Научная статья на тему 'Детерминанты развития самосознания матери'

Детерминанты развития самосознания матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗ-Я / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / A MOTHER / A SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-IMAGE / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Н. А.

В статье анализируются основные подходы к феномену самосознания, обосновывается подход к материнству как к особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины. Выделяются детерминанты развития, раскрываются особенности формирования, выделяется и описывается структурная организация самосознания матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of the mother’s identity development

This article discusses the main approaches to the self-consciousness phenomenon. It is grounded an approach to motherhood as a special stage of the identification, adaptation and development of her consciousness. The author assigns the development determinants, describes the peculiarities of formation, and describes the structural organization of the mother’s selfconsciousness.

Текст научной работы на тему «Детерминанты развития самосознания матери»

Н. А. Устинова, канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, ustinvsta@mail.ru

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРИ

Проблема самосознания принадлежит к числу фундаментальных и актуально значимых как в теоретических, так и в прикладных аспектах. Значимые качественные изменения в самосознании женщины происходят, когда она становится матерью.

Рассматривая проблему самосознания матери, можно выделить два основных направления: первое направление, в котором самосознание женщины рассматривается с позиции ее материнской роли (Т. В. Леус, С. А. Минюрова, Е. А. Тетерле-ва, М. Ю. Чибисова, Т. Н. Счастная и др.) и второе направление, где материнское самосознание рассматривается как самостоятельная категория (С. Ю. Мохова, Н. Н. Васягина).

Так, С. Ю. Мохова под самосознанием матери понимает осознание себя субъектом системы психологических отношений. В психологические отношения автор включает потребности, эмоциональное отношение, когнитивное отношение и отношение к самому себе — самоотношение. Это способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного отношения к себе как к родителю. Основные компоненты самосознания становятся более дифференцированными благодаря выделению

«Идеальное родительское Я» и «реальное родительское Я» имеют точку соприкосновения в процессе регуляции отношений к ребенку.

приемы воздействия (вербального и невербального) со стороны своего родителя, которые могут быть воспроизведены в практике воспитания своих детей. Однако «идеальное родительское Я» и «реальное родительское Я» имеют точку соприкосновения в процессе регуляции отношений к ребенку1.

Однако, по мнению автора, это определение не в полной мере раскрывает содержательные аспекты самосознания матери.

В концепции, разработанной Н. Н. Ва-сягиной, самосознание матери понимается как сложное синтетическое психологически значимое образование, присущее каждой женщине — матери, состоящее из трех взаимосвязанных структурных компонентов (самопостижение, самоотношение, самореализация), которые в совокупности определяют содержание ключевых переживаний матери и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и своему ребенку. С процессуальной стороны самосознание матери есть сложный психический процесс, сущность которого состоит в постижении и отражении матерью образа Я, эмоционально-ценностном отношении к этому образу и регуляции на этой основе поведения.

В рамках данной

вполне независимой от успешности в профессиональной деятельности родительской роли. В структуре самосознания каждого родителя хранится опыт его воспитания,

концепции автор выделяет три ключевых для исследования самосознания матери вопроса, требующие детального рассмотрения: его природа, онтогенез, детерми-

нанты и структурная организация. Поскольку названные аспекты позволяют глубже понять сущностное содержание самосознания матери, остановимся на них подробнее.

В вопросе о природе самосознания матери единой точки зрения нет. Принято выделять три группы факторов, детерминирующих развитие материнской роли: биологические — влияние наследственных, генетически заложенных механизмов взаимодействия с ребенком (Р. Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Панов, Р. Шовен, Х. Монтане, А. С. Батуев и Л. В. Соколова и др.), социальные (культурно-исторические) — отношение к женщине — матери в социуме, престижность материнской роли, личностные особенности женщины, содержание ценностно-смысловой сферы, ментальные образы, стаж материнства и др. (Э. Бадинтер, Ллойд Де Моз, И. С. Кон, Л. С. Выготский, О. Г. Исуповой и др.), биосоциальные — влияние общественных норм и ценностей (М. Мид, Р. Л. Триверс, В. С. Мухина и др.)2.

Анализируя представленные точки зрения, автор придерживается позиции, согласно которой материнство формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Материнство — одна из социальных женских ролей, и хотя в женской природе заложена потребность быть матерью, общественные нормы и ценности оказывают существенное влияние на материнское самосознание. Материнство — это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культур -ные и индивидуальные особенности (В. С. Мухина, Л. Б. Шнейдер, _

М. Мид, Н. Н. Васягина и др.).

Вторая линия анализа при исследовании самосознания матери является вопрос его формирования и развития.

Форма и содержание изменений во внутреннем мире матери закладываются задолго до наступления реальной беременности (еще в детском возрасте) и воплощаются в так называемых фантазиях беременности.

К 9-11 годам у ребенка есть уже все психологические средства

для того, что бы стать матерью или отцом, чтобы психологически принять ребенка.

Ряд отечественных и зарубежных психологов, занимающихся изучением онтогенеза материнской сферы, по-разному рассматривают стадии формирования и развития самосознания матери. Так, в фокусе внимания психоаналитически ориентированных исследователей находится психическая история самой матери и период ее беременности. Основное внимание сконцентрировано на значении формирования образов ребенка в воображении будущей матери для принятия ею своего новорожденного ребенка3.

Форма и содержание изменений во внутреннем мире матери закладываются задолго до наступления реальной беременности (еще в детском возрасте) и воплощаются в так называемых фантазиях беременности, обнаруженных З. Фрейдом у взрослых пациентов — мужчин и женщин. А. Фрейд сделала акцент на том, что каждый из этих символических объектов, проявляющихся в фантазиях беременности, являлся в свое время частью «Я» и претерпел в результате взаимоотношений с другими людьми болезненное отделение от «Я». Она так же подчеркнула, что Эдипова стадия, являясь первой групповой, т. е. подлинно социальной стадией, перерабатывает в фантазиях беременности более ранние стадии, и предмет фантазирования приобретает человеческие черты — черты ребенка. К 9-11 годам у ребенка есть уже все психологические средства для того, что бы стать матерью или отцом, чтобы психологически принять ребенка.

Д. Винникотт пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. Рафаэль-Леф также считает, что становится матерью с раннего

Д.

женщина

детства. Д. Пинес отмечает, что отношения матери с ребенком определяются ее соб-

ственной историей до и после рождения. Так, внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в кризисной точке беременности и воздействуют на реальный образ ребенка.

В свою очередь О. Каплан, в рамках психоаналитической традиции, предлагает периодизацию развития материнского отношения в ходе беременности с подробным феноменологическим описанием психофизиологических изменений.

Таким образом, с точки зрения психоаналитически ориентированных авторов, осознание себя матерью к ребенку проходит длительный путь становления, начиная с периода беременности, а возможно и раньше — до периода прохождения психосексуальных стадий развития.

Отечественные исследователи также уделяют особое внимание периоду беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Как отмечает С. Ю. Мещерякова: «Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это же время в организме и психике женщины

Способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

тивно подготавливающие ее к материнству»4.

Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, В. И. Брутман выделяет основные этапы беременности, имеющие, по мнению автора, существенное значение для развития самосознания женщины: фаза преднастройки и фаза первичного телесного опыта.

На существование сенситивных периодов в развитии материнского инстинкта указывается и в работах А. И. Захарова, который выделяет семь важных этапов, в которых большое значение отводит отношению девочки со своими родителями. Интересно заметить, что данные периоды имеют много общего с этапами психосексуального развития по З. Фрейду: игровому поведению, стадиям половой идентификации (пубертату, юности).

Автор считает, что наиболее фундаментальной работой в области материнства и материнского самосознания является концепция Г. Г. Филипповой, в которой, в отличие от предыдущих, представлена целостная картина развития материнской сферы5.

Идея о том, что индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли, находит свое воплощение и в работах Н. Н. Васягиной. Автор указывает, что в течение онтогенеза женщины некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение к ним интереса в детстве, конкретный опыт взаимодействия с детьми) влияют на содержание отношения матери к ребенку, принятие своей материнской роли и на интерпретацию своих пере-

происходят глобальные преобразования, ак- живаний по поводу материнства. При этом

одним из важнейших этапов в становлении материнства считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. Не менее важным является и период после рождения ребенка, когда происходит его психологическое принятие, как нового члена семьи, и адаптация к нему. Автор подчеркивает, что имеющиеся на сегодняшний момент исследования генезиса материнского самосознания ограничиваются в основном лишь описанием данных периодов. Однако развитие самосознания матери не исчерпывается указанными периодами. Являясь динамическим образованием, оно содержательно реконструируется под влиянием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий. Таким образом, на содержание материнской сферы оказывает влияние как предшествующий опыт, так и актуальная жизненная ситуация (личностные особенности женщины, удовлетворенность материнской ролью, стаж материнства и др.).

Резюмируя выше представленные точки зрения, можно отметить, что большинство авторов отмечают тот факт, что предпосылки развития самосознания матери закладываются задолго до момента зачатия ребенка, начиная с взаимодействия с собственными родителями. Однако наиболее существенным фактором развития самосознания матери является не столько рождение ребенка, сколько взаимодействие с ним.

Другим важным моментом при исследовании материнского самосознания является вопрос о его структуре.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить в структуре самосознания матери три компонента: самопостижение и как его результат — представления о себе как о матери, самоотношение, т. е. оценка женщиной того, насколько хорошо она выполняет роль матери, и самореализация, которая рассма-

тривается как процесс организации материнского поведения, особенности взаимоотношений с ребенком6.

Остановимся подробнее на содержательных аспектах каждого из названных компонентов.

Первый компонент самосознания матери — самопостижение. Он представлен непрерывным процессом накопления женщиной представлений о себе как матери, их углублению, уточнению, расширению. На первых этапах онтогенеза этот компонент представлен единичными образами себя и своего поведения, связанного с выполнением функций матери. Для более поздних этапов характерно то, что женщина оперирует уже готовыми знаниями о себе как матери, полученными в разное время в разных ситуациях. Постепенно возникает обобщенный образ Я-мать. В обобщенном образе Я можно выделить следующие составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, будущее Я и, наконец, прошлое Я. Таким образом, самопостижение включает в себя представления о себе как о матери, о выполнении материнских функций, о способах взаимодействия с ребенком, о доминирующем эмоциональном фоне взаимодействия сформировавшиеся в обобщенный Я-образ.

Второй компонент самосознания — самоотношение — заключается в собственном отношении женщины к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно себя как матери. Содержание данного компонента представлено конфликтом

между представлениями женщины о себе как о матери и о том, какой должна быть идеальная мать. Наличие несоответствия между образом Я-мать и образом идеальной матери побуждает женщину либо к изменению своих отношений с ребенком, либо представлений о себе как матери, либо представлений об идеальной матери. Таким образом, само отношение тесно связано с самопостижением. С одной стороны, отношение матери = к себе возникает и формируется в процессе познания себя, с другой — отношение в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе выполнения роли матери, существенно влияет на процесс самопостижения, определяя его специфику, направленность и индивидуальный оттенок. Итак, многоступенчатый процесс самопостижения сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение к себе, закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения матери.

Третий компонент самосознания матери — самореализация понимается авторами как процесс организации матерью своего поведения, форма регуляции взаимоотношений с ребенком, которая предполагает момент включенности в него результатов самопостижения и самоотношения. Содержание данного компонента представлено эмоциональным сопровождением процесса взаимодействия с ребенком, реагированием на поведение и эмоции ребенка, стилями и способами взаимодействия с ним, типом детско-родительских отношений.

Реальное поведение матери имеет в своей основе представления о себе как о матери, о том какой мать должна быть, а так же субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о собственном ребенке. Эти представления, с одной стороны, определяют особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него и изменяются по мере взросления ребенка, на-

Одним из важнейших этапов в становлении материнства считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

растания его стремления к независимости. С другой стороны, специфика самореализации изменяет представление и отношение женщины к себе как к матери7.

Таким образом, самосознание матери представляет собой динамическую систему, представленную взаимозависимостью ее структурных компонентов, при доминировании самопостижения. Все структурообразующие основы самосознания матери отражены в са-мосозиании механизмами «идентификация» и «обособление». ^

1. Ермихина М. Ю. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук / Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева. - Казань, 2004. С. 34-45.

2. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. С. 29-44.

3. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. С. 122-127.

4. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологи. 2000. № 5. С. 18-27.

5. Самоукина Н. В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6. С. 79-95.

6. Радионова М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: дис. ... канд. психол. наук / МГУ им. В. М. Ломоносова. — М., 1997. С. 89-134.

7. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. № 2. С. 44-51.

8. Путинцева Е. Л. Малолетнее материнство: социологический аспект // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 136-142.

9. Степашкина В. А. Психологические аспекты материнства в контексте исследования образа мира // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 108-111.

10. Васягина Н. Н., Адушкина К. В. Структурно-содержательный анализ семейного самосознания женщины // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 116-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.