Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья младших школьников'

Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белявцева Н.М., Белявцева С.Н.

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников. В статье рассматривается совокупность гигиенических, психолого-педагогических, организационных, учебно-воспитательных факторов влияющих на формирование культуры здоровья у учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование культуры здоровья младших школьников»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Белявцева Н.М.*, Белявцева С.Н.*

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 2, г. Белгород Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников. В статье рассматривается совокупность гигиенических, психолого-педагогических, организационных, учебно-воспитательных факторов влияющих на формирование культуры здоровья у учащихся начальной школы.

Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесберегающая среда, факторы формирования культуры здоровья.

Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование культуры здоровья и воспитания сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Успех такой работы зависит от множества факторов.

Разумов А.Н., рассматривает культуру здоровья - как комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [5, с. 117].

Необходимо отметить, что стратегические цели сохранения здоровья детей определены Стандартом образования. К числу стратегических целей относятся:

- создание здоровьесберегающей, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся инфраструктуры в образовательном учреждении;

- рациональная организация учебного процесса и внеучебной деятельности младших школьников;

* Учитель начальных классов МБОУ Гимназия N° 2.

* Студент 4 курса факультета Дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ».

- организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни;

- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, контроль за соблюдением требований СанПиНов.

Безусловно, и образовательная, и воспитательная среда включает в себя мощный потенциал для формирования личности ребенка, однако формирование культуры здоровья не будет эффективным без наличия здоровьесбере-гающей среды как в учебном заведении, так и в кругу семьи.

Анализируя различные подходы в определении понятия здоровьесбере-гающей среды, необходимо отметить, что многие исследователи (Т. С. Овчинникова, О.Л. Богинич, Н.К. Смирнов и др.) считают это понятие как совокупность определенных факторов (гигиенических, психолого-педагогических, организационных, учебно-воспитательных и т.д.).

Овчинникова Т.С., выделяет факторы общения детей между собой и педагогом [3]. Богинич О.Л., при определении этого понятия, делает акцент на применении личностно-ориентированного подхода как такового, что способствует созданию особого психологического микроклимата, в котором ребенок хорошо себя чувствует и растет [11].

Рассматривая понятие «здоровьесберегающей среды», некоторые авторы (Н.К. Смирнов, Н.В. Сократов) обращают внимание на использование таких понятий, как здоровьесберегающие образовательные технологии и здоровьесберегающее воспитание, которые встречаются в научных публикациях. Так, например Н.К. Смирнов определяет здоровье сберегающие образовательные технологии как совокупность определенных методов, приемов, форм, задач, которые способствуют воспитанию у детей культуры здоровья [6, с. 145].

Кроме указанного выше в ходе анализа научной литературы, в публикациях Н.В. Сократова находим такое определение, как «здоровьесберегаю-щее воспитание», в основе которого формируются именно мотивационная сфера детей [7, с. 122].

Наиболее точным подходом, к определению здоровьесберегающей образовательной среды, на наш взгляд, является утверждение О.Е. Подгорной, которая рассматривает его как здоровьесберегающее пространство и обосновывая его как многоуровневую образовательную систему, социально-организованную воспитательную среду, в которой приоритетами выступают следующие факторы: здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнози-

рования здоровья сберегающей деятельности. Такая среда обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, продуктивную активность всех участников пространства в развитии навыков культуры здоровья [4, с.17].

Хорошо организованная здоровьесберегающая среда будет способствовать успешному формированию культуры здоровья младшего школьника через: формирование у младшего школьника представлений о здоровом образе жизни, развитии здоровьесберегающих умений и навыков, воспитании культуры безопасного образа жизни.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных факторов подробнее.

Для успешного формирования представлений о здоровом образе жизни младший школьник должен понимать, что его здоровье и жизнь есть высшая ценность не только для человека, его семьи, но и для общества в целом. Уметь объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме. Правильно оценивать свое поведение с позиций здорового образа жизни.

Для развития элементарных здоровьесберегающих умений и навыков младший школьник должен уметь применять свои знания для выбора стратегии поведения, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, соблюдать правила личной гигиены, правила здорового питания, правильный режим дня, вести активный образ жизни.

Для воспитания культуры безопасного образа жизни младший школьник должен понимать, что жизнь и здоровье есть высшая ценность. Соблюдать правила поведения в быту (безопасное поведение с огнём, водой, газом, электричеством и т.д.), правила поведения на улице (правила дорожного движения, правила взаимоотношения с чужими людьми, правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.д.)

Важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников является организация медико-профилактических мер. К медико -профилактическим мерам относятся: комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры); лечебная физкультура; укрепляющая фитотерапия; контроль часто болеющими детьми; физиолечение, рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха и т.д.

Рациональности питания, еще один из факторов формирования культуры здоровья у младших школьников. Иванова Н.К. отмечает большую роль в формировании культуры здоровья рациональность питания младшего школьника. «В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы», отмечает Н.К. Иванова [2].

Одним из факторов формирования культуры здоровья у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе является важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников. Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, который проявляется в организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера, динамических паузах между уроками, физкультминутках способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Реализация внеурочных образовательных программ является важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников. В школе должны быть созданы и реализованы дополнительные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий: организация работы спортивных секций, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Проведение, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Следует отметить еще один фактор формирования культуры здоровья младших школьников - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о здоровом образе жизни. Если у родителей недостаточно развита культура здоровья (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение и т.д.), то влияние семьи в формировании культуры здоровья младшего школьника сведено к минимуму.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими культуру здоровья у младших школьников, являются: создание здоровьесберегающей среды, формирование представлений и понятий у детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни. Рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре и закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а

также пример семьи и педагогов. При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования культуры здоровья у младших школьников.

Список литературы:

1. Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск ХVП -ХVШ. - Ивано-Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. - С. 191-199.

2. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: автореф. дис. канд. пед наук. -Самара, 2000. - 23 с.

3. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. - СПб.: Кара, 2006. - 176 с.

4. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 / О.Е. Подгорная - Тирасполь, 2005. - 211 с.

5. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов. - М.: Медицина, 1996. - 413 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: Управление ГОУ 2003. - 272 с.

7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебн. пособие / под ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

© Голубева И.В.*, Литвинова М.П.*, Нечаева Т.В.*

Академия строительства и архитектуры Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Цель статьи - рассмотреть некоторые методические приёмы обучения научному стилю речи иностранных граждан подготовительного отделения.

* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.

* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин. " Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.