Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / БЕРЕМЕННОСТЬ / МАТЕРИНСТВО / СЕМЬЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хашагульгова М.Б.

Статья посвящена изучению факторов влияния на формирование адаптации к состоянию беременности у женщин репродуктивного возраста. В результате анализа накопленных на сегодняшний день исследований, автор пришел к выводу, что семья является первичным и необходимым условием для успешной адаптации к беременности и будущему материнству. Зарубежные исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF ADAPTATION TO THE STATE OF PREGNANCY IN WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

The article is devoted to the study of factors influencing the formation of adaptation to the state of pregnancy in women of reproductive age. As a result of the analysis of the accumulated research to date, the author came to the conclusion that the family is the primary and necessary condition for successful adaptation to pregnancy and future motherhood. Foreign researchers emphasize the adverse effect of violations of interpersonal relationships in the parental family on the development of the personality of the expectant mother. It is known that most mothers who abandoned their children were brought up in unstable families and from early childhood had a negative experience of interpersonal relationships.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

Хашагульгова М.Б.

студент

Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г.Красноярск

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению факторов влияния на формирование адаптации к состоянию беременности у женщин репродуктивного возраста. В результате анализа накопленных на сегодняшний день исследований, автор пришел к выводу, что семья является первичным и необходимым условием для успешной адаптации к беременности и будущему материнству. Зарубежные исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

Ключевые слова: психология, беременность, материнство, семья, адаптация.

Khashagulgova M.B.

student

Krasnoyarsk Universal Human University named after Prof. S.F. Voino-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF ADAPTATION TO THE STATE OF PREGNANCY IN WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

Annotation. The article is devoted to the study of factors influencing the formation of adaptation to the state ofpregnancy in women of reproductive age. As a result of the analysis of the accumulated research to date, the author came to the conclusion that the family is the primary and necessary condition for successful adaptation to pregnancy and future motherhood. Foreign researchers emphasize the adverse effect of violations of interpersonal relationships in the parental family on the development of the personality of the expectant mother. It is known that most mothers who abandoned their children were brought up in

unstable families and from early childhood had a negative experience of interpersonal relationships.

Key words: psychology, pregnancy, motherhood, family, adaptation.

Отношение женщины к себе, принятие своего нового положения, понимание серьезности и ответственности нынешних и предстоящих изменений в жизни, в совокупности представляет собой успешную адаптацию к беременности. Имея базовые знания о факторах, которые влияют на вышеперечисленные особенности женщин, можно без затруднений пройти данный период, положительно влияя и на себя, на ребенка, на семью и на социум вокруг.

Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. «Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука — это собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и — что очень важно - она многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-матери». Д. Рафаэль-Леф также считает, что женщина начинает становиться матерью с раннего детства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Как отмечают многие исследователи, самыми решающими считаются отношения с собственной матерью и семейная модель материнства. В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются матсринско-дочерние отношения. Авторы выделили более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положения, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

Зарубежные исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Б. Стил, Д. Поллок описали грубое, пренебрежительное обращение с детьми в двух и трех поколениях семей. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, часть из них в детстве страдали от холодного отношения со стороны своих родителей, унижающего достоинство, угнетения, в большинстве семей дочерей «воспитывали»

грубостью, криком, а часто и побоями, т. е. они находились в неблагополучной психотравмирующей среде. Только в х13 случаев, по данным Брутман В. И., Панкратовой М. Г., Ениколопова С. Н., женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. Многие росли без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве (до 12 лет) 18% женщин. В целом ряде работ отчетливо продемонстрировано крайне отрицательное влияние низкого материального достатка, культурного уровня воспитывающей семьи на формирование ролевых основ личности девочки, что в итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

В. Лосева и А. Луньков приводят типичные установки, которые будущая мать может усвоить от своих родителей: «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении»; «Ты сама еще ребенок; как же ты можешь воспитывать детей?»; «Ты — эгоистка, а мать должна уметь жертвовать всем ради детей»; «Не торопись заводить детей. Поживи в свое удовольствие»... Разумеется, все описанные директивы даются родителями своим дочерям с благими намерениями, не с целью нанести им вред, однако они негативно влияют на установку желания иметь детей.

Важным в формировании адаптации к материнству, является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру (Э. Эриксон).

В последние годы в центре внимания исследователей находится феномен привязанности матери и ребенка. Ему придается большое значение в формировании эффективного материнского поведения. В рамках этологического направления привязанность рассматривается как врожденный биопсихический механизм, объединяющий большинство видов животных с человеком. Дж. Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимого для его выживания и развития. Первым шагом к привязанности, по данным многих авторов, является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения. Было показано, насколько психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с эмоциональным контактом с матерью. Ее поведение при этом рассматривается как ответное и комплиментарное врожденному репертуару поведения младенца. Как любой акт социального поведения, имеющий принципиальное значение для выживания вида, привязанность имеет селективные и пусковые механизмы: морфологические черты, особые запахи, движения, позы. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы

непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. С. Фрайберг отмечает, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью, пережившие в детстве амбивалентные отталкивающе-притягивающие отношения с нею, они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви — ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям с другими и неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследование М. Майна, Р. Голдви на подтвердило наличие у отвергаемого ребенка тенденции стать отвергающим родителем. Авторы выявили связь между представлением о своей матери и отверженном собственною ребенка, опосредованным специфическими искажениями когнитивных процессов. Наблюдается защитное искажение памяти у отвергавшихся в детстве матерей. Это искажение актуализирует «внутреннюю рабочую модель», определяющую отношения с собственным ребенком. «Внутренняя рабочая модель» неизбежно приводит.к повторению опыта дурного обращения с детьми и их внутреннего отвержения». Качество материнско-дочерних связей и его влияние на материнскую сферу женщины определяется, помимо привязанности, стилем их эмоционального общения, участием матери в эмоциональной жизни дочери, причем важным считается изменение такого участия со стороны матери в соответствии с возрастными изменениями эмоциональной сферы дочери. Достаточно устойчиво передается от матери к дочери адекватный стиль эмоционального сопровождения. Относительно ценности материнства речь может идти только о возникновении модели материнства своей матери как субъекта, испытывающего определенные эмоции в ситуации взаимодействия с ребенком. Можно допустить, что ребенок, по крайней мере в конце раннего возраста, воспринимает отношение других к своей матери как имеющей ребенка. Позднее включается оценка самой матерью отношения к себе других как к матери, рефлексия дочерью степени удовлетворенности матери своим материнством. Все это входит в модель материнства собственной матери и ее соотношение с семейной и культурной моделями.

В отличие от этологов психоаналитически ориентированные исследователи сместили фокус своих интересов на психическую историю самой матери и период ее беременности. Они сконцентрировали внимание на значении формирования образов ребенка в воображении будущей матери для принятия ею своего новорожденного ребенка. Роли фантазий беременных в надстройке материнской сферы посвящены другие зарубежные исследования.

В двухтомном труде «Психология женщины» Елена Дойч впервые высказала догадку о влиянии на беременность собственного эмбрионального опыта женщины. Она считала, что негативное влияние раннего детского опыта компенсируется «материнскостью», источник которой — в мазохистической любви, жертвенности и самоотдаче.

В семидесятые годы итальянский психоаналитик С. Фанти обосновал существование эмбриональной стадии психического развития человека. Эта концепция дала возможность, во-первых, связать все последующие стадии с общим источником и, во-вторых, выдвинуть идею о том, что женщина, забеременев, «вспоминает» и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом — состояние своей матери.

С. Фанти, М. Марконе и другие представители микропсихоанализа считают, что начало развития будущего отношения матери к ее ребенку закладывается еще внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и продолжается в младенчестве. Во время беременности у женщины актуализируется этот эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства.

Изучив теоретический материал, можно прийти к выводу, что для успешной адаптации к состоянию беременности, существует множество факторов, одним из которых является семья. Взаимоотношения с матерью, с отцом, наносят огромный след в будущем восприятии женщиной себя как матери. Ее модель поведения в отношении с ребенком берется из прошлого, из ее детства. То, как к ней относились родители, она, вероятно, перенесет и в свою новую семью и будет вести себя идентично им. Поэтому, важно знать об этих факторах, чтобы в случае необходимости обратиться за психологической помощью и проработать те сферы, которые могут повлиять на успешную адаптацию к беременности и будущего материнства.

Использованные источники:

1. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: автореф. дис., докт. психол. наук / Н. Н. Васягина. - Екатеринбург, 2011.

2. Денисова В.А. Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2012. Т.18. -№2. - С.115-118.

3. Исенина, Е. О. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери [Текст] / Е. О. Исенина // Журнал практического психолога. - 2000. - № А - 5. - С. 49-63.

4. Каменева, Т. Н. Материнство в неполной семье: личностные и социальные проблемы [Текст]: дис., канд. социол. наук / Т. Н. Каменева. -Курск, 2003.

5. Копыл, О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] / О. А. Копыл, Л. Л. Баз, О. В. Баженова // Синапс. - 1993. - № 4. - С. 35-42.

6. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству [Текст] / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.

7. Мухина, В. С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства [Текст] / В. С. Мухина // Наука и образование. - 2004. - № 1. - С. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.