ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Белявцева Н.М.*, Белявцева С.Н.*
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 2, г. Белгород Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников. В статье рассматривается совокупность гигиенических, психолого-педагогических, организационных, учебно-воспитательных факторов влияющих на формирование культуры здоровья у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесберегающая среда, факторы формирования культуры здоровья.
Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование культуры здоровья и воспитания сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Успех такой работы зависит от множества факторов.
Разумов А.Н., рассматривает культуру здоровья - как комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [5, с. 117].
Необходимо отметить, что стратегические цели сохранения здоровья детей определены Стандартом образования. К числу стратегических целей относятся:
- создание здоровьесберегающей, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся инфраструктуры в образовательном учреждении;
- рациональная организация учебного процесса и внеучебной деятельности младших школьников;
* Учитель начальных классов МБОУ Гимназия N° 2.
* Студент 4 курса факультета Дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ».
- организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, контроль за соблюдением требований СанПиНов.
Безусловно, и образовательная, и воспитательная среда включает в себя мощный потенциал для формирования личности ребенка, однако формирование культуры здоровья не будет эффективным без наличия здоровьесбере-гающей среды как в учебном заведении, так и в кругу семьи.
Анализируя различные подходы в определении понятия здоровьесбере-гающей среды, необходимо отметить, что многие исследователи (Т. С. Овчинникова, О.Л. Богинич, Н.К. Смирнов и др.) считают это понятие как совокупность определенных факторов (гигиенических, психолого-педагогических, организационных, учебно-воспитательных и т.д.).
Овчинникова Т.С., выделяет факторы общения детей между собой и педагогом [3]. Богинич О.Л., при определении этого понятия, делает акцент на применении личностно-ориентированного подхода как такового, что способствует созданию особого психологического микроклимата, в котором ребенок хорошо себя чувствует и растет [11].
Рассматривая понятие «здоровьесберегающей среды», некоторые авторы (Н.К. Смирнов, Н.В. Сократов) обращают внимание на использование таких понятий, как здоровьесберегающие образовательные технологии и здоровьесберегающее воспитание, которые встречаются в научных публикациях. Так, например Н.К. Смирнов определяет здоровье сберегающие образовательные технологии как совокупность определенных методов, приемов, форм, задач, которые способствуют воспитанию у детей культуры здоровья [6, с. 145].
Кроме указанного выше в ходе анализа научной литературы, в публикациях Н.В. Сократова находим такое определение, как «здоровьесберегаю-щее воспитание», в основе которого формируются именно мотивационная сфера детей [7, с. 122].
Наиболее точным подходом, к определению здоровьесберегающей образовательной среды, на наш взгляд, является утверждение О.Е. Подгорной, которая рассматривает его как здоровьесберегающее пространство и обосновывая его как многоуровневую образовательную систему, социально-организованную воспитательную среду, в которой приоритетами выступают следующие факторы: здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнози-
рования здоровья сберегающей деятельности. Такая среда обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, продуктивную активность всех участников пространства в развитии навыков культуры здоровья [4, с.17].
Хорошо организованная здоровьесберегающая среда будет способствовать успешному формированию культуры здоровья младшего школьника через: формирование у младшего школьника представлений о здоровом образе жизни, развитии здоровьесберегающих умений и навыков, воспитании культуры безопасного образа жизни.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных факторов подробнее.
Для успешного формирования представлений о здоровом образе жизни младший школьник должен понимать, что его здоровье и жизнь есть высшая ценность не только для человека, его семьи, но и для общества в целом. Уметь объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме. Правильно оценивать свое поведение с позиций здорового образа жизни.
Для развития элементарных здоровьесберегающих умений и навыков младший школьник должен уметь применять свои знания для выбора стратегии поведения, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, соблюдать правила личной гигиены, правила здорового питания, правильный режим дня, вести активный образ жизни.
Для воспитания культуры безопасного образа жизни младший школьник должен понимать, что жизнь и здоровье есть высшая ценность. Соблюдать правила поведения в быту (безопасное поведение с огнём, водой, газом, электричеством и т.д.), правила поведения на улице (правила дорожного движения, правила взаимоотношения с чужими людьми, правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.д.)
Важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников является организация медико-профилактических мер. К медико -профилактическим мерам относятся: комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры); лечебная физкультура; укрепляющая фитотерапия; контроль часто болеющими детьми; физиолечение, рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха и т.д.
Рациональности питания, еще один из факторов формирования культуры здоровья у младших школьников. Иванова Н.К. отмечает большую роль в формировании культуры здоровья рациональность питания младшего школьника. «В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы», отмечает Н.К. Иванова [2].
Одним из факторов формирования культуры здоровья у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе является важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников. Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна быть направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, который проявляется в организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера, динамических паузах между уроками, физкультминутках способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Реализация внеурочных образовательных программ является важным фактором формирования культуры здоровья у младших школьников. В школе должны быть созданы и реализованы дополнительные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, которые предусматривают разные формы организации занятий: организация работы спортивных секций, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Проведение, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Следует отметить еще один фактор формирования культуры здоровья младших школьников - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о здоровом образе жизни. Если у родителей недостаточно развита культура здоровья (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение и т.д.), то влияние семьи в формировании культуры здоровья младшего школьника сведено к минимуму.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими культуру здоровья у младших школьников, являются: создание здоровьесберегающей среды, формирование представлений и понятий у детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни. Рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре и закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а
также пример семьи и педагогов. При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования культуры здоровья у младших школьников.
Список литературы:
1. Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск ХVП -ХVШ. - Ивано-Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. - С. 191-199.
2. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: автореф. дис. канд. пед наук. -Самара, 2000. - 23 с.
3. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. - СПб.: Кара, 2006. - 176 с.
4. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 / О.Е. Подгорная - Тирасполь, 2005. - 211 с.
5. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека / А.Н. Разумов. - М.: Медицина, 1996. - 413 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: Управление ГОУ 2003. - 272 с.
7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебн. пособие / под ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
К ВОПРОСУ О ЯЗЫКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
© Голубева И.В.*, Литвинова М.П.*, Нечаева Т.В.*
Академия строительства и архитектуры Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
Цель статьи - рассмотреть некоторые методические приёмы обучения научному стилю речи иностранных граждан подготовительного отделения.
* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.
* Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин. " Старший преподаватель кафедры Языковой подготовки и специальных дисциплин.