З.Э. Айрапетян
Омский государственный университет
ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
In this article we will try to discover theoretical slants to the conception of migration factors and to present results of the sociological research on a theme “Mechanism of the Armenian labor migration in Omsk city”. Factual cut of natality and labor force capacity features migration as considerable source of maintenance and growth of Russia population.
Многие исследователи проблем миграции освещают ее количественную сторону, фиксируя количество прибывших и убывших мигрантов, взаимосвязь с количественными показателями демографического развития страны и региона и т. д. Мы считаем, что надо обратить внимание на ее качественную сторону как с точки зрения ее факторов, самого процесса, так и с точки зрения ее результатов, и использовать данные для корректировки социальных, политических и экономических последствий миграции.
В данной статье мы попытаемся осветить теоретические подходы к понятию факторов миграции и представить данные социологического исследования на тему «Механизм трудовой миграции армян в г. Омске» относительно факторов трудовой миграции.
Актуальность исследования проблемы возрастает. По расчетам, выполненным Отделом ООН в 2000 г., только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, т. е. 43 млн человек за 2001-2050 гг. Согласно оценкам Госкомстата России, который опирается на худшие показатели прогноза естественного движения населения, сальдо миграции за 50 лет должно составлять не менее 45 млн человек. По всем прогнозам, после 2005 г. в России начнется естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России [1].
Таким образом, фактическое исчерпание возможностей естественного прироста населения и трудовых ресурсов отводит миграции отдельную роль как весомого источника поддержания и роста численности населения России.
Механизм трудовой миграции - это социальный механизм. Социальный механизм - самодостаточное средство регулирования общественно значимых отношений, возникающих при взаимодействии групп и общностей людей, элементов социальной структуры, различных сторон социальных процессов в обществе. Регулируя общественно значимые отношения, социальный механизм приобретает статус средства разрешения социальных противоречий во взаимных отношениях субъектов деятельности или дисфункциональном развитии социальных процессов [3].
Таким образом, механизм трудовой миграции - это средство регулирования отношений, выступающих в качестве факторов миграции, в частности экономических факторов.
Ядром механизма трудовой миграции является его субъект, определенные социальные группы: потенциальные мигранты и социальные группы мигрировавших. Механизм функционирует за счет социальной активности субъекта, т. е. совокупности социальных действий, стратегий поведения и т. п., обусловленных интересами и потребностями.
Любой социальный механизм базируется на исторически сформировавшихся структурах, социальных институтах как совокупности социальных норм и культурных образцов. В механизм трудовой миграции вовлечены все те формальные и не формальные институты, которые регулируют процесс миграции. Это такие институты, как миграционные службы, МВД, социальные службы, а также институт культуры, система ценностей, норм, установок, традиций.
В данном контексте относительно объекта исследования нужно отметить, что такой механизм адаптации к изменению политической и экономической среды, как миграция стал традиционным для армянского этноса, что является следствием географического положения (горный климат, отсутствие плодородной почвы и т. д.) и исторической судьбы этого народа (отсутствие политической независимости на протяжении многих веков, геноцид 1915 г. и т. д.) и объективизируется не только в ценностях отдельных индивидов, но и в народных сказаниях, в пословицах, народных песнях. К сожалению, серьезных исследований на эту тему на данный момент не существует, но большинство армянских аналитиков ссылается на традиционность этого типа поведения.
Механизм находится в функциональной связи с обществом. Нам кажется наиболее оптимальным рассмотрение этой связи в двух аспектах: во-первых, с точки зрения влияния общественного мнения на происходящие процессы (миграции, адаптации и интеграции мигрантов и т. д.), во-вторых, с точки зрения факторов миграции, как притягивающих, так и выталкивающих.
Все эти элементы образуют систему, связи элементов которой базируются на реализации (обмене) капитала. Капитал подразделяется на социальный, финансовый, информационный и трудовой. Таким образом, капитал в данном случае выступает плазмой «клетки» механизма трудовой миграции. Все социальные действия в рамках данного механизма осуществляются посредством реализации капитала.
Цель механизма трудовой миграции - посредством преобразования социальными действиями четырех типов капитала, под влиянием и контролем социальных институтов разрешить социальные противоречия (как на макро-, так и на микроуровне), явившиеся факторами миграции.
Факторы миграции есть рычаг, запускающий механизм миграции.
Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждает к переселению разница в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.
Понятием «условия жизни» объединяется вся окружающая человека среда - природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть условий, которые воздействуют на процесс миграции. Становится ли тот или иной компонент окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов. Но не все факторы трансформируются в непосредственные причины, в результате которых совершается миграция.
Необходимо добавить, что миграция населения помимо преимуществ в условиях жизни зависит от сложившегося у определенной группы населения жизненного стандарта, т. е. от представления о том, что является нормой и какие отклонения от нормы являются преимуществами по сравнению с существующими условиями жизни.
На формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток культура, традиции, восприимчивость к их изменениям, т. е. этнические особенности групп населения.
Факторы миграции можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения их объективного существования и субъективного восприятия мигрантами.
К объективным факторам относятся социально-экономические (преимущества в условиях жизни, такие, как наличие рабочих мест, уровень дохода, наличие образовательных, медицинских учреждений, сервиса, культуры, а так же их доступность, доступность жилья) в стране -реципиенте, природные (климат, природные катастрофы), политические (вооруженные конфликты, политические решения, политическая дискриминация), демографические (перенаселение) в стране-доноре.
К субъективным факторам относятся жизненные стандарты (этническая принадлежность, ценности, традиции, обычаи и нормы).
К объективным факторам относится в первую очередь демографическая ситуация в стране-доноре. В республике с середины 1990 г. (и по прогнозам до 2005 г.) увеличивается численность экономически активного населения. Согласно утверждению академика В. Ходжабекяна, «рост предложения рабочей силы и порожденная этим напряженность на рынке труда с середины 90 -х обусловлены вступлением в трудоспособный возраст поколения, родившегося в течение 80 -х годов, когда ежегодно появлялось на свет в среднем 79-80 тыс. детей» [4]. Таким образом, с одной стороны, растет абсолютная численность вступающих в трудоспособный возраст и нуждающихся в работе, с другой стороны, снижается численность тех, кто переходит пенсионный рубеж, вследствие чего в ближайшей перспективе будет меньше свободных рабочих мест. Создается напряженность на рынке труда:
1) нехватка рабочих мест;
2) низкий спрос на профессионально квалифицированный труд;
3) моральное обесценивание профессионализма.
Объективным фактором выступают также диспропорции социально-экономического развития (высокогорные районы, пограничные районы, зоны бедствия, малые города республики).
Особое значение, и это признается всеми учеными, имеют экономические факторы [5], в основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни. «Главное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни», - справедливо отмечает Д.Д. Москвин. И далее: «К важнейшим факторам, определяющим уровень жизни населения, относятся такие как заработная плата... возможность приложения труда...» [6].
В.И. Переведенцев отмечает: «Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности, уровнях бытового обслуживания и т. д.» [7].
Основные проблемы, которые волнуют население республики Армения, - это материальные трудности, отсутствие рабочих мест, безработица, коррупция и взяточничество, экономические трудности, социальная незащищенность. Именно эти причины и стимулировали первоначальную мотивацию мигрантов. Все респонденты (безотносительно к их отношению к миграционной деятельности) в качестве причин, стимулирующих миграционную деятельность, называют материальные трудности (на первом месте), неустойчивое положение страны (на втором месте), беззащитность (на третьем месте). На четвертом месте для всех групп, кроме «постоянных» мигрантов, - невозможность самовыражения [8].
Таким образом, среди экономических факторов в первую очередь выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении социальных запросов.
Все остальные являются подчиненными по отношению к экономическим. Даже такие объективные, постоянно действующие факторы, как природные, в огромной степени определяют экономические условия, а значит, уже могут быть включены в многообразие экономических факторов.
Аналитики управления аппарата Совета Федерации подразделяют все факторы на две большие группы:
- факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий, будет выше, чем в регионе предыдущего проживания;
- факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли в регионе переселения условия для успешной адаптации.
Россия как основная страна-реципиент.
Не удивителен тот факт, что наиболее популярной страной въезда является Россия. Как страна-реципиент Россия привлекательна по ряду причин: во-первых, за 70 лет существования СССР сформировалась определенная сеть социальных связей: многие семьи приобрели родственников и друзей на территории России вследствие интегративной политики правительства. Во-вторых, отсутствует ощутимая проблема со знанием языка, а степень адаптации мигранта прямо зависит от того, насколько он владеет языком принимающего общества. В-третьих, отсутствие значимых ценностных барьеров. Россия является реальной страной для мигрирования не только для граждан Армении. Как показывают исследования в других странах СНГ, там наблюдается аналогичная картина [2].
Влияние притягивающих и отталкивающих факторов на характер миграции (результаты социологического исследования).
Мы провели социологическое исследование мигрантов, используя метод углубленного интервью.
Исследование позволило сделать вывод о том, что роль притягивающих и выталкивающих факторов не равновесна, и в зависимости от удельного веса каждого из факторов можно говорить о различных типах миграции, а также о различных результатах, в первую очередь для страны-реципиента.
При превалировании притягивающих факторов в процессе принятия решения мигрировать миграция несет добровольный характер. Если же главенствующие факторы выталкивающие, то миграция приобретает вынужденный характер.
Результаты исследования выявили две тенденции: молодое поколение (до 35 лет), мигрирует преимущественно под воздействием притягивающих факторов (уровень дохода, наличие рабочих мест, возможность карьеры, перспектива экономического развития страны, доступность образовательных, медицинских учреждений, образ жизни как ценностная категория), старшее же поколение мигрирует под воздействием выталкивающих факторов (низкий уровень дохода, отсутствие рабочих мест).
Отсюда интересное следствие, подтвердившееся эмпирическим путем: молодые мигранты и соответственно те, чья миграция обусловлена притягивающими факторами, добровольные мигранты, имеют более долгосрочные цели с точки зрения вертикальной и горизонтальной социально-экономической мобильности, развития своего экономического и социального потенциала (статуса) в России, чем представители других групп. У них выражены установки на получение высшего и средне -специального образования, на приобретение профессии, конкурентоспособной на российском, в част-
ности на омском, рынке труда. У этой группы более эффективно проходят процессы адаптации к новым социально-культурным условиям, что способствует интеграции мигранта в социальную среду рассматриваемого общества.
Вот наиболее типичные высказывания по этому поводу.
Трудовой мигрант, мужчина, 27 лет, бригадир, миграционный стаж 4 года: «Приехал сюда потому, что ритм жизни другой, перспективы совсем другие, скоро получу диплом инженера-строителя, уже смогу сменить работу, и денег получать смогу побольше, и уровень другой, здесь нужны работящие и, главное, непьющие, да и ответственнее мы».
Мигрант, мужчина, студент, 21 год, миграционный стаж 4 года: «.. .Посмотрим, как сложится, но я и семью хочу здесь завести, хотя отец очень против.».
Таким образом, индивид пытается самореализоваться в настоящих условиях, найти свою нишу в социальной структуре общества, определить и повысить свой социальный статус.
Для Армении результатом данного явления является потеря рабочей силы и воспроизводственного потенциала.
Для России - это наиболее оптимальное решение миграционных проблем.
Для второй группы мигрантов (респонденты старше 35 лет), чья миграция была обусловлена выталкивающими факторами, характерны краткосрочные цели максимального финансового обогащения. Наблюдается социальная обособленность, и соответственно низкий уровень интеграции в обществореципиент.
Трудовой мигрант, мужчина, слесарь, 52 года, миграционный стаж 6 лет: «.Уехал из дома потому, что там жить невозможно, одному еще можно концы с концами свести, но надо же и семью кормить . конечно, хочется, чтобы работа была чище, а зарплата - побольше, но это у молодежи есть время выбирать и учится, а мне надо семью кормить. У меня же еще мать с сестрой в Армении . все равно одной мыслью живу, что на старости лет домой уеду. »
Результат для страны-донора заключается в том, что снижается социальная напряженность и увеличиваются внешние инвестиции в отдельные домохозяйства.
Результат для страны-реципиента в неэффективном использовании трудовых ресурсов.
Таким образом, временной вектор социальной самореализации у двух групп имеет разную направленность (установка индивида во времени в точки зрения его самоидентификации как члена общества или социальной группы, восприятие своего статуса в социальной структуре общества, чувство принадлежности).
Временной вектор у первой группы направлен на Россию, причем как одномоментный (сегодня), так и перспективный (завтра). У второй же группы временной вектор имеет внешнюю направленность, причем в прошлое (оценивание себя как члена группы, к которой принадлежал в прошлом), что является дополнительным барьером его адаптации и интеграции в общество.
Были респонденты, у которых вообще не определялась направленность, что проявлялось в полной апатии к социальной активности. «Мне все равно где жить, хоть здесь, хоть там, ни здесь себя человеком не чувствуешь ни там».
Человек превращается из члена общества в обособленную единицу, что может привести к дисфункциональным последствиям, например, в виде девиантного поведения.
Таким образом, в одном случае страна-реципиент, в данном случае Россия, рассматривается как средство решения проблемы, в другом - цель, что естественно отражается на эффективности и результатах миграции с точки зрения страны-реципиента.
Подводя итоги, отметим следующее. Реакция населения на изменение условий жизни в форме переселений наступает настолько быстро и адекватно, что, во-первых, зачастую не удается адаптировать к наступившей реакции социально-экономическую структуру и инфраструктуру как принимающих, так и теряющих население регионов, а, во-вторых, сманеврировать с помощь арсенала правовых и экономических инструментов для смягчения негативных последствий наступления такой реакции. Это зачастую превращает миграционные процессы из позитивного компонента социально -экономического развития, что составляет внутреннюю природу экономических миграций, в свою противоположность.
Таким образом, не сама по себе объективная реакция населения на изменение условий жизнедеятельности, выступающая в форме его территориального перемещения приводит к негативным последствиям в различных формах, а неумение управленческих структур адекватно подготовиться к миграционным процессам и использовать их потенциал в позитивном направлении. Для реализации последнего необходимо тщательное и разностороннее изучение процессов миграции.
1. Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе // Аналитический вестник. № 1(221) / Аналитическое управление аппарата Совета Федерации, М., 2004.
2. Например: Прибыткова И.М. «Трудовая миграция населения Украины в условиях трансформации экономических отношений / Трудовая миграция в СНГ»; Малиновская Е.А. Поездки за границу как стратегия выживания в условиях переходного периода: опыт Украины; Максакова Л.П. Экспорт рабочей силы из Узбекистана; Юнусов А.С. Трудовая миграция из Азербайджана: стратегии интеграции в рынки труда и риски.
3. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономическая социология: вопросы и ответы. Минск, 2001.
4. Ходжабекян В. Возможности регулирования миграции населения Республики Армения // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
5. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграции. М., 1990.
6. МосквинД.Д. Население СССР: вопросы миграции. М.: Наука, 1991.
7. Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Новосибирск: Наука,
1966.
8. Арутюнян Л.А. Трудовая миграция населения Армении: средство предотвращающее бедность // Трудовая миграция в СНГ. М., 2001.
УДК: 352:354
А. В. Гурницкая
Омский государственный университет
МЕСТО И РОЛЬ РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕТСТКОЙ РОССИИ
This article tells about repression system used in Soviet Russia. It is about structure of this system and they position in state management system. About transformations of this system. And their role in Soviet government.
В истории Советского государства немаловажную роль играли репрессивные органы управления. В процессе функционирования они занимали ключевые позиции в Советском государственном аппарате, их роль заключалась прежде всего в реализации интересов правящей партии методом прямого принуждения и террора. Репрессивным органам отводилось значительное место в системе государственного управления Советской России. Они являлись гарантом удержания власти в руках правящей партии, поэтому пронизывали все сферы общественной жизни, непосредственно влияя на социальные, экономические и политические процессы, происходившие в рассматриваемый период. Репрессивные органы осуществляли контроль за всеми центральными органами управления, а также имели свои представительства на местном уровне.
В первые годы Советской власти на территории РСФСР была создана сеть ВЧК. Основы развития структуры ее центрального аппарата, на многие годы вперёд определившие организационное строение аппарата управления органами госбезопасности, были заложены в 1921 г. Именно в этом году окончательно сложилась система важнейших оперативных подразделений, и произошло распределение их обязанностей (см. рис. 1). На протяжении существования ВЧК её структура постоянно менялась, пополняясь новыми подразделениями. Но выполняемые ею функции оставались неизменными. Комиссия имела оперативные и следственные функции, вместе с тем она могла применять в административном порядке и прямые меры воздействия.
6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В автономных республиках и областях при соответствующих ЦИК и в губерниях при исполкомах Советов создавались политические отделы, а в армии и на флоте - Особые отделы.
Отказ от чрезвычайных мер «военного коммунизма», поиск организационных форм и методов деятельности, соответствующих новым условиям жизни страны, а также режим жесточайшей экономии и сокращение административно-управленческих расходов определили происходящие в 1934 г., организационные и функциональные изменения в системе репрессивных органов. Вследствие этого функции, выполняемые ОГПУ, были переданы в ведомство НКВД (см. рис. 2).