Богданов, А.М. (2016). Факторы трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию. Вопросы инновационной экономики, 6(2), 107-122. doi: 10.18334/vinec.6.2.35355
Язык публикации: русский
Russian Journal of Innovation Economics, 2016, Volume 6, Issue 2
The transformation factors of business models of the enterprises producing science-
intensive products
Aleksandr Bogdanov
ABSTRACT_
Within the frames of the article, certain factors considerably influencing on the global transformation of the science-intensive companies' business models (including the genetic companies) have been considered. The author presents his own definition of a company's business model. The analysis of the degree of influence of the identified factors on the activities of the domestic and foreign companies given the current political and economic situation has been performed. The author has also developed the recommendations for science-intensive companies as for the strategic planning of business-models.
KEYWORDS_
business model, science-intensive products, genetic companies, distribution channels, environmental factors, corporate management
CITATION_
Bogdanov, A.M. (2016). The transformation factors of business models of the enterprises producing science-intensive products . Russian Journal of Innovation Economics, 6(2), 107-122. doi: 10.18334/ vinec.6.2.35355
JEL: L00, L10, L19 Original Research Language: Russian
Received: 02 Jun 2016, Published: 30 Jun 2016
© Bogdanov A. / Publication: Creative Economy Publishers
This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► the first factor facilitating the transformation of business models of the companies producing science-intensive products is the development of telecommunication technologies and Internet
► another very important aspect of the information technology development is the use of Internet as one of the channels for distribution of goods and services
► another factor is the manifestations and consequences of macroeconomic shocks and crises.
► the third factor is changes in the competitive environments
► changes in values of the society, life quality and level constitute another considerable factor for transformation of the genetic companies' business model
► the most important aspect pre-determining the degree of influence of certain factors is the characteristics of the company's business model itself: the development degree and utilization rate of distribution channels, the way of improvement of the existing products and development of the new ones, management organization, business processes
Вопросы инновационной экономики, 2016, Том 6, Выпуск 2
Факторы трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию
Александр Богданов '
АННОТАЦИЯ_
В рамках статьи были рассмотрены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на глобальную трансформацию бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию, в том числе генетических компаний. Дается собственное определение бизнес-модели компании. Проведен анализ степени влияния выявленных факторов на деятельность отечественных и зарубежных компаний с учетом современных политико-экономических реалий. Разработаны рекомендации для наукоемких компаний по стратегическому планированию развития бизнес-моделей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
бизнес-модель; наукоемкая продукция; генетические компании; каналы сбыта; факторы внешней среды; корпоративное управление
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Богданов А.М. (2016). Факторы трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию. Вопросы инновационной экономики, 6(2), 107-122. Со1: 10.18334Мпео.6.2.35355
JEL: L00, L10, L19
Язык публикации: русский
© Богданов А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► первым фактором, способствующим трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию, является развитие телекоммуникационных технологий и сети Интернет
► другим крайне важным аспектом развития информационных технологий является использование сети Интернет как одного из каналов осуществления продаж и продвижения товаров и услуг
► еще одним фактором являются проявления и последствия макроэкономических шоков и кризисов
► третьим фактором являются изменения конкурентной среды
► существенным фактором трансформации бизнес-модели генетических компаний выступает изменение ценностей общества, а также качества и уровня жизни
► наиболее существенным аспектом, определяющим степень влияния тех или иных факторов, являются характеристики самой бизнес-модели компании: насколько развиты и в какой степени используются каналы продвижения, каким образом формируется существующий и разрабатывается новый продукт, организовано управление, бизнес-процессы
Об авторах:
Богданов Александр Михайлович, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; директор по развитию и маркетингу, ООО «Сесана» ([email protected])
Введение
В последние десятилетия интенсивность изменений во внешней среде многократно возросла. Быстрота и кардинальность изменений вынуждает компании приспосабливаться не только к новым условиям деятельности, но и к постоянным изменениям как таковым. К примеру, если возросло количество конкурентов на определенном рынке, возникает необходимость не только осуществлять постоянный мониторинг ценообразования, их медиактивности, но и реагировать на эту активность, что отразится на организационной структуре предприятия в виде создания новых подразделений.
Все больше компаний уделяют внимание стратегическому развитию и бизнес-проектированию, поскольку результаты подобной деятельности позволяют организации существовать в долгосрочной перспективе. Существенным фактором успеха компании становится правильный выбор бизнес-модели, в соответствии с которой организация осуществляет стратегическую, тактическую и оперативную деятельность.
Термин «бизнес-модель» вошел в экономическую науку сравнительно недавно, и поэтому к данному моменту не сложилось общепринятой формулировки его значения. Один из наиболее уважаемых классиков менеджмента, Питер Друкер, использовал схожий термин «теория бизнеса» и трактовал его как совокупность предположений о деятельности компании1. Другой американский ученый, Клэйтон Кристенсен, автор концепции «прорывных инноваций», вкладывает в понятие «бизнес-модели» несколько составляющих: ценностное предложение, формула получения дохода, основные ресурсы компании и ключевые бизнес-процессы2.
Наше понимание бизнес-модели так же формируется из нескольких составляющих: прежде всего, это совокупность принципов разработки и продвижения продуктов (товаров или услуг) на рынок, а
1 Питер Ф. Друкер. Теория бизнеса (англ.). Harvard Business Review, 1994.
2 Марк В. Джонсон, Клейтон М. Кристенсен, Хэнинг Кэгерманн. Обновление бизнес-модели. Harvard Business Review, 12, 2008.
также способ осуществления управления компанией, который напрямую зависит от ее внешнекорпоративной деятельности. Иными словами, это определение можно описать следующей формулой: продукт + управление + продвижение = бизнес-модель.
Компания может выпускать новые продукты, менять топ-менеджмент, вносить изменения в стратегию рекламных компаний и осуществлять многие другие стратегические изменения, от которых бизнес-модель компании не претерпит изменений. Однако существуют такие условия, при которых способ организации внутреннего и внешнего ведения дел вынужден трансформироваться.
Первым фактором, способствующим трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию, является развитие телекоммуникационных технологий и сети Интернет. На деятельность большинства компаний это оказало существенное влияние, причем сразу по двум направлениям деятельности: корпоративное управление и продажи. Благодаря внедрению электронного документооборота, систем коммуникации, платформ по оптимизации бизнес-процессов, облачных хранилищ данных, IP-телефонии, а также CRM, значительно ускорились и стали легче многие аналитические и управленческие процессы. Таким образом, ведение существенной части корпоративных дел оказалось возможным в режиме онлайн, что позволило осуществлять планирование и контроль дистанционно, улучшив тем самым и качество управления.
Согласно исследованиям компании J'son & Partners Consulting, к 2020 году в России доля сотрудников, работающих удаленно, составит 20%3. На данный момент экономический эффект от удаленной работы сотрудников на всей территории страны составляет 94 млрд рублей в год; 18% всех работающих дистанционно сотрудников приходится на отрасль продаж, 14% - IT и телеком, 12% - промышленные предприятия. Сотрудники сервиса автоматизации и оптимизации бизнес-процессов компаний «Битрикс 24» провели опрос сотрудников российских компаний, по результатам которого 76% опрошенных подтвердили
3 Данные компании «Битрикс» https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiya-sekonomit-bolee-1-trln-rubley-ot-perekhoda-na-distantsionnuyu-.php.
влияние информационных продуктов на экономическую эффективность в дистанционной работе.
Другим крайне важным аспектом развития информационных технологий является использование сети Интернет как одного из каналов осуществления продаж и продвижения товаров и услуг. По сути, интернет является местом, где концентрируется целевая аудитория практически всех рынков. Это уникальная возможность позволяет бизнесу сузить географию своей деятельности по В2С продвижению товаров и услуг. В последние 10-15 лет сеть Интернет многократно увеличилась в размерах, что позволило превратить ее из одной небольшой точки контакта с целевой аудиторией в совокупность множества больших точек контакта.
Бизнес-модели большинства компаний отечественного рынка изменились под воздействием развивающейся сети Интернет. Многие компании перепрофилировали свою деятельность, сменив соотношение каналов продаж, организационную структуру, содержание и параметры продуктов, то есть изменили свою бизнес-модель.
Генетические компании имеют особенности в продвижении своих исследований. Значительная часть линейки генетических исследований имеет высокую стоимость, сравнимую со среднемесячной заработной платой в России, а зачастую и превышает ее. В связи с этим пациенты относятся к выбору генетической компании более тщательно и обращают внимание на репутацию, содержательные аспекты, конкурентные преимущества.
Очевидно, что большее доверие вызывают те компании, которые присутствуют в конкретном регионе. Подобное присутствие может проявляться в виде медицинского центра, филиала или другой форме официального представительства. Уровень развития современных коммуникационных технологий и интернета позволяет присутствовать на всей территории России, проводить генетические исследования и оказывать медицинские услуги в области генетики удаленным способом. Генетическим компаниям достаточно хорошо организовать элементы федеральной инфраструктуры для того, чтобы обслуживать потребности пациентов на всей территории России: продвижение, обработка
поступающих вызовов, проведение консультаций, логистика. Отметим, что для проведения консультации врача-генетика в большинстве случаев личное присутствие врача при осмотре пациента не требуется, а достаточным является наличие качественных изображений или видео. Именно поэтому широкое применение получает онлайн консультация врачей-генетиков города Москвы для пациентов из регионов. Таким образом, развитие коммуникационных технологий и сети Интернет позволяет не только осуществлять проникновение генетических компаний на рынок более быстрыми темпами, но организовывать более качественную доставку генетический продуктов практически по всей территории России.
Еще одним фактором, оказывающим значительное влияние на трансформацию бизнес-моделей организаций, производящих наукоемкую продукцию, являются проявления и последствия макроэкономических шоков и кризисов. Воздействие может быть как прямым, так и косвенным, в зависимости от объекта, который в наибольшей степени подвержен влиянию нестабильности. Если в стране возрастает уровень безработицы, то это сказывается на платежеспособности спроса и, соответственно, на его величине для всей экономики, что, в свою очередь, оказывает влияние на деятельность отдельно взятых компаний - пример косвенного воздействия макроэкономической нестабильности. В данном случае предпринимаемые руководством компании тактические изменения могут не в полной мере компенсировать негативное влияние внешней среды, что является предпосылкой к поиску новых каналов сбыта, смене (корректированию) реализуемого продукта или изменению бизнес-процессов, то есть смене бизнес-модели организации.
Макроэкономическая нестабильность оказывает меньшее влияние на товары и услуги первой необходимости. Наукоемкая продукция, которой являются, в том числе, медицинские препараты, методы диагностики и лечения, генетические исследования, несмотря на высокую стоимость, также обладают спросом низкой эластичности, что позволяет компаниям не вносить существенные изменения в корпоративную бизнес-модель.
Значительное число компаний предпочитают не менять уже зарекомендовавшую себя бизнес-модель на период кризиса, а предпринять «пережидающие» действия: сократить неэффективные траты, численность персонала, заморозить производство на определенное время. Однако зачастую окончание нестабильности не возвращает рынок на докризисный уровень, а вносит существенные коррективы в поведение потребителя, конкурентов, регламентирование тех или иных процессов.
Один из крупнейших ритейлеров на российском рынке, X5 Retail group, вынужден был внести изменения в бизнес-процессы, изменить конфигурацию магазинов, чтобы приспособиться к новым макроэкономическим вызовам. По словам Елены Милиновой, финансового директора сети, компания была вынуждена изменить частотность поставок, принципы мерчендайзинга и другие важные бизнес-процессы, однако это позволило кардинально изменить магазины для покупателя4. Таким образом, бизнес-модель может и не нуждаться в смене или глобальной перестройке, однако если макроэкономическая нестабильность оказывает значительное влияние на потребителя, поставщика или других стейкхолдеров, бизнес-модель компании или ее элементы необходимо скорректировать.
Генетические компании в меньшей степени подвержены риску макроэкономических шоков, поскольку данный рынок находится в стадии активного формирования и развития благодаря еще неполноценному распространению генетических продуктов по всей территории страны и среди всех групп целевой аудитории.
Тем не менее, затяжные макроэкономические шоки и нестабильности способны оказать существенное влияние на бизнес-модель генетических компаний. В связи с тем, что в период кризиса и экономических шоков платежеспособность населения снижается, а также учитывая высокий уровень цен на рынке генетических исследований, очевидно, несмотря на высокую важность генетических продуктов для потребителя, спрос на них непременно скорректируется.
Информационное агентство «Интерфакс» http://www.interfax.ru/interview/502469.
Компании будут вынуждены переориентировать большинство своих исследований на менее обеспеченную группу населения и сделать их более доступными, что приведет к снижению качества диагностики.
Таким образом, рынок генетических исследований будет переориентирован на менее профессиональные и более доступные тесты. Кроме того, это окажет негативное влияние на финансирование фундаментальных разработок, что также не позволит компаниям активно продвигать новые исследования, изменит баланс R&D и продакт-менеджмента, что приведет к трансформации бизнес-модели.
Третьим фактором, влияющим на трансформацию бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию, являются изменения конкурентной среды. Под конкурентной средой мы будем понимать совокупность всех представленных на рынке независимых продавцов, находящихся в непрерывной конкуренции за право продажи товаров или услуг потребителю. Уровень конкуренции на рынке определяется количеством компаний, их активностью, продолжительностью соперничества по линейке продукции, а также интенсивностью по видам конкурентной борьбы (ценовая, неценовая конкуренция).
Существует множество конкурентных стратегий, каждая из которых основывается на целях компании, анализе факторов внешней и внутренней среды, конкурентных преимуществ. Если компания является единственной организацией, представленной на рынке определенного товара или услуги, как это часто бывает с наукоемкой продукцией, то она стремится максимально быстро и широко осуществить продвижение своего продукта, чтобы к моменту появления аналогичного товара или же его субститута сформировать лояльную целевую аудиторию и затруднить процесс продвижения конкурентов.
Чаще всего при изменениях в конкурентной среде рынка компании не вносят существенных корректив в свою бизнес-модель: они могут изменить стратегию позиционирования, начав экспансию по всей линейке или выбрав узкую специализацию, кооперацию и другие конкурентные стратегии. Однако могут произойти такие изменения,
которые подтолкнут большинство компаний рынка к трансформации бизнес-моделей.
Примером трансформации бизнес-модели может послужить деятельность компании Nokia. Помимо бизнеса мобильных устройств, компания также занималась разработкой программного обеспечения для своей линейки смартфонов: совместно с другими компаниями рынка была основана компания Symbian, разрабатывавшая одноименное ПО. В связи с тем, что подобный бизнес не был для компании наиболее приоритетным, в скором времени успехи конкурентов компании Nokia демонстрировали несостоятельность платформы Symbian. В 2009 году компания заключила партнерское соглашение с корпорацией Microsoft о разработке совместного ПО Microsoft Mobile Office. В 2011 году финская компания объявила о полном переводе своих мобильных устройств на платформу Windows Phone, а в 2013 году корпорация Microsoft объявила о приобретении подразделения мобильных устройств Nokia. Таким образом, первоначальная трансформация бизнес-модели под воздействием конкурентной среды привела компанию Nokia к ее фактическому поглощению через один из видов бизнеса.
Для генетических компаний конкурентная среда представляет собой матрицу, состоящую из генетических исследований с одной стороны (линейки продуктов) и каналов продвижения (В2С, В2В) с другой стороны. Если активность конкурентов по тем или иным исследованиям и каналам продвижения вытесняют компанию из данного сегмента, то она вынуждена подстраивать свою бизнес-модель под новые приоритетные продукты и каналы.
На текущий момент все генетические компании максимизируют свое присутствие во всех продуктовых нишах, а также во всех каналах продвижения, поскольку стремятся как можно скорее освоить весь рынок. К тому моменту, когда вся целевая аудитория будет охвачена, те или иные компании могут иметь более выгодные позиции в отдельно взятых сегментах рынка. К примеру, лаборатория «Биопапа» является одним из лидеров рынка тестов по определение отцовства и родства, особенно в сегменте В2С продаж. Это в значительной степени затрудняет вход на рынок компаниям, нацеленным на конечного
потребителя, поэтому многие конкуренты большее внимание уделяют В2В каналу и работой с юристами, судмедэкспертами. Таким образом, они трансформируют свою бизнес-модель в зависимости от конкурентных особенностей рынка.
С другой стороны, корпорация Microsoft, ориентированная на создание программного обеспечения для различного рода электронных устройств, вкладывает существенные инвестиции в новые технологии. Идет ожесточенная конкурентная борьба в сфере разработок новых технологий. Направление R&D давно стало неотъемлемой частью крупных транснациональных компаний и самостоятельным направлением бизнеса. Разработка новых технологий придает значительный импульс развитию всех сфер общества, и поэтому технологические достижения также являются фактором трансформации бизнес-моделей компаний, производящих наукоемкую продукцию.
В 2013 году корпорация Microsoft вложила в разработку новых продуктов и технологий 10,4 млрд долларов, что составляло 13,4% от общей выручки компании, являвшейся на тот момент крупнейшим R&D-инвестором среди разработчиков программного обеспечения и интернет-технологий5. Именно постоянное совершенствование технологий и инноваций помогают корпорации оставаться одной из крупнейших компаний в мире и осуществлять экспансию в новые для себя направления бизнеса.
Главное ее изобретение, операционная система Windows, стала настоящим прорывом и оказала влияние на рынки всего мира. Множество компаний впоследствии не только оптимизировали некоторые бизнес-процессы, но и трансформировали свои бизнес-модели: к примеру, производители компьютерной техники сделали В2С канал продаж более приоритетным для себя, а это значит, что был изменен подход к реализации продукции, то есть бизнес-модель.
Фундаментальные разработки для медицины в целом и для рынка генетических исследований в частности не менее важны, чем для IT-сектора. Отметим, что генетическая компания может и не являться
5 По данным журнала Fortune http://fortune.com/2014/11/17/top-10-research-development/.
генетической лабораторией, а лишь провайдером, поставщиком технологий на рынок. Именно поэтому технологическое развитие анализа ДНК актуально, в первую очередь, для генетических лабораторий, поскольку R&D разработки и есть их основной продукт.
Для генетических компаний, которые не обладают технологиями и не ведут научные разработки, новые инновационные технологии являются не только новым продуктом для продвижения. Если раньше некоторые генетические компании осуществляли продвижение исследований преимущественно через В2В канал, а также информирование врачей, то с появлением на свет в 2012 году новой технологии отделения ДНК плода от ДНК матери начиная с 9 недели беременности бизнес-модели многих компаний были трансформированы. Появился генетический тест, продвижение которого стало возможным адаптировать для пациентов ввиду понятности технологии и сути самого теста. Генетические компании не только изменили организационную структуру, наделив большими полномочиями отделы маркетинга по В2С продвижению, но и изменили подход к формированию продукта, продакт-менеджменту.
Нельзя не упомянуть о политическом факторе как одной из причин возможной трансформации бизнес-модели компании, производящей наукоемкую продукцию. В этом же контексте можно рассматривать изменения регламентов, стандартов и других законодательно закрепленных документов. К данному фактору также можно отнести изменения в законодательстве, структуре органов исполнительной власти, а также более радикальные изменения - формы правления, политического режима и т.д. В связи с тем, что политическая среда во многом определяет развитие экономики страны в целом и предпринимательства в частности, многие отечественные компании вынуждены были трансформировать свою бизнес-модель с момента начала действия двусторонних ограничительных мер в торгово-экономической сфере между Россией и некоторыми европейскими странами, а также США, Канадой, Австралией (далее - санкции). По политическим мотивам произошло изменение конкурентной среды во многих отраслях экономики России: доступ на рынок в виде импорта многим компаниям был закрыт. Отметим, что подобное изменение
внешней среды не относится к конкурентным факторам трансформации бизнес-модели, поскольку его природа лежит за пределами борьбы компаний за потребителя.
Рынка генетических исследований санкции не коснулись, тем не менее, учитывая огромную роль, которую играют крупные американские лаборатории на российском рынке, такие как Ariosa, Natera, потенциально политический фактор может оказать существенное влияние на бизнес-модели отечественных генетических компаний.
Еще одним существенным фактором трансформации бизнес-модели генетических компаний выступает изменение ценностей общества, а также качества и уровня жизни. В экономически развитых странах доверие и понимание важности не только генетических исследований, но и медицины в целом находится на значительно большем уровне, нежели в нашей стране. Если в среднем в России население готово потратить 0,8% своего дохода на медицинские услуги, то среднестатистическая семья в США готова платить не менее 15% своего заработка6. Улучшение качества и уровня жизни не только позволит населению обрести материальное благополучие, но и изменить подход к себе и своему здоровью - сделать его большей ценностью и объектом инвестиций. Если и когда такое произойдет, рынок генетических исследований не только значительно расширится, но и существенно возрастет важность и доля В2С канала, продвигающего генетические продукты напрямую потребителям.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что перечисленные факторы могут оказывать дифференцированное влияние на те или иные организации. Это зависит от масштабов деятельности компании, ее величины (обороты, количество персонала, производственные мощности), сферы деятельности, скорости реакции на
6 По данным Гильдии маркетологов http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/srednijj-klass-gotov-platit-za-kachestvennuju-meditsinu/.
изменения и т.д. Однако наиболее существенным аспектом, определяющим степень влияния тех или иных факторов, является характеристики самой бизнес-модели компании: насколько развиты и в какой степени используются каналы продвижения, каким образом формируется существующий и разрабатывается новый продукт, организовано управление, бизнес-процессы.
Если генетическая компания ориентирована на продвижение своих исследований напрямую конечному потребителю, то она в большей степени подвержена макроэкономическим и социальным рискам, а делая ставку на В2В канал, ее деятельность будет подвержена более агрессивной конкурентной среде.
Трансформация бизнес-модели может оказаться не только сложным в исполнении, но и достаточно инвестиционно затратным процессом. В связи с этим на начальном этапе построения бизнес-модели необходимо учитывать все риски, которые не только могут привести к незначительной коррекции стратегии продвижения, политики компании в какой-либо области, но и способны трансформировать ее бизнес-модель. Подобная трансформация всегда сопряжена с определенным риском неудачи, которая может привести к краху всего бизнеса. Именно поэтому предпринимателям необходимо заранее просчитывать стратегию и точки выхода из бизнеса, поскольку именно такое решение может оказаться в большей степени экономически целесообразным, нежели трансформация бизнес-модели компании.
ИСТОЧНИКИ
1. Андреев А.Л. Использование открытых бизнес-моделей в управлении инновационной
деятельностью предпринимательских структур // Экономика и управление. - 2009.
- №12. - С.121-124.
2. Ведерников М.Е. Трансформация бизнес-процессов и бизнес-моделей под влиянием
новых ИТ решений // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - №53. -
С. 32-34.
3. Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О'Нил Стратегическая гибкость. Менеджмент в
условиях нестабильности. - СПб: "ПИТЕР", 2005.
4. Гильдия маркетологов http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/srednijj-klass-gotov-
platit-za-kachestvennuju-meditsinu/.
5. Журнал Fortune http://fortune.com/2014/11/17/top-10-research-development/.
6. Идиатуллов Т.Т., Чабаненко Е.Б. Малые инновационные предприятия в наукоемкой
продукции как феномен невозможного предпринимательства // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. -2014. - Т. 5. -№3 (21). - С. 76-81.
7. Информационное агентство «Интерфакс» http://www.interfax.ru/interview/502469.
8. Капустин Н.С. К вопросу научной новизны исследований бизнеса российских
совместных предприятий в инновационной экономике // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2013. - №4(3). - С. 161-170.
9. Компания «Битрикс» https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiya-sekonomit-bolee-1-trln-
rubley-ot-perekhoda-na-distantsionnuyu-.php.
10. Кохно П., Кохно А. Модели создания наукоемкой продукции // Общество и
экономика. - 2013. - №4. - С.92-108.
11. Марк В. Джонсон, Клейтон М. Кристенсен, Хэнинг Кэгерманн. Обновление бизнес-
модели. Harvard Business Review, 12, 2008.
12. Питер Ф. Друкер. Теория бизнеса (англ.). - Harvard Business Review, 1994.
13. Пухальский А.Н. Постановка функции стратегического управления в учреждении
здравоохранения [Текст] / А.Н. Пухальский / Отв.ред. В.Ф. Комаров. -Новосибирск: Дизайн науки, 2013.
14. Харитонова Г., Климчук А. Использование бизнес-моделей при управлении
компанией в условиях кризиса // Транспортное дело России. - 2009. - №6. - С. 105-109.