Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на политический выбор молодежи Монголии'

Факторы, влияющие на политический выбор молодежи Монголии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
598
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика / выборы / молодежь / общество / самосознание / псефология / средства массовой информации / избиратели / политическое участие / образование. / politics / elections / youth / society / self-awareness / psephology / mass media / voters / political participation / education.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дангаасурэн Одмаа

Прошло 26 лет с момента, когда Монголия встала на путь демократии. Не считая выборов 1990 г. в Великий Аратский Хурал, с 1992 г. было организовано 20 выборов (президента, в Великий Государственный Хурал, а также в органы местного самоуправления). Однако из года в год снижается активность граждан, в частности молодежи . Необходимо подчеркнуть, что данная проблема вызывает особый исследовательский интерес. Изучение процесса выборов позволяет рассмотреть становление политических партий, специфику политической культуры, образование избирателей и роль СМИ. В данной статье автор анализирует основные факторы, влияющие на политический выбор молодых избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE POLITICAL CHOICE OF MONGOLIAN YOUTH

26 years have passed since Mongolia embarked on the path of democracy. In addition to the 1990 elections to the Great Arat Khural, since 1992 Great State Khural was elected 7 times, president elections were organized 6 times, and elections to local government bodies were held 7 times. However, from year to year the activity of citizens, in particular youth, decreases. It should be emphasized that this problem is of special research interest. The study of the election process allows us to analyze the specifics of political culture and formation of political parties, education of voters and activities of media. In this article, we consider the main factors influencing the political choice of young voters.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на политический выбор молодежи Монголии»

УДК 342.8

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР МОЛОДЕЖИ МОНГОЛИИ

© Дангаасурэн Одмаа

кандидат политических наук, доцент кафедры социальных наук Института Бизнес-администрирования и Гуманитарных наук Монгольского Государственного Университета Науки и Технологий Монголия, 14191, г. Улан-Батор, ул. Бага Тойруу, 34 E-mail: buynaa915@mail.ru

Прошло 26 лет с момента, когда Монголия встала на путь демократии. Не считая выборов 1990 г. в Великий Аратский Хурал, с 1992 г. было организовано 20 выборов (президента, в Великий Государственный Хурал, а также в органы местного самоуправления). Однако из года в год снижается активность граждан, в частности молодежи . Необходимо подчеркнуть, что данная проблема вызывает особый исследовательский интерес. Изучение процесса выборов позволяет рассмотреть становление политических партий, специфику политической культуры, образование избирателей и роль СМИ. В данной статье автор анализирует основные факторы, влияющие на политический выбор молодых избирателей.

Ключевые слова: политика, выборы, молодежь, общество, самосознание, псефология, средства массовой информации, избиратели, политическое участие, образование.

Из года в год наблюдается снижение активности избирателей, особенно молодого поколения, которое стремится все более отдалиться от политики, что может быть связано с несформированностью политических взглядов, отсутствием представлений о таких понятиях, как ответственность политического выбора, осуществление гражданского права и т.д. Не секрет, что в Монголии до сих пор сильное влияние имеют уважительное отношение к правительству, националистические умонастроения, родственные связи и фон партии. Хотя избиратель должен ощущать себя свободно от внешнего влияния и отдавать свой голос, отталкиваясь от осознанного сравнения политических платформ, программ кандидатов, их имиджа и реального воплощения предыдущих обещаний. В связи со слабо проводимой пропагандой того, что ответственный выбор может повлиять на будущую жизнь всей страны, уровень политического образования граждан все более снижается. Подоб-

ное положение выгодно политикам, поскольку они получают возможность преследовать личные цели, забывая об обществе.

Согласно статистическим данным 2015 г., население Монголии составляет 3 млн, из которых 980 тыс. - молодые люди в возрасте 18-35 лет [10]. Это говорит о том, что молодежь является одной из самых многочисленных групп (1/3) [10]. Исследователи полагают, что данная тенденция будет сохраняться еще долгие годы, следовательно, необходимые специальные программы, которые были бы нацелены на укрепление общественного статуса молодых людей, решение их насущных проблем. Важно помнить, что такого рода проекты должны быть научно обоснованными, базирующимися на результатах передовых исследований [5, с. 5].

В нашей стране проводились фундаментальные исследования в отношении предвыборных систем и кампаний, различных правовых аспектов, а поведение избирателей, в частности молодежи, практически не освещалось. Этот вопрос затрагивался лишь фрагментарно и требует дальнейшего изучения. Можно упомянуть такие исследования, как «Программа развития» ООН, «Изменения, произошедшие в демократической власти» Института философии, социологии и права АН, «Политическое участие молодых людей» Академии управления и Фонда Конрад-Аденауэр.

Для определения факторов, влияющих на выбор молодых избирателей, используются методы контент-анализа и количественного анализа. Выборка представлена по ряду параметров - возраст, пол, образование, занятость и место проживания, охвачены представители центрального района Улан-Батора (Сухэ-Батор) и отдаленного (Сонгинохайрхан). В исследовании, которое было проведено перед выборами в Великий Государственный Хурал, приняли участие 200 молодых людей.

Американский исследователь Р. Даль полагает, что главным критерием демократии является политическое участие граждан. Перед утверждением какой-либо политики все участники имеют равное право голоса, должна обеспечиваться всеобщая вовлеченность и доступ к информации. Политика реализуется в полной мере тогда, когда все социальные группы имеют равные права выражать свое мнение, что является условием защиты интересов граждан [5, с. 14]. Под политическим участием понимается попытка граждан оказывать определенное влияние и поддерживать деятельность государственных структур.

Политическое участие является важной характеристикой политической системы и может трактоваться, во-первых, как принцип обеспечения равной возможности участия, во-вторых, как привилегия, а не как

обязанность, в-третьих, как инструмент, который зависит от граждан и соприкасается с такими понятиями, как гражданское образование, культура и потенциал [9, с. 34]. Другими словами, демократическое участие это действие, оказывающее влияние на поведение людей, располагающих правом принимать решения.

Политические предпочтения граждан и участие в свободных выборах в большинстве случаев продиктованы поведением избирателей. Результаты многочисленных исследований показали, что на выбор избирателей влияют различные факторы (возраст, пол, образование, социальное положение и т.д.), сопоставив которые, можно сделать выводы о роли каждого в отдельности. В связи с этим в первой половине XX в. в западной политологии сформировалось научное течение - псефология, специализирующееся на изучении поведения электората в процессе голосования и в ходе выборов [4, с. 70]. В 1924 г. Ч. А. Мериам и Г. Ф. Госнель заложили основу бихевиористского направления, сделав попытку выявить причины отказа избирателей от участия в выборах. Новый виток развития течение получило в 1940-х гг., когда П. Лазер-фельд и Б. Берольсон, профессора чикагского университета, исследовали группу избирателей, поставив цель определить факторы и причины, влияющие на смену ориентации избирателей в ходе предвыборных кампаний.

В псефологических исследованиях можно выявить обстоятельства, обусловливающие выбор граждан; качества, которые ценятся или отталкивают в партии и кандидате; информацию, привлекающую избирателей; нюансы успешных предвыборных кампаний, агитационной работы и пропаганды; типы кандидатов, наиболее благосклонно принимаемых избирателями. В Монголии подобные исследования еще не проводились или ограничивались небольшими проектами, выполняемыми по заказу партий и кандидатов.

Исследователи выявляют два типа факторов, влияющих на политический выбор избирателей, в связи со сроком влияния:

• краткосрочные (политические и экономические условия на данный момент, имидж политического лидера, предвыборная кампания, популизм политика и др.);

• долгосрочные (разница социальных групп, структура населения, партийная принадлежность, культура, ценности, традиции и др.).

Все факторы, влияющие на политический выбор избирателей, можно условно разделить на следующие подгруппы:

• связанные с процессом и системой выборов (несправедливость, мошенничество, предвыборная коммуникация, популизм и т.д.);

• связанные с традицией, ценностями (уважительное отношение к правительству, националистические умонастроения, родственные связи, религия и т.д.);

• связанные с политической партией (высокая партийность, раздор в рядах, интересы фракции, невысокий уровень демократии внутри партии и т.д.);

• связанные с гражданской позицией избирателей (образование, осознанность, патриотизм, этика);

• связанные с кандидатом (имидж лидера, предвыборная агитация и пропаганда, ответственность кандидата, этика и т.д.);

• связанные со СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет, агитация, манипуляция и т.д.);

• связанные с общественно-экономической обстановкой (бедность, безработица, коррупция, бюрократия, иждивенчество и т.д.);

• связанные с демографической ситуацией (возрастная и половая принадлежность избирателей и кандидатов, представительство различных социальных слоев).

Несмотря на то, что в общем виде на большинство избирателей влияют такие факторы, как особенности политической системы, традиции государственности, системы выборов, партийный фон, признание избирателями кандидата, на сегодняшний день заметное влияние имеет уровень политического образования избирателей. Последствиями безграмотности становятся невысокая явка, совершение выбора под влиянием значимого лица, что крайне негативно отражается на результатах.

С того момента, как монгольские избиратели участвуют в демократических выборах, прошло уже более двадцати лет. За данный срок наблюдается прогресс в уровне их политического образования, в сознании, культуре, поведении и приоритетах. Однако активность избирателей из года в год падает, что связано в основном с социально-экономическими и политическими процессами:

1. Среди населения наблюдается стремление как можно сильнее отстраниться от политики, не проявлять интереса.

2. Доверие к политическим партиям и деятелям падает.

3. Вертикальная структура управления все еще сильна, что видно по авторитарному стилю, это не способствует уменьшению концентрации власти и укреплению горизонтальной структуры управления.

4. Политическое образование, знания и культура граждан резко отличаются.

5. Не хватает оперативных и доступных источников информации.

6. Для достижения определенных политических целей используются заказные виды деятельности [5, с. 24].

Исследования Института философии, социологии и права АН, проведенные в 2012 г., показали, что большинство избирателей столицы (43,5%) утомлены выборами, а 37,5% признают этот факт отчасти. Отсюда можно сделать вывод, что приблизительно у 80% респондентов наблюдается негативное отношение к выборам. Причинами этого явления были названы:

• нечестность выборов - 64,5%;

• пустые обещания кандидатов - 54%;

• политическая несправедливость - 39,6%;

• коррумпированность - 28,3%;

• бессмысленная трата больших денежных сумм на организацию выборов - 22,9%;

• отсутствие доверия к кандидатам - 20,5% [2, с. 13].

Из вышеописанных исследований видно: большинство граждан считает, что выборы проходят несправедливым, грязным способом, а кандидаты слишком подвержены популизму. Отсюда вытекает необходимость проведения предвыборных кампаний в четких рамках правовых норм, в противном случае в последующем вероятна недостаточная явка избирателей. Также можно отметить, что активность избирателей не связана с половой принадлежностью, профессией или уровнем жизни. Однако, чем выше возраст избирателя, тем выше данный показатель. Почти 40% респондентов относится к категории «Последовательный избиратель», 20% - к категории «Плавный избиратель», 10% - к категории «Новый избиратель» [2, с. 13]. По этому поводу Б. Тамир в своем исследовании, цель которого состояла в определении общего состояния политики перед выборами на основе изучения особенностей поведения электората, характеристики избирательного округа и проблемы миграции, выделяет следующие типы избирателей Монголии:

• старые фанаты - данный тип психологически тяготеет к определенной партии и фанатично поддерживает ее при любых обстоятельствах;

• плавные избиратели - не поддерживают ни одну партию и принимают решение уже непосредственно в ходе избирательной кампании;

• оппортунисты - не интересуются политикой, не участвуют в выборах;

• новые избиратели - те, кто ранее не принимал участие в выборах. Молодые люди, только достигшие совершеннолетия и намеревающиеся осуществить свое право голоса [6, с. 32].

Согласно данной типологии молодые люди в возрасте 18-35 лет могут относиться к трем последним типам избирателей, что говорит о незаинтересованности политикой, стремлении отстраниться от нее и низком уровне политического образования. Политолог Ж. С. Милл, рассматривая избирателей, отмечает, что человек, который занят только личными проблемами и не участвует в общественной деятельности, становится все более эгоистичным и проявляет равнодушие к общественной жизни. Также он подчеркивает - в политическом участии важная роль отводится образованию, чем выше оно и шире кругозор человека, тем более активно он участвует в ее процессах.

Слабую активность избирателей связывают с недостаточным политическим образованием [3, с. 123]. Поэтому властные структуры и политические партии должны обратить внимание на данную проблему. В поведении монгольского электората наблюдается следующая тенденция: чрезмерно доверчивый, конформный, эмоциональный подход, сомнения в принятом решении. Это еще раз свидетельствует о низком уровне политического образования и несформированной политической культуре.

В нашей стране законодательно не установлено обязательное участие в выборах, и молодые люди склонны расценивать это право как добровольное решение каждого человека. Они не осведомлены о том, что подобное попустительское отношение и пассивность наносят вред жизни других граждан и будущему страны, так как из года в год явка на выборы падает. Ранее мы отмечали, что 40% граждан избирательного возраста - молодежь.

Слабое политическое участие молодого поколения объясняется в первую очередь теорией фактора жизненного цикла (life cycle factor theory). Люди поглощены проблемами, присущими началу самостоятельной жизни (учеба, трудоустройство, накопление опыта работы, собственный доход, получение определенного социального статуса, начало семейной жизни, покупка жилья и т.д.), и из-за этого у них слабый интерес к политике [7]. Все вполне закономерно, но вместе с тем понятно, что те, кому суждено жить долгие годы в стране, воспитывать здесь своих детей, не должны быть инертными в отношении политических процессов.

В мае 2016 г. нами было проведено исследование, цель которого -определить факторы, влияющие на выбор молодых людей. Выборка составлена с учетом таких параметров, как возраст, пол, уровень образования и социальный статус.

Из центрального и отдаленного районов столицы было отобрано по 100 респондентов, получено 186 анкет (91 из района Сухэ-батора, 95 из района Сонгинохайрхан). Если рассмотреть уровень образования опрошенных, то 40,9% имеют высшее образование, 38,7% - полное среднее, 17,7% - неполное среднее, 2,7% - без образования. Занятость респондентов представлена следующим образом: 41,4% работают, 34,9% -студенты, 20,4% - безработные, 3,3% имеют инвалидность. Из трудоустроенных молодых людей 51,9% заняты в частном секторе, 27,3% работают в государственных учреждениях, а 2,6% являются индивидуальными предпринимателями.

Таблица 1

Общая информация о респондентах

Возрастная и половая принадлежно сть % Семейное положение и количество членов семьи %

Пол мужской 51,1% Семейное положение женат/замужем 46,2%

женский 48,9% холост/не замужем 47,3%

Возраст 18-20 21,5% в разводе 6,5%

21-25 22% другое -

26-30 26,9% Количество членов семьи 1-3 37,6%

31-35 29,6% 4-6 48,4%

больше 7 14%

Самыми распространенными проблемами, которые встают перед молодыми людьми, названы следующие:

1. Недостаток рабочих мест, малое число хороших вакансий. Частные компании задерживают заработную плату, а чтобы устроиться в государственное учреждение, необходимо иметь связи.

2. Скромный заработок. Работа в коммерческом секторе отличается сложностью и большими нагрузками, выплаты заработной платы нерегулярны. Оклады в государственных учреждениях невысоки.

3. Проблема жилищной обеспеченности. Подавляющая часть молодежи живет с родителями и не имеет возможности съехать. Некоторые снимают квартиры или берут ипотечный займ, на который уходят все доходы.

4. Жесткие условия банковского кредитования. Финансовые учреждения предъявляют множество условий. Проценты очень высоки. Своевременному погашению кредитов препятствуют задержки заработной платы.

5. Дорогостоящее образование. Студенты вынуждены платить огромные суммы за обучение, которые с каждым годом лишь возрастают. Кредиты на подобные цели не выдаются.

6. Нехватка детских садов. Одному из родителей приходится сидеть дома и заниматься воспитанием ребенка, поскольку частный сад могут позволить себе лишь единицы.

Из всего этого можно заключить, что большинство молодых людей вынуждены брать кредиты, не имеют работы, живут за счет родителей.

Чтобы выявить особенности поведения избирателей 18-35 лет, мы попробовали выделить основные факторы и критерии, влияющие на их выбор. Отметим, что приоритет отводился личностным чертам. У респондентов выясняли, что они считают главным, отдавая свой голос, насколько их интересует политика.

Таблица 2

Интересует ли Вас политика?

18-20 21-25 26-30 31-35 Итого

1 Очень интересует 9,7% 19,4% 31,2% 39,7% 100%

2 Интересует 12,4% 22% 33,9% 31,7% 100%

3 Иногда интересует 13,4% 24,2% 32,3% 30,1% 100%

4 Почти не интересует 21% 26,3% 26,9% 25,8% 100%

5 Вообще не интересует 30,6% 30,1% 20,1% 19,2% 100%

Видно, что интерес к политике с возрастом растет. 18-20-летних политика сравнительно мало интересует, что может быть связано с их типом «новый избиратель». По мнению исследователей, начиная с 18-летнего возраста, молодые люди начинают обсуждать тему политических процессов. Хотя, с одной стороны, они являются самыми пассивными участниками политических выборов, с другой - в предвыборных кампаниях данная возрастная группа задействована активно. Это связано с тем, что у молодежи сформировалось представление о предвыборной кампании как об интересном массовом мероприятии [8, с. 134].

Половина респондентов, участвовавших в исследовании, не интересуется политикой, вера народа в политические партии и политиков утеряна, и молодые люди стремятся организовать свою жизнь независимо от внешних условий. Их внимание сконцентрировано на учебе, трудоустройстве, карьерном росте, личностном развитии, что является причиной низкой активности молодых избирателей. Гендерный разрез показал: представителей сильного пола данный вопрос заботит больше, политикой, так или иначе, интересуются 58% мужчин и 42% женщин.

Согласно результатам исследований, 32,8% молодежи не участвует в политической деятельности, 57% - иногда, 10,2% - всегда. Среди форм участия в политической деятельности назывались голосование на выборах, обсуждения в социальных сетях, работа в предвыборных кампаниях, членство в политических партиях. Подтвердилось заключение некоторых исследователей о том, что студенты и класс состоятельных людей, не интересующихся политикой, имеют низкий уровень активности в выборах [1].

Выясняя факторы, влияющие на политический выбор, мы пришли к выводу, что для 29% респондентов важную роль играет только кандидат, для 8,1% - политическая партия, для 9,6% - программа кандидата или партии, для 25,8% - все вышеперечисленные факторы, для 10,2% -мнение семьи или друзей, для 5,4% - агитационная деятельность, для 4,3% - реализованность ранее данных предвыборных обещаний. По полученным результатам видно, что у молодых людей политическое сознание не сформировалось, они не в состоянии принять решение самостоятельно.

Каким качествам кандидатов отдает предпочтение молодежь? Ответы на этот вопрос проранжированы и представлены ниже:

• этика, справедливость и личностная зрелость;

• незапятнанное имя;

• хорошее образование, кругозор и другие таланты;

• энергичность;

• честность, надежность;

• опыт работы во властных структурах, политический опыт;

• высокий рейтинг представляемой провинции;

• стремление защищать интересы народа;

• материальное благополучие;

• другие качества.

Из вышеперечисленных качеств можно вывести собирательный образ молодого и энергичного кандидата с высоким уровнем образования и культуры, с «чистым» именем, соблюдающего политическую этику и сформировавшего правильный имидж. К тем факторам, которые почти не оказывают влияния на политический выбор молодых избирателей, относятся: традиционная культура, традиции, ценности, уважительное отношение к правительству, националистические настроения, патриотизм, религия и др. При обработке результатов исследований особых отличий между представителями центрального и отдаленного районов столицы замечено не было.

На основе выявленных факторов, влияющих на политический выбор молодых людей, сформулированы следующие рекомендации работы с ними во время предвыборных кампаний:

1. Правительству необходимо обратить внимание на новых избирателей, обучать их на специализированных курсах.

2. Так как молодые люди много времени уделяют Интернету, предвыборную агитацию эффективнее проводить в социальных сетях.

3. В ходе предвыборных коммуникаций партиям и кандидатам следует уделять больше внимания молодежи, проводить мероприятия, нацеленные на эту аудиторию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Важно избегать разговоров о партиях, так как основная масса людей сейчас стремится отстраниться от них.

5. В своей программе нужно давать реальные обещания, которые будут реализованы.

Некоторая пассивность молодых людей в отношении политики -нормальное явление, но результаты исследования показывают, что в Монголии участие молодежи в политике и уровень их политического образования находятся на крайне низких позициях. Большинство не совсем хорошо понимает политическую деятельность, поэтому не интересуется ею, считая, что от их непосредственного участия ничего не зависит. Политики не держат слово, не выполняют данных ими обещаний, не решают насущных проблем граждан, и социальная несправедливость усиливается. От этого вера в политиков старой формации неуклонно снижается, ведь молодое поколение охотнее отдаст свои голоса энергичному патриоту с правильным имиджем, который завоевывает электорат, общаясь с ним на одном уровне, вникая во все насущные проблемы.

Примечания:

1. Ганбаатар А., Чулуунбилэг О. Стратегия победы на выборах. Улан-Батор, 2012.

2. Имидж избирателей столицы / Результаты исследований Института философии, социологии и права АН. Улан-Батор, 2012.

3. Политология. Улан-Батор, 2015.

4. Политология / под ред. Д. Одмаа. УБ., 2014.

5. Политическое участие молодых людей (18-35 лет) / Результаты исследований Фонда Конрад-Аденауэр. УБ., 2016.

6. Цолмонтуяа Н., Пагма А. Образование избирателей. УБ, 2008.

7. Robertson F. M. A Study of Youth Political Participationin Poland and Romania. London, 2009.

8. Caglayan C. Siyaset Bilimine Giris. Istanbul, 2015.

9. Steven J. Rosenstone and John Mark Hansen, Mobilization, Participation, and Democracy in America. New York: Macmillan Publishing Company, 1993.

10. URL: http://web.nso.mn/nadamn/index.php/catalog/SISS

FACTORS INFLUENCING THE POLITICAL CHOICE OF MONGOLIAN YOUTH

Dangaasuren Odmaa

Cand. Sci. (Politology), A/Prof., Department of Social Sciences, Institute of Business Administration and Humanities, Mongolian State University of Science and Technology 34 Baga Toiruu, Ulaanbaatar 14191, Mongolia E-mail: buynaa915@mail.ru

26 years have passed since Mongolia embarked on the path of democracy. In addition to the 1990 elections to the Great Arat Khural, since 1992 Great State Khural was elected 7 times, president elections were organized 6 times, and elections to local government bodies were held 7 times. However, from year to year the activity of citizens, in particular youth, decreases. It should be emphasized that this problem is of special research interest. The study of the election process allows us to analyze the specifics of political culture and formation of political parties, education of voters and activities of media. In this article, we consider the main factors influencing the political choice of young voters.

Keywords: politics, elections, youth, society, self-awareness, psephology, mass media, voters, political participation, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.