УДК 339.137.22 А.О. Корончик*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Москва, Миусская пл., д. 9
*е-шаП: а1ех-когопсЫк@,у andex.ru
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности, которые влияют на конкурентное положение предприятия на определенном рынке. Изучается роль менеджмента качества, управление персоналом, налоговая среда и другие составляющие эффективной деятельности компании.
Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы конкурентоспособности, управление качеством, управление персоналом, источники финансирования.
Положение России по конкурентоспособности экономики является неблагоприятным, особенно в условиях кризиса. Исследования последних лет показали, что большинство российских предприятий не готово к конкурентной борьбе и не последнюю роль в этом играет отсутствие систематизированных представлений о том, что такое конкуренция и конкурентоспособность предприятия.
Для глубокого понимания процессов конкуренции необходимо понимать факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия. Некоторые специалисты
рассматривают следующие факторы
конкурентоспособности в качестве основных:
- качество продукции;
- наличие стратегии маркетинга;
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- наличие источников финансирования [1].
Проанализировав литературные источники,
пришли к выводу, что в современной рыночной экономике качество продукции является системообразующим фактором
конкурентоспособности. Высокое качество и низкое цена, как правило, является показателем эффективности управления. Определение термина «качество» также является предметом споров уже на протяжении долгого времени. С течением времени определение трансформировалось и
совершенствовалось. Изначально «качество» рассматривали в философском понимании. Так, одним из первых философов, который попытался объяснить, что такое качество, - Аристотель. Он определили качество «как то, благодаря чему предмет называется таким-то» [2].
Для того чтобы упорядочить процесс управления качеством, а также для систематизации и разработки единого понятийного аппарата в этой области, были разработаны международные стандарты ISO (МС ИСО) серии 9000. МС ИСО - международная организация по стандартизации, созданная с целью развития стандартизации в мировом масштабе и для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а так же для расширения
сотрудничества в области интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности [3]. Итак, определение, которое дает МС ИСО 9000:2008 звучит следующим образом: «Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям» [4].
Ученые представляют качество в виде пирамиды, где в основании - качество продукции, что включает в себя качество непосредственно готовой продукции и сервиса, мнение потребителей, количество рекламаций [5]. Следующая ступень в пирамиде -качество работы. Сюда входят: качество сырья, оборудования, технологии, квалификация персонала. Качество организации является еще одной составляющей пирамиды. Прежде всего, это качество системы управления, оснащенность компании, планирование, стратегия предприятия,
обоснованность принимаемых управленческих решений. И наверху - всеобщее руководство качеством, которое включает качество работы организации в целом, объединяя все предыдущие ступени пирамиды.
Почему важна стратегия маркетинга? На конкурентоспособность организации влияет множество число факторов, среди которых степень использования инструментов маркетинга занимает не последнее место. Это связано с тем, что далеко не все компании имеют своей стратегии в области маркетинга, не выявила группу целевых потребителей, не выявлены и не используются имеющиеся конкурентные преимущества,
возможности, потенциал организации. Это не позволяет предприятию эффективно доставлять свой товар потребителю. Каждое предприятие должно анализировать свое положение на рынке, внешнюю среду, изучать конкурентов и их возможности, выделять сегменты потребителей. Помимо этого необходимо анализировать внутреннюю среду, оценивать технологические возможности, ценовую политику предприятия и др. Все эти меры позволяют организации не только получать информацию о состоянии самой организации и конкурентах, но и грамотно использовать имеющиеся ресурсы для увеличения конкурентоспособности предприятия.
Современное общество основано на знаниях, поэтому высока зависимость конкурентоспособности от человеческого капитала ввиду изменения
содержания труда, автоматизации и информатизации производства, повышения уровня образования и др.[6]. Уровень имеющихся знаний влияет на скорость обучения, качество труда, эффективность предприятия. Помимо самих знаний работника важны такие категории, как организационная культура организации, справедливая оценка деятельности, создание резерва руководящего состава, мотивация, умение использовать мотивационные установки работника и направлять его на достижение целей и задач организации.
Помимо этого, в данной классификации выделяют технологический уровень производства. Под технологическим уровнем продукции
подразумевается мера использования достижений технического прогресса для удовлетворения конкретных потребностей, степень технического совершенства продукции, новизны и прогрессивности конструктивно-технологических решений. Кроме этого, с данным понятием тесно связана производственная мощность. На российских предприятиях используется от 15 до 35% имеющихся производственных возможностей. Как правило, в таких организациях высок физический и моральный износ основных фондов, что не позволяет предприятию производить товар высокого качества и с наименьшими издержками. Однако, отечественные компании не торопятся менять оборудование на более новое и эффективное.
Такой фактор, как налоговая среда также имеет сильное влияние на конкурентоспособность предприятия. Ученые сопоставляют уровень налогообложения в России с такими западными странами, как Швеция и Германия, которые известны
как государства, где уровень налогообложения достаточно велик.
Помимо этого, законодательство ограничивает предприятиям возможность отнесения на себестоимость реальных расходов в отличие от международного бухгалтерского учета. Кроме того, во время кризисного положения компании, когда деятельность почти или вовсе не приносит доходов, налогов бремя с организации временно не снимается, как, к примеру, в США. Таким образом, предприятия волнуют не столько налоговые льготы, сколько негативное влияние законодательства, сильно ограничивающее возможность повышения конкурентоспособности организаций.
Многие предприятия сталкиваются с недостаточным финансированием их деятельности. В таких случаях, как правило, у компаний несколько вариантов привлечения денежных средств: дотации и кредиты государственные, банковские, размещение ценных бумаг. Дотации государства обычно требуют большой бумажной работы, но размеры выплат при этом крайне ограничены. К банковским кредитам также прибегают далеко не все организации ввиду невозможности предоставления ликвидного обеспечения по кредитам. По зарубежной практике российские предприятия все чаще прибегают к размещению ценных бумаг. Конечно, это большая работа, требующая не только разработку всех необходимых документов в соответствии с международными стандартами, но и проведение аудита. Таким образом, способность компании привлекать денежные средства из внебюджетных источников является одним из факторов конкурентоспособности.
Корончик Александра Олеговна, аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Загвородняя А.В. Диагностика и моделирование среды фирмы. СПб.: СПбГУ - ЭФ, 2005. - 300 с.
2. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1976. T. 1.
3. Управление качеством и обеспечение качества: Словарь. Первая версия 1986 г., вторая версия 1994 г.
4. Национальный стандарт российской федерации системы менеджмента качества Консультант ПЛЮС доступ ГОСТ Р ИСО 9000- 2008. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=454486 (дата обращения: 13.04.2015).
5. Хачатуров А.Е., Куликов Ю.А. Основы менеджмента качества: учебное пособие - М.: Издательство «ДИС», 2003. - 333 С.
6. Мясоедова Т.Г. Управление персоналом: курс лекций. Ч.1/Т.Г. Мясоедова. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2008. - 148 с.
Koronchik Alexandra Olegovna*
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: alex-korohcnik@yandex.ru
FACTORS AFFECTING THE COMPETITIVENESS OF COMPANIES
Abstract
The article describes the main factors of competitiveness that affect the competitive position of the company in a particular market. Examines the role of quality management, human resources, tax environment and other components of the effective activity of the company.
Keywords: competitiveness, competitive factors, quality management, personnel management, funding sources.