рост экономического трудового потенциала и реальных располагаемых доходов, таким образом, определяет и доходы бюджетов макрорегиона. Чем выше производительность, тем больше продукции также смогут произвести организации ДФО, тем больше будет выручка и уровень поступлений налога на прибыль и иных налогов коммерческих организаций. В ДФО «подавляющее большинство региональных бюджетов принято с дефицитом от 245 млн до 20,2 млрд рублей, однако они названы властями социально направленными» [9]. На рис. 2 отражено исполнение бюджетов регионов ДФО.

1 500 1 000 500 0

-500 -1 000 -1 500

^■Собственные доходы (л.ш.) Безвозмездные поступления (л.ш.)

Расходы (л.ш.) Дефицит (-) / профицит (+) (п.ш.)

Рисунок 2 - Исполнение бюджетов регионов ДФО по данным Федерального Казначейства Российской Федерации [8]

Как видно из рисунка, фактически бюджеты субъектов ДФО исполнены с дефицитом в 2020 году. При этом, уровень безвозмездных поступлений растет. В структуре доходов бюджетов растет удельный вес безвозмездных поступлений. «Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов регионов ДФО увеличилась с 30% в 2016 году до 44% в 2020-м, за исключением Сахалинской области, где доля трансфертов в 2016-2020 годах была ниже среднестранового уровня», отмечают эксперты [8]. В целом, из-за больших территорий и низкой плотности населения уровень расходов на душу населения в ДФО выше, чем в среднем по стране. При этом, уровень доходов снижается. В целом, большая часть регионов ДФО исполнила бюджет в 2020 году с существенным дефицитом, не говоря уже о том, что дефицит запланирован и на ближайшие годы, причем, пессимистические прогнозы предполагают возможности увеличения дефицита. Как показывает анализ, исполнение бюджетов в регионах ДФО имело положительное сальдо и было исполнено с профицитом только в 2018 и 2019 годах. В последние годы максимальный дефицит по макрорегиону был зафиксирован в Камчатском крае, Республике Бурятия, Хабаровском крае, Сахалинском области и Еврейском автономной области.

В результате исполнения доходной части бюджетов с дефицитом возникла необходимость привлечения средств для финансирования расходов. В результате, в 2020 году зафиксирован существенный рост уровня долговой нагрузки. Лидеры по региональному госдолгу в 2020 году Еврейская АО, Хабаровский и Забайкальский край. В остальных регионах ДФО уровень долговой нагрузки не превышает отметки 50% от совокупных налоговых и неналоговых доходов. В Приморском крае наиболее низкий уровень государственных заимствований, как и в Сахалинской области.

В целом, уровень ликвидности бюджетов бюджетной системы регионов ДФО в отдельных случаях дает возможности по обеспечению дополнительных инвестиционных доходов, так, в Сахалинской области свободные денежные средства ежегодно размещаются на депозитах, что обеспечило региональному бюджету дополнительные доходы в размере 12,3 млрд. рублей. Эту практику по привлечению дополнительных доходов использовал в 2019-2020 гг. и Приморский край.

Снижение численности экономически активного населения, миграционные процессы также оказывают влияние на доходы бюджетов регионов ДФО. На фоне старения снижается общая трудоспособность населения. Однако, важно отметить, что в сравнении с уровнем безработицы 2019 года в регионах ДФО наблюдается в 2020 году положительная динамика. Однако, может повториться опыт 2009 года, когда в рамках «застойной безработицы» отток финансирования из федерального бюджета откатил назад все усилия по поддержанию необходимого уровня занятости населения. Рост уровня оплаты труда в регионе до 57,4% в последние девять лет определяет тенденцию сокращения теневого сектора экономики и рост доходов бюджетных систем регионов ДФО.

Одновременно, показатели статистики демонстрируют снижение доходов от предпринимательской деятельности, что отражает сокращение предпринимательской активности, особенно, в 2019 году. Меры по стимулированию бизнеса в регионах дали разный по своему уровню результат, однако, очевидно, что в 2020 году наблюдалось экономическое оживление во всем макрорегионе. Однако, наблюдается усиление налоговой нагрузки на сектор МСП и соответствующее снижение эффективности функционирования этого сектора за анализируемый период.

В 2021 году отменяется один из льготных налоговых режимов - ЕНВД, который позволял сектору МСП сокращать налогооблагаемую базу в 6-7 раз. В 2021 году также выросла зависимость населения от социальных выплат - с 13% до 21%. Все это существенно снижает бюджетный потенциал доходной части бюджетов регионов ДФО.

Налог на прибыль - безусловный элемент доходной части бюджетов регионов ДФО, один из значимых показателей. Это, фактически, важнейший фактор формирования доходной части бюджетов субъектов ДФО, поскольку базой для исчисления выступает прибыль организаций, т.е. ВРП. Следовательно, общее экономическое развитие региона является важнейшим фактором, влияющим на наполнение бюджетов макрорегиона. При этом, на показатель ВРП влияет также достаточно много факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

- инвестиции в основной капитал в регионе;

- оборот розничной торговли;

- объем сальдированного финансового результата организаций;

- экспорт;

- расходы на НИОКР;

- государственная поддержка бизнеса, МСП.

Развитие бюджетного потенциала и уровня доходов бюджетов регионов ДФО, таким образом, зависят от инвестиционной активности, динамики и структуры инвестиций в экономику, господдержки сектора МСП, налоговой нагрузки и долговой политики. Инвестиции, как показывает рэнкинг регионов ДФО определяют уровень финансовой устойчивости и ликвидности бюджетов бюджетной системы субъектов РФ, входящих в ДФО, так, наиболее ликвидными и доходными являются бюджеты тех регионов, которые реализуют активную инвестиционную политику.

Устойчивый поток инвестиций определяет условия для поддержки существующего уровня и дальнейшего роста социально-экономического положения регионов. Часть регионов ДФО, в частности, Республика Саха, Камчатский край, Магаданская область характеризуются низким уровнем доходов и бюджетной устойчивости, и именно в этих регионах зафиксирован низкий уровень инвестиций в экономику. Переход от стагнации к росту в данных регионах, очевидно, будет возможен только в рамках условий достижения инвестиционной активности и повышения инвестиционной привлекательности. В целом, регионам также важно обеспечить развитие социально-экономической инфраструктуры.

Еще одним фактором, влияющим на доходную часть бюджетов субъектов ДФО выступает межмуниципальная и межрегиональная социально-экономическая дифференциация, которая связана с необходимостью оказания безвозмездной поддержки нижестоящим бюджетам. Как было установлено, рост внешних поступлений до 40% от всех доходов констатировался в 2020 году. Фактически, 40% бюджетного потенциала не используется регионами. При этом, даже эффективные регионы вынуждены подтягивать менее экономически успешные регионы до некоторого усредненного общего уровня. Это снижает общий бюджетный потенциал ДФО.

Таким образом, по результатам анализа была установлена необходимость объективной трансформации нормативно-правового поля регулирования системы бюджетных доходов регионов, входящих в ДФО. В частности, необходимо пересмотреть бюджетную политику формирования государственных заимствований и снизить государственный долг, обеспечить снижение налоговой нагрузки (налогового бремени) на сектор МСП, устранить асимметрию социально-экономического развития и обеспечить больший уровень самостоятельности бюджетов бюджетной системы ДФО. Также важно обеспечить развитие нормативно-правовой базы, рыночных институтов, поддержки МСП. В целом, проведенное исследование свидетельствует о том, что экономико-правовая база развития доходности бюджетов бюджетной системы регионов ДФО очевидно не соответствует до конца текущим потребностям. В частности, важно обеспечить развитие правовую базу для развития инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в макрорегионе.

Библиография:

1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с

12.07.2021)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)

4. Баташев Р.В., Курбанов С.А., Аюбова Ж.М. Исследование состояния имущественного налогообложения как источника доходов региональных бюджетов II тВестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 402-40б.

б. Лукьянова З.А., Шестакова А.Е. Эффективность налоговых доходов регионального бюджета II Актуальные вопросы современной экономики.

2020. № 4. С. 406-411.

6. Старкова О.Я. Доходы региональных бюджетов: проблемы исполнения Il Znanstvena Misel. 2020. № 38-1 (38). С. 38-40.

7. Чабаева Н.Д., Мусаева Х.М. Региональные налоги и их роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ II Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-3 (62). С. 153-1бб.

5. АКРА Рэнкинг регионов Дальневосточного федерального округа по уровню финансовой устойчивости [Электронный ресурс] II Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/e13/dcjruittdp0s9oSs2d2tdv0Sw2s9t1ax.pdf (дата обращения: 30.09.2021)

9. ТАСС, Регионы Дальнего Востока приняли дефицитные бюджеты на 2021 год [Электронный ресурс] II Режим доступа:

https:IItass.ruIekonomikaI10364609 (дата обращения: 30.09.2021)

References (transliterated):

1. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii»

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.199S N 145-FZ (red. ot 01.07.2021, s izm. ot 15.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.07.2021)

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast vtoraya) ot 05.0S.2000 N 117-FZ (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021)

4. Batashev R.V., Kurbanov S.A., Ayubova ZH.M. Issledovanie sostoyaniya imushchestvennogo nalogooblozheniya kak istochnika dohodov regional'nyh byudzhetov II tVestnik Akademii znanij. 2020. № 4 (39). S. 402-40б.

6. Luk'yanova Z.A., SHestakova A.E. Effektivnost nalogovyh dohodov regional'nogo byudzheta II Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2020. № 4. S.

40б-411.

6. Starkova O.YA. Dohody regional'nyh byudzhetov: problemy ispolneniya II Znanstvena Misel. 2020. № 38-1 (3S). S. 3S-40.

7. CHabaeva N.D., Musaeva H.M. Regional'nye nalogi i ih rol' v formirovanii dohodov byudzhetov sub"ektov RF // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2020. № 4-3 (б2). S. 1б3-1бб.

5. AKRA Renking regionov Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga po urovnyu finansovoj ustojchivosti [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/e13/dcjruittdp0s9oSs2d2tdv0Sw2s9t1ax.pdf (data obrashcheniya: 30.09.2021)

9. TASS, Regiony Dal'nego Vostoka prinyali deficitnye byudzhety na 2021 god [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/10364609

(data obrashcheniya: 30.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.