Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на академическое взаимодействие образования, науки и бизнеса'

Факторы, влияющие на академическое взаимодействие образования, науки и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / БИЗНЕС / НАУКА / STRATEGY / ACADEMIC ENGAGEMENT / UNIVERSITY / BUSINESS / AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова А. А., Новоселова М. А.

В статье представлены результаты исследования проблемы поиска стратегий развития современных университетов и определение факторов, влияющих на интенсивность академического взаимодействия науки, образования и бизнеса: университетов и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the development of strategies problems research for modern universities the and identification of factors affecting the intensity of the interaction between academic science, education and business.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на академическое взаимодействие образования, науки и бизнеса»

Синергия. 2016. № 4. С. 14-18.

4. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

5. Кизин М. Взаимоотношение перспективы и анатомии в певческом процессе // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 3 (29). С. 08-09.

6. Кизин М.М. Особенность драматургии в содержании русской песни // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3-1 (27). С. 255-261.

Фирсова А.А., Новоселова М.А.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Ключевые слова: стратегия, академическое взаимодействие, университет, бизнес, наука.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования проблемы поиска стратегий развития современных университетов и определение факторов, влияющих на интенсивность академического взаимодействия науки, образования и бизнеса: университетов и предприятий.

Keywords: strategy, academic engagement, university, business, and science.

Abstract: The article presents the results of the development of strategies problems research for modern universities the and identification of factors affecting the intensity of the interaction between academic science, education and business.

Факт перехода к экономике знаний сегодня неоспорим, ключевыми факторами конкурентоспособности государства становятся новые знания и технологии. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства. Изучение главенствующей роли университета в модели тройной спирали взаимодействия и интеграции акторов и институтов образования, науки и бизнеса в инновационной системе сегодня чрезвычайно актуальна.

Сегодня высшее образование оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность национальных инновационных систем: повышение качества трудовых ресурсов и использование новых технологий ведут к росту производительности труда и являются важнейшим фактором развития экономики, основанной на знаниях. Это влечет за собой расширение налогооблагаемой базы, увеличение спроса на товары и услуги, повышение общего уровня жизни в стране.

Таким образом, для обеспечения своего саморазвития университет должен использовать принципы работы предпринимательской организации. Главными профильными рынками университета предпринимательского типа являются: рынок образовательных услуг, рынок труда и рынок наукоемких разработок. Новые знания, получаемые в ходе фундаментальных и поисковых исследований, далее реализуются в рамках этапов полного инновационного цикла по различным траекториям.

Развитие глобального информационного пространства и интернационализация науки и образования приводит к тому, что конкуренция в университетской среде сейчас ничуть не менее серьёзная, чем в бизнесе. А значит, научно-образовательные организации должны играть по схожим правилам. Такое мнение высказывает эксперт по инициативам академического превосходства, один из соавторов стратегии «третичного образования» Всемирного банка Д. Салми. Термином «третичное образование» указывает на непрерывность, неразрывную многоступенчатость единого процесса образования: первичное начальное образование - основная школа, вторичное - старшая ступень средней школы, наконец, третичное образование - высшая ступень, но с разной «высотой самой этой ступени [1]. Сегодня в университетской среде оценивается не только выполнение учебным заведением своей социальной функции, но и его коммерческие результаты.

Именно поэтому с 2003 года мировой общественности был представлен такой социальный феномен как «рейтинг университетов», оценивающий научно-исследовательскую деятельность (ARWU), а в 2004 году еще и степень сотрудничества университета и индустрии (QSWUR). Однако, опасность использования рейтингов как основных инструментов оценки деятельности университетов влечет вероятность того, что все вузы мира будут стараться имитировать успешные модели. Но в мире может быть только один Гарвард, один Оксфорд, один MIT, один МГУ. Для университета нет смысла пытаться слепо подражать другим вузам, потому что их ниша, как правило, уже занята. Университет должен определить своё место и собственную

нишу. Поэтому руководители и сотрудники университетов должны найти себя, понять, что они хотят привнести нового, насколько они хотят отличаться от уже направленного течения, а не как «выживать» в его русле.

То есть, в сфере высшего образования есть с одной стороны имеющийся рынок со своими правилами и особенностями, а есть «голубой океан», несуществующие пока стратегии образования, которые радикально отличаются от сегодняшних продуктов. Хороший пример тому пример - университет Джеймса Кука в Австралии. Он находится в тропиках, и руководство университета приняло решение, что их «визитной карточкой» станет именно адаптация для тропического мира. Поэтому во всех дисциплинах, от медицины и геологии до экономики, они задавались вопросом - как исследования и образовательные программы должны измениться, чтобы отвечать запросам именно тропических стран. Такие отличия и делают университеты уникальными и конкурентоспособными. Поисками такой стратегии должны заниматься современные университеты, стремящиеся быть более эффективными.

В университете генерируются новые идеи и знания, поэтому университет также становится базой для регионального развития. Университет выступает одним из основных институтов инновационной системы региона, его положительное влияние на региональное развитие велико. На региональное развитие влияют следующие основные результаты деятельности университетов: результаты НИОКР, количество патентов, количество инновационных стартапов, рост спроса на инновации, усиление способностей к развитию и созданию новых технологий. Для лучшего понимания роли университетов необходимо рассматривать их деятельность во взаимодействии с бизнесом. Активизация сотрудничества с предприятиями ведет к усилению влияния вузов на региональное развитие [2].

Сегодня появляется и институциализируется понятие «Университет 3.0» - это новый тип университета, выполняющий не только образовательные и исследовательские функции, но и функции интегратора основных процессов внутри экосистемы инноваций: университет должен активно участвовать в процессах, связанных с технологическим предпринимательством, развитием бизнесов, формированием новых рынков.

Одной из важнейшей сторон деятельности университета в вышеизложенном контексте является организация эффективного академического взаимодействия.

Академическое взаимодействие предполагает сотрудничество университетов и предприятий бизнеса с целью проведения совместных договорных исследований, консалтинговых, субподрядных, инжиниринговых работ и других бизнес-процессов для коммерциализации научных исследований [3].

Можно определить следующие имеющие место проблемы, препятствующие академическому эффективному взаимодействию университетов:

- дефицит финансирования и ресурсов развития, а также кадров, подготавливающих и развивающих проекты фандрайзинга и привлечения спонсорских средств;

- высокая преподавательская занятость для активно занимающихся наукой преподавателей;

- интенсивность научной деятельности не учитывается при распределении преподавательской нагрузки;

- нестабильность сроков нахождения на должности научных работников университетов;

- слишком слабая ориентация на результаты исследований при распределении средств внутри университетов;

- преподаватели хотели бы видеть со стороны руководства больше поддержки в кадровой политике, в определении формы и содержания договоров и в операциях по исполнению договоров с частными предприятиями.

На основании анализа зарубежных и отечественных источников можно выделить ряд факторов, влияющих на интенсивность академического взаимодействия науки, образования и бизнеса: университетов и предприятий [4], [5].

Влияние университетов, которое ограничивается только работой структур трансфера технологий и использования патентов, является явно недостаточным. Основная проблема структур трансфера технологий состоит в том, что они должны быть включены в соответствующие профессиональные сети с тем, чтобы эффективно осуществлять трансфер технологий.

Также, у преподавателей университетов существует аргумент, состоящий в том, что за развитие проектов преподаватели не получают никаких доходов, работая практически бесплатно. Несмотря на чрезвычайно высокий уровень внутренней мотивации, внешняя мотивация преподавателей не достаточна эффективна. На практике, отсутствие возможности получать доходы от реализации проекта ведет часто к тому, что определенные проекты проводятся за пределами университетов и носят неофициальный характер.

Самое сильное влияние университет оказывает на рынок труда, если его выпускники остаются работать в регионе. С этим связана проблема «утечки мозгов». В настоящее время многие регионы экспортируют выпускников высших учебных заведений, так как в других регионах есть большие возможности для развития. Таким образом, получается, что регионы с низким уровнем развития теряют в этой связи возможность для усиления конкурентоспособности территории.

Несоответствие профиля университета структуре и типу региональной экономики - ситуация, при которой в регионе размещения университета не существует потребителей научных достижений. В результате в регионе нет трансфера знаний, региону не хватает так называемой инновационной восприимчивости и «поглотительной способности» для исходящих от университета импульсов. Вместе с тем, эта специализация не должна быть слишком узкой, так как это затрудняет развитие новых научных областей. Кроме того, новое в науке часто возникает на пересечении нескольких дисциплин, что делает необходимым определенное многообразие научных областей.

Подводя итоги, можно отметить, что для развития академического взаимодействия важны четыре существенных фактора:

- качество научных исследований, проводимых в вузе;

- «поглотительная способность» и инновационная восприимчивость региона, его институциональная среда;

- объединение в сети и взаимодействие учреждений науки, образования и бизнеса;

- вовлеченность в глобальные потоки знаний.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00582

Список литературы

1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Издательство «Весь Мир», 2009. - 132 с.

2. Челнокова О.Ю., Фирсова А.А. Типология подходов к анализу влияния университета на инновационное развитие региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 4-1. С. 577-583.

3. Голубниченко М. В., Писаренко А. Н. Проблемные вопросы академического взаимодействия университетов и бизнеса // Известия

Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 4. С. 404-408.

4. Academic engagement and commercialisation: A review of the literature on university-industry relations // Research Policy, 2013, No. 42, pp. 423-442.

5. Bozeman B., Gaughan M. Impacts of grants and contracts on academic researchers' interactions with industry // Research Policy. 2007. Volume 36. Issue 5. С. 694-707.

Шкарина Т.Л., Звягина С. А.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: современные методы и технологии, иноязычное обучение, креативный подход, приемы обучения, аутентичные учебные материалы, коммуникативный, конструктивистский и инновационные методы.

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные методы и технологии успешного обучения студентов иностранному языку. Делается вывод о необходимости, знания преподавателем специальных учебных техник и приемов, которые позволяют обеспечить фундаментальную языковую подготовку студентов.

Keywords: modern methods and technology, foreign language training, creative approach, teaching methods, authentic teaching materials, communicative, constructivist and innovative methods.

Abstract: Modern methods and technologies for successful learning foreign languages are analyzed. The conclusion of the necessary knowledge of the special teacher training techniques and methods allowing the fundamental language skills of students is done in this article.

Изучая развитие цивилизации и общества в целом, мы можем с точностью установить, что наши предки всегда прибегали к использованию различных средств и технологий для улучшения знаний, для успешного и более быстрого обучения своих детей, для передачи будущему поколению своих навыков и умений.

Если взглянуть на развитие цивилизации внимательнее, то возможно убедиться в её быстром и значительном прогрессе. Так, например, промышленная революция в XIX столетии, послужила причиной для значительного развития науки и технологий, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.