Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / РОССИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бактыбаева Айжан

Гуманитарное сотрудничество является одним из ключевых направлений кооперации между Россией и Казахстаном. Присутствие России на территории стран постсоветского пространства довольно обширно и многогранно. Многие зарубежные, российские и казахстанские ученые в своих трудах исследует деятельность «мягкой силы» России. На сегодняшний день все ключевые акторы международных отношений стремятся распространить свое влияние посредством «мягкой силы», а именно развитие своего гуманитарного, культурного, образовательного присутствие в регионах. Среди ученых и политиков существует мнение, что ключевые акторы международных отношений, крупные державы используют гуманитарное сотрудничество в качестве инструмента международных политических акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS HINDERING THE DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE RUSSIAN FEDERATION DURING EURASIAN INTEGRATION

Humanitarian cooperation is one of the key areas of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The presence of the Russian Federation on the territory of the post-Soviet countries is quite extensive and multifaceted. Many foreign, Russian and Kazakh scientists in their works explore the activities of the "soft power” of the Russian Federation. Today, all the key actors in international relations seek to spread their influence through "soft power”, namely, the development of their humanitarian, cultural, and educational presence in the regions. Among scientists and politicians, there is an opinion that the key actors in international relations, major powers, use humanitarian cooperation as an instrument of international political actions.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Постсоветские исследования. Т.4. № 5 (2021) ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Научная статья / Research article

Факторы, тормозящие развитие гуманитарного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в ходе евразийской

интеграции

А. Бактыбаева

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан

baktybayeva.aizhan@mail.ru

Аннотация. Гуманитарное сотрудничество является одним из ключевых направлений кооперации между Россией и Казахстаном. Присутствие России на территории стран постсоветского пространства довольно обширно и многогранно. Многие зарубежные, российские и казахстанские ученые в своих трудах исследует деятельность «мягкой силы» России. На сегодняшний день все ключевые акторы международных отношений стремятся распространить свое влияние посредством «мягкой силы», а именно развитие своего гуманитарного, культурного, образовательного присутствие в регионах. Среди ученых и политиков существует мнение, что ключевые акторы международных отношений, крупные державы используют гуманитарное сотрудничество в качестве инструмента международных политических акций.

Ключевые слова: Казахстан, Россия, евразийская интеграция, кооперация, гуманитарное сотрудничество, культурное взаимодействие, образовательное пространство.

Для цитирования: Бактыбаева А. Факторы, тормозящие развитие гуманитарного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в ходе евразийской интеграции. Постсоветские исследования. 2021;4(5):400-408.

Factors hindering the development of humanitarian cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation during Eurasian

integration

Aizhan Baktybayeva

Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan baktybayeva.aizhan@mail.ru

Abstract. Humanitarian cooperation is one of the key areas of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The presence of the Russian Federation on the territory of the post-Soviet countries is quite extensive and multifaceted. Many foreign, Russian and Kazakh scientists in their works explore the activities of the "soft power" of the Russian Federation. Today, all the key actors in international relations seek to spread their influence through "soft power", namely, the development of their humanitarian, cultural, and educational presence in the regions. Among scientists and politicians, there is an opinion that the key actors in international relations, major powers, use humanitarian cooperation as an instrument of international political actions.

Keywords: Kazakhstan, Russia, Eurasian integration, cooperation, humanitarian cooperation, cultural interaction, educational space.

For citation: Baktybayev A. Factors hindering the development of humanitarian cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation during Eurasian integration. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;5(4): 400-408. (In Russ.)

Среди зарубежных стран, согласно работам российских исследователей, сформировался отрицательный

внешнеполитический образ страны. Этому способствовала ситуация на Украине, активные действия России на Крыму и во многих других спорных и горячих точках. Однако гуманитарная составляющая и использование «мягкой силы» способствует улучшения образа агрессора во внешней политике России [Гринин 2014: 55-64]. Имидж России формируется благодаря следующим действиям:

- проведению и организации международных форумов;

- проведение международных спортивных событий;

- результат деятельности политиков и дипломатов;

- популяризация русской культуры, языка, православной церкви;

- продвижение российского образования;

- гуманитарная и экономическая помощь другим странам;

«Русский мир» является одним из ключевых направлений способствующий созданию положительного образа России на международной арене. Также речь идет о геополитическом аспекте. В 2021 г. будет 29-летие образования СНГ. Аналитики считают, что одно из самых главных достижений является сохранение деятельности организации. При формировании СНГ ожидалось, что данная деятельность была направлена на цивилизованный развод стран СССР. Однако благодаря трансформации международных отношений и

необходимости в экономическом, политическом, гуманитарном

сотрудничестве страны СНГ решили продолжить кооперацию в рамках данной организации [Международные отношения 2011].

На современном этапе интеграция предполагает «разноскоростной» и «разноуровневый» характер. Гуманитарная область является важным аспектом сотрудничества стран СНГ. Для России страны постсоветского пространства являются удобной и нужной площадкой для использования и распространения своей

«мягкой силы». Русский язык, русская культура способствовали вхождению России в Топ-30 наиболее влиятельных стран мира по использованию «мягкой силы». Рейтинг составляла известное PR-агентство Великобритании Portland [Великая 2012: 6373].

Наряду с положительными чертами гуманитарного сотрудничества необходимо выделить несколько факторов,

препятствующих распространению «мягкой силы» России на территории стран СНГ и в Республике Казахстан в частности:

1) Восприятие одного народа другим является уже сформированным отрицательным либо положительным образом. В частности, как упоминалось выше, образ современной Российской Федерации изменился после 2014 г. События на Украине повлияли на имидж РФ на территории стран СНГ и в Республике Казахстан частности. Сформировалась настороженность местного населения РК по отношению к северному соседу [Жильцов 2016: 7-15].

2) После распада СССР прошло уже более 30 лет и на территории постсоветских стран уже выросло новое поколение людей с другими ценностями и взглядами. Глобализация стала одной из ключевых мировых тенденций в обществе на сегодня. Среди молодежи Казахстана нарастает стремление изучать мировые языки, познавать мировую культуру. В приоритете является изучение английского, французского, немецкого, китайского и корейского языков. В РК функционируют различные институты, способствующие развитию изучения вышеперечисленных языков. Проводятся дни культуры, концерты, постановки, образовательные мероприятия. Активно работают посольства, заграничные учреждения мировых держав. К примеру, ежегодно проводится выставка высшего образования «Studiare in Italia», организованная посольством Итальянской Республики в Республике Казахстан. Благодаря данной выставке тысячи студентов со всех регионов Казахстана получают возможность узнать и обучится в университетах Италии.

3) Сокращение численности пользователей русского языка посредством внутренней политики стран. Русский язык является официальным в Республике Казахстан, а казахский язык государственным. В государственных учреждениях, в школах, в университетах на ряду с казахским языком используется официальный русский язык. Однако Правительство и Президент РК приняли решение перевести казахский алфавит с кириллицы на латиницу. Данные действия позволят увеличить узнаваемость казахского языка и сделают его более доступным для изучения в западных странах. Стоит заметить, что некоторые страны постсоветского пространства постепенно отходят от советского прошлого и более ориентируются на запад. В частности, Латвия хочет полностью отказаться от образования на русском языке. Наиболее распространенным и действенным методом вытеснения русского языка является отказ от обучения в школах и в университетах [Жильцов 2016: 7-15].

4) Следующая категория относится к вопросам кадрового устройства. Не многие носители русского языка, либо граждане РФ хотят работать на территории стран постсоветского пространства поскольку уровень зарплат довольно низок [Паламарчук 2017].

5) Отсутствие либо маленькое финансирования в государственных институтах, основной целью которых является распространения «мягкой силы» России. К данным структурам можно отнести: Русский мир, Русский век и Россотрудничество. Негосударственные учреждения также активно работают в данном направлении. К ним следует отнести: Читай Россию / Read Russia - премия Института перевода, Transcript - от фонда Прохорова, Фонд имени Горчакова и др.

Проблемы, с которыми сталкиваются страны СНГ в гуманитарных вопросах

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. -Москва, 2014. - 1014 с. [Электронный ресурс] //ЕАЭС: официальный сайт. - Режим

доступа:ЬИр5://оп1ше.7акоп.к2Моситеп1/?^с id=3156 5247

довольно серьезные. Однако они имеют свое решение. На сегодняшний день рассматривать евразийскую интеграцию также необходимо через призму ЕАЭС, так как данный союз имеет огромный потенциал в своем развитии. Несмотря на экономическую деятельность данной организации, гуманитарные вопросы также важны и имеют большое значение для развития интеграции. Для определения факторов, тормозящих и осложняющих развитие гуманитарного сотрудничества между Казахстаном и Россией необходимо в начале определить ключевые факторы, препятствующие гуманитарному и общему развитию интеграции в целом.

Евразийский экономический союз, который был образован в соответствии с Договором о Союзе от 29 мая 2014 г.,1 стал опорой успешного развития и гарантом обеспечения общих интересов государств членов - Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Процессы глобализации, глобальные вызовы, кризисы,

трансформация рынка торговли,

цифровизация имеют достаточно сильное влияние на Союз. В 2014 г. при учреждении Союза стоял вопрос об формате интеграции. Либо Союз будет гибким и сможет трансформироваться под изменяющийся рынок, либо Союз строго будет следовать договоренностям и канонам Договора 2014 г. Конечно же, Союз будет развиваться в любом случаи, однако строгое использование канонических соглашений не позволит полностью развить потенциал данной интеграции. В то же время выбор прогрессивного сценария развития требует постановки амбициозных задач,

формирования предложений и выработки новых решений для дальнейшего развития интеграции.

В 2016 г. в декабре главам государств ЕАЭС2 был представлен комплексный

2 Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС- Москва, 2014. -[Электронный ресурс]// ЕАЭС: официальный сайт. -Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/%D0 %94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4

доклад о деятельности работы Союза за 2 года. В данном докладе содержался анализ состояния интеграционных процессов и влияния новых вызовов, кризисов на интеграцию, а также вопросы будущего Союза, такие как дальнейшее развитие и углубление. Можно выделить три ключевых направления развития проблем евразийской интеграции. Первым ключевым

направлением является проблема реального сектора экономики. Целью ЕАЭС является создание благоприятных условий для развития и модернизации национальных экономик стран участников. Для достижение этой цели необходимо ликвидировать все барьеры для свободного движения товаров и услуг. К примеру, в ЕС функционирует правило четырех экономических свобод: свобода передвижения капитала, свобода предоставления услуг, свобода

передвижения лиц, свобода передвижения товаров.

Во-вторых, в ЕАЭС не функционирует на сегодняшний день единый интегрированный валютный рынок. Дальнейшее будущее интеграции будет зависеть от формирования единого общего финансового рынка, который в свою очередь будет напрямую влиять на развитие национальных экономик стран - участников ЕАЭС. Для этого необходим функциональный и

институциональный анализ таких сегментов рынка как - фондового, кредитного, валютного и страхового. Необходимо урегулировать и разработать поэтапный план по созданию евразийского банковского союза.3

В-третьих, необходима кооперация и единое видение будущего ЕАЭС у руководителей всех стран-участников интеграции. Необходимо определить все плюсы и минусы, угрозы и возможности перехода от Евразийского экономического союза к экономическому и валютному союзу с единой региональной валютой. Президент

%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%

BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D

0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0

%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0

%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB

%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8

%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%

B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-2018.pdf

России В.В. Путин поручил Правительству РФ и Банку России анализировать данную возможность и целесообразность перехода к такого рода интеграции. Однако необходимо заметить, что создание такого союза возможно только на высшем этапе интеграции и кооперации всех стран-

4

участников.

Одним из наиболее важных направлений развития евразийской интеграции становится культурологическая и социальная политика. Данная политика направлена на улучшение качества жизни и культуры стран-участников ЕАЭС. Необходимо провести системный анализ всех возможных проблем евразийской интеграции. Для определения возможных угроз интеграции можно рассмотреть почти 50-летнюю историю создания и функционирования Европейского Союза. Важным направлением развития евразийской интеграции является социальная и культурологическая политика, направленная на повышение уровня и качества жизни, культуры населения государств-участников [Кузьмина 2015: 4654].

Видение политиков, ученых зарубежных стран относительно ЕАЭС довольно положительные. Однако следует упомянуть, что изменения в экономике одной страны может повлиять на будущее всей интеграции. В частности, антироссийские санкции также замедляют развитие евразийской интеграции. Для решение данной проблемы необходимо модернизировать

сотрудничество стран-участников с региональными объединениями - БРИКС, АТЭС, ШОС и д.р. организациями на основе соглашения о партнерстве. Для полноценного развития евразийской интеграции следует минимизировать все возможные глобальные и региональные угрозы для экономики государств -участников.

3 Евразийский союз: проблемы и перспективы// Аналитический ресурс общественного Фонда эффективного партнерства (Кыргызстан) «Регион» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.region.kg/index.php?option=com content&v iew=article&id=575:2012-08- 07-08-35-48&catid=4:politika&Itemid=5

4 Там же.

Задачи и функции сотрудничества в гуманитарной сфере довольно обширны и разнообразны. Гуманитарное

сотрудничество выполняет роль

катализатора в социокультурном развитии казахстанского общества. Сотрудничество развивается в таких сферах как этно-конфессиональные отношения, медицина, спорт, национальная культура, средства массовой информации, социальная защита и занятость и многое другое. Данные приоритеты были зафиксированы в Программе гуманитарного сотрудничества РК и РФ от 15 февраля 2001 г. Сотрудничество происходит следующим образом: организация культурно-массовых мероприятий, проведение национальных праздников и выставок, спортивные мероприятия, встречи официального и полуофициального характера, проведение совместных вещательных телепрограмм, реставрация объектов культурного значения и многое другое.

Сотрудничество между РК и РФ происходит, как и на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций и интеграций. Культурно-гуманитарная сфера охватывает широкий спектр возможностей и имеет большой потенциал для успешного сотрудничества стран СНГ.

Культурно-гуманитарное сотрудничество является фундаментом развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Сотрудничество способствует улучшению межгосударственного диалога, становлению деловых и расширению культурных связей между людьми. Посредством культурно-гуманитарного сотрудничества достигается взаимопонимание между представителями разных культур [Развитие сотрудничества 2015].

Благодаря межгосударственному

гуманитарному сотрудничеству решаются следующие задачи:

- формирование единого культурного, образовательного, информационного пространства;

- популяризация и распространение русского языка и русской культуры;

- поддержание национальной самобытности русскоязычной диаспоры;

- сохранение духовных связей между народами постсоветского пространства;

Ситуация с русскоязычными диаспорами занимает одно из ключевых значений в гуманитарном сотрудничестве в рамках евразийской интеграции. Их положение напрямую зависит от статуса русского языка в данной стране. Есть несколько условий, которые являются обязательными для успешного развития интеграции. Среди них стоит выделить отсутствие дискриминации русскому языку в странах проживания русскоязычных диаспор. Необходимо предоставить полноценный доступ к получению образования на русском языке, возможность получать информацию из печатных и информационных изданий на русском языке [Пивовар, Гущин 2013: 76-88].

Для успешной реализации задач евразийской интеграции необходимо сохранение статуса русского языка и русской культуры в мире. Позиции русского языка имеют прямое отношение к распространению влияния России и продвижение ее национальных,

экономических и политических интересов.

Сегодня заметна тенденция ослабления позиций русского языка на территории стран постсоветского пространства. Причиной этому являются не только культурные проблемы, но и политические аспекты. Активные действия РФ на политической арене мешают распространению мягкой силы. Такая ситуация наблюдается на Украине, в странах Балтики, в странах Восточной Европы. Согласно оценкам экспертов, на сегодняшний день в странах ближнего зарубежья около 80 млн человек не говорят на русском языке, не интересуются русской культурой. Русский язык является важнейшим звеном для продвижения «Русского мира», «мягкой силы» РФ. Однако все больше и больше увеличивается количества людей, заинтересованных в западных странах, нежели чем в РФ. При такой же динамике, в скором будущем возможно страны соседи РФ будут нейтрально относиться к русскому языку и культуре, что в свою очередь отразится на положении русских меньшинств,

соотечественников в данных государствах.

Среди стран бывшего СССР у РФ наиболее дружелюбные отношения с Казахстаном. Позиции русского языка всегда были на высоком уровне, однако в последнее десятилетие у нас в стране намечается тенденция заинтересованности в изучении западных языков и западной культуры. В Казахстане наблюдается сокращение численности русской диаспоры, однако они и по сей день являются 2 группой по численности в нашей стране (25%).

Казахстан многонациональная страна, где 1 мая является днем единства всех народов Республики Казахстан. Данный праздник является государственным. При президенте Республики Казахстан функционирует консультативно-

совещательный орган «Ассамблея народов РК». Основными задачами данного органа является равенство всех народов и этносов и их законных интересов в соответствии с законодательством РК. Важность Ассамблеи можно определить по тому факту, что существует квота в Мажилис Парламента для членов АНК. В Казахстане живут представители 130 этносов, 26 религиозных конфессий. В Казахстане сохраняется мир между разными этносами и народами.

Среднее образование в Казахстане преподается на казахском, русском и английском языках. Из 7,5 тысяч школ, около 1,5 тысяч (20%) полностью являются русскими школами. Преподавание в вузах ведется на 3 языках: казахском, русском, английском языках. Молодые люди получившее образование на русском языке, будут лояльно относиться к РФ. Они будут осведомлены относительно русской культуры, истории, традициям.

Немаловажное значение имеет театральное искусство. В РК работают несколько десятков театральных групп.

Казахский язык также необходим в русских кругах. Намечается тенденция к увеличению заинтересованности изучения казахского языка в России. Основными потребители данных услуг являются бизнесмены и специалисты, которые сотрудничают с компаниями из Казахстана. Обучение казахскому языку ведется в Институте стран Азии и Африки при МГУ.

Однако РК планирует перейти на латиницу что показывает, что даже в лояльной к РФ стране наблюдается тенденция по снижению роли русского языка. Таким образом, в течение всего периода независимого существования Казахстан демонстрировал многогранное развитие межгосударственного

сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере и сохранял высокий статус русского языка однако на сегодняшний день статус русского языка ослаб и местное население РК стремится изучать английский и другие иностранные языки. Ослабление позиций русского языка является одним из факторов препятствующим развитию гуманитарного сотрудничества в рамках интеграции.

Следующим фактором, препятствующим развитию гуманитарного сотрудничества, является отсутствие специальных институтов и механизмов в рамках ЕАЭС. Акцент делается на экономическую составляющую. Игнорирование социального фактора существенно снижает прочность интеграционных связей, ставит под угрозу эффективное интеграционное

взаимодействие [Столетов, Чихарев 2013: 135-147].

Проблемы межрегионального

характера и приграничного сотрудничества также являются фактором, тормозящим гуманитарное сотрудничество в рамках евразийской интеграции между РК и РФ. Для полного функционирования евразийской интеграции необходимо изучить вопросы приграничного сотрудничества между странами. В рамках СНГ была разработана нормативно-правовая база по кооперации в данной сфере. Странами была принята общая совместная стратегия приграничного взаимодействия. Были созданы Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников Содружества и органы межотраслевого сотрудничества, обеспечивающие

координацию действий в различных секторах экономики [Жундубаев 2015].

Частный бизнес имеет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

непосредственную заинтересованность в развитии приграничного сотрудничества между странами. Многие проекты на границе финансируются посредством инвестиций от

частного бизнеса, поскольку

государственные бюджеты не

предусматривают либо финансируются в недостаточном количестве. Именно поэтому необходимо в рамках ЕАЭС выработать эффективную систему финансирования приграничного сотрудничества. К примеру, можно создать специальный фонд по опыту европейских стран. Средства фонда формировались бы за счет государственного бюджета, частного бизнеса и инвестиций от Евразийского банка развития.

Другой проблемой приграничного и межрегионального сотрудничества является неполная нормативно-правовая база законодательств РК и РФ. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве и «Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ не охватывают все вопросы и противоречия в межрегиональном сотрудничестве. Необходимо принятие отдельных законов, регулирующих данный аспект деятельности [Ювица 2017: 80-81].

Недостаточное обеспечение в информационно-аналитическом пространстве также является проблемой межрегионального сотрудничества. Первый президент РК, Елбасы Н.А. Назарбаев предлагал создать казахстанско-российский институт по мониторингу приграничного сотрудничества. Основными функциями данного института являлись бы:

- Мониторинг решений Форумов межрегионального сотрудничества;

- информационно-аналитическая работа;

- поддержка Межправительственной комиссии по приграничному сотрудничеству;

На межрегиональном уровне необходимо образование информационно-аналитических центров приграничного сотрудничества. Данные центры должны освещать деятельность приграничных служб, использовать интернет-источники,

средства массовой информации и печатные издания [Шапкин 2018: 245-252].

Вхождение РК в ВТО следует отнести к факторам, тормозящим развитие

5 Казахстан официально вступил в ВТО [Электронный ресурс] // Новости Казахстана. - Режим доступа:

сотрудничества между РК и РФ в рамках евразийской интеграции. Казахстан все более втягивается в орбиту глобализации -РК строит открытое демократическое общество, формирует либеральную экономическую систему, устанавливает обширные связи со многими государствами мира. 27 июля 2015 года стала исторически значимой для Казахстана. В этот день в Женеве Президент РК - Лидер нации - Н.А. Назарбаев подписал протокол о присоединении Казахстана к Всемирной торговой организации.

Главная сложность вступления Казахстана в ВТО заключалась в согласовании условий тарификации предусмотренных соглашениями с членами ВТО о доступе к рынку и тарифами Таможенного союза. Глава же государства в своем обращении к народу Казахстана подчеркнул, что в ходе переговоров удалось совместить требования ВТО и ЕАЭС, исходя при этом из национальных интересов. По истечении трех лет, когда Казахстаном будут соблюдаться условия тарификации, принятые во время переговоров с членами ВТО, состоится новый этап переговоров по сближению уровня пошлин в рамках ЕАЭС с последующей унификацией тарифа.5

Скорейшая координация усилий в гуманитарной сфере и реализация привлекательных проектов в рамках ЕАЭС представляется крайне необходимой мерой, а преимущества от участия стран в евразийских проектах должны перевешивать недостатки, иначе ЕАЭС будет неконкурентоспособным. Ориентация на постсоветское пространство не является единственным вектором развития стран-членов Союза, евразийская интеграция может стать препятствием на пути участия стран ЕАЭС в других международных проектах, примером чему является вступление Казахстана в ВТО.

Подводя итоги, стоить заметить, что между РК и РФ существуют определенные пробелы в развитии и становлении партнерства в рамках евразийской интеграции. При определении стратегии

http://finance.nur.kz/796085-kazakhstan-oficialno-vstupil-v-vto.html.

развития кооперации необходимо уделить культурно-гуманитарная сфера, сфера науки,

внимание следующим отраслям вопросы межрегионального и приграничного

взаимодействия - экономическая сфера, характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Великая А. Международное гуманитарное сотрудничество: политические аспекты отечественных и западных подходов // Право и управление XXI век. 2012. № 3.

Вербицкая Т.В. Международные соглашения и национальные правовые акты государств Центральной Азии: ожидание и реальность сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № l. С. 82-90.

Жильцов С. С. Евразийская интеграция: проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2016. №1.

Жундубаев, М.К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на современном этапе: характер развития, проблемы и перспективы: дис. ... канд. полит.наук: 23.00.04 / Жундубаев Марат Кунисбайулы. М., 2015. 240 с.

Кузьмина Е.М. Евразийский экономический союз: испытание кризисом // Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 1.

Международные отношения в Центральной Азии. События и документы / под ред. А.Д. Богатурова. М., 2011. 549 с.

Паламарчук А.В. Место и роль Евразийских молодежных объедений в гуманитарном сотрудничестве государств-членов ЕАЭС // Государственное Управление. 2017. №63.

Пивовар Е.И., Гущин А.В. Основные направления изучения постсоветской интеграции в российской историографии. // Вестник Российского государственного гуманитарного университет. Серия «Международные отношения. Зарубежное регионоведение». М., 2013. № 21 (122).

Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы, перспективы. (РСМД). М., №23. 2015. 47 с.

Столетов О.В., Чихарев И.А. Университеты как субъекты публичной дипломатии. //Геополитический журнал. 2013. № 2.

Шапкин М.Н. Российско-казахстанские отношения в контексте проектов возрождения Великого шелкового пути / Шапкин М.Н. // Национальная безопасность. 2018. № 2.

Ювица Н.В. Опыт и перспективы приграничного сотрудничества Казахстана и России // Вестник ОГУ. 2017. №8.

REFERENCES

Velikaya A. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe sotrudnichestvo: politicheskie aspekty otechestvennyh i zapadnyh podhodov // Pravo i upravlenie XXI vek. 2012. № 3. S.63-73.

Verbickaya T. V. Mezhdunarodnye soglasheniya i nacional'nye pravovye akty gosudarstv Central'noj Azii: ozhidanie i real'nost' sotrudnichestva s Rossiej v gumanitarnoj sfere // Postsovetskie issledovaniya. 2020. T. 3. № 1. S. 82-90.

ZHil'cov S. S. Evrazijskaya integraciya: problemy i perspektivy // Vestnik RUDN. Seriya «Politologiya». 2016. №1.

ZHundubaev, M.K. Prigranichnoe sotrudnichestvo mezhdu Respublikoj Kazahstan i Rossijskoj Federaciej na sovremennom etape: harakter razvitiya, problemy i perspektivy: dis. ... kand. polit.nauk: 23.00.04 / ZHundubaev Marat Kunisbajuly. M., 2015. 240 s.

Kuz'mina E.M. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz: ispytanie krizisom // Problemy

postsovetskogo prostranstva. 2015. № 1.

Mezhdunarodnye otnosheniya v Central'noj Azii. Sobytiya i dokumenty / pod red. A.D. Bogaturova. M., 2011. 549 s.

PalamarchukA.V. Mesto i rol' Evrazijskih molodezhnyh ob"edenij v gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv-chlenov EAES // Gosudarstvennoe Upravlenie. 2017. №63.

PivovarE.I., GushchinA.V. Osnovnye napravleniya izucheniya postsovetskoj integracii v rossijskoj istoriografii. // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universitet. Seriya «Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie». M., 2013. № 21 (122).

Razvitie sotrudnichestva s russkoyazychnoj nauchnoj diasporoj: opyt, problemy, perspektivy.

(RSMD). M., №23. 2015. 47 s. Stoletov O.V., CHiharev I.A. Universitety kak sub"ekty publichnoj diplomatii. //Geopoliticheskij zhurnal. 2013. № 2.

SHapkin M.N. Rossiîsko-kazahstanskie otnosheniya v kontekste proektov vozrozhdeniya Velikogo

shelkovogo puti / SHapkin M.N. // Nacional'naya bezopasnost'. 2018. № 2. YUvica N. V. Opyt i perspektivy prigranichnogo sotrudnichestva Kazahstana i Rossii // Vestnik OGU. 2017. №8.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Бактыбаева Айжан, магистр в области Aizhan Baktybayeva, Master of международных отношений, Казахский International Relations, Al-Farabi Kazakh национальный университет им. Аль-Фараби. National University. Almaty, Kazakhstan. Алматы, Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.