Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факторы / студенты / опыт / исследования / педагогический процесс / теория / практика / преподаватель / состояние здоровья / factors / students / experience / research / pedagogical process / theory / practice / teacher / health status

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Вера Алексеевна, Купцов Иван Михайлович, Купцов Алексей Иванович, Морозова Елена Сергеевна

Конечная цель любого образования – целостный и гармоничный человек, таким человеком должен стать преподаватель. Преподаватель, как человек, как личность оказывает формирующее воздействие на личность студента. Главным определяющим фактором в обучении является «внутреннее» содержание личности преподавателя: общая культура, воспитание, мировоззрение, образ жизни, целеполагание, позиция и т. д. Для понимания преподавания основ «внутренней» физической культуры важное значение имеет работа над формированием мотивированного здоровьесберегающего сознания через научно-обоснованную систему организации занятий физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смирнова Вера Алексеевна, Купцов Иван Михайлович, Купцов Алексей Иванович, Морозова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION

The ultimate goal of any education is a holistic and harmonious person, such a person should be a teacher. The teacher, as a person, as a person, has a formative effect on the student's personality. The main determining factor in teaching is the "internal" content of the teacher's personality: general culture, upbringing, worldview, lifestyle, goal-setting, position, etc. To understand the teaching of the basics of "internal" physical culture, it is important to work on the formation of a motivated health–preserving consciousness through a scientifically based system of organizing physical culture classes.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 796+372.879.6+159.9

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Смирнова Вера Алексеевна

старший преподаватель, Ульяновский государственный университет,

г. Ульяновск E-mail: smiva50@yandex.ru

Купцов Иван Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет,

г. Ульяновск E-mail: ivankuptsovulsu@mail. ru

Купцов Алексей Иванович

ассистент,

Ульяновский государственный университет,

г. Ульяновск E-mail: pammat@mail.ru

Морозова Елена Сергеевна

старший преподаватель, Ульяновский государственный университет,

г. Ульяновск E-mail: elenamorozova45@yandex. ru

FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER

EDUCATION

Smirnova Vera Alekseevna

senior lecturer, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk E-mail: smiva50@yandex.ru

Kuptsov Ivan Mikhailovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk

E-mail: ivankuptsovulsu@mail. ru

Kuptsov Alexey Ivanovich,

assistant,

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk E-mail: pammat@mail.ru

Morozova Elena Sergeevna

senior tutor, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk

E-mail: elenamorozova45@yandex. ru

Аннотация. Конечная цель любого образования - целостный и гармоничный человек, таким человеком должен стать преподаватель.

Преподаватель, как человек, как личность оказывает формирующее воздействие на личность студента. Главным определяющим фактором в обучении является «внутреннее» содержание личности преподавателя: общая культура, воспитание, мировоззрение, образ жизни, целеполагание, позиция и т. д. Для понимания преподавания основ «внутренней» физической культуры важное значение имеет работа над формированием мотивированного здоровьесберегающего сознания через научно-обоснованную систему организации занятий физической культуры.

Abstract. The ultimate goal of any education is a holistic and harmonious person, such a person should be a teacher. The teacher, as a person, as a person, has a formative effect on the student's personality. The main determining factor in teaching is the "internal" content of the teacher's personality: general culture, upbringing, worldview, lifestyle, goal-setting, position, etc. To understand the teaching of the basics of "internal" physical culture, it is important to work on the formation of a motivated health-preserving consciousness through a scientifically based system of organizing physical culture classes.

Ключевые слова: факторы, студенты, опыт, исследования, педагогический процесс, теория, практика, преподаватель, состояние здоровья.

Keywords: factors, students, experience, research, pedagogical process, theory, practice, teacher, health status.

Одним из важных факторов педагогической дезориентации преподавателей и студентов в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности стала всеобщая коммерциализация учебного процесса, принимающая все более изощренные и уродливые формы, несовместимые с гуманистическими идеями образования и воспитания молодежи. «Платные занятия» стали ведущей формой «педагогического» общения. «Оплаченное

здоровье», как негативный фактор отечественной физической культуры, по объективным, научно обоснованным и общечеловеческим критериям является следствием существенного и прогрессирующего ухудшения состояния здоровья молодежи, профессиональной некомпетентности многих выпускников ВУЗов и т. д.

Следующим «внутренним» фактором, ограничивающим творческую педагогическую активность личности, является отсутствие социального и экономического стимулов в работе преподавателя оздоровительной физической культуры, независимо от его профессиональной компетентности и стажа работы, если он не имеет ученой степени или ученого звания.

Как показывает практический опыт работы, существует много педагогических технологий, систем и программ, используемых (в лучшем случае) автором или ограниченным кругом преподавателей, заинтересованных в совершенствовании учебного процесса в специальных медицинских группах. Другая группа специалистов может работать по новым оздоровительным технологиям при создании соответствующих условий (материально -техническая и экономическая база, социальная заинтересованность и т. д.) [1, с. 25].

В высшей школе возникла парадоксальная ситуация, когда ученая степень или звание совершенно не гарантируют высокую степень профессиональных теоретических и методико-практических знаний и умений. Более того, образовались своеобразные и объективно существующие «ножницы» между специалистами в области теории и практики преподавания оздоровительных технологий, когда одни - «теоретики» создают проекты, программы, системы и т. д., а другие - «практики» работают «как могут», в зависимости от уровня профессиональной компетенции, общей и личностно обусловленной культуры, внутренней мотивации, уровня личной ответственности и других известных факторов.

С учетом вышесказанного, проведено социологическое, анонимное исследование преподавателей физической культуры четырех ВУЗов

г. Ульяновска по теме: «Практическая реализация государственной программы по физической культуре в высшей школе». Всего в обследовании участвовало 67 человек (преподавателей). Общий стаж работы в ВУЗах: до 5 лет - 11 человек; до 10 лет - 18 человек; до 15 лет - 23 человека; до 20 лет -7 человек и более 20 лет - 8 человек.

Математическая обработка результатов исследования позволила установить следующее. Только 67,2% преподавателей знакомы с основными положениями государственной программы, 26,9% - ответили отрицательно, 5,9% - затрудняются ответить, 26 человек (38,8%) опрошенных лиц используют в своей работе положения и требования программы, 41,8% - не используют, а 19,4% (13 человек) - уклонились от ответа. Только 58,2% преподавателей используют в работе критерии и требования программы для оценки деятельности студентов в течение семестра, учебного года. С основными положениями программы, раскрывающими содержание и оценку педагогической деятельности преподавателя, знакомы только 31,3% опрошенных, 20,8% лиц с этими положениями не знакомы, а 47,7% преподавателей затрудняются с ответом на данный вопрос.

22,4% опрошенных (15 человек) включают в программу новые физкультурно-оздоровительные элементы или технологии, объективно (доказательно) способствующие совершенствованию двигательных умений и навыков, состоянию здоровья студентов, остальные преподаватели ответили на данный вопрос отрицательно. Из 67 преподавателей, только 3 человека (4,5%) работают по авторским или другим инновационным разработкам и программам.

Только 28,3% преподавателей (19 человек) высказали пожелание в улучшении, совершенствовании, расширении и дополнении всей государственной программы по физической культуре для студентов вузов, 22,4% - ответили отрицательно, а 49,2% данных лиц - затрудняются ответить. Важно, что 56,6% преподавателей (38 человек) хотели бы улучшить содержание программного материала, раскрывающего виды и формы

физкультурно-оздоровительной деятельности, а 61,1% (41 человек) - критерии оценки деятельности студентов. 68,5% опрошенных (46 человек) пожелали улучшить содержание и оценку учебно-педагогической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности преподавателя, тогда как 16,5% (11 человек) затрудняются ответить на данный вопрос.

Принципиально важно, что 86,5% преподавателей (58 человек) считают необходимым увеличить общее время академических, факультативных и других форм занятий физической культурой в течение всего времени обучения студентов в ВУЗе. К сожалению, опрошенные преподаватели отрицают проведение в ВУЗах г. Ульяновска комплексного, дифференцированного государственного экзамена по физической культуре для студентов непрофилирующих, общих факультетов. Это, по их мнению, существенно снижает активную мотивацию студентов в посещении занятий по физической культуре и негативно отражается на состоянии здоровья выпускников ВУЗов [2, с. 15].

Педагогическая деятельность преподавателя реализуется в организации целостного процесса обучения, поэтому она также может быть представлена как система. Каждое учебное занятие можно рассматривать как элемент и в то же время, как подсистему деятельности преподавателя. Следовательно, существует сложная и многофакторная иерархия физкультурно-педагогических систем, в которых каждая из них выступает элементом (фракталом) более общей системы.

Теория и практика обучения показывает, что сущность любой оздоровительной системы определяется наличием в ней, независимо от ее организационного уровня, одних и тех же «элементов подобия», без которых она существовать не может и саморазрушается [3, с. 7].

В отличие от общепринятой структурной схемы управления, данную педагогическую систему следует рассматривать процессуально и функционально, поэтому расположение всех ее элементов выстроено в логической взаимосвязи как иерархии управления физической культурой в

целом, так и самого дидактического процесса, реализуемого преподавателем в целостной практической деятельности.

Центром любой физкультурно-оздоровительной системы являются личности студента и педагога, выступающие как единый субъект данной системы, который определяет не только содержание процесса обучения, оздоровления и воспитания. Однако, современное научное понимание модели обучения часто недооценивает роль педагога, которая внешне малозаметна, его профессиональные, общечеловеческие качества, остаются наиболее значимым субъектом педагогического процесса.

Цель любого образования - целостный и гармоничный человек, таким и должен быть преподаватель. Он оказывает формирующее воздействие на личность студентов. А те знания, которые он преподает (передает, раскрывает, сообщает и т. д.), являются только надстройкой, внешней формой личности педагога, его профессиональной компетентности. Главным, определяющим фактором в обучении является «внутреннее» содержание личности преподавателя (общая культура, воспитание, мировоззрение, образ жизни, целеполагание, жизненная позиция и т. д.) [6, с. 10].

В процессе образовательной деятельности создаются оптимальные условия для преподавания основ «внутренней» физической культуры, в которой наиболее важное значение имеет, прежде всего, работа над формированием мотивированного, здоровьесберегающего сознания через научно обоснованную систему организации занятий физической культурой. Естественно, главным фактором учебного процесса является не развитие сознания, а через него, необходимых для полноценного здоровья студентов физических и двигательно-координационных качеств. Цель преподавания и развития является единой для всего спектра дисциплин - воспитание и становление гармоничного человека и личности.

Начальной точкой отсчета для теории и практики понимания «внутренней физической культуры» является условие нашего личного и полного присутствия «здесь и сейчас». Соблюдение этого принципиального

дидактического условия полной алертности, помогает и позволяет узнать о своем состоянии все возможное, чтобы шаг за шагом, с учетом своих психофизических возможностей, продвигаться по пути познания и достижения индивидуального здоровья. Концепция «внутренней физической культуры» базируется на оптимально продуманной, системной организации оздоровительных занятий, когда совершенно недостаточно иметь «научно обоснованные программы и проекты, технологии и т. д.». Их нужно выполнять (на всех уровнях организации физкультурно-оздоровительной деятельности) с учетом проектной педагогической обеспеченности, в правильном, конструктивно продуманном направлении, с максимально возможной эффективностью, при четком соблюдении принципа обратной связи и т. д.

Таким образом, определение понятия «внутренняя физическая культура» может быть следующим.

«Внутренняя физическая культура» - это система общих и специальных научно-теоретических и методико-практических ценностей физической культуры, раскрывающих личностно мотивированные, врожденные и приобретенные в процессе жизни человека факторы и качества, способствующие более полному развитию, самосовершенствованию и самоактуализации индивидуума [4, с. 15].

«Внутренняя физическая культура» всегда имела место и существовала в более полном определении понятия «физическая культура». Это важная составляющая часть физической культуры личности и общества. Она определяет характер, направленность, цель и задачи «внешней физической культуры», ее стратегию развития и конечный результат. Что входит в понятие «внутренняя физическая культура» на уровне личности?

- Все физиологические, биохимические, и т. д. изменения функций и систем организма, которые возникают в процессе систематических занятий физической культурой.

- Психологические изменения личности, происходящие под воздействием целенаправленных занятий физической культурой.

- Все системные изменения состояния сознания, его оценки окружающего мира природы, социума и личности, происходящие под воздействием занятий физической культурой.

- Все изменения состояния общей культуры личности, в том числе, культуры физической, происходящие в процессе занятий физическими упражнениями.

- Все изменения характера и направленности духовно-нравственных ценностей и ориентаций, возникающих в процессе занятий физическими упражнениями.

- Характер изменения осознания общечеловеческих, социальных и личностных ценностей в области физической, в том числе и оздоровительной физической культуры.

- Изменения мировоззренческих и философских ценностей личности, происходящих под воздействием систематических занятий физической культурой.

Можно полагать, что «внутренняя физическая культура» прокладывает и открывает путь к познанию скрытых, малоизученных знаний, процессов и закономерностей природы личности, вовлеченной в систематические и научно обоснованные занятия физической культурой и спортом. Постоянно совершенствуясь, они раскрывают нам реальный, теоретически и практически обоснованный путь развития и дальнейшего совершенствования системы государственного общего и специального физкультурного образования, физического воспитания подрастающего поколения, важнейшее место и роль дисциплины «физическая культура» в иерархии образовательных ценностей общества и личности.

Специальные исследования практической физкультурно-оздоровительной деятельности убедительно показывают прямую зависимость педагогического процесса не только от уровня профессиональной подготовленности преподавателя, но, прежде всего, от его мировоззрения, методологической и социальной ориентации, общей культуры личности, внутренне

мотивированного чувства ответственности за конечные результаты образовательной деятельности.

В современном образовательно-ценностном пространстве, когда социально значимый заказ государственных институтов недостаточно четко определен и сформулирован, существует целый ряд региональных концепций высшего профессионального образования, а многие учебные заведения страны часто сами создают и разрабатывают модели выпускников своего ВУЗа с учетом имеющихся материально-технических, экономических и кадровых ресурсов. При этом возникает множество проблем, вызванных необходимостью формирования общефилософской и методологической культуры преподавателей, позволяющей осуществлять разработку программ с учетом возможностей и потребностей данного учебного заведения.

Содержание технологий, форм и методов реализации определяются следующими физкультурно-педагогическими условиями: организационные, материально-технические, психологические, экономические и т. д.

В педагогическом процессе объективно существуют и активно взаимодействуют другие, не менее важные и значимые компоненты учебной деятельности, обеспечивающие существование и реальное выполнение креативной сущности физкультурно-оздоровительного процесса педагогической деятельности.

Мы полагаем, что в основе современной организации учебного процесса должен лежать творческий метод, обеспечивающий профессиональный подход анализа и оценки его конечных результатов. При этом, критерии оценки эффективности оздоровительных технологий должны соответствовать заданным целям и задачам, а не формальному усвоению студентами суммы профессиональных знаний, умений и навыков, сдачи контрольных нормативов и требований. Цель преподавателя, работающего со студентами СМГ, должна быть ориентирована на становление профессионально-личностного, акмеологически развивающего потенциала студента, где известные средства, формы и методы физкультурно-оздоровительной деятельности являются лишь

«внешней» формой передачи знаний о глубинных, общечеловеческих основах научных знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

В процессе педагогического взаимодействия, преподаватель ретранслирует (передает) студентам жизненно важную для сохранения здоровья и профилактики различных заболеваний учебно-методическую информацию о здоровьесберегающей деятельности через органы восприятия: вербально, визуально, аудиально, кинестетически. Важно, что «носителем» информации служит эмоционально-психологическое сопровождение «внутреннего» осознания студентами содержания данной деятельности, которую воспроизводит педагог. Можно считать, что оптимальное использование коммуникативных технологий на практических занятиях, создание условий для взаимного доверия, понимания и психологической поддержки, является тем педагогическим «полем» реализации физкультурно -оздоровительных программ и технологий, проверки профессиональной компетенции преподавателя, которые являются аксиомой его деятельности.

Наше сознание и подсознание пропускает информацию через фильтры:

1. Нейрофизиологический фильтр - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус или пять сенсорных каналов, преобразующих информацию в мире физических явлений.

2. Социальный фильтр, который объединяет людей в социальные группы - язык, народность, национальность, религия, традиции, обряды, история народа, условия и образ жизни и т. д.

3. Индивидуальный фильтр. Он формируется индивидуально, по мере развития и становления личности. Это наши мысли, чувства, привычки, черты характера, интересы, предпочтения, симпатии и антипатии, способы поведения и общения, реакции на те или иные события, отношение к себе, близким нам людям, друзьям и т. д.

Вероятно, нейрофизиологический, социальный и индивидуальный фильтры в совокупности являются биологически обусловленной подсознательной программой, с помощью которой создается уникальная и

неповторимая реальность человеческой личности. Важно, что самой пластичной, способной видоизмениться частью данной программы является индивидуальный фильтр. Мы полагаем, что эволюционная, биологически детерминированная возможность совершенствования организации учебного процесса в области физкультурно-оздоровительных технологий в современных социально-экономических условиях, способная обеспечить сохранение и укрепление здоровья, развитие и самосовершенствование эндогенных психофизических, интеллектуальных способностей и качеств личности, должна осуществляться, прежде всего, через методологическое и практическое переосмысление реальных возможностей индивидуального фильтра.

В меняющихся условиях образовательной деятельности, кафедры физической культуры должны модернизировать и открывать новые возможности в развитии инновационных технологий физкультурно -оздоровительной направленности, эффективности здоровьесберегающих программ, это в полной мере раскрывает центральную роль профессионализма, личной ответственности, внутренней культуры преподавателя, занимающегося со студентами специальных медицинских групп. Важные организационно-структурные изменения физкультурно-оздоровительной деятельности определяются, в первую очередь, действенными и конструктивными возможностями социальной трансформации личности преподавателя, которые в создавшихся условиях могут оказывать как благоприятное созидательное, так и деструктивное воздействие на образ жизни индивида, коллектива и общества, а через них на всю систему в целом. Средства физической культуры в их широком философском понимании и научно обоснованное практическое использование обладают значительными и совершенно нереализованными внутренними возможностями комплексного и всестороннего воздействия не только на физическое, но главное, на психическое, интеллектуальное, духовно -нравственное здоровье современной молодежи. Можно полагать, что современные общественные и государственные институты управления заинтересованы в таком уровне развития физической культуры личности и

общества, который в полной мере, целенаправленно и системно, способен обеспечить возможности для всё более высокого уровня развития физической культуры как научно-практической дисциплины, как основы комплексного (а не только физического) здоровья подрастающего поколения и т. д.

Научно обоснованное отношение к состоянию здоровья студентов специальных медицинских групп как социально и личностно значимой ценности выдвигает специфические требования не только к формам, но и, прежде всего, к содержанию оздоровительной, практической и физкультурно -реабилитационной деятельности. Поэтому, особую актуальность приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная направленность цели, задач и качества преподавания данной дисциплины, раскрывающая глубинные механизмы реализации и индивидуально обоснованной и подобранной мышечной деятельности. Оптимальное решение задач во многом обусловлено:

- профессиональной компетенцией преподавателя, уровнем его специальных знаний, умений и навыков;

- общекультурными и коммуникативными свойствами личности педагога, обусловленными спецификой педагогической работы [5, с. 27].

Наиболее важным компонентом педагогической деятельности преподавателя оздоровительных технологий является его профессиональная компетенция, культура и этичность. Эти личностные качества заключаются, прежде всего, в том, чтобы его слова, мысли и действия соответствовали его образу жизни, стилю и характеру поведения и т. д. Он должен иметь невербальный опыт того, о чем говорит студентам, слушателям. Настоящим может быть только практический, реальный опыт деятельности по данной дисциплине.

По итогам нашего исследования от 20,8% до 62,7% преподавателей высшей школы мало интересуют основные положения, критерии и требования государственной программы по физической культуре. Только 22,4% сотрудников кафедр проявляют определенный профессиональный интерес к

совершенствованию методики оздоровительных занятий и технологий, а 4,5% из них работают с использованием авторских разработок и программ.

Следовательно, в организации учебного процесса по физической культуре, физкультурно-оздоровительной деятельности, как и использовании педагогических технологий, недостаточно эффективно внедряются и используются в учебном процессе современные знания в области системообразующих педагогических воздействий и факторов.

Наиболее значимыми из вышеперечисленных (коммерциализация учебного процесса, отсутствие социального и экономического стимулов и др.) факторов, существенно влияющими на качество организации физкультурно-оздоровительной деятельности в высшей школе, являются личностно обусловленные качества преподавателя (общая культура, воспитание, мировоззрение, профессиональная компетентность, развитое чувство ответственности) и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Двоеносов В.Г., Шадрин В.М. Индивидуально-ориентированная физическая культура как фактор здорового образа жизни. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. - 59 с.

2. Иванков Ч.Т. Теория, методика и практика физического воспитания. - М.: Изд-во МПГУ, 2019. - 390 с.

3. Литвинов С.А, Иванков Ч.Т. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях. - М.: Владос, 2019. - 103 с.

4. Максименко А.И. Теория и методика физической культуры. - М.: Физ. культура, 2006. - 544 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 520 с.

6. Сулейманов И.Д., Хромин В.Г. Основы теории и методики физической культуры. - Омск: СибГафк, 1997. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.