Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА / РАНЕЕ МАТЕРИНСТВО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Ю.А., Решетникова В.В., Тарасова А.Ю., Палиева Н.В.

Психология материнства - одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство - состояние осознания, готовности женщины на духовном, моральном уровне заботиться о будущем ребенке. Особенности материнства определяются социальным, эмоциональным и психологическим статусом на протяжение всего перинатального и постнатального периода. Выделяют физиологически нормальную, позднюю и подростковую беременность. Раннее материнство традиционно рассматривалось как социальная проблема. К данной группе относят девушек до 18 лет. Зачастую несовершеннолетние девушки не сформированы ни физиологически, ни психологически. Психологическая незрелость приводит к развитию отклонений в нормальном поведении. Девиантное поведение матери будущего ребенка - одна из наиболее актуальных и острых тем в различных областях. Оно не способствует сохранению плода, нарушает и затрудняет процесс его развития, что может привести к необратимым последствиям. Несмотря на современный медицинский подход к ведению беременности и применяемые при этом новейшие технологии, проблемы раннего материнства не уменьшаются. Если рассматривать материнство как психоэмоциональный феномен, можно выделить две основные части: обеспечение условий для развития будущего ребенка и формирование личности будущей матери. Девиантное поведение и материнский инстинкт тесно связаны. Инстинкт является врожденным и в той или иной мере присущ всем женщинам, проявляясь в ходе нормального развития, но соответствующее поведение не задано изначально и развивается в процессе воспитания готовности женщины к взаимодействию матери и ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петров Ю.А., Решетникова В.В., Тарасова А.Ю., Палиева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF UNDERAGE MOTHERS

The psychology of motherhood is one of the most complex and poorly developed areas of modern science. Motherhood is a state of awareness, a woman's readiness to take care of her future childon a spiritual, moral level. Peculiarities of motherhood are determined by social, emotional and psychological status throughout the perinatal and postnatal period. We distinguish physiologically normal, late and teenage pregnancy. Previously early maternity was traditionally seen as a social problem. This group includes girls under the age of 18. Often underage girls are not formed either physiologically or psychologically aspects. Based on the second problem, deviant behavior develops. Deviant behavior of the mother of the unborn child is one of the most actualand acute topics invarious fields. It does not contribute to the preservation of the fetus, disrupts and hinders the process of its development, which can lead to irreversible consequences. Despite the modern medical approach to pregnancy management and the latest technologies used, the problems of early motherhood are not reduced. If we consider motherhood as a psycho-emotional phenomenon, we can distinguish two main parts: providing conditions for the development of the unborn child and shaping the personality of the expectant future mother. Deviant behavior and the maternal instinct are closely related. The instinct is innate and to some extent inherent in all women, manifesting itself during normal development, but the corresponding behavior is not set initially and develops in the process of educating a woman's readiness for interaction of motherand child.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ»

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

Ш1НЫ11|

РАЧ

УДК 618.3:618.7-039.11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАМ

Ю. А. Петров, В. В. Решетникова, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева

Аннотация. Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство — состояние осознания, готовности женщины на духовном, моральном уровне заботиться о будущем ребенке. Особенности материнства определяются социальным, эмоциональным и психологическим статусом на протяжении всего перинатального и постнатального периода. Выделяют физиологически нормальную, позднюю и подростковую беременность. Раннее материнство традиционно рассматривалось как социальная проблема. К данной группе относят девушек до 18 лет. Зачастую несовершеннолетние девушки не сформированы ни физиологически, ни психологически. Психологическая незрелость приводит к развитию отклонений в нормальном поведении. Девиантное поведение матери будущего ребенка — одна из наиболее актуальных и острых тем в различных областях. Оно не способствует сохранению

плода, нарушает и затрудняет процесс его развития, что может привести к необратимым последствиям. Несмотря на современный медицинский подход к ведению беременности и применяемые при этом новейшие технологии, проблемы раннего материнства не уменьшаются. Если рассматривать материнство как психоэмоциональный феномен, можно выделить две основные части: обеспечение условий для развития будущего ребенка и формирование личности будущей матери. Девиантное поведение и материнский инстинкт тесно связаны. Инстинкт является врожденным и в той или иной мере присущ всем женщинам, проявляясь в ходе нормального развития, но соответствующее поведение не задано изначально и развивается в процессе воспитания готовности женщины к взаимодействию матери и ребенка.

Ключевые слова: психология материнства, раннее материнство, девиантное поведение, материнский инстинкт.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF UNDERAGE MOTHERS

Yu. A. Petrov, V. V. Reshetnikova, A. Yu. Tarasova, N. V. Palieva

Annotation. The psychology of motherhood is one of the most complex and poorly developed areas of modern science. Motherhood is a state of awareness, a woman's readiness to take care of her future childon a spiritual, moral level. Peculiarities of motherhood are determined by social, emotional and psychological status throughout the perinatal and postnatal period. We distinguish physiologically normal, late and teenage pregnancy. Previously early maternity was traditionally seen as a social problem. This group includes girls under the age of 18. Often underage girls are not formed either physiologically or psychologically aspects. Based on the second problem, deviant behavior develops. Deviant behavior of the mother of the unborn child is one of the most actualand acute topics invarious fields. It does not contribute to the

preservation of the fetus, disrupts and hinders the process of its development, which can lead to irreversible consequences. Despite the modern medical approach to pregnancy management and the latest technologies used, the problems of early motherhood are not reduced. If we consider motherhood as a psycho-emotional phenomenon, we can distinguish two main parts: providing conditions for the development of the unborn child and shaping the personality of the expectant future mother. Deviant behavior and the maternal instinct are closely related. The instinct is innate and to some extent inherent in all women, manifesting itself during normal development, but the corresponding behavior is not set initially and develops in the process of educating a woman's readiness for interaction of motherand child.

Keywords: psychology of motherhood, early motherhood, deviant behavior, maternal instinct.

Исследование психологических особенностей несовершеннолетних мам — довольно сложная, неоднозначная и актуальная проблема современного общества и медицины. Дилемма заключается в росте сексуальной активности лиц до 18 лет при отсутствии должного уровня полового воспитания, грамотности по вопросам планирования семьи и контрацепции подростков, что способствует наступлению незапланированной ранней беременности и неготовности девушки к статусу матери [1, 2]. Общество стало более толерантным ко многим аспектам жизни, в т.ч. к добрачным половым связям. По данным Росстата, ежегодно рожают более 1 миллиона девушек-подростков. Незрелой юной матери приходится решать задачи, несвойственные несовершеннолетнему человеку,

несвоевременные, главнейшая из которых — освоение конвенциональной роли. Психика подростка чаще всего к этому не готова, что ведет к развитию поведенческих отклонений, иными словами — к девиантному поведению. Беременность у несовершеннолетних сопровождается медико-социальными проблемами, решать которые должны не только подростки и их семьи, но и общество. Несмотря на разносторонность данного вопроса, в первую очередь следует отметить главенство акушерско-гинекологи-ческой и социально-гигиенической сторон этой проблемы [3].

Феномен материнства — состояние осознания, готовности женщины на духовном, моральном и эмоциональном уровне заботиться о будущем ребенке. Материнство — особенный этап в жизни женщины,

www.akvarel2002.ru

характеризующийся формированием образа матери, личностного отношения к своей будущей роли и происходящими изменениями в теле, способствующими развитию тесной связи с будущим ребенком. Очень важен процесс подготовки к материнству, представляющий собой сложную систему, требующую для успешного развития ребенка физической и духовной готовности женщины [4]. В подростковом возрасте такой процесс сопряжен с определенными трудностями; патология ситуации заключается в специфике как физиологии, так и принятия материнства [5,6].

Характерная особенность подросткового материнства — его повсеместность; практически ни одна страна мира не является исключением. Другое дело — контроль над количеством случаев. Государство

ШНЫ111

m

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

может регулировать раннее материнство посредством четко проработанной программы полового воспитания, ведь раннее начало сексуальной жизни может привести не только к незапланированной беременности у несовершеннолетней, но и к нарушению нормальной геста-ционной перестройки и тех запросов, которые предъявляет функциональная система «плацента-плод» из-за физиологической незрелости юного организма, а также к заболеваниям, передающимся половым путем [7].

На этапе полового созревания у подростков идет интенсивное физиологическое развитие, появляются вторичные половые признаки, активируется гормональная система, ответственная за выработку половых стероидов, способствующих лабильности настроения. В этом возрасте очень важно заниматься половым воспитанием ребенка и своевременно в тактичной, доверительной, доступной форме разъяснять эти сложные изменения в его организме. Роль взрослых и семьи в это время крайне важна. Благодаря их поддержке и вниманию подросток чувствует опору, защищенность, доверие. Половое воспитание помогает научить подростка следить за взаимоотношениями между представителями разных полов, умению владеть возникающими инстинктами и желаниями, развить выдержку и самообладание, сформировать чувство ответственности и сексуальное самосознание, подготовить к сознательному ответственному родительству, укрепить нравственность и духовность [3, 4].

Очень важно понимать и помнить, что взрослый является образцом для подростка практически во всем, поэтому грамотное здоровое сотрудничество взрослых и подростков ведет к развитию социальной зрелости и осознанности [8]. Социальное и культурное наследие, ментальность народа очень важны в вопросе полового воспитания, т.к. обычаи, традиции, вера имеют свое отражение в поведении социума. Если говорить о России, то ранее и даже в настоящем еще бывает, что вопросов сексуального развития, репродукции, взаимоотношений между мужчиной и женщиной родители стараются избегать в разговорах со своими детьми-подростками из-за чувства ложного стеснения

и ощущения дискомфорта. В российских школах половое воспитание отсутствовало как учебная дисциплина, и только в последнее время эту проблему стали поднимать официально: начали разрабатывать и внедрять в образовательный процесс школ и даже дошкольных детских учреждений специальные обучающие программы с привлечением специалистов медицинских вузов.

Занятия по вопросам полового воспитания детей образовательные школы должны проводить и с родителями, поскольку последние должны понимать важность и своевременность внутрисемейного осведомления подрастающего поколения [7]. Предоставляемая со стороны профильных квалифицированных специалистов (врачей, педагогов) информация должна быть структурированной, методически выверенной, не несущей сексуали-зированного или пошлого посыла, не способной травмировать восприимчивую юную психику и иметь подготовительно-разъяснительный характер. Возможна заблаговременная здоровая подготовка подростка к физиологическим изменениям в его организме.

При отсутствии интересующих сведений подросток может искать и найти информацию самостоятельно. Для современных подростков (поколений Z и Alpha), как показывают данные опросов и исследований в этой области, источниками сведений чаще всего бывают друзья (близкое окружение ребенка), интернет-ресурсы, игры, телевизионные и радиопередачи, реже книги, журналы, другие печатные издания, которые порой выдают информацию, не соответствующую ни возрасту, ни психике. На просторах интернета подросток может найти изобилие ненаучной, недостоверной, заведомо ложной и порнографической информации. Рассказы о первом сексуальном опыте от сверстников могут повлиять на восприятие подростка собственной физиологии через образную призму услышанного [9]. Отсутствие и игнорирование полового воспитания ведут к тому, что подростки, и даже вполне взрослые люди, часто не имеют внятного представления об особенностях своей физиологии. Всё это может привести к таким серьезным последствиям, как ранняя беременность, психологическая

неготовность юной женщины к последствиям половых контактов, большому количеству абортов в несовершеннолетнем возрасте [10, 11]. Чтобы вовремя и надлежащим образом сформировать у молодых людей до 18 лет правильные представления о семейно-брачных отношениях, необходим мультидисциплинарный системный подход: единение врачей, учителей, психологов, социальных служб с обязательной государственной поддержкой.

Пубертатный период — особый этап развития человека, который часто описывают как переходный или переломный момент между детством и взрослой жизнью. В этот период основную роль в развитии играет общение со сверстниками, а ведущей деятельностью является учебная [12, 13]. Для подростка огромное значение имеет осознание своей идентичности. Взаимоотношение со сверстниками занимает лидирующее место в жизни подростка и его социализации. Неодолимое желание быть важным в референтной группе может стать следствием отклонения в личностном росте. В такой группе одной из его целей может стать стремление к завоеванию уважения. Именно поэтому подросток стремится отыскать «свою» группу единомышленников, в которой будут значимы его личные качества, мнение и он сам. Это стремление он может пытаться осуществить любыми путями, иногда опрометчивыми.

Гармоничное развитие личности в подростковый период — один из факторов успешного функционирования индивида в дальнейшей жизни [14], но если в это время человек сталкивается со значительными сложностями, такими как раннее материнство, может возникнуть нарушение психики индивидуума. Юные матери входят в особую категорию лиц с девиантным поведением. Беременность влияет на многие сферы жизни девочки-подростка, в т.ч. на нормальное формирование материнского инстинкта. Последнее осложняется незрелостью эмоционального фона и возможным искажением отношений внутри семьи. У девочек развиваются повышенная тревожность, депрессивное состояние, ориентация на помощь со стороны.

Помимо трудностей постоянного ухода за ребенком молодая мама

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ ^^ЖИЛД

может столкнуться с невозможностью подготовки к новым этапам жизни, полноценной реализации себя как личности. Узнав о своей беременности, несовершеннолетние девушки чаще всего испытывают тревогу и разочарование в силу ее несвоевременности и нежелательности. Беременность может привести к обострению в отношениях с семьей, разрыву с партнером, что усугубляет и так шаткое состояние психики будущей матери-подростка. Зачастую такие конфликты подталкивают девушек к крайним мерам: уходу из семьи, попаданию в асоциальную компанию. Как правило, подросток долгое время скрывает свою беременность, что впоследствии делает антенатальную помощь несвоевременной [6].

Раннее материнство может стать причиной деформации и отстранения от общения со взрослыми, сверстниками. Это ведет к формированию неполноценных отношений, иногда к невозможности реализовать ведущий вид деятельности пубертатного периода. В дальнейшем невозможность развиваться в нормальных условиях взросления затрудняет формирование взаимоотношений, снижает развитие адекватного отношения к себе в роли матери и к материнству в целом. Несовершеннолетнее материнство отличается низким уровнем познавательной и аффективной сфер, искажениями во взаимодействии матери и ребенка. Для незрелого юношеского материнства характерна сексуальная перегрузка. Она травмирует психику, оказывает отрицательное влияние на личностное развитие девочки-подростка, способствуют закреплению негативных установок и стереотипов поведения, нарушает социализацию [12].

На процесс принятия себя как матери могут влиять предпочитаемые способы совладающего поведения и самооценка психического состояния. Отсутствие психологической готовности и осознанного желания завести ребенка у несовершеннолетней может повлечь за собой ряд серьезных социально-психологических проблем [15, 16].

Каждый подросток стремится быстрее вырасти, самоутвердиться, доказать, что он уже взрослый человек [17].

Девиантное материнское поведение — поведение матери, не спо-

собствующее сохранению здоровья ребенка, а, наоборот, нарушающее и затрудняющее нормальный процесс его развития, сохранения здоровья на любом этапе его жизни. Девиантное материнство в том или ином виде существовало всегда, так же как и другие виды психических отклонений. Наиболее распространенными формами девиации принято считать отказ матери от ребенка, жестокое обращение с ребенком, прерывание беременности, неосознанную беременность в раннем возрасте.

Термин «девиантное поведение» появился благодаря исследованиям К. Боннэ и Э. Бадинтера [4, 18]. Дальнейшим изучением данного вопроса занимались В. И. Брутман, И. Ю. Хамитова, Н. Н. Васягина и др. Отечественные психологи исследовали такие аспекты материнства, как взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе, эмоциональное состояние женщины во время беременности, факторы и условия девиаций материнства, изменения психики женщины, связанные со становлением матерью [18]. Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению; медицина рассматривает отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий, поступков, высказываний как в рамках психического здоровья, так и при разных формах нервно-психической патологии. В большинстве случаев девиантное поведение связано с социальной дезадаптацией девочек-подростков.

Личность — многомерная и многоуровневая динамическая система. Формирование, становление и развитие личности как субъекта отношений происходит при последовательном развитии базовых, производных и высших характеристик. К базовым относят модальность, интенсивность, широту, степень устойчивости; к производным — доминирование, согласованность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, активность; к высшим — степень осознанности [4]. У каждого человека существует субъективно-личностное отношение к тем или иным явлениям. При различных изменениях — жизненных, объективного положения в обществе — требуется перестройка субъективно-личностных отношений, в противном случае

www.akvarel2002.ru

существует вероятность появления трудностей в освоении новой социальной роли и социальном общении.

Отношение женщины к материнству может характеризоваться положительно, отрицательно, амбивалентно, что зависит от степени зрелости будущей матери. Развитие отношений — механизм со своими чувствительными периодами и запускающими триггерами. Степень устойчивости отношения к материнству — фактор, который позволяет сделать прогноз будущих отношений матери и ребенка на этапах беременности и после родов. Любые взаимоотношения — избирательная направленная деятельность, определяющая положительный или отрицательный вектор взаимодействий. Характер этих взаимодействий может прогнозировать проявление материнства. Степень сознательности матери, ее отношение к материнству определяют сознательную подготовку и степень ответственности за рождение ребенка. После родов у женщины идет перестройка стиля отношений, беременность конкретизируется и устойчиво коррелирует с адекватным отношением к материнству [19].

Будущая мать должна обладать активностью личности и внутренним потенциалом, направленными в сторону здорового и полноценного развития будущего ребенка. Этим и характеризуется зрелое материнство. Духовно зрелая женщина обладает осознанной готовностью освоить новый этап, иную социальную роль, другими словами, стать матерью, способной выстроить гармоничные отношения с ребенком, обладать совладающим поведением. Совла-дающее поведение — умение преодолевать определенные трудности, эффективно адаптироваться к жизненным проблемам, регулировать свое эмоциональное состояние. Это особый вид социального поведения, обеспечивающий здоровье и благополучие индивида [19, 20].

Помимо девиантного поведения другим психологическим отклонением несовершеннолетней матери может быть дисгармоничное отношение к материнству. В этом случае женщина способна в той или иной мере выполнять функции матери, несмотря на трудности, возникающие из-за ее специфического отношения к материнству. Чтобы понять, что такое дисгармоничное,

ШНЫ111

РАЧ

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

необходимо знать о физиологически нормальном отношении к материнству, которое оценивают как зрелое и гармоничное и при котором к материнству женщина относится как к одной из приоритетных частей своей личностной сферы. Зрелое материнство имеет много характеристик. К ним относят удовлетворенность ролью матери, эффективность материнской привязанности, высокий уровень осознанности, гармоничное сочетание отношения к материнству с другими личностно значимыми отношениями в общей структуре личности матери. При этом материнство находится на приоритетном месте [21], в противном случае отношение к материнству превращается в дисгармоничное.

Дисгармоничное отношение к материнству характеризуется лабильностью и вариативностью в зависимости от ситуации, узкой сферой взаимодействия с ребенком. У матери отсутствует выраженная привязанность к ребенку, возможно возникновение и обострение психических проблем. Основная проблема матерей-подростков — незрелое отношение к материнству, в котором выделяют когнитивную (несформи-рованность направленности личности, согласованности всей системы отношений, отсутствие удовлетворенности ролью матери, компетентности в вопросах развития и воспитания ребенка) и аффективную (отсутствие формирования всех характеристик систем субъективных отношений, подмена ценностей ребенка другими ценностями, искажение образа ребенка, отказ от ребенка) составляющие [22].

При эмоционально незрелом отношении к материнству отсутствует эмоциональная общность с ребенком, присутствуют апатия, эмоциональная холодность, тревожность, агрессивность, невосприимчивость к потребностям ребенка. Аффективное отношение подразумевает искажение у матери образа ребенка, вплоть до атрибуции ему негативных черт, вызывающих чувства жалости и вины. Отношение к материнству у несовершеннолетних матерей зависит от сформирован-ности системы субъективного отношения к материнству [16]. Матери-подростки, у которых проявляется когнитивная незрелость, обладают ярко выраженным негативным отношением к ситуации материнства.

У них доминируют другие жизненные приоритеты, свойственные данному возрасту — получение образования, общение со сверстниками, развлечения [23].

Материнство в подростковом возрасте может протекать в условиях функциональной, психологической и социальной незрелости. У несовершеннолетних матерей беременность имеет свои специфические особенности. К моменту рождения ребенка у матери не сформировано осознанное отношение к себе в новой роли, к материнству в целом. Девочка-подросток не имеет четких представлений и нужных знаний для гармоничного воспитания ребенка, не представляет себя в данной роли. Может возникнуть и подмена отношения к материнству. Вначале юная мама может позитивно оценить материнство, новый жизненный этап, но не увидеть картину в целом, и при возникновении проблемы отношение к своей новой роли может кардинально поменяться.

На протяжении беременности, рождения ребенка и послеродового периода идет развитие черт, которые могут соответствовать личностному развитию юной матери в ситуации материнства [24]. В частности, важное значение имеют ориентация на внешние атрибуты взрослой жизни, конфликт с собственной матерью (символом взрослой жизни и материнства), низкий уровень самооценки (сниженное чувство собственного достоинства, ощущение неспособности контролировать свою жизнь), деформация отношений с семьей (отсутствие уважения со стороны семьи, гармонии, чувства защищенности, ощущение бесполезности и ненужности), ориентация на отношения со сверстниками (стремление казаться взрослым, укрепить отношения с партнером), когнитивный аспект (искажение образа ребенка, сложности в формировании представлений о будущей жизни, отсутствие жизненного опыта, четких структурированных представлений о родительстве, воспитании ребенка, его развитии) и эмоциональная незрелость (снижение способности к эмоциональному взаимодействию с младенцем, апатия, низкий уровень сочувствия, закрытость, эмоциональная холодность).

Помимо прочего, несовершеннолетней матери присущи незрелая психика, кризисное состояние, не-

доразвитие чувства взрослости и ответственности, нехарактерные для данного возраста изменения в жизни, затрудняющие процесс становления отношения к материнству, формирования эмоциональной привязанности к будущему ребенку [23].

Однако стоит выделить группу несовершеннолетних матерей с более реалистичными и оптимистичными взглядами на материнство. Отношение к материнству у таких подростков отличается соответствием принятым для взрослого материнства социальным нормам благодаря наличию у них большего количества характеристик, соответствующих зрелому материнству. Зрелое отношение матери-подростка к ситуации материнства — этому новому этапу своей жизни, новой своей роли определяется выраженной динамикой развития привязанности между матерью и ребенком, стабильностью характера взаимодействия с другими личностно значимыми отношениями в общей структуре личности матери, их разнообразием. Здесь наиболее важны безусловное эмоциональное принятие и готовность к освоению своей новой роли, опора на устоявшуюся в культуре модель материнства и детства, актуальность ценности материнства, удовлетворенность материнством в целом. Такие подростки схожи со зрелыми женщинами [25].

Зрелые женщины чаще руководствуются морально-нравственными личностными качествами в роли матери — ответственностью, независимостью, справедливостью, уверенностью. Для зрелой матери ребенок является объектом деятельности и общения, в то время как матери-подростки ассоциируют ребенка со сплошными хлопотами. Их представления о ребенке отличаются слабой дифференциацией образа ребенка, низкой субъективной значимостью ребенка [25]. Незрелое материнское отношение в первую очередь отличается негативным восприятием роли матери. Юные матери описывают свои представления о материнстве, ассоциируя его с обязанностями и функциями матери, видя картину лишь поверхностно, абстрактно. В сознании таких мам материнство представляется упрощенным, сведенным к примитивным сферам взаимодействия с ребенком. У них развиваются чувства безысходности и отчаяния, вызванные не такими перспективами

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

¡¡лапши

РАЧ

будущей жизни, как хотелось и планировалось изначально.

Несовершеннолетние матери с незрелым отношением к материнству могут иметь склонность к различным видам агрессии и жестокого отношения к ребенку. Общая незрелость личности матери-подростка осложняет процесс развития и становления отношения к материнству, формирования привязанности к ребенку. Всё это может послужить деформации детско-родительских отношений и стать фактором риска отставания ребенка в умственном развитии. Все способы взаимодействия с ребенком формальны. Матери не способны отслеживать и различать проявления собственных и чужих эмоций, могут отличаться неадекватным эмоциональным реагированием. Отношение к материнству в целом будет характери-

зоваться формированием базовых и поверхностных понятий. Отношение к себе как к матери, видение себя в этой роли не сформированы, имеется значительный дефицит знаний о материнстве, принципах воспитания ребенка и заботы о нем. Несовершеннолетние матери склонны ориентироваться на внешнюю помощь и постоянный контроль, сильно зависят от мнения окружающих, часто приписывают происходящему не адекватные причины, отказываются от ответственности, иначе говоря, проявляют психологическую незрелость и несамостоятельность [22, 24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несовершеннолетнее материнство значительно усложняет психическое развитие молодой женщины, которое может непоправимо сказаться на ее

будущем. Для формирования полноценного материнства недостаточно только лишь материнского инстинкта. Необходимо и важно, чтобы кто-то знающий и опытный сопровождал и наставлял юную мать, оказывал ей моральную поддержку до рождения ребенка, но особенно после родов, что позволит предотвратить развитие у нее вероятных психологических отклонений. Материнское поведение играет ведущую роль в развитии ребенка с момента планирования беременности и далее в постнатальном периоде. Психологические особенности будущей матери представлены множеством индивидуальных вариантов. Имеющиеся данные позволяют рассуждать о несовершеннолетнем материнстве как о реальности, требующей комплексного, междисциплинарного подхода в особенности при патологической беременности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петров Ю. А., Палиева Н. В. Планирование семьи. Контрацепция — инструмент регуляции рождаемости. История, настоящееи будущее. М.: Медицинская книга, 2022. 304 с.

2. Аллахяров Д. З., Петров Ю. А., Палиева Н. В. Контрацепция — главная составляющая планирования семьи // Пульс. 2021. Т. 23. №12. С. 6-12. DOI:10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-12-6-12.

3. Руководство по перинатологии: в 2 т. / под ред. Д. О. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Информ-Навигатор, 2019. 936 с.

4. Филиппова Г. Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: издательство Института психотерапии, 2017. 240 с.

5. Гудкова Т. В., Марущак Е. Б., Вопилова И. И. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2014. 56 с.

6. Ермолова Т. В., Иволина Т. В., Дедова О. В. И др. Проблема дисфункционального материнства в 58 новейших зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. №4. С. 25-37. D0I:10.17759/jmfp.2019080403.

7. Петров Ю. А. Здоровье семьи — здоровье нации / 2-е издание, перераб. и доп. М.: Медицинская книга, 2020. 320 с.

8. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка / Вопросы психологии личности школьника / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М.: АПН РСФСР. 1961. С. 120-169.

9. Шелемех К. Е., Петров Ю. А. Поколение Z — прорыв в будущее или гинекологическая катастрофа? // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020. Т. 16. №2 (87). С. 85-92.

10. Бланц О. Б., Есина С. В. Представление о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, родителей и подростков // Молодой ученый. 2018. №1. С. 4-7.

11. Спириденко Г. Ю., Петров Ю. А., Палиева Н. В. Искусственное прерывание беременности — злободневная проблема медицины и общества // Пульс. 2021. Т. 23. №12. С. 28-34. / D0I:10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-12-28-34.

12. Психология состояний. Хрестоматия / под ред. А. О. Прохорова. М.:ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. 624 с.

13. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 6-20.

14. Есипович Н. С. Причины несформированности чувства любви у девиантных матерей / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.): в 3-х ч. Ч. 3 /под ред. О. Б. Ганпанцуровой. Новосибирск: издательство НГПУ, 2018. С. 203-205.

15. 1Гудкова Т. В. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2014. 56 с.

16. Волкова В. В. Развитие материнского отношения в онтогенезе // Проблемы психологии личности: возрастной, социальный и культурно-исторический аспект. Петропавловск-Камчатский, 2014. С. 24-36.

17. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2019. 400 с.

18. Филиппова Г. Г. Диагностика материнского отношения до рождения ребенка / Материнство. Социально-психологические аспекты (норма и девиация). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: издательство ИвГУ, 2012. С. 94-98.

19. 1Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. канд. мед. наук. СПб., 1994. 283 с.

20. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2014. №1. С.63-74.

21. Шелемех К. Е., Петров Ю. А., Купина А. Д. Подготовка к беременности — выбор сознательной молодежи // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021. Т. 17. №2 (91). С. 77-83. D0I:10.33029/1816-2134-202117-2-77-83.

22. Никифорова В. А. К вопросу о половом воспитании // Молодой ученый. 2016. №9 (123). С. 374-376.

23. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 2017. 217 с.

24. Нестерова С. Б. Психологические особенности несовершеннолетних мам // Вопросы психологии, 2018. №3. С. 75-90.

25. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2020. №5. С. 18-27.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедра акушерства и гинекологии №2, г. Ростов-на-Дону.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; e-mail: mr.doktorpetrov@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-2348-8809.

Решетникова Виктория Владимировна — соискатель; e-mail: victoria082000@mail.ru.

Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры; e-mail: nat-palieva@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0003-2278-5198. Тарасова Анастасия Юрьевна — магистр психологических наук, психолог Медицинского центра «Благо», Москва; e-mail: na.design91@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.