Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием в конкурсном производстве'

Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием в конкурсном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1264
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ / КРЕДИТОРЫ / КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BANKRUPTCY / MANAGEMENT / FACTORS / CREDITORS / RECEIVER / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова М. В.

Выделены и классифицированы факторы, влияющие на результаты конкурсного производства, дана характеристика каждого из них. Рассматриваются способы повышения эффективности проведения конкурсного производства путем управления влиянием предложенных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors influencing on effectiveness of business administration in bankruptcy proceedings

Factors influencing on the results of bankruptcy proceedings were marked and classified; each of them was characterized. Ways to increase effectiveness of bankruptcy proceedings holding by management of suggested factors influence are observed

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием в конкурсном производстве»

М.В. ЧЕРНОВА

Факторы, влияющие на эффективность управления предприятием в конкурсном производстве

Выделены и классифицированы факторы, влияющие на результаты конкурсного производства, дана характеристика каждого из них. Рассматриваются способы повышения эффективности проведения конкурсного производства путем управления влиянием предложенных факторов.

Ключевые слова: банкротство, управление, факторы, кредиторы, конкурсный управляющий, эффективность.

Factors influencing on effectiveness of business administration in bankruptcy proceedings. M.V. CHERNOVA.

Factors influencing on the results of bankruptcy proceedings were marked and classified; each of them was characterized. Ways to increase effectiveness of bankruptcy proceedings holding by management of suggested factors influence are observed.

Key Terms: bankruptcy, management, factors, creditors, receiver, effectiveness.

Институт банкротства в современной России прошел большой путь развития со времени появления первого Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в 1992 г. до перехода к саморегулированию профессиональной деятельности арбитражных управляющих в соответствии с действующим Законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». За этот период число судебных банкротств возросло от нескольких тысяч до сотни тысяч дел в год. Среди проводимых процедур банкротства преобладает конкурсное производство, а не процедуры реабилитационного характера (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение). Причиной тому явились не только преобразования в экономике и кризисы 1998 и 2008 гг. Широкое распространение процедур банкротства также связано с использованием их в целях получения контроля над чужим бизнесом, приобретения имущества по заниженным ценам и уничтожения конкурентов, тогда как в действительности процедуры банкротства призваны обеспечивать максимальную стоимость имущества фирмы при его продаже и гарантировать соразмерное исполнение долговых обязательств.

Конкурсное производство - это процесс, в ходе которого в результате работы арбитражного управляющего с имуществом должника и требованиями кредиторов производятся выплаты кредиторам (рис. 1). Такое упрощенное представление о конкурсном производстве позволяет выделить и классифицировать факторы, влияющие на достижение его результатов (рис. 2). Результаты конкурсного производства можно оценить по трем направлениям: 1) отношение ликвидационной стоимости имущества к ее балансовой величине; 2) отношение выплат кредиторам к общей сумме задолженности; 3) отношение суммы выплат

кредиторам к текущим расходам на проведение конкурсного производства. Первые два показателя характеризуют результативность конкурсного производства, третий - его эффективность.

Рис.1. Схема процедуры конкурсного производства

Факторы, определяющие эффективность проведения конкурсного производства, можно объединить в две группы: 1) обусловленные должником; 2) связанные с арбитражным управляющим, его профессиональными качествами и опытом работы. Первая группа включает как внутренние (наличие имущества и состав кредиторской задолженности), так и внешние (не зависящие от должника) факторы, но заданные его видом деятельности. Рассмотрим содержание и влияние каждого фактора (рис. 2).

Факторы, связанные с имуществом должника. Имущество должника, составляющее конкурсную массу, - это источник выплат по обязательствам перед кредиторами. Наличие и состав имущества является ключевым фактором, определяющим результаты конкурсного производства, поскольку текущая деятельность должника и поступление доходов от нее прекращаются с момента признания организации банкротом.

Наличие и состав имущества должника, входящего в конкурсную массу, определяется в числе прочих факторов и качеством проведения инвентаризации. Обязательность проведения инвентаризации в случае ликвидации организации установлена ст. 12 Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также ст. 129 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Инвентаризация в ходе конкурсного производства - комплексная процедура анализа и экспертизы правомерности сделок с имуществом и обязательствами в течение периода, предшествовавшего банкротству. Это необходимо в связи с тем, что Закон о банкротстве дает возможность расторгнуть договоры, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. При инвентаризации в условиях конкурсного производства те, кто ее проводят (конкурсный управляющий и привлеченные им лица), не заинтересованы в «подгонке» фактических данных под цифры учета, что может иметь место на действующем предприятии. Для обеспечения эффективности процедур поиска, выявления и возврата имущества, находящегося у третьих лиц, или обоснованного его списания необходимо расшифровать, что стоит за каждой цифрой бухгалтерского баланса. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

• имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

• имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

Рис. 2. Факторы, влияющие на конкурсный процесс

• имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (запасные части и материалы, полученные от ликвидации основных средств и не оприходованные; эксплуатируемые объекты основных средств с истекшим сроком полезного использования; инструмент, инвентарь и оборудование, созданные силами работников и не принятые к учету надлежащим образом).

Мероприятия по розыску отсутствующего имущества включают обращение в регистрирующие органы (ГИБДД, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственный технический надзор, Управление внутренних дел). Документом, обязывающим запрашиваемые структуры предоставлять сведения, является решение арбитражного суда о признании организации банкротом, поскольку с этого момента согласно ст. 126 Закона о банкротстве все сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер или являться коммерческой тайной. Полномочия конкурсного управляющего основываются на определении суда о его назначении. Если искомое имущество находится в незаконном пользовании у третьих лиц, то оно должно быть изъято добровольно или в судебном порядке через возбуждение исполнительного производства.

Решение о списании и утилизации непригодного к продаже имущества принимается по результатам инвентаризации. При списании объектов, подлежащих государственной регистрации, должны быть оформлены необходимые документы в регистрирующих органах. Ликвидационная стоимость такого имущества будет отрицательной, поскольку она представляет собой расходы по его утилизации и уменьшает сумму конкурсной массы, которая может быть направлена на расчеты с кредиторами.

Наличие большого временного разрыва между прекращением хозяйственной деятельности и открытием конкурсного производства создает дополнительные возможности для утраты имущества и документации, чаще всего представляющей собой прямое хищение. В предбанкротный период заключаются сделки по отчуждению имущества, погашению требований одних кредиторов в ущерб другим или раздуванию задолженности «дружественных» кредиторов в целях контроля хода процедуры конкурсного производства. Конкурсному управляющему предстоит оспаривать в судебном порядке подобные договоры путем признания их недействительными или ничтожными с применением последствий таких сделок.

Объекты социальной и коммунальной инфраструктуры (дошкольные образовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, трансформаторные подстанции, котельные) подлежат продаже путем проведения торгов в форме конкурса. В случае, если указанные объекты не были проданы, они передаются соответствующему муниципальному образованию на возмездной основе по договорной цене, за исключением тех, эксплуатация которых является убыточной. Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу. Данная норма Закона о банкротстве связана с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16.05.2000 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited», в котором передача названных объектов без выплаты организациям-собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, справедливой компенсации, обеспе-

чивающей баланс между публичными и частными интересами, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Однако, как правило, передача подобных объектов производится безвозмездно, а их балансовая стоимость исключается из стоимости конкурсной массы.

Поскольку в конкурсном производстве продается имущество организации, то одним из решающих факторов эффективности его проведения является квалифицированная оценка. Она помогает определить ликвидность конкурсной массы для установления сроков ее реализации, а также стоимость - для продажи и составления промежуточного ликвидационного баланса. Указанная задача решается совместными усилиями независимых оценщиков и арбитражных управляющих. Оценка в ситуации банкротства имеет ряд особенностей, обусловленных в основном характером самой чрезвычайной ситуации. Во-первых, она связана с совершением конкретных сделок купли-продажи, т. е. это активный вид оценки, когда на основе ее результатов заинтересованными пользователями принимаются управленческие решения, в отличие от пассивной оценки (например, переоценка основных средств), когда таких действий нет. Во-вторых, имеет место высокая зависимость третьих лиц от результатов данной оценки. Пользователями являются кредиторы, судебные органы, инвесторы, а заказчиком - должник в лице арбитражного управляющего. Пользователи, не зная задания на оценку и не имея контакта с экспертом, могут неверно интерпретировать ее результаты. В-третьих, особое внимание уделяется подтверждению прав собственности на имущество (наличие правоустанавливающих документов) и прав требования дебиторской задолженности.

В Законе о банкротстве не определен вид стоимости, по которой следует оценивать имущество для продажи. В отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ученые и практики применяют учетную (первоначальную или остаточную стоимость, себестоимость), рыночную и ликвидационную стоимость. В Федеральном стандарте оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденном Приказом МЭРТ РФ от 20.07.2007 г. № 255, рыночная стоимость объекта оценки определена как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. При этом ФСО № 2 предлагает устанавливать рыночную стоимость объекта оценки при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства. Это положение нормативного акта спорно. В процедурах банкротства имеют место чрезвычайные обстоятельства, связанные с подтверждением прав собственности, ограниченностью сроков продажи имущества, вынужденным характером продажи, утратой деловой репутации продавцом.

Ликвидационная стоимость объекта оценки согласно ФСО № 2 представляет собой расчетную величину, отражающую наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в ситуации, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от рыночной, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих владельца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. Концепция ликвидационной стоимости предусматривает принудительную продажу имущества предприятия

по ценам ниже рыночной стоимости. В связи с ускоренной распродажей имущества в условиях ликвидации и невозможностью обеспечить нормальные сроки продажи объектов (что особенно касается недвижимости) следует оценивать имущество по ликвидационной стоимости, поскольку рыночную цену получить невозможно.

Отношение ликвидационной стоимости имущества к его балансовой стоимости характеризует качество конкурсной массы, т. е. возможность получения средств от продажи имущества должника и взыскания его дебиторской задолженности [3]. Коэффициент качества конкурсной массы показывает, какая часть балансовой стоимости имущества должника может быть получена в виде денежных средств. Это понятие позволяет оценить финансовые потери, связанные с переоценкой активов и снижением их стоимости в случае ускоренной распродажи в конкурсном производстве. Результаты анализа качества конкурсной массы могут быть использованы для обоснования выбора между продажей имущества и ликвидацией должника или возвратом к реабилитационным процедурам банкротства (ст. 125, 146 Закона о банкротстве). Потеря стоимости активов при продаже может быть весьма значительна. В некоторых случаях кредиторы могут получить больше средств в случае погашения долга за счет доходов предприятия при продолжении хозяйственной деятельности, чем при ликвидации его активов.

Наличие и состав имущества определяет расходы, связанные с его содержанием в течение периода реализации и предпродажной подготовки. Высокая доля основных средств в составе активов указывает на возможность значительных расходов по содержанию этих объектов (охрана, тепло- и энергоснабжение). К тому же для недвижимости характерны более длительные сроки продажи, что может привести к затягиванию конкурсного производства. Текущие расходы по содержанию продаваемых объектов (охрана, коммунальные и эксплуатационные платежи, оформление правоустанавливающих документов) покрываются за счет конкурсной массы вне очереди, что приводит к уменьшению выплат кредиторам. Значительная доля дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости судебных мероприятий по взысканию, что связано с расходами по оплате юридических услуг и также может привести к затягиванию сроков конкурсного производства в случае прохождения нескольких судебных инстанций и исполнительного судопроизводства.

Факторы, связанные с кредиторами. Кредиторы любого предприятия представляют собой достаточно разнородную совокупность: работники, государство в части налогов, коммерческие кредиторы. Коммерческие кредиторы могут преследовать различные цели в процедурах банкротства. Одни заинтересованы в восстановлении платежеспособности должника и продолжении хозяйственных отношений с ним, другие - в скорейшем получении долга с любым дисконтом, третьи - в прекращении бизнеса должника и т. д. Различные цели кредиторов могут привести к сложностям при принятии коллективных решений собранием кредиторов. Эта проблема проявляется также как затягивание многосторонних переговоров отдельными участниками, даже если большинство кредиторов согласно с пакетом предложений арбитражного управляющего. Мотивация такого поведения состоит в надежде на выкуп долга другими кредиторами, желающими завершить переговоры, что часто и случается на практике. Так, одни кредиторы своим несогласием с предлагаемым планом мероприятий давят на других, добиваясь большего или досрочного погашения долга. Дру-

гая сторона — выкупа и консолидации требований в руках одного или взаимосвязанной группы кредиторов для контроля за ходом конкурсного производства и проведения его в интересах не всех, а только доминирующей группы кредиторов.

Для устранения внутренних противоречий среди кредиторов принятие решений относительно должника в процедурах банкротства осуществляется большинством голосов, а не абсолютно всеми кредиторами, что и решает так называемую проблему совместных действий кредиторов. Несмотря на достигнутое большинством соглашение, уклоняющиеся кредиторы могут продолжать судебные иски по взысканию долгов в полном размере и пытаться наложить взыскание на имущество должника. Для решения этой проблемы Закон о банкротстве устанавливает обязательность результата голосования большинства для уклоняющегося меньшинства кредиторов. К тому же существует мораторий на инициацию судебных исков о взыскании долгов, что защищает интересы должника. Преимущества кредиторов состоят в том, что в результате скоординированных действий собрания кредиторов и арбитражного управляющего кредиторы как группа смогут взыскать по обязательствам больше, быстрее и дешевле, чем действуя в одиночку. В отсутствие института банкротства в результате гонки кредиторов преимущества получают только несколько кредиторов, которые первыми начали судебное преследование. При этом проигрывают должник вследствие непредсказуемости выплат по судебным решениям и оставшиеся кредиторы.

Социальная напряженность как фактор, влияющий на эффективность проведения процедур банкротства, имеет место при наличии существенной задолженности второй очереди по оплате труда и выплате выходных пособий перед работниками, а также первой очереди по выплате возмещения за причинение вреда жизни или здоровью. Особенность взаимодействия с физическими лицами состоит в том, что некоторые из них не понимают и не желают принимать во внимание правовые особенности конкурсного производства и расчетов с кредиторами. Они преследуют арбитражного управляющего, подавая бесполезные иски (несмотря на то что выплаты вне процедур банкротства невозможны), публикуя статьи в прессе и подстрекая других работников.

Функционирование института банкротства позволяет снизить общественные издержки при неплатежеспособности должника за счет обеспечения прав всех участвующих сторон. Однако необходимость устранить панику среди кредиторов и уменьшить социальную напряженность может подвигнуть арбитражного управляющего к скорейшей продаже некоторых объектов имущества для проведения выплат кредиторам первой и второй очереди. С одной стороны, это означает дополнительные дисконты к ликвидационной стоимости для ускорения продаж, с другой стороны, проведение выплат по социальным обязательствам позволяет получить защиту от долговой паники и усилить переговорную позицию арбитражного управляющего. К тому же данная акция способствует-лояльности бывших работников должника к конкурсному управляющему, их содействию в выявлении подозрительных сделок, обеспечению сохранности финансовой документации и имущества.

Занимающие активную позицию и заинтересованные в максимизации выплат по долгам кредиторы уделяют особое внимание своевременному контролю проведения конкурсного производства и деятельности арбитражного управляющего, который, обладая всеми полномочиями по управлению делами должника,

призван действовать в интересах кредиторов в целом, а не выполнять задачи отдельных участников процедур банкротства. Кредиторы могут быть заинтересованы в подтверждении достоверности получаемой от арбитражного управляющего информации о ходе конкурсного производства. Контроль собрания (комитета) кредиторов осуществляется согласно ст. 17, 143 Закона о банкротстве. Контрольные мероприятия включают требование информации о ходе процедуры банкротства; рассмотрение отчетов арбитражного управляющего; обжалование действий управляющего в арбитражный суд.

Как показывает практика, кредиторы со значительными суммами долга более внимательны к ходу конкурсного производства и, стремясь защитить свои интересы, нередко выступают с инициативой проведения аудиторской проверки деятельности управляющего. В ее ходе выясняется, как соблюдается законодательство при проведении процедур банкротства, выполняются постановления собраний кредиторов, распределяются средства от продажи конкурсной массы и решаются другие вопросы, принятые к рассмотрению собранием (комитетом) кредиторов. Соответствующее решение отражается в протоколе собрания кредиторов, где также устанавливаются сроки проверки, перечень подлежащих выяснению вопросов, исполнители и источники финансирования. Оплата расходов по проведению проверки осуществляется за счет конкурсной массы должника.

Практикой накоплен известный опыт аудиторских услуг в этой области. Располагая сведениями о нарушении своих прав, основанными на документах, изученных в ходе проверки, кредитор может предпринять попытки к устранению таких нарушений в зависимости от их содержания во внесудебном или судебном порядке. Арбитражный суд и прокуратура рассматривают жалобы должника или кредиторов, связанные с незаконными действиями (бездействием) арбитражного управляющего и принимают соответствующие решения. Суд обладает широкими полномочиями по истребованию информации, документации и отчетов арбитражного управляющего. Закон о банкротстве предоставляет достаточно оснований для отстранения арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей при обнаружении нарушений законодательства при проведении процедур банкротства.

Факторы, связанные с арбитражным управляющим. Ключевой фигурой в процедурах банкротства является арбитражный управляющий. Он наделен значительными правами и своими действиями нередко может определять судьбу должника. При этом статус арбитражного управляющего - основного субъекта конкурсного производства, осуществляющего по нему мероприятия, законодательно до конца не прояснен. С уверенностью он не может быть назван ни органом, ни представителем юридического лица, ни доверительным управляющим его имуществом [1]. В то же время качество и эффективность работы арбитражного управляющего, его специальные знания и профессиональный опыт во многом обусловливают результаты конкурсного производства.

Эффективность работы конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы зависит от полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов, предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взысканию дебиторской задолженности, порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества, выбранного порядка продажи имущества.

Коммерческие способности арбитражного управляющего являются одним из факторов отклонения фактической цены продажи имущества от его ликвидационной стоимости наряду со сроками продажи и специализацией активов. При рассмотрении отклонений в стоимости имущества должника следует учитывать, что согласно ст. 12 Закона от 29.07.1998 г. № 135-03 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» стоимость, полученная в результате оценки, является рекомендуемой ценой в целях заключения сделок по отчуждению имущества. Таким образом, данная оценка носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Принятие окончательного решения о стоимости отчуждаемого имущества относится к компетенции собрания (комитета) кредиторов. Такая позиция подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2006 г. по делу № КГ-А41/7076-06.

Расходы, связанные с проведением конкурсного производства, обязанность по оплате которых возникла после признания организации банкротом, покрываются за счет конкурсной массы вне очереди. Это означает, что на расчеты с кредиторами направляются средства, оставшиеся после оплаты текущих расходов, а их величина оказывает непосредственное влияние на результаты конкурсного производства. Перечень текущих расходов, приведенный в ст. 134 Закона о банкротстве, является открытым. Однако Законом от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ предусмотрена очередность проведения текущих платежей при недостаточности денежных средств, а также установлены ограничения по размеру некоторых расходов (см. таблицу). Некоторые арбитражные управляющие практикуют составление предварительной сметы (бюджета) расходов, утверждаемой собранием кредиторов, другие предпочитают иметь большую свободу действий и не лимитировать состав и величину расходов, руководствуясь непосредственно Законом о банкротстве.

Текущие платежи в конкурсном производстве

№ п/п Вид платежа Статья Закона о банкротстве Сумма

1 Фиксированная сумма вознаграждения арбитражного управляющего Ст. 20.6, п. 3 Определена как твердая денежная сумма

2 Процентная доля вознаграждения арбитражного управляющего Ст. 20.6, п. 13 Установлена в процентах от размера суммы удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов

3 Оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности Ст. 20.7, п. 3 Установлена в процентах к балансовой стоимости активов должника по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве

4 Почтовые расходы; расходы, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Ст. 20.7, п. 2 Определяется в размере фактических затрат

Окончание таблицы

№ п/п Вид платежа Статья Закона о банкротстве Сумма

4 расходы на оплату услуг оценщика, реестродержателя, аудитора, если их привлечение обязательно согласно Закону о банкротстве; расходы на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений; судебные расходы, в том числе государственная пошлина Ст. 20.7, п. 2 Определяется в размере фактических затрат

Большинство из рассмотренных факторов не поддаются количественной оценке (обеспечение лояльности работников должника, давность прекращения хозяйственной деятельности, социальная напряженность и др.). Степень влияния на результаты конкурсного производства таких факторов, как исключение социально-значимого имущества из конкурсной массы, качество работы по поиску, выявлению и возврату активов в конкурсную массу, потеря стоимости имущества при переоценке, текущие расходы, может быть оценена с помощью стандартных аналитических методов [2].

Ценность комплексной классификации факторов (рис. 2) состоит в том, что на ее основе можно моделировать проведение конкурсного производства, осуществлять поиск направлений повышения его эффективности. Нами выделены факторы как элементы системы конкурсного производства и дана характеристика каждого из них, его специфики, возможностей учета и количественного измерения.

Литература

1. Телюкина М.В. Лицензирование деятельности арбитражного управляющего. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/6207/ [Дата обращения 12.11.2007 г.].

2. Чернова М.В. Методика анализа эффективности конкурсного производства в отношении предприятия-банкрота// Экономический анализ: теория и практика. 2010. №26. С. 58-67.

3. Berger P., Ofek Е., Swary I. Investor Valuation of the Abandonment option// Journal of financial economics. 1996. Vol. 42(2) P. 257-287. - Режим до ступа: http:// www.jstore.org [Дата обращения 19.04.2009 г.].

© Чернова М.В., 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.