Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности во Вьетнаме'

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ АГЛОМЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Проанализированы факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности во Вьетнаме, определены проблемы, наиболее часто встречающиеся в практике управления, а также способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING ON THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE SUPPORTING INDUSTRIES IN VIETNAM

It was analyzed the factors that influence the investment attractiveness of the supporting industry in Vietnam, problems that the most frequently have been met in management practice, as well as method of elimination were identified.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности во Вьетнаме»

Библиографический список

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике / под ред. Г.А. Титаренко. М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: учебник / 5-е изд. М.: Дашков и К, 2008. 395 с.

3. Информационные системы и технологии в экономике: учебник / Т.П. Барановская, В.И. Лойко, М.И. Семенов [и др.]; под ред. В.И. Лойко. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. В.В. Трофимова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. образование, 2007. 480 с.

5. Коновалова Г.И. Теория экономических информационных систем: учеб. пособие для студентов вузов. Брянск, 2009. 132 с.

G.I. Konovalova

Technology of modeling information process of industrial enterprises

Describes the integration of information technology of industrial enterprises. Multilevel drill information process eliminates ambiguity and contradiction in information.

Keywords: enterprise, information, modeling, process.

УДК 332.146:330.322 (597)

Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 771-68-86, thuong tula@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВО ВЬЕТНАМЕ

Проанализированы факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности во Вьетнаме, определены проблемы, наиболее часто встречающиеся в практике управления, а также способы их устранения.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, поддерживающая отрасль промышленности, конкурентоспособность, емкость рынка, налоговые ставки, промышленные агломерации.

Вьетнам в настоящее время должен сильно конкурировать с другими странами в регионе для привлечения иностранных инвестиций, противостоять большому притоку китайских товаров и давлению международной интеграции. Развитие поддерживающей отрасли промышленности является необходимой мерой для того, чтобы Вьетнам мог преодолеть эти проблемы.

«Поддерживающая отрасль промышленности» является широким понятием и носит относительный характер. «Поддерживающая отрасль промышленности» (ПОП) определяется [1, с. 8] как система производителей (продукций) и производственных технологий, которые способны к горизонтальной интеграции и поставляют сырье и материалы, комплектующие, части, детали и т. д. окончательной сборке.

Поддерживающая отрасль промышленности играет важную роль в привлечении иностранных инвестиций. В 1980-х годах массивные инвестиционные притоки от транснациональных корпораций (ТНК) были привлечены в развивающиеся страны за счет низких затрат на рабочую силу. В настоящее время для ТНК критерием выбора места размещения капиталов является не только преимущество в затрате на рабочую силу, но и сравнительные преимущества в других видах производства, таких, как запасные части, детали, комплектующие и производственные услуги, которые могут помочь им улучшить свою конкурентоспособность и по цене и качеству.

Несмотря на высокие темпы роста в последние два десятилетия, индустриализация во Вьетнаме по-прежнему ограничена, темп роста добавленной стоимости был более медленным, чем темп роста валового промышленного продукта. Обрабатывающая и простая сборочная промышленность по-прежнему доминирует и международная конкурентоспособность швейной, обувной промышленности, ремесел во многом зависит от дешевой рабочей силы, а не производительности. На ранних этапах индустриализации развитие ПОП до сих пор очень ограничено.

Известно, что приток инвестиций в какую-либо поддерживающую отрасль промышленности непосредственно зависит от того, насколько благоприятен инвестиционный климат в данной отрасли. Инвестиционная привлекательность ПОП определяется совокупностью многочисленных факторов. Можно выделить те главные факторы, которые в настоящее время наиболее существенно влияют на привлечение инвестиций в ПОП и определяют острые проблемы, решение которых будет способствовать тому, чтобы сделать инвестиционный климат в ПОП более привлекательным для внутренних и иностранных инвесторов. Для этого можно рассматриваться такие факторы, как конкурентоспособность, емкость рынка, потенция экспорта, рабочие силы, политико-правовые факторы, развитие инфраструктуры, уровень промышленной агломерации и др. (рис. 1).

Конкурентоспособность является одним из факторов, которые влияют на инвестиционную привлекательность ПОП. Согласно стандарту японского производства конкурентоспособность зависит от качества, стоимости и доставки (QCD — Quality, Cost, Delivery). По мнению иностранных производителей деталей во Вьетнаме, кроме качества продукции, существуют два важных фактора, которые должны быть улучшены: стоимость и доставка. Для снижения затрат и ускорения доставки развитие ПОП является необходимым.

Для механической обработки и сборки затраты на производство деталей занимают значительную долю (80 %) от общих производственных

затрат окончательных сборщиков, а затраты на труд составляют лишь 2 % [2]. Таким образом, нельзя достичь конкурентоспособности по цене без снижения затрат на производство деталей. Сборочные предприятия во Вьетнаме часто импортируют детали из Малайзии и Таиланда, что приводит к возникновению дополнительных затрат на транспортировку, хранение. Только тогда, когда большинство деталей производится во Вьетнаме, предприятия-сборщики во Вьетнаме могут эффективно конкурировать с сборочными предприятиями в Малайзии и Таиланде, потому что они могут использовать детали без дополнительных понесенных расходов.

Кроме этого, своевременная доставка будет снижать складские расходы и время производства. Как правило, доставка будет осуществляться ежедневно и даже ежечасно. Регулярные и быстрые доставки не будут достигнуты, если каждые несколько месяцев компания лишь импортирует детали один раз и нужно несколько дней для транспортировки деталей из порта прибытия на завод. По этой причине окончательные сборщики хотят, чтобы поставщики были ближе.

Емкость рынка является необходимым условием для увеличения инвестиционной привлекательности ПОП во Вьетнаме. Ясно, что большой размер рынка позволяет сократить производственные затраты и при этом увеличивать привлечение прямых иностранных инвестиций. Они тесно связаны друг с другом. Производители деталей не могут сократить затраты на производство при небольшом размере рынка, потому что они не имеют возможность конкурировать. Таким образом, они не будут инвестировать во Вьетнам.

Рис. 1. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность поддерживающей отрасли промышленности

Большой размер рынка играет очень важную роль в ПОП, потому что эта отрасль всегда требует относительно большой минимальный объем заказа, чтобы иметь возможность участвовать в рынке. В общем, это отражает тот факт, что ПОП часто требует больше капитальных вложений, чем сборочная промышленность, которая часто требует больше труда.

ПОП, такие как создание модельного литья, обработка металла, литье пластмасс под давлением, требуют большой объем инвестиций в дорогостоящее оборудование и немного рабочих, в то время как сборочная промышленность противоположна. Кроме того, эта машина не может подразделяться (то есть не могут купить части машины). Таким образом, капитальные затраты на единицу продукции (отношение общих затрат и количества продукции) будет обратно пропорциональны количеству продукции. Именно по этой причине производителям деталей с прямыми иностранными инвестициями необходимо обеспечить достаточную емкость рынка (или емкость рынка будет расти в ближайшем будущем), прежде чем они распределяют капитал во Вьетнам. Это полностью противоречит сборке готовой продукции, которая основана на использовании преимуществ обильных неквалифицированных трудовых ресурсов и не должна вкладывать в любую сложную машину. Для этой работы затраты на единицу продукции не изменяются, потому что они не должны инвестировать в начальный основной капитал (рис. 2).

Рис. 2. Снижение затрат на единицу продукции в ПОП

Один из способов преодоления узкого внутреннего рынка является поиском рынка экспорта. Поставщики деталей могут осуществлять это непосредственно через экспорт деталей или косвенно через предоставление деталей отечественным сборщикам, которые имеют возможность экспортировать конечный продукт (рис. 3).

Вьетнамский поставщик частей

Сборщики

КОСВЕННЫЙ ЭКС-

Низкнй уровень внутреннего спроса

ПРЯМОЙ ЭКСПОРТ ДЕТА-

Поставщик частей с прямыми иностранными инвестициями

Рис. 3. Возможность экспорта поддерживающей отрасли

Для электрического и электронного сектора экспорт конечных продуктов с большим размером (стиральные машины или холодильники) нецелесообразен, кроме того внутренние продукты имеют достаточно низкие цены для компенсации расходов транспорта. В отличие от изделий с маленьким размером (периферийные устройства, аудио, привет-Н) обычно производятся в одном месте, а затем широко распространяются на мировом рынке.

Сборщики устройств бытовой электроники стремятся сократить складские расходы и время доставки путем реорганизации импортной деятельности. Это не только эффективно в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной перспективе будет способствовать приобретению деталей на внутреннем рынке. Если сборщики конечных продукций быстро расширяют производство, нынешние поставщики будут получать больше заказов, и это приводит к тому, что много компаний-поставщиков частей будет искать шанс инвестиции во Вьетнам.

Еще один способ увеличить экспорт — это прямой экспорт деталей. Для этого международная конкурентоспособность является важным вопросом. Только детали, удовлетворяющие следующим условиям способны экспортировать. Во-первых, продукты должны обеспечить конкурентоспособность по издержкам в полной мере путем использования сравнительных преимуществ Вьетнама, таких как дешевая рабочая сила и трудолюбие. Во-вторых, детали и сырье, используемые в производственных процессах, необходимо иметь низкие издержки и нулевые налоговые ставки или низкие ставки. В-третьих, эти продукты должны быть достаточно компактными и иметь высокую стоимость. В-четвертых, система вторичной услуги должна быть улучшена, чтобы минимизировать затраты и время доставки.

Еще один фактор, который играет не менее важную роль в увеличении инвестиционной привлекательности ПОП Вьетнама, является источник высококвалифицированных трудовых ресурсов. Во Вьетнаме часто считают ограничения промышленности в основном из-за отсутствия финансовых ресурсов для приобретения современного оборудования. Однако, по мнению большинства иностранных компаний, человеческие ресурсы более важны, чем современные машины. Они требуют рабочих с высоким техническим уровнем, а не современное оборудование. Они считают, что квалифицированные рабочие эксплуатируют старые машины даже более эффективно, чем неквалифицированные рабочие эксплуатируют новую машину.

Один из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, является импортным налогом и другими налоговыми льготами. Снижение импортных налогов и увеличение других налоговых льгот рассматриваются как политические инструменты для ускорения развития ПОП. Многие производители электронных и электрических деталей считали, что импортные пошлины на части должны быстро сводиться к 0 % или по крайней мере составлять менее 5 % — уровень тарифов СЕРТ на продукцию, которая имеет происхождение из АСЕАН. Это необходимо для того, чтобы избежать состояния того, что налог на импорт частей выше налога на готовую продукцию. Иначе сборочные предприятия во Вьетнаме могут потерять конкурентные преимущества по затратам.

Другим важным инструментом для увеличения инвестиционной привлекательности ПОП являются налоговые льготы. Льготные налоговые ставки применяются для поощрения развития ПОП как для поставщиков с прямыми иностранными инвестициями во Вьетнаме и отечественных поставщиков. Снижение налогов на доход, приобретение оборудования, исследование и разработку и на те же цели будет стимулировать привлечение инвестиций в ПОП.

Одним из больших препятствий для привлечения иностранных инвестиций во Вьетнам является непредсказуемое изменение политик. Это оказывает неблагоприятное воздействие на развитие вспомогательных отраслей. Неопределенность политики имеет три основные характеристики: (1) отсутствие связи с бизнесом, (2) цели политики неоднозначны, и (3) осуществление непредвиденно.

Для улучшения своей деятельности вьетнамские поставщики должны сотрудничать со сборщиками, с иностранным капиталом. Тем не менее существуют два основных вопроса, касающихся этого сотрудничества.

- Во-первых, проблема отсутствие информации. Большинство сборщиков «рискованно» ищут поставщиков во Вьетнаме. Они не знают, где поставщики, которые отвечают требованиям во Вьетнаме, были. Многие японские компании используют телефонные и личные отношения для поиска потенциальных поставщиков. Одна из компаний отмечала, что она

проводит доступ к сотням различных компаний во Вьетнаме, чтобы найти поставщиков, удовлетворенных их требования. Эта работа требует слишком много времени и денег от частных предприятий. Много иностранных компаний считали, что поставщики во Вьетнаме не имеют понятия о «построении отношения с клиентом».

Во-вторых, разница в восприятии. На самом деле, существует большой разрыв между требованиями к качеству продукции, цене и времени доставки иностранных компаний с возможностью их удовлетворения вьетнамских предприятий.

Уровень промышленных скоплений (агломерации) тоже оказывает воздействие на инвестиционную привлекательность ПОП. Промышленные скопления являются процессом концентрации производственной деятельности в определенном географическом регионе, что приводит к расширению торговых и инвестиционных связей между предприятиями в регионе [3, с. 155]. Наряду с развитием глобализации процесс агломерации для некоторых производственных этапов отдельных деталей в некоторых странах приобретает все большее значение в современной бизнес-среде. Агломерация открывает новые возможности для развития ПОП во Вьетнаме. Крупные международные компании сосредоточили свое производство в некоторых странах, чтобы использовать преимущества масштаба и экспорта продукций и компонентов в другие страны. Эта конкурентная стратегия в транснациональных корпорациях включает поиск стратегических ресурсов и ресурсов, которые были созданы их филиалами или дочерними компаниями в других странах. Дочерние компании становятся более независимыми, чтобы максимально использовать ресурсы в стране, больше экспортировать свою продукцию.

Элементы, которые формируют агломерации, включают: рынок труда, природные ресурсы, человеческие ресурсы. В настоящее время в дополнение к традиционным элементам включают другие факторы: инфраструктура, политика по привлечению инвестиций, бизнес-среда, сбытовой рынок, рынок поставщиков, способность исследования и разработки. Во Вьетнаме подробные исследования проводятся с целью определения причин привлечения инвестиций для создания географических накоплений, объяснения процесса промышленных накоплений и оценки возможности инвестиционной привлекательности предприятий [3, с. 156]. Таким образом, при построении стратегии развития ПОП необходимо тщательно исследовать факторы промышленных агломераций.

Анализ главных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность ПОП во Вьетнаме, имеет большое значение. Это позволяет рассматривать современное состояние ПОП во Вьетнаме. На этой основе можно оценивать сильные и слабые стороны инвестиционного климата, чтобы предъявлять своевременные меры его улучшения.

Библиографический список

1. Генеральный план по развитию поддерживающих отраслей промышленности во Вьетнаме в 2010 году, с перспективой до 2020 года [Электронный ресурс]. Министерство почт и телекоммуникаций Вьетнам. Режим доступа: http://mic.gov.vn.

2. Tran Van Tho (2008), Research on strategy on promote supporting industries in ASEAN countries and the role of Japan — from experiences of Thailand to practice of Vietnam, Foreign Direct Investment and development of supporting industries in Vietnam, Proccedings International Symposium, Danang, Vietnam.

3. Truong Chi Binh (2008), "Factors of Agglomeration in Vietnam and Recommendations", in Analyses of Industrial Agglomeration, Production networks and FDI Promotion, edited by Ariff M., ERIA Research project report 2009, Vol. 3, 155-190.

Nguyen Thi Thu Thuong

Factors affecting on the investment attractiveness of the supporting industries in Vietnam

It was analyzed the factors that influence the investment attractiveness of the supporting industry in Vietnam, problems that the most frequently have been met in management practice, as well as method of elimination were identified.

Keywords: investment attractiveness, supporting industry, competitive, size of market, tax rates, industrial agglomeration.

УДК [338.33:621]:[658:005.332.4]

А.А. Клочкова, ассистент, (4872) 35-34-46, aak111@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДИВЕРСИФИЦИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Уделено особое внимание диверсификации производства предприятий ВПК как инновационной стратегии, выявлены основные предпосылки, позволяющие повысить их конкурентоспособность.

Ключевые слова: диверсификация, военно-промышленный комплекс, инновация, конкурентоспособность, стратегия.

Диверсификация как проблема возникла в нашей стране относительно недавно. Вопросы, связанные с диверсификацией производства, стали особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. Интерес к диверсификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.