ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ОРГАНИЗАЦИИ И.Н. Загитова, магистрант
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10306
Аннотация. В работе рассмотрены факторы, влияющие на денежные потоки организации, раскрыта сущность понятия «финансовые потоки», установлены внутренние и внешние факторы управления финансовыми потоками предприятия. Исследование перечисленных выше факторов позволяет оценить внешние возможности и внутренний потенциал формирования денежных потоков предприятия в процессе разработки политики управления ими.
Ключевые слова: финансовые потоки, факторы, менеджмент, организация.
Прежде чем перейти к рассмотрению выбранной темы, определим, что подразумевает понятие «Денежные потоки». Итак, это движение финансов предприятия за определённый интервал времени. Или, это разности между поступлениями и выплатами за конкретный период. Управление данными потоками является финансовым инструментом. способствующим достижению основной цели любого коммерческого предприятия, т.е. получение прибыли [5].
Главная цель управления денежными потоками субъекта предпринимательства
(далее - СП) заключается в выявлении уровня достаточности денежных средств, оптимизация денежных средств, а также эффективное их использование [1].
Первостепенной предпосылкой реализации оптимизации денежных потоков является изучение факторов, оказывающих воздействие на их объёмы и характер формирования во времени. Данные факторы подразделяют на внешние и внутренние. Система существенных факторов, воздействующих на формирование денежных потоков СП отображена на рисунке 1.
Рисунок. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков СП [2, с. 65]
К внешним факторам относятся [3, с. 64]:
1. Конъюнктура товарного рынка. Перемена конъюнктуры данного рынка определяет изменение ключевой составляющей положительного денежного потока СП -объёма поступления денежных средств от реализации продукции. Увеличение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого СП выполняет свою операционную деятельность, приводит к увеличению объёма положительного денежного потока по данному виду хозяйственной деятельности. И напротив - регресс конъюнктуры порождает так называемый «спазм ликвидности», отражающий вызванную данным регрессом временную нехватку денежных средств при скоплении в СП значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры воздействует, преимущественно, на возможность формирования денежных потоков за счёт эмиссии акций и облигаций СП. Помимо этого, конъюнктура фондового рынка устанавливает возможность результативного применения временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыко-ванностью объёмов положительного и отрицательного денежных потоков СП во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка воздействует на формирование объёмов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг СП, в форме получаемых процентов и дивидендов.
3. Система налогообложения предприятия. Налоговые платежи составляют существенную часть объёма отрицательного денежного потока СП, а установленный график их реализации устанавливает характер данного потока во времени. По этой причине любые трансформации в налоговой системе - появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена либо предоставление налоговых льгот, пересмотр графика внесения налоговых платежей - устанавливают надлежащие изменения в объёме и характере отрицательного денежного потока СП.
4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Данная практика устанавливает сформировавшийся порядок приобретения продукции - на условиях её предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставление коммерческого кредита). Воздействие настоящего фактора изъявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих) денежного потока СП во времени.
5. Доступность финансового кредита. Такая доступность во многом обусловливается сформировавшейся конъюнктурой кредитного рынка (по этой причине данный фактор анализируется как внешний, не принимающий во внимание уровень кредитоспособности конкретных СП). В зависимости от конъюнктуры данного рынка растёт либо снижается объем предложения «коротких» либо «длинных», «дорогих» либо «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков СП за счёт данного источника (как положительного - при получении финансового кредита, так и отрицательного - при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
6. Система осуществления расчётных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчётных операций воздействует на формирование денежных потоков во времени: если расчёт наличными деньгами ускоряет осуществление настоящих потоков, то расчёт чеками, аккредитивами и иными платёжными документами эти потоки соответственно замедляет.
7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Подобной возможностью владеют как правило государственные СП различного уровня подчинения. Воздействие данного фактора изъявляется в том, что формируя определённый дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает надлежащего объёма формирования отрицательного денежного потока СП.
К внутренним факторам относятся [4, с. 83]:
1. Жизненный цикл предприятия. На различных стадиях настоящего жизненного цикла складываются не только различные объёмы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока). Характер поступательного развития СП по стадиям жизненного цикла играет значительную роль в прогнозировании объёмов и видов денежных потоков.
2. Продолжительность операционного цикла. Чем короче длительность данного цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и, следовательно, тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков СП. Наращивание объёмов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не влечёт за собой рост потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер данной потребности.
3. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего формирования настоящий фактор можно было бы отнести к числу внешних, тем не менее технологический прогресс позволяет СП оказывать непосредственное влияние на интенсивность его проявления.
4. Неотложность инвестиционных программ. Степень данной неотложности формирует потребность в объёме должного отрицательного денежного потока, увеличивая наряду с этим потребность в формировании положительного денежного потока.
5. Амортизационная политика предприятия. Избранные СП методы амортизации основных средств, и сроки амортизации нематериальных активов формируют разную интенсивность амортизационных потоков, непосредственно не обсуживающихся денежными средствами. При исполнении ускоренной амортизации активов повышается доля амортизационных отчислений и, следовательно, снижается доля чистой прибыли СП.
6. Коэффициент операционного леве-риджа. Оказывает значительное влияние на пропорции темпов изменения объёма чистого денежного потока и объёма чистого денежного потока и объёма реализации продукции. Механизм данного влияния на формирование чистой прибыли СП.
7. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Выбор консервативных, умеренных либо агрессивных принципов финансирования активов и реализации прочих финансовых операций устанавливает структура видов денежных потоков СП, объёмы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.
Таким образом, управление денежными потоками представляет собой существенный элемент финансовой политики организации, оно проходит через всю систему управления организации. Важность и значение управления денежными потоками в СП тяжело переоценить, так как от его качества и результативности зависит не только устойчивость организации в конкретный период времени, но и способность к дальнейшему развитию, достижению финансового успеха на долгую перспективу.
Библиографический список
1. Абалакина Т.В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие Т.В. Абалакина (и др.) - Электрон, текстовые данные. - М.: ИД «Экономическая газета». ИТКОР. 2011. - 518 с.
2. Ионова А.Ф. Селезнева Н.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. Изд-во: Проспект, 2010. - 592 с.
3. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учеб-но-практич. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 336 с.
4. Когденко В.Г. Экономический анализ: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -390 с.
5. Лытнев О.Н. Финансовым менеджмент. Денежные по1;оки и основы маржинального анализа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лытнев О.Н. - Электрон, текстовые дан-
ные. - Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта. 2006. -106 с.
6. Петрова А.Д., Минеева В.М. Роль государства в поддержке развития малого бизнеса в России // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 2-2. С. 75-77.
FACTORS INFLUENCING THE ORGANIZATION'S CASH FLOW
I.N. Zagitova, graduate student
Ufa state petroleum technical university
(Russia, Ufa)
Abstract. The author investigates the factors influencing the organization's cash flow, reveals the essence of the concept of "financial flows", establishes internal and external factors offinan-cial flows management of the enterprise. Research of the above factors allows to estimate external possibilities and internal potential of formation of cash flows of the enterprise in the process of development of management policy.
Keywords: financial flows, factors, management, organization.