Проблемы экономики и менеджмента
УДК 330:334
А.В. Смолич
аспирант, кафедра менеджмента и маркетинга, Луцкий национальный технический университет, Украина
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию основных факторов влияния на развитие таможенной инфраструктуры приграничных регионов. Выделены две основные группы факторов: внешние и внутренние, в пределах которых идентифицированы конкретные факторы и охарактеризовано возможное их влияние на таможенную инфраструктуру приграничного региона.
Ключевые слова: таможня, таможенная инфраструктура, фактор влияния, приграничный регион, трансграничное сотрудничество.
А.У. Smolych, Lutsk National Technical University
FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS INFRASTRUCTURE OF THE BORDER REGION
Abstract. The article investigates the main factors influencing the development of customs infrastructure of border regions. Singled out two main groups of factors: internal and external, within which specific factors are identified and described their possible impact on the infrastructure of the customs border region.
Keywords: customs, customs infrastructure, impact factor, border region, cross-border cooperation.
Факторы, влияющие на устойчивое функционирование таможенной системы и ее инфраструктуры, а также на их развитие, обусловлены тем, что таможенная служба с одной стороны, является передовым структурным подразделением, непосредственно касающимся с трансграничным сотрудничеством и процессами интеграции и глобализации, а с другой - есть неотъемлемая часть регионального развития. Исходя из этого, нам представляется, что методологические аспекты анализа таможенной инфраструктуры, состоят как из внешних, так и внутренних факторов.
Следует обратить внимание, что значительным, если не определяющим внешним фактором, который непосредственно влияет на развитие таможенной инфраструктуры регионов, является трансграничная конвергенция приграничных регионов, в зависимости от выбранного вектора интеграции определяет формы и объемы таможенной инфраструктуры, необходимые на разных участках границы. При этом важным является создание, гибкой таможенной инфраструктуры, которая не потеряет свое значение в процессе углубления интеграционных процессов. Создавая современную довольно дорогую таможенную инфраструктуры, необходимо заглядывать в будущее и определять ее роль и дальнейшее функционирование по завершению процессов интеграции, которые неизбежно должны привести к снятию барьеров границы, как, например, это сделано в современных реалиях Европейского Союза.
Существенное влияние на состояние и перспективы развития таможенной инфраструктуры отдельных регионов, как показывает практика, оказывает военно-
№ 11 (27) - 2013
9
Проблемы экономики и менеджмента
политическая обстановка на государственной границе и приграничной территории. Исторический опыт многих стран, в том числе У краины, свидетельствует, что в группу военно-политических факторов, влияющих на содержание и развитие таможенной инфраструктуры, входят:
- наличие действительных и потенциальных угроз интересам страны;
- степень развития системы двусторонних и многосторонних договоренностей между странами и отдельными регионами;
- состояние и перспективы развития политических и экономических отношений между странами и их отдельными регионами;
- вероятность развязывания вооруженных конфликтов в форме вооруженных инцидентов и вооруженных акций, а также вооруженных пограничных конфликтов;
- сосредоточение у границ страны вооруженных группировок.
Адаптация отечественной таможни и ее инфраструктуры к условиям и потребностям формирования рыночной экономики регионов требует всестороннего осмысления исторического опыта таможенного дела в стране. Актуальность этой проблемы имеет непреходящее значение. Исследование таможенного дела позволяет критически использовать исторический опыт и учитывать ее уроки в развитии современной таможенной инфраструктуры.
Состояние и развитие таможенной инфраструктуры значительно зависит и от внутренних факторов - правовых, экономических, социальных, физико-географических и других. К правовым факторам следует отнести в первую очередь наличие нормативных актов, определяющих основы и организацию таможенного дела. Следует отметить, что за последние десятилетия проделана огромная работа по реформированию таможенного права. Поскольку оно должно, с одной стороны, защищать экономические интересы Украины, с другой стороны, соответствовать современным изменениям в экономике и стимулировать преобразования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведение такой работы связано с оптимизацией подзаконной нормативной базы, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов, внедрением в правовую основу практической деятельности международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Киотской конвенцией 1999 г., создание правового обоснования для развития современной таможенной инфраструктуры, в том числе на основе государственночастного партнерства.
Значительное влияние на выполнение задач таможенными органами, на состояние и развитие таможенной инфраструктуры оказывают физико-географические факторы, характерные для того или иного участка границы или региона страны. Они во многом определяют как конструктивные особенности и выбор мест расположения объектов таможенной инфраструктуры, так и их количественно-качественный состав.
К экономическим факторам, влияющим на состояние и перспективы развития таможенной системы и ее инфраструктуры, целесообразно отнести: уровень развития бюджетоформирующих отраслей промышленности, таких как машиностроение,
10
№ 11 (27) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
металлургия, приборостроение, нефтепереработка и другие. Возможности
промышленности и агропромышленного комплекса как экспортеров продукции требуют соответствующей таможенной инфраструктуры, состояние финансовой системы государства и уровня реального финансирования таможенной службы, а соответственно развития таможенной инфраструктуры, возможности привлечения внебюджетных средств для создания и развития объектов таможенной инфраструктуры.
Существенное влияние на обустройство границы оказывают социальные факторы. Важное значение имеет кадровое обеспечение профессиональным персоналом соответствующих объектов таможенной инфраструктуры. Соответственно, считаем важным наличие и состояние учебных заведений, которые готовят соответствующие кадры, поскольку подавляющее большинство персонала таможенных органов не имеют специального образования, а коллективы сформированы из кадров, которые имеют далекую от таможенного службы образование.
За годы независимости проведена значительная работа по обустройству таможенных границ и развитию таможенной инфраструктуры. Однако актуальность проблемы, по-прежнему остается критической. На западном участке границы, благодаря программам трансграничного сотрудничества в рамках еврорегионов «Буг» и «Карпатский» уже удалось модернизировать таможенную инфраструктуру отдельных регионов, однако в ряде регионов ситуация остается неудовлетворительной. Необходимость обустройства морского участка государственной и таможенной границы диктуется региональными интересами Украины, важнейшими из которых являются: экономическая безопасность, защита территориальной целостности Украины и сохранения здоровья населения путем прекращения контрабанды контрафактных товаров, наркотических веществ и товаров низкого качества. Решение этой задачи в некоторой степени может быть достигнуто поэтапно путем объединения усилий стран, опираясь на трансграничное сотрудничество в частности в рамках еврорегионов «Черное море» и «Днестр».
Итак, интеграционные процессы и соответствующие изменения торговли повлекли за собой существенные изменения в работе таможенных служб. Они должны постоянно продолжать реорганизацию своих систем, с тем, чтобы сохранять возможность выполнения поставленных на них задач обеспечения эффективного контроля за прохождением товаров через границы, по сбору таможенных и других платежей, защиты экономики и населения от контрабанды и других негативных явлений, наносящих ущерб интересам региона и государства в целом. С целью повышения эффективности и положительного воздействия на результаты внешней торговли таможенная система должна осваивать принятые в развитых странах мира методы управления и системно работать над совершенствованием применяемых таможенных процедур и таможенных формальностей, над созданием комфортных условий для участников внешнеэкономической деятельности в зонах таможенного контроля с тем, чтобы постоянно повышать конкурентоспособность приграничных регионов.
№ 11 (27) - 2013
11
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Дубинина А.А. Таможенное дело: учебник. - Киев: Центр учеб. лит., 2010. -
320 с.
2. Основы международной торговли: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Козака, Н.С. Логвинов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Финансы и статистика, 2005. - 656 с.
3. Пашко П.В. Таможенная безопасность: (теория, методология та практические рекомендации) / НАН Украины, Ин-т регионал. исслед. - Одесса: ПЛАСКЕ, 2009. -623 с.
4. Микула Н.А. Трансграничное сотрудничество / Микула Н.А., Толкованов
В.В. - Киев: Крамар, 2011. - 259 с.
5. Чигак П.В. Таможенная инфраструктура России: современное состояние и направления развития с учетом зарубежного опыта. - М.: 2007. -170 с.
List of references:
1. Dubinin A.A. Customs: Textbook. - Kiev: Center of textbooks, 2010. - 320 р.
2. Basics of International Trade: Textbook / ed. Y. Kozak, N. Loginov. - 2nd ed., rev. and add. - Kiev: Finances and Statistics, 2005. - 656 p .
3. Pasko P. Customs security: Textbook. - Odessa: Plaske, 2009. - 623 р.
4. Mikula N. Cross-border cooperation / N. Mikula, V. Tolkovanov. - Kiev: Kramar, 2011. - 259 р.
5. Chyhak P.V. Custums Infrastructure of Russia: Modern Status and direction of development, considering Foreing Experience. - Moscow, 2007. -170 р.
12
№ 11 (27) - 2013