Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IT-КОМПАНИЙ '

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IT-КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-компании / инновационная деятельность / факторы / влияющие на инновационную деятельность / IT companies / innovative activities / factors influencing innovative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.О. Данилов, Г.И. Юрковская

Представлены факторы, которые необходимо учитывать при формировании эффективного механизма управления инновационной деятельностью IT-компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING INNOVATIVE ACTIVITY OF IT COMPANIES

The article presents the factors that must be considered when forming an effective mechanism for managing the innovation activities of an IT company.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ IT-КОМПАНИЙ »

УДК 338.4

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IT-КОМПАНИЙ

А. О. Данилов, Г. И. Юрковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tonlik_95@mail.ru, yurk7@mail.ru

Представлены факторы, которые необходимо учитывать при формировании эффективного механизма управления инновационной деятельностью IT-компании.

Ключевые слова: IT-компании, инновационная деятельность, факторы, влияющие на инновационную деятельность.

FACTORS INFLUENCING INNOVATIVE ACTIVITY OF IT COMPANIES

A. O. Danilov, G. I. Yurkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tonlik_95@mail.ru, yurk7@mail.ru

The article presents the factors that must be considered when forming an effective mechanism for managing the innovation activities of an IT company.

Keywords: IT companies, innovative activities, factors influencing innovative activity.

В современном мире инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества, они превратились в основную движущую силу его экономического и социального развития [1]. Все больше компаний, в том числе, и сферы информационных технологий (information technologies, IT), вынуждены совершенствовать свои продукты и внутренние бизнес-процессы для поддержания конкурентоспособности на рынке и удержания текущих клиентов, а также формировать навык оперативно реагировать на новые вызовы мировой экономики.

Согласно Стратегии экономического развития РФ до 2020 года, IT-отрасль на данный момент относится к одной из основных сфер развития экономики РФ, отсюда следует вывод о том, что IT-отрасль относится к инновационному сектору экономики.

Инновационный сектор экономики - это один из воспроизводственных секторов экономики, в котором развивается и фиксируется инновационная деятельность, обладающий общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить его от других секторов экономики в теоретических или практических целях. Он состоит из трех подсекторов: первый - процесс инновационный, как результат -инновации (включая инновационные технологии); второй - процесс инновационного производства, как результат - инновационный продукт (товар, услуга) (включая промежуточный инновационный продукт); третий - процесс инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и инновационного сопровождения инновационного продукта, как результат - инновационная форма управления, продвижения и использования инновационного продукта, т.е. три определяющих последовательных инновационных

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

процесса в инновационной деятельности с формированием состава и структуры трех уровней инновационной формы рынка в инновационном развитии экономики [2].

В данном секторе экономики основная доля занятых - это, так называемые, 1Т-компании. 1Т-компании - это организации, основным видом деятельности которых, является работа в сфере информационных технологий. Чтобы таким компаниям оставаться «наплаву», им необходимо осуществлять инновационную деятельность и постоянно работать над совершенствованием продуктов и бизнес-процессов. В современных условиях экономики успех 1Т-компании при решении экономических, социальных, управленческих проблем зависит от специфического, новаторского стиля хозяйствования, то есть от интенсивности и эффективности ее инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в сфере 1Т - это способность к постоянному созданию и внедрению инноваций данной сферы и эффективный маркетинг. В рамках такой деятельности исследуются особенности международного 1Т-рынка, способные вызвать мгновенное изменение распределения рыночных сил, смену компании-лидера, сокращение жизненных циклов успешных продуктов и их полное исчезновение с рынка; анализируются способы организации научных исследований и разработки продуктов, повышающие устойчивость бизнеса в специфических рыночных условиях; выявляются факторы, делающие 1Т отрасль привлекательным направлением инвестиций [3].

Инновационная деятельность 1Т компании - процесс постоянный, трудоемкий и требующий больших инвестиций. Таким процессом необходимо правильно и эффективно управлять.

Управление инновационной деятельностью в 1Т-сфере - это совокупность научных, технологических, организационных, информационных, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации научного знания в 1Т-сфере в новые продукты и технологии, осуществляемая индивидами, фирмами и, в том числе, правительством государства [4].

Существует множество методических указаний и механизмов управления инновационной деятельностью 1Т-компаний, но они достаточно быстро устаревают, так как 1Т-сфера очень динамично развивается, её тренды меняются, чуть ли, не каждый год. Также существует множество видов 1Т-компаний, у которых принцип работы абсолютно разный, поскольку они занимаются различными видами деятельности - это могут быть разработчики программного обеспечения для бизнеса или же компании, которые работают с готовыми сервисами и оказывают услуги, например, интернет-маркетинга для конечного пользователя.

Чтобы разработать эффективный механизм управления инновационной деятельностью 1Т-компании, нужно правильно выявить и оценить факторы, которые на эту деятельность влияют. Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, необходимо понимать, какие факторы способны затормозить, а какие ускорить инновационный процесс.

В качестве факторов, влияющих на инновационную деятельность 1Т-компании, можно выделить следующие:

1. Экономические и технологические факторы:

а) препятствующие: недостаток средств, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резерва финансовых и материально-технических средств;

б) способствующие: наличие резерва финансовых и материально-технических средств, наличие прогрессивных технологий, наличие необходимой инфраструктуры.

2. Политические, правовые факторы:

а) препятствующие: ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства;

б) способствующие: законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые послабления, кредитные каникулы и пр.).

3. Организационно-управленческие факторы:

а) препятствующие: излишняя централизация, авторитарный стиль управления, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

б) способствующие: гибкость организационных структур, демократичный стиль управления, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп.

4. Социально-психологические и культурные факторы:

а) препятствующие: сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций, так называемый «выход из зоны комфорта», а также боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу, сопротивление управленцев всему новому, что поступает извне.

б) способствующие: моральное поощрение сотрудников, занятых в инновациях, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Под воздействием современных вызовов экономики, тенденций и процессов, как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет достигнутых результатов деятельности компаний, в том числе и сферы IT. Например, в результате самоизоляции граждан в России, большинство предпринимателей ушло в режим «онлайн», где столкнулось с большим количеством проблем, в частности, технических сбоев, что привело к потере клиентов, и, соответственно, прибыли. Решение таких проблем возможно лишь путем создания новых методик и механизмов управления инновационной деятельностью, причем, они существенно могут отличаться друг от друга в виду того, что каждая компания решает собственные задачи. В сложившейся ситуации IT-компании вынуждены самостоятельно разрабатывать для себя правильную стратегию управления инновационной деятельностью, регулярно выявлять и оценивать факторы, которые могут на нее существенным образом повлиять.

Библиографические ссылки

1. Жданова, O.A. Роль инноваций в современной экономике. // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 38-40 [Электронный ресурс]. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/10/783/ (дата обращения: 08.04.2020).

2. Заболотько Алексей Александрович Инновационное развитие экономики: понятие, проблемы и пути решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-ekonomiki-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 08.04.2020).

3. Вермель Мария Владимировна Инновационная деятельность как фактор успеха международных IT-компаний // КЭ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnaya-deyatelnost-kak-faktor-uspeha-mezhdunarodnyh-it-kompaniy (дата обращения: 08.04.2020).

4. Самохина, Л.С., Бойцова, Т.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: сетевой курс. - Владивосток: Изд-воВГУЭС, 2010. - 192 с.

© Данилов А. О., Юрковская Г. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.