УДК 685.5
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА УЧЁНОГО
В. В. Милованова Научный руководитель - И. А. Межова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: vasilina-1221@yandex.ru
Рассмотрены факторы, влияющие на формирование личностного потенциала учёного, определены основные особенности его проявления, раскрыта основная проблема самореализации молодого учёного.
Ключевые слова: факторы, учёный, личностный потенциал, самореализация, молодой учёный.
FACTORS THAT INFLUENCE THE FORMATION OF A SCIENTIST'S
PERSONAL POTENTIAL
V. V. Milovanova Scientific supervisor - I. A. Mezhova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vasilina-1221@yandex.ru
The factors that influence the formation of a scientist's personal potential are considered, the main features of its manifestation are defined, and the main problem of self-realization of a young scientist is revealed.
Keywords: factors, scientist, personal potential, self-realization, young scientist.
Личностный потенциал учёного формируется под воздействием комплекса факторов внешней и внутренней среды.
Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Внешние факторы - это те условия, на которые организация не может повлиять. Внутренние факторы - это факторы, возникающие внутри предприятия, на которые возможно оказать влияние.
К внешним факторам (макровоздействия), оказывающим влияние на формирование личностного потенциала учёного относятся:
1. Государственное законодательство и государственная политика области или региона;
2. Социально-экономическая обстановка в стране (востребованность производством научных ресурсов);
3. Социокультурные особенности страны и конкурентная среда организации [1].
Внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование личностного потенциала
учёного, делятся на две группы рисунке.
Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
Материальные условия труда
• уровень технической оснощенности научно-исследовательского процесса
• наличие обслуживающего исследования персонала
• финансирование исследований
• величина заработной платы и социальные гарантии
• оценка результатов научной деятельности
• профессиональный и карьерный рост
Внутренние факторы, оказывающие влияния на формирование личного потенциала учёного [1]
Говоря о личностном потенциале, учёного важно понимать не только факторы, оказывающие влияние на его формирование, но и некоторые особенности его проявления. Например, в ситуациях неопределённости личностный потенциал учёного (далее ЛПУ) может проявляться как (потенциал самоопределения), в ситуациях достижения поставленных целей (потенциал достижения), в ситуациях угроз и давления со стороны окружающей среды, где перед индивидом встаёт задача совладения с трудностями (потенциал сохранения) [2]. Рассмотрев основные факторы, влияющие на формирование личностного потенциала учёного и особенности его проявления необходимо сказать, что при воздействии руководства научной или образовательной организации инновационного тапа на факторы внутренней среды реализуется процесс управления самореализацией учёного. Говоря о содержании данного термина под самореализацией, необходимо понимать реализацию потенциала личности. В настоящее время с учётом всех факторов внешней и внутренний среды, оказывающих влияние на самореализацию научного персонала нужно отметить высокую актуальность данного направления. Сегодня в условиях научно-технологического развития в научных и научно-образовательных организациях создаются дополнительные условия для самореализации молодых научных кадров, что в свою очередь отражается и на внутренних факторах, оказывающих влияние на формирование ЛПУ.
Но несмотря на воздействие факторов внутренней и внешней среды на самореализацию учёного в исследовании М. И. Кущазли указано, что «на сегодняшний день в современных научных источниках, посвящённых подготовки молодых учёных на одном из первых мест стоит проблема самореализации личности» [3]. Наличие данной проблемы говорит о том, что в настоящее время во многих научных и научно-образовательных организациях возникают трудности, связанные с развитием личностного потенциала молодых учёных. Это свидетельствует о том, что сегодня современные научных организации сталкиваются с тем, что для достижения поставленных стратегических целей им необходимы ресурсы, в том числе и персонал способный работать в условиях постоянных изменений, что требует от него наличие высокоразвитого личностного потенциала каждого научного сотрудника. Но в данной ситуации наличие указанной проблемы формирует замкнутый круг, в котором организация не в силах сдвинутся с места пока не будет решена проблема самореализации научных кадров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на влияние многочисленных факторов, оказывающих воздействие на формирование личностного потенциала учёного, процесс самореализации личности в области исследований и разработок, требует осуществления дополнительных мер, направленных на повышение уровня вовлеченности
Нематериальные условия труда
•свобода выбора научных проблемы •изучения тематики исследовани •научное обобщение, сотрудничество, возможность публикаций •социально-психологический климат •научные школы (условия воспроизводста кадров и преемственности поколений) •управленческая культура научной организации (лидеры)
персонала к научной деятельности, за счёт налаживания коммуникативных связей между научным сотрудником и молодым учёным.
Библиографические ссылки
1. Павлова Е. В. Управленческая культура как фактор развития социально потенциала научных организаций: автореф. дис. соц. наук, Хабаровск, 2019. 30 с.
2. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т. Ю. Иванова, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова, Н. В. Кошелева // Организационная психология. 2018. Т. 8 № 1. С. 85-121.
3. Кущазли М. И. Исследование особенностей самореализации молодых ученых // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53) Ч. 5. Режим доступа к журн. URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/11-5-53.pdf#page=112 (дата обращения: 21.05.2020)
© Милованова В. В., 2020