Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЁНОГО '

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЁНОГО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факторы / учёный / личностный потенциал / самореализация / молодой учёный / factors / scientist / personal potential / self-realization / young scientist

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Милованова, И.А. Межова

Рассмотрены факторы, влияющие на формирование личностного потенциала учёного, определены основные особенности его проявления, раскрыта основная проблема самореализации молодого учёного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT INFLUENCE THE FORMATION OF A SCIENTIST'S PERSONAL POTENTIAL

The factors that influence the formation of a scientist's personal potential are considered, the main features of its manifestation are defined, and the main problem of self-realization of a young scientist is revealed.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЁНОГО »

УДК 685.5

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА УЧЁНОГО

В. В. Милованова Научный руководитель - И. А. Межова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vasilina-1221@yandex.ru

Рассмотрены факторы, влияющие на формирование личностного потенциала учёного, определены основные особенности его проявления, раскрыта основная проблема самореализации молодого учёного.

Ключевые слова: факторы, учёный, личностный потенциал, самореализация, молодой учёный.

FACTORS THAT INFLUENCE THE FORMATION OF A SCIENTIST'S

PERSONAL POTENTIAL

V. V. Milovanova Scientific supervisor - I. A. Mezhova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vasilina-1221@yandex.ru

The factors that influence the formation of a scientist's personal potential are considered, the main features of its manifestation are defined, and the main problem of self-realization of a young scientist is revealed.

Keywords: factors, scientist, personal potential, self-realization, young scientist.

Личностный потенциал учёного формируется под воздействием комплекса факторов внешней и внутренней среды.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Внешние факторы - это те условия, на которые организация не может повлиять. Внутренние факторы - это факторы, возникающие внутри предприятия, на которые возможно оказать влияние.

К внешним факторам (макровоздействия), оказывающим влияние на формирование личностного потенциала учёного относятся:

1. Государственное законодательство и государственная политика области или региона;

2. Социально-экономическая обстановка в стране (востребованность производством научных ресурсов);

3. Социокультурные особенности страны и конкурентная среда организации [1].

Внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование личностного потенциала

учёного, делятся на две группы рисунке.

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Материальные условия труда

• уровень технической оснощенности научно-исследовательского процесса

• наличие обслуживающего исследования персонала

• финансирование исследований

• величина заработной платы и социальные гарантии

• оценка результатов научной деятельности

• профессиональный и карьерный рост

Внутренние факторы, оказывающие влияния на формирование личного потенциала учёного [1]

Говоря о личностном потенциале, учёного важно понимать не только факторы, оказывающие влияние на его формирование, но и некоторые особенности его проявления. Например, в ситуациях неопределённости личностный потенциал учёного (далее ЛПУ) может проявляться как (потенциал самоопределения), в ситуациях достижения поставленных целей (потенциал достижения), в ситуациях угроз и давления со стороны окружающей среды, где перед индивидом встаёт задача совладения с трудностями (потенциал сохранения) [2]. Рассмотрев основные факторы, влияющие на формирование личностного потенциала учёного и особенности его проявления необходимо сказать, что при воздействии руководства научной или образовательной организации инновационного тапа на факторы внутренней среды реализуется процесс управления самореализацией учёного. Говоря о содержании данного термина под самореализацией, необходимо понимать реализацию потенциала личности. В настоящее время с учётом всех факторов внешней и внутренний среды, оказывающих влияние на самореализацию научного персонала нужно отметить высокую актуальность данного направления. Сегодня в условиях научно-технологического развития в научных и научно-образовательных организациях создаются дополнительные условия для самореализации молодых научных кадров, что в свою очередь отражается и на внутренних факторах, оказывающих влияние на формирование ЛПУ.

Но несмотря на воздействие факторов внутренней и внешней среды на самореализацию учёного в исследовании М. И. Кущазли указано, что «на сегодняшний день в современных научных источниках, посвящённых подготовки молодых учёных на одном из первых мест стоит проблема самореализации личности» [3]. Наличие данной проблемы говорит о том, что в настоящее время во многих научных и научно-образовательных организациях возникают трудности, связанные с развитием личностного потенциала молодых учёных. Это свидетельствует о том, что сегодня современные научных организации сталкиваются с тем, что для достижения поставленных стратегических целей им необходимы ресурсы, в том числе и персонал способный работать в условиях постоянных изменений, что требует от него наличие высокоразвитого личностного потенциала каждого научного сотрудника. Но в данной ситуации наличие указанной проблемы формирует замкнутый круг, в котором организация не в силах сдвинутся с места пока не будет решена проблема самореализации научных кадров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на влияние многочисленных факторов, оказывающих воздействие на формирование личностного потенциала учёного, процесс самореализации личности в области исследований и разработок, требует осуществления дополнительных мер, направленных на повышение уровня вовлеченности

Нематериальные условия труда

•свобода выбора научных проблемы •изучения тематики исследовани •научное обобщение, сотрудничество, возможность публикаций •социально-психологический климат •научные школы (условия воспроизводста кадров и преемственности поколений) •управленческая культура научной организации (лидеры)

персонала к научной деятельности, за счёт налаживания коммуникативных связей между научным сотрудником и молодым учёным.

Библиографические ссылки

1. Павлова Е. В. Управленческая культура как фактор развития социально потенциала научных организаций: автореф. дис. соц. наук, Хабаровск, 2019. 30 с.

2. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т. Ю. Иванова, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова, Н. В. Кошелева // Организационная психология. 2018. Т. 8 № 1. С. 85-121.

3. Кущазли М. И. Исследование особенностей самореализации молодых ученых // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53) Ч. 5. Режим доступа к журн. URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/11-5-53.pdf#page=112 (дата обращения: 21.05.2020)

© Милованова В. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.